Дети блокадного Ленинграда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 07:29, реферат

Краткое описание

Цель реферата – собрать и систематизировать информацию о жизни детей в блокадном Ленинграде.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
1. Изучить материал о военных действиях, предшествующих блокированию Ленинграда, а также о положении населения города в первые месяцы Великой Отечественной войны.
2. Систематизировать информацию о работе детских домов, школ и ремесленных училищ во время блокады Ленинграда.
3. Особое внимание уделить изучению мемуаров, дневников, воспоминаний детей, переживших блокаду.

Содержание

Введение
С. 3
Глава 1.
Начало блокады Ленинграда
С. 5
1.1.
Кольцо вокруг города замкнулось …
С. 5
1.2.
Оборона и снабжение города
С. 7
1.3.
Эвакуация
С. 10
Глава 2.
Детские дома во время блокады
С. 13
Глава 3.
Школы и ремесленные училища
С. 19
3.1.
1941-1942 учебный год
С. 19
3.2.
1942-1943 учебный год
С. 23
3.3
1943-1944 учебный год
С. 26
3.4.
Ремесленные училища
С. 28
Глава 4.
Глава 5.
Подвиг юных жителей
Блокада в детской памяти: из воспоминаний Н.Н. Березиной
С. 29


С. 35

Заключение
С. 38

Список источников

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат история - копия.docx

— 1.56 Мб (Скачать файл)

Содержание

 

   Введение

С. 3

Глава 1.

Начало блокады Ленинграда

С. 5

1.1.

Кольцо вокруг города замкнулось …

С. 5

1.2.

Оборона и снабжение города

С. 7

1.3.

Эвакуация

С. 10

Глава 2.

Детские дома во время блокады 

С. 13

Глава 3.

Школы   и ремесленные училища 

С. 19

            3.1.

1941-1942 учебный год

С. 19

3.2.

1942-1943 учебный год

С. 23

            3.3

1943-1944 учебный год

С. 26

  3.4.

Ремесленные училища

С. 28

      Глава 4.

     Глава 5.

Подвиг юных жителей

Блокада   в детской  памяти: из  воспоминаний Н.Н. Березиной                                                        

С. 29

 

 

С. 35

 

Заключение

С. 38

 

Список источников

С. 40

 

Приложение 1. Памятники юным

ленинградцам-блокадникам

С. 42

 

Приложение 2. Список школ, которые работали во время блокады

С. 43

 

Приложение 3. Иллюстрации

С. 44

 

Приложение 4. Список детских книг из личной библиотеки Н.Н. Березиной                      

 

С. 50

     



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Свой  реферат я хотел посвятить  участникам Великой Отечественной войны, ленинградцам, пережившим ужасы блокады.

Великая Отечественная война – это  героический подвиг, совершенный нашим  народом, и независимо от возраста все участники тех событий приближали Великий День Победы.

Цель реферата – собрать и систематизировать информацию  о жизни детей в блокадном Ленинграде.

    Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

1. Изучить материал о военных действиях, предшествующих блокированию Ленинграда, а также о положении населения города в первые месяцы Великой Отечественной войны.

2. Систематизировать  информацию о работе детских домов, школ и ремесленных училищ во время блокады Ленинграда.

3. Особое  внимание уделить изучению мемуаров, дневников, воспоминаний детей, переживших блокаду.

Главной темой для Ленинграда были дети блокадного города, беззащитные удавленные немецкой агрессией, нечего непонимающие, голодные дети. Во время наступления фашистов на Ленинград детей оставалось в городе большое количество, и естественно главной задачей города была обеспечить детям безопасность, сделать так, что бы их как можно скорее вывезли за пределы города.

Детям пришлось пережить холод, голод, гибель родных и  все это в таком малом возрасте, но они держались и держались  до конца, пройдя через жестокие убийства и смерти окружающих, то, что происходило вокруг, наводило ужас на них, ведь всё это происходило у них на глазах.

Пройдя от начало и до конца всю блокаду, некоторые из них получили ордена и медали за защиту города.

Понятия дети и война несовместимы!

Однако  юным ленинградцам-детям блокадного города-пришлось вместе со взрослыми перенести всю трагедию осажденного города.

Детям было хуже, чем взрослым!

Они не понимали, что происходит: почему нет папы, почему мама постоянно плачет, почему постоянно хочется есть, почему по визгу сирены надо бежать в бомбоубежище ...Много детского почему?

Но детским  чутьём они понимали, что в их дом пришла большая беда.

Город жил, сражался и ковал оружие для грядущей победы; вместе со взрослыми встали на защиту любимого города дети и подростки Ленинграда. Они встали к станкам на военных заводах, дежурили и тушили зажигательные бомбы на чердаках, выращивали овощи на полях совхозов, ухаживали за ранеными и больными, воевали в партизанских отрядах.

