Двоеверие как результат христианизации Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 09:27, реферат

Краткое описание

Термин "язычество" имеет христианское книжное происхождение и применяется к верованиям различных народов. До эпохи христианизации язычество являлось универсальной системой верования, где весь быт человека тесно переплетался со сверхъестественным миром богов и духов природы. Во всех трудовых начинаниях, по понятиям древних славян, присутствовала сверхъестественная сила. Религия славян не однородна, это связанно скорее всего с территориальными особенностями и условиями жизни различных славянских народов

Содержание

Введение…………………………………………………..........................3
1.Языческие верования славян……………………………………..4
2.Пантеон Владимира………………………………………………9
3.Крещение Руси……………………………………………………11
4.Двоеверие на примере преемственности языческих богов и христианских святых.
Крестьянские праздники…………………………………………14
Заключение………………………………………………………………18
Список литературы……………………………………………………...19

Вложенные файлы: 1 файл

Крещение Руси.docx

— 42.63 Кб (Скачать файл)

Однако реформа потерпела поражение, так как имела изъяны, в частности  возвышение Перуна,  в некоторых  случаях который вообще вытеснял местных богов,например в Новгороде  кумиром был Волос , а его попытались заменить, что вызвало волну антикиевских восстаний. Поэтому реформа не принесла результата, но она расшатала племенные религиозные верования и тем самым подготовила почву для принятия христианства.

 

К концу X в. в жизни древнерусского общества произошли серьезные изменения: возвысилась великокняжеская власть, усилилось имущественное и социальное расслоение, киевские князья наладили интенсивные контакты (военные, торговые, дипломатические) с соседними государствами. Сохранение язычества мешало успешному развитию всех этих процессов. Стало необходимым  введение  монототеистической религии. Как ни старался Владимир выстроить пирамиду веры, упорядочивая языческие культы и противопоставляя их христианствунству, ему пришлось отказаться от этой идеи и принять новую веру.

                                              Крещение Руси

     С решением  Владимира перейти в христианскую  веру тесно связана в летописи  история его женитьбы на византийской  принцессе Анне, сестре императоров-соправителей  Василия и Константина. Летопись  сообщает о том, что в 988г. Владимир осадил Корсунь и, взяв его, послал гонцов к императорам, чтобы сказать: «Слышал же ,что имеете сестру девицу. Если не отдадите ее за меня, то сделаю столице вашей то же, что сему городу ». Оказавшиеся в безвыходном положении византийские правители потребовали от Владимира креститься «Не пристало христианам выдавать жен за язычников, если крестишься, то и ее получишь, и царство небесное воспримешь, и сам единоверен будешь. Если же не сделаешь этого, то не сможем сестру выдать за тебя».  Анна прибыла к нему в Корсунь ,но Владимир не торопился с крещением. Не известно сколько бы это продолжалось если  князь не разболелся очами. Сказали ему тогда, что если хочет он избавиться от своего недуга, то должен поскорее креститься. Услышав это, Владимир сказал: «Если вправду исполниться это, то поистине велик Бог христианский»И когда возложил руку на него епископ, тот час же Владимир прозрел. Многие дружинники ,увидев это, крестились. Здесь видна языческая подкладка. Язычник ждет от своих богов помощи. Именно так Владимир по летописи познает христианского бога.

Византийские источники  дополняют, они  сообщают, что император  Василий II обратился к Владимиру за помощью против мятежного полководца Варды Фоки, претендовавшего на императорский трон. Князь согласился помочь, если за него выдадут царевну и, в свою очередь, обещал креститься. И послал к нему Василий впоследствии митрополитов  и епископов ,и крестили они князя и весь народ его.

 Вернувшись в Киев  из Херсонеса, Владимир повелел  уничтожить языческих идолов. Повергнутые, они были сожжены или изрублены в куски. Статую Перуна привязали к конскому хвосту и сволокли с горы к реке, а потом бросили в воду.  Специально отряженные люди должны были отталкивать плывущего вниз по Днепру идола от берега, пока тот не окажется за порогами. Здесь мы видим Владимира –язычника ,устроевшего своеобразный языческий суд. После разгрома языческих капищ Владимир приступил к обращению киевлян в христианство, выступая со словами «Если не придет кто завтра на реку- будь то богатый ,или бедный, или нищий, или раб- да будет мне враг».После чего возникают много споров, как произошло крещение киевлян мирно или по принуждению. Сама дата крещения киевлян остается спорной. Историки называют разные годы. Но все, же традиционно принятие христианства Русью датируется 988 годом (это дата крещения самого Владимира).

