Двоеверие как результат христианизации Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 09:27, реферат

Краткое описание

Термин "язычество" имеет христианское книжное происхождение и применяется к верованиям различных народов. До эпохи христианизации язычество являлось универсальной системой верования, где весь быт человека тесно переплетался со сверхъестественным миром богов и духов природы. Во всех трудовых начинаниях, по понятиям древних славян, присутствовала сверхъестественная сила. Религия славян не однородна, это связанно скорее всего с территориальными особенностями и условиями жизни различных славянских народов

Содержание

Введение…………………………………………………..........................3
1.Языческие верования славян……………………………………..4
2.Пантеон Владимира………………………………………………9
3.Крещение Руси……………………………………………………11
4.Двоеверие на примере преемственности языческих богов и христианских святых.
Крестьянские праздники…………………………………………14
Заключение………………………………………………………………18
Список литературы……………………………………………………...19

Вложенные файлы: 1 файл

Крещение Руси.docx

— 42.63 Кб (Скачать файл)

Санкт-Петербургская Государственная

Художественно-промышленная Академия им. А.Л.Штиглица

Кафедра искусствоведения и культурологи

(секция: социально – экономических  дисциплин)

 

 

 

Реферат

по истории отечества

Тема: Двоеверие  как результат христианизации Руси

 

 

 

 

 

Выполнила: Помехина  А.А.;ИО-11

Научный руководитель: Романова А.В.

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2012

 

Содержание

Введение…………………………………………………..........................3

  1. Языческие верования славян……………………………………..4
  2. Пантеон  Владимира………………………………………………9
  3. Крещение Руси……………………………………………………11
  4. Двоеверие на примере преемственности   языческих богов и христианских святых.

Крестьянские праздники…………………………………………14

Заключение………………………………………………………………18

Список литературы……………………………………………………...19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

                                                                                         Трудно веровать в единственного Бога

                                                                                 Прогневится и тебя прогонит  прочь,

                                                                                 На Олимпе же богов бессмертных  много 

                                                                                 Кто-нибудь, да согласится нам  помочь.

                                                                                                        (Александр Городнитский)

    Сколько помню  себя маленькой, со всех сторон, начиная со сказки на ночь, меня окружают языческие образы, начиная от бабы-яги, кощея  бессмертного и детских игр  в ладушки до наделения каждой  части живого и не живого  какими-то свойствами. Получается что то, что мы сейчас называем «язычеством» входило в нас с самого младенчества. Стоит нам придти в церковь первое, что мы видим это огромное количество икон, которые наделяются  абсолютно теми же свойствами, что и идолы в пантеоне. Откуда берется обожествление и наделение святых достоинствами, которыми были наделены языческие Боги? Возьмем для примера культ Богоматери, в православной церкви она занимает центральное место. Она приняла на себя то, что  раньше предназначалось  языческой богини Мокоши. Христианская Богородица стала восприниматься с чисто языческих позиций. Верующие  выдвинули ее как заступницу и покровительницу в делах первоочередной важности .

    В данной работе  я  попытаюсь разобраться, как и по какой  причине начало происходить взаимопроникновение язычества и христианства после крещения. Для этого я рассмотрю сам процесс крещения, как он проходил, что предшествовало ему. Дам краткое описание языческих верований славян. На примере преемственности языческих богов с христианскими святыми и крестьянских праздников рассмотрю проникновение двух религий.

     Собирая материал для реферата, я опиралась на несколько источников:

Н.М.Карамзин «История государства  Российского»; И.Я.Фроянов «Загадка крещения Руси»; Б.А.Рыбаков «Язычество древней Руси»; С.Н.Синегубов «Жизнеописания»; М.Б.Свердлов «Домонгольская Русь»

Безусловно, незаменимым ресурсом современных данных о рассматриваемых мною вопросах был интернет.

 

                                 Язычество древних славян

Термин "язычество" имеет христианское книжное происхождение и применяется к верованиям различных народов. До эпохи христианизации язычество являлось универсальной системой верования, где весь быт человека тесно переплетался со сверхъестественным миром богов и духов природы. Во всех трудовых начинаниях, по понятиям древних славян, присутствовала сверхъестественная сила. Религия славян не однородна, это связанно скорее всего с территориальными особенностями и условиями жизни различных славянских народов. Наряду с общеславянскими божествами (Сварог, Перун, Лада), в каждом племени складывался свой пантеон богов одни и те же боги получали различные названия, происходило выделение главного божества. Но это уже происходило в более позднем язычестве. Наиболее же ранней формой религии было почитание неодушевленных предметов, окружавших человека. Происходило обожествление природы. Вся она населялась множеством духов. Восточные славяне поклонялись камням, рекам, рощам и отдельным деревьям .Они верили в то, что все это имеет чудодейственную силу и приносили жертвы.