Более пяти тысяч ленинградских  подростков за мужество и героизм ,проявленные в дни блокады были награждены медалями за оборону Ленинграда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Начало блокады Ленинграда

      1. Кольцо вокруг города замкнулось …

   22 июня 1941 г. «Всю ночь мне не давало спать какое-то жужжанье за окном. Когда,  наконец,  к утру оно немного затихло, поднялась заря. Сейчас в Ленинграде стоят лунные, светлые, короткие ночи. Но когда я взглянул в окно, я увидел, что по небу ходят несколько прожекторов. Все-таки я заснул. Проснулся я в одиннадцатом часу дня, вернее, утра. Наскоро оделся, умылся, поел и пошел в сад Дворца пионеров. (… )

— ...Вчера в 4 часа ночи германские бомбардировщики совершили налет на Киев, Житомир, Севастополь и еще куда-то — с жаром говорил паренек.— Молотов по радио выступал. Теперь у нас война с Германией!

   Я просто, знаете, сел от  изумления. Вот это новость!  А я даже и не подозревал  такой вещи. Германия! Германия вступила  с нами в войну!...»

   8 сентября. День тревог,   волнений,   переживаний.   (…)

Дали тревогу. Я и внимания не обратил. Но затем слышу, на дворе  поднялся шум. Я выглянул, посмотрел  сперва вниз, затем вверх и увидел... 12 «юнкерсов». Загремели разрывы бомб. Один за другим оглушительные разрывы, но стекла не дребезжали. Видно, бомбы падали далеко, но были чрезвычайно большой силы.(…) Полнеба было в дыму. Бомбили гавань, Кировский завод и вообще ту часть города. Настала ночь. В стороне Кировского завода виднелось море огня. Мало-помалу огонь стихает. Дым, дым проникает всюду, и даже здесь ощущаем его острый запах. В горле немного щиплет от него.

   Да, это первая  настоящая  бомбежка города Ленинграда.(…) 

Да, эту неделю фашисты хотят  сделать оставленной в памяти у нас, у всех ленинградцев. Видно, взять Ленинград с суши не удалось, так вот они и решили его  с воздуха уничтожить. [3].

Так описывает  в своем дневнике начало войны  и блокады Ленинграда  Юра Рябинкин, которому в момент этих событий было 15 лет. В 1941 году он закончил 8 классов, перешел в 9-й класс.

8 сентября  утром немецкие  войска группы  армии Север заняли Шлиссельбург. 12 сентября немцы захватили Красное  Село, Слуцк. Не смотря на многочисленные потери, они продолжали продвигаться вперед и 17 сентября вышли на южный берег Финского залива. Со стороны Урицка вражеские войска находились на самом близком расстоянии от Ленинграда. Враг захватил предместья, куда обычно ходили трамваи. Всего, какие - нибудь 14 - 15 км отделяли немцев от центра города. Фашисты невооруженным глазом видели окраины Ленинграда, заводские трубы, портальные краны верфей, купол Исаакиевского Собора. Город Колпино оказался на линии фронта, а города Петергоф и Пушкин были оккупированы врагом.

С северной стороны, наступающие финские  войска 4 сентября заняли Белоостров, однако, на другой день были выбиты из города. 5 сентября неприятель овладел городом  Олонец, через 2 дня финны подошли  к реке Свирь. После упорных боев им удалось форсировать реку и 12 сентября захватить Подпорожье. Гигантские клещи, охватившие Ленинград, сжимались. Оставалось преодолеть небольшое пространство, чтобы передовые части немецкой армии, наступавшие с юга, соединились  с финнами. Близость желанной цели придавала  неприятельским войскам силу и упорство для яростных атак на оборонительные линии советских войск. [5, с. 5-10]

В подготовленных в ставке Гитлера тезисах доклада  «О блокаде Ленинграда» от 21 сентября 1941 года указывалось: «… б) сначала мы блокируем Ленинград (герметически) и разрушаем город, если возможно, артиллерией и авиацией… г) остатки гарнизона крепости останутся там на зиму. Весной мы проникнем в город… вывезем все, что осталось живое, вглубь России или возьмем в плен, сравняем Ленинград с землей и передадим район севернее Невы Финляндии».

7 октября 1941 года фельдмаршал  Йодль направил Верховному главнокомандующему  группы армий «Север», наступавшей  на Ленинград из Главной квартиры  фюрера, секретную депешу, которая  начиналась словами: «Фюрер снова решил, что капитуляция Ленинграда, а позже Москвы не должна быть принята даже в том случае, если она была бы предложена». «Моральную сторону этого мероприятия» фашисты видели в том, что город будет вести уличные бои, что могут возникнуть эпидемии, опасные для немецких солдат, что жителей города надо будет кормить «за счет германской родины». В то же время директива эта служила признанием: взять Ленинград штурмом не удастся. Рейхсфюрер СС Гиммлер вынужден был признать стойкость горожан. Он писал в секретном циркуляре: «Ненависть населения создала важнейшую движущую силу обороны».