Введение христианства на Руси все же не являлось безболезненным и мирным. В племенах подвластных  Киеву христианство входило с  огнем и мечом. Насилием и жестокостью  Киев утверждал  свою власть. Понятно  почему крещение встретило здесь  сопротивление.

Введение христианства в  Туровской земле, соседствующей  с Киевом, отразилось в легенде ,где  рассказывается, что к Турову  по реке приплыли каменные кресты .Когда  же остановились напротив городских  ворот, речная вода покрылась кровью. Легенда запечатлела кровавую борьбу в ходе христианизации.

Владимир крестил своих  сыновей и отправил в качестве посадников в различные русские  города, по-видимому  он физически  устранял местных правителей там, где  они еще сохранились .Новые властители должны были любыми способами утвердить  христианство.

Более подробно изложено крещение Новгорода. Владимир поручил  Добрыне, который в свое время принуждал  поклоняться  Перуну , явиться в  Новгород и крестить его жителей. Те узнав это поклялись не впускать их в город , встретив с оружием  в руках, заявляя: «Лучше нам помрети, неже боги наша дати на поругание». Заставить упорных язычников покориться удалось, лишь, когда киевская рать подожгла несколько домов, грозя превратить весь деревянный город в огромный костер. Новгородцы запросили мира. После этого Добрыня сокрушил языческих идолов и заставил их приверженцев креститься в Волхове. Сопротивлявшихся волокли к реке силой. Память о насильственном крещении новгородцев сохранилась в поговорке: «Путята крести мечем, а Добрыня огнем».

Большинство жителей Киевской Руси было крещено на протяжении княжения Владимира, но немало еще оставалось и язычников. Часть новообращенных возвращалась к языческим обрядам сразу после ухода княжеской рати из их местности. Особенно долго удерживалось язычество в дебрях Северо-востока. Ростово-Суздальская и Муромская земли были обращены в христианство лишь в середине XI в., а окончательно утвердилась там новая вера к концу столетия.

 

Приведенные данные свидетельствуют  о том, что христианство на Руси вводилось  по воле  киевской знати и поляно- киевской общиной в целом. Навязывание с применением кровавых средств , другим племенам происходило с целью усиления власти Киева. Понятно почему христианизация повсюду наталкивалась на сопротивление местного населения. В этом состояла одна из главных причин медленного распространения христианства и возникновения двоеверия. Другой причиной была привязанность самой верхушки власти к языческим традициям.

 

                                               Двоеверие

      Подавляющее  большинство народа не чувствовало  нужды полностью освободиться  от старой религии. Обращение  в христианство не сопровождалось раскаянием в прежних “заблуждениях” и внутренним преображением.

Безусловно язычество  утратило свой официальный характер, в результате чего появилось  скрытое  неприятие, ослаблявшее христианство  изнутри.  Фактическими язычниками оставались многие христиане. Такое  состояние характеризуют  как "двоеверие". Язычники исполняли внешние обряды  святой церкви, но сохраняли суеверия и обычаи своих отцов.

       Как  о массовом явлении пишет о  «двоеверии» христиан профессор-богослов  Е. Е. Голубинский: «В первое  время после принятия христианства  наши предки в своей низшей  массе или в своём  большинстве,  буквальным образом став двоеверными  и только присоединив христианство  к язычеству, но не поставив  его на  место последнего, с  одной стороны молились  и праздновали  богу христианскому с сонмом  его святых или - по их представлениям  богом христианским,  с другой  стороны молились и  праздновали  своим прежним богам, языческим»1

       Переосмыслению  подверглись и христианские святые. С принятием христианства на  смену Перуну пришел Иисус  Христос «По святом крещении  Перуна отринуша, а по Христа  Господа Бога яшася»2 .А главным объектом поклонения  на Руси  стала Богородица.  В сознании членов русской православной церкви она заняла - и продолжает занимать поныне - центральное место,  не предусмотренное ни догматикой, ни  нормами церковной жизни. Этот евангельский персонаж, которому христианским вероучением отведена  далеко не центральная роль, приняла на  себя всё то,  что раньше предназначалось Рожаницам и Мокоши. Христианская Богородица  стала восприниматься с чисто языческих позиций:  как женское божество, являющееся стимулятором непрерывного возрождения природы, источником плодородия земли, гарантом урожая, создательницей основ для нормальной жизни земледельца.