Любопытные находки имеются  у археологов: со дна Днепра и  Десны были  подняты стволы дубов  с клыками.  Кабаньи клыки ,вделанные  в стволы священных деревьев .указывают  еще на один пласт верований славян - культ животных. Племена брали  тотемного зверя, в зависимости  от того, где проживали и ему  поклонялись. У восточнославянских племен это был кабан-вепрь. Люди искали у священных животных помощи и покровительства.

Так же происходило поклонение и принесение в жертву упырям и  бере

гиням. Они являлись олицетворением двух противоположных начал враждебных  человеку и оберегающих его - злого и доброго. Точных данных о внешнем облике берегинь и упырей нет. Предположительно берегинь старались изобразить так, чтобы с одной стороны показать их родство со стихиями (водой, воздухом), а с другой - родство с самим человеком. Упыпей-вампиров вообще не сопоставлялись с чем - либо реальным и никогда не изображались в искусстве.

В глубокой древности возник культ предков. Он строился на убеждении, что жизнь человека продолжается и после физической смерти, но в  ином качестве. «Умершие не порывали связи  с живущими, которым они либо помогали, либо вредили. Покойники - вредители  – это, прежде всего, принадлежащие  к чужому роду или племени»1.

   Добрые же покойники  охраняли живых от бед, выступая  в качестве заступников и покровителей  перед внешним миром. Родоначальник  именовался Чуром или Щуром.  По наблюдениям В.О.Ключевского  этим можно объяснить одну  черту погребального обряда. Покойника  сжигали ,кости его собирали  в малую посудину и ставили  на столбу на распутьях ,где  сходятся границы разных владений, так называемые межевые знаки.  Отсюда суеверный страх, овладевший  русским человеком на перекрестках: здесь, на нейтральной почве,  родич чувствовал себя на чужбине,  не дома, за пределами родного  поля, вне сферы мощи своих  охранительных чуров.

Элементом культа предков  была вера в домовых. Это невидимый  покровитель семьи. Он заботиться о  благополучии семьи, если хозяева соблюдают  обычаи предков и оказывают внимание и уважение своему незримому почитателю.

Представление о язычестве славян будет неполным, если умолчать о  богах, олицетворявших явления природы  и социальной жизни. Главным богом был  Род, бог неба и земли, «он творец всего сущего,эквивалент,если так можно выразиться ,христианскому богу»2


 

1,2Фроянов И.Я.Загадка крещения Руси М.:2007

Он выступал в окружении  женских божеств плодородия –  Рожаниц.

       Род  породил Сварога – великого  бога, который  довершил творение  мира. Сварог переводится с санскрита  как «ходящий по небу», им  обозначали дневной путь солнца  по небу, потом сам небесный  свет. От него пошли другие Боги и Богини, затем люди. Сварог создал и Сваргу – страну в небесах, где живут наши славные предки.

Важную роль в жизни  славян занимали божества, связанные  с земледелием: Дажбог -сын  Сварога  – бог солнца (у некоторых славянских племен, преимущественно у южных  славян, он назывался Хорос), Мокоша – богиня земли и плодородия, как считают одни исследователи  или преимущественно женское  божество, образ , которого связан с  такими женскими занятиями ,как прядение ткачество. Перун – бог грома  и молнии. Перун был также богом  войны и оружия, а потому его  культ впоследствии был особенно значителен в покровительстве княжеского рода и его дружины. Славяне также поклонялись таким богам, как «скотий бог» Волос или Велес.В отличие от Перуна культ Волоса преобладал на севере и северо-востоке Руси .