Фашистская пропаганда, подогревая наступательный дух своих солдат, оповещала о том, что из Ленинграда эвакуируются учреждения, заводы, население  и что город, не выдержав атак немецких войск и их союзников финнов, через  несколько дней сдастся. Страшная опасность нависла над Ленинградом, тяжелые бои шли днем и ночью.

 

1.1. Организация обороны и снабжение города

В блокированном  городе оказались 2554 тыс. ленинградцев, в том числе 400 тыс. детей. Эти сведения приводит Д.В.Павлов по данным выдачи хлебных  карточек за сентябрь 1941 г. Детские карточки получали те, кому не исполнилось 12 лет. Детям старшего возраста полагались иждивенческие, с более низкими нормами снабжения, а 15-16-летние учащиеся ремесленных, железнодорожных училищ и школ ФЗО получали рабочие карточки. Однако следует учитывать, что в блокадном кольце оказались еще 323 тыс. человек, проживавших в неоккупированной части Слуцкого, в Парголовском и Всеволожском районах Ленинградской области. Среди них тоже были дети, но они не вошли в подсчеты Павлова, поскольку эти жители были приняты на государственное обеспечение хлебом только с 24 января 1941 г. [13, с. 13]

Уже  ночь на 23 июня 1941 г. Ленинградцы услышали вой сирен воздушной тревоги. Летевшие со стороны Карельского перешейка две группы Ю-88 были встречены огнем зенитных батарей и к городу допущены не были. А утром 23 июня по распоряжению начальника  противовоздушной обороны города полковника Е.С.Лагуткина началось строительство щелей открытого и закрытого типов, приводились в порядок бомбоубежища, была развернута система местной противовоздушной обороны (МПВО). (См. рис.1, приложение 3).

В дополнение к ее штатным формированиям –  пожарным командам, восстановительным  и ремонтным полкам – создавались  группы самозащиты из мужчин в возрасте от 16 до 60 лет и женщин – от 18 до 50 лет, имевших подготовку по нормам ПВХО 1-й ступени (противовоздушная и химическая оборона) или ГСО (Готов  к санитарной обороне). В соответствии с решением Ленгорисполкома от 11 июля 1941 г. Все население от 16 до 60 лет стало привлекаться к всеобщей обязательной подготовке к противовоздушной и химической обороне. Дети от 8 до 16 лет обучались пользованию средствами индивидуальной защиты.

В первых числах июля приступили к массовому  строительству оборонительных сооружений на дальних подступах к Ленинграду. На “окопы” как тогда говорили, в районы по течению реки Луги двинулись  эшелоны ленинградцев, в число  которых были включены юноши с 15 и девушки с 16 лет, а их места  в городских группах самозащиты заняли учащиеся 5-6-х классов.

Захватив 8 сентября Шлиссельбург, немцы прервали сухопутную связь города со страной. Ленинград оказался в блокаде. Вечером  того же дня немецкая авиация совершила первый массированный налет. На Московский, Красногвардейский и Смольнинский районы было сброшено 6328 зажигательных бомб. Возникло 178 пожаров и различные мелкие возгорания.

С того дня  налеты немецкой авиации на город  стали почти ежедневными. В отдельные  дни воздушные тревоги продолжались по 10 и более часов. Часто они  сопровождались артиллерийскими обстрелами. Наряду со взрослыми в ликвидации последствий воздушных налетов принимали участие и дети. Отмечая заслуги гражданского населения в борьбе с последствиями вражеских бомбардировок, Ленгорисполком 29 октября 1941 г. наградил 56 человек ценными подарками, 85 человек были удостоены почетных грамот, а 19 получили денежные премии. Среди награжденных были школьники Виктор Куропат, Валентин Чадров, Юрий Гамелайнен, Евгений Гладков и др.

В сентябре 1941 г. ожесточенные бои шли на окраинах города. Горожане готовились к уличным боям. Из комсомольцев и пионеров создавались специальные подростковые группы. Во время налетов немецкой авиации учащиеся выслеживали ракетчиков и сигнальщиков. На случай уличных боев юноши и девушки готовились стать разведчиками, связистами, подносчиками боеприпасов, санитарами, проводниками через проходные дворы.

Блокированный с юга и востока немецкими  войсками, а со стороны Карельского  перешейка армией финнов, город испытывал  острый недостаток металла, угля, нефтепродуктов, электроэнергии. Наибольшие трудности  сложились со снабжением населения  и войск продовольствием. Уже 2 сентября был сокращены нормы продажи  хлеба, а 9 сентября – и других продуктов  питания. В первый год войны для  детей и иждивенцев были установлены  следующие нормы (г. в мес.): крупа  и макароны - 1200, мясо – 400, жиры – 500, сахар и кондитерские изделия  – 1700 , рыба – 300. Для иждивенцев нормы были ниже на 600 г. по крупе и макаронам и на 200 г. – по жирам и сахару.

Информация о работе Дети блокадного Ленинграда