       Наряду  с Христом и Богородицей языческую  окраску получили в русском   православии и другие "силы  небесные": как положительные  (ангелы, архангелы, херувимы), так  и отрицательные (сатана, бесы). К  ангелам были причислены духи-покровители  локального характера, вроде домового, а к бесам отнесена вся та  мелкая нечисть, олицетворяемая  с неудачами и  бедами, которой   фантазия славянина-язычника  населила  окружавший его мир. 

      Иоан Креститель  накрепко соединился с купальскими  языческими обрядами.

       Соединение  язычества и христианства  прослеживается  и в похоронных обрядах Руси  ХI-XII веков. Сожжение было вытеснено захоронением в землю. Но в могилу вместе с крестами клали пищу.

       Христианские  праздники  также подверглись   языческой обработке. Некоторые  праздники даже остались. Например  культ предков был приурочен  к родительским дням.

        В  начале мая язычник молился  по поводу первых сходов на  полях, и сопровождалось это  празднованиями, которые церковь  облекла в новую форму-поклонение  святым Борису и Глебу. В  результате чего Бориса, не имевшего  никакого отношения к земледелию, стали называть Борисом-хлебником.                                            

       Зимний  праздничный цикл русского земледельческого  календаря в быту населения  открывали святки, состоящие из  цепи обрядовых игрищ увеселений, праздничных сборищ. Хотя святки  по времени и совпадали с  церковными датами - начинались со  второго дня рождества христова  и до крещенского сочельника, но по существу они были  мало связаны с христианством.  Старейшей и повсеместно распространенной  формой проведения новогодних  праздников являлись святочные  посиделки – «вечеры». Одним из элементов народных игрищ, происходивших на вечерах, было ряженье - народный обычай, корни которого уходят в глубь веков.

В средней полосе России в костюмах ряженых преобладали  бытовые маски. И по времени возникновения, и по своим функциям маски бытовой  группы отличались разнообразием. Эта  группа включала одновременно и религиозно-магические образы и персонажи социально-психологического характера.

    Бытовая сторона  календарных праздников, состоявшая  по преимуществу из остатков  языческих обрядов и действий, выражалась в смеховых и шуточных формах. Народный культ смеха, вытесненный из официальной жизни и церковного культа, сохранился в области около церковных праздничных зрелищ. Смех играл видную роль в праздничных увеселениях, связанных главным образом с моментами переодевания, обновления внешнего вида.

Магическое преодоление  страха смехом, мертвенности - радостным  возрождением, свобода, вольность, устремленность в будущее - всеобщие черты народных игрищ и зрелищ.

Новогодне-святочный цикл сохранил ряд таких интересных моментов как гадание, считалось, что открытое по святочному гаданию обязательна  сбудется.

Новогодний цикл обрядности завершался христианским праздником крещения. В центре рождественского крещенского  цикла крестьянского календаря  стояли древние аграрно-магические обряды, направленные на достижение желаемого  урожая, увеличение производительных сил природы, здоровья людей.

 

     Масленичное  печенье блинов символизирующих  солнце сохранилось до наших  дней. С весенними праздниками,  приуроченные к Пасхе связан  культ                    яиц  как источника жизни1.

          Процесс христианизации  шел сложно, до конца не закончился.  «Двоеверие»,  сначала  явное,  затем скрытое,  было преодолено частично русским  православием,  и достигла  его  церковь ценой компромисса, путём  приспособления. Византийское  христианство  не смогло окончательно  устранить  славянское  язычество из сознания  народов нашей  страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1Рыбаков Б.А.Язычество древних славян

 

 

                                                                   Заключение

     Изучая данную тему, я смогла  найти ответ на интересующий  меня вопрос. Как и по какой причине возникло такое явление как «двоеверие». Полученные в ходе изучения данные помогли  мне придти к выводу, что одной из главных причин является насильственное крещение Руси. Христианство  учреждалось для возвеличивания  княжеской власти над покоренными восточнославянскими племенами. Поэтому понятно, почему христианизация наталкивалась на сопротивление населения. Безусловно  всему этому мешала  также стойкость языческих нравов как простого народа, так и  верхов. Христианские церкви воздвигались там, где молились языческим идолам, что также стало причиной для замены языческих богов на христианских святых.

      После крещения  массовые  публичные поклонения  верховным богам Перуну, Роду, Волосу  заменились скрытыми,  свершаемыми  отдельной семьей. Лишь после  того как окончательно утвердилось  на Руси христианство, язычество  отпало как самостоятельное вероисповедание,  превратившись лишь в «двоеверную  смесь» из которого впоследствии  и появилось современное православие

Информация о работе Двоеверие как результат христианизации Руси