    «В договоре Олега с греками 907 года упоминается еще о Волосе, которого именем и Перуновым клялись россияне в верности, имев к нему особенное уважение, ибо он считался покровителем скота, главного их богатства.»1 . Русские клялись «оружьем своим ,и Перуном, богом своим, и Волосом, скотьим богом»2 .В 971 году князь Святослав вместе с воинами окружавшими его ,произнес клятву на верность новому соглашению Руси и Византии:

«Если жене соблюдем мы чего-либо из сказанного раньше ,пусть я и те ,кто со мною, будем прокляты от бога,в которого веруем,-от Перун и Волоса»3

         Славяне  изготавливали изображение своих  богов, они получили название  идолов. Создавались они из камня  и дерева. Идолы Перуна, Волоса  и подобных им божеств имели  крупные размеры и  представляли  собой столбы с вырезанными  наверху человеческими головами  

Человеку необходимо было создание условий для общение с божествами. Если в обыденной хозяйственной жизни человек находил духов низшего уровня , то для общения с высшими божествами требовались особые места, роль, которых исполняли как естественные, так и созданные человеком святилища.

Богам приносили жертвы, иногда даже человеческие. Языческий культ исполнялся жрецами – волхвами и кудесниками, в специально устроенных капищах, где помещался кумир божества.

Ученым удалось выделить ряд  основных признаков, характерных для  культовых памятников славянства. Прежде всего, это особая круглая форма  капищ, а также их расположение на труднодоступных и неиспользуемых территориях (вершины гор, острова, болота, леса); отсутствие культурного  слоя; долговременное использование  ритуальных костров.

Центральным культовым объектом на капище являлся идол – скульптурное изображение того или иного бога, которому по видимому и было посвящено святилище. Иногда место идола занимал природный объект, чаще всего камень. Именно к этому кумиру были обращены прошения и ритуальные обряды совершаемые на капище. По – видимому, скульптурное изображение служило своеобразным «посредником» между человеком и определенной силой природы – богом.

Что касается  языческих  обрядов, то их целью  было обеспечение  благосостояния рода, общины и наконец, облегчение повседневной жизни человека. Древние славяне постоянно находились в страхе перед природой, перед  ее таинственными силами. Поэтому  быт и искусство наших далеких  предков отображают любовь к природе, ощущению красоты окружающего мира, и в тоже время страх перед  ней.

 

Рассмотрев верование древних  славян ,мы видим ,что оно представляло собой переплетение различных вер. Это была смесь различных языческих  культов разных периодов, начиная  от самых ранних и кончая поздними. Славянин молился деревьям, камням, рекам, и в то же время поклонялся  верховным богам, которые властвовали над ними. Нельзя не заметить развитие сознания славян приближавшихся к монотеизму.

 

                                    Пантеон Владимира

Христианство, ставшее государсвенной религией в Византии уже шесть  веков тому назад  стало к этому  времени хорошо разработанной религией классового общества с главным тезисом : «Рабы да повинуются господам своим». Принятие христианства дожно было содействовать  укреплению государственности, но в  таком акте таилась большая опасность: Византийцы считали,что каждый народ ,получивший  новую веру из рук  греческого духовенства,тем самым  становился вассалом византийского  цесаря,возглавлявшего и  светскую и высшую духовную власть.1

Понимая эту опасность Святослав  отказался от идеи принятия христианства,к  чему хотела склонить его мать Ольга.

Развитие государства  требовало  же упорядочение или замену разрозненых  языческих культов единой государственной  религией

При  Владимире была проведена  первая религиозная реформа в 986 году – заключалась она в создании единого пантеона языческих богов. Князь «хотел собрать всех богов, которым поклонялись различные племена ,и составить из них в Киеве пантеон, обязательный для всего государства. Владимир желал создать такую религию, которая могла бы крепче объединить все его государство»2


 

1Рыбаков Б.А.Язычество древних славян

2,3Фроянов И.Я.Загадка крещения Руси

Здесь видна логическая связь между  его языческими преобразованиями и  крещением.Киевский князь надеялся удержать власть над покоренными  племенами, остановить распад союза  во главе с Киевом.

          Владимир определил шесть главных богов : Перуна, Хорса, Даждьбога, Сварога, Стрибога, Семаргла, Макошь и поставил им идолы недалеко от собственного терема. Место было превращено в языческое святилище. В итоге выявляются три разрада богов: на первом месте стоит Перун,восприни-


маемый не столько как бог  грозы, сколько как бог оружия,воинов и князей.

Второй разряд составляют древние  божества неба,земли и белого света - Стрибог,Макошь,Дажьбог.Втретий разряд попадают дополнительные божества: Хорс дополняет Дажьбога,и Семаргл-Макошь. Рыбаков писал, что пантеон Владимира  представляет собой противопоставление  христианству.Христианский Бог - отец  - Стибог,Бог – сын - Дажьбог,Матерь Божия-Макошь.  

Информация о работе Двоеверие как результат христианизации Руси