Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2014 в 14:39, курсовая работа
Краткое описание
Диссиде́нты в СССР (лат. dissidens — «несогласный») — граждане СССР, открыто выражавшие свои политические взгляды, существенно отличавшиеся от господствовавшей в обществе и государстве коммунистической идеологии и практики, за что многие из них подвергались преследованиям со стороны властей. На протяжении долгого времени в исторической науке не было никаких упоминаний о диссидентах, и тем более о диссидентском движении. Этот факт был связан с существованием установившегося в СССР политического режима. Инакомыслие же в России существовало всегда, проявляясь во всех сферах жизни общества.
Содержание
Введение…………………………………………………………..3 Глава 1. Возникновение диссиденства………………………….5 Глава 2. Диссиденстские организации в СССР………………..10 Глава 3. Деятельность советских диссидентов………………...20 Глава 4. Отношение властей к диссидентскому движению…...24 Заключение……………………………………………………….28 Список использованной литературы…………………………...31
Первой
из них была "Инициативная Группа
по защите прав человека", созданная
в 69 году, праматерь всех наших
правозащитных ассоциаций. Несколько
лет продолжалась деятельность "Комитета
прав человека", основанного академиком
А.Д.Сахаровым, В.Н.Чалидзе и А.Н.Твердохлебовым
в 70 году. В 76 году физиком Ю.Ф.Орловым
была основана "Московская группа
содействия выполнению Хельсинкских
соглашений в СССР". И хотя
сам Ю.Ф.Орлов был в 77 году арестован
и осужден к семи годам строгих лагерей
и пяти - ссылки, хотя почти все остальные
члены группы в дальнейшем тоже подверглись
репрессиям, группа действовала вплоть
до сентября 82 года. В документах группы
предавались гласности факты нарушения
прав человека в Советском Союзе. Эта группа
особенно близка мне. В течение ряда лет
я, не будучи формально ее членом, участвовал
в работе группы, присутствовал и выступал
на проводимых ею пресс-конференциях,
обсуждал предлагаемые документы и часто
подписывал их в числе "поддерживающих".
И, наконец, вступил в эту группу в марте
80 года, за две недели до своего ареста.
Почти все члены
названных правозащитных ассоциаций,
также как и члены "Комитета прав верующих",
"Рабочей комиссии по расследованию
использования психиатрии в политических
целях", "Фонда помощи политзаключенным"
в разное время были репрессированы[14,
с.5].
Первая Хельсинкская
группа (полное название — Общественная
группа содействия выполнению Хельсинкских
соглашений в СССР; руководитель — проф.Ю.Ф.Орлов)
была создана 12 мая 1976 г. и ставила своей
целью информировать общественность и
правительства стран-участниц Совещания
по безопасности и сотрудничеству в Европе
о случаях нарушения в СССР положений
гуманитарного раздела Хельсинкского
акта 1975 г. Среди основателей группы были
отказники Виталий Рубин и Анатолий Щаранский,
затем в нее вошли Владимир Слепак и Наум
Мейман. Вскоре в СССР появились еще четыре
Хельсинкских группы: Украинская, Литовская,
Грузинская и Армянская. Внимание последних
было сосредоточено на борьбе за национально-религиозные
или национально-культурные ценности
в своих республиках. Хельсинкское движение
перекинулось и за рубеж (сначала в виде
групп солидарности с советскими Хельсинкскими
группами, а затем — как сеть самостоятельных
правозащитных организаций). В настоящее
время Международная Хельсинкская федерация
— одна из наиболее авторитетных правозащитных
ассоциаций в мире[3, с.118-119].
Отказники-евреи приняли участие
в работе Литовской и Грузинской Хельсинкских
групп (Эйтан Финкельштейн в Литве, братья
Григорий и Исай Гольдштейны в Грузии).
Как и остальные члены групп, евреи-отказники
занимались не только проблемами, связанными
с выездом в Израиль, но всем диапазоном
общественных проблем. Особенно это верно
по отношению к Щаранскому, который стал
одним из ведущих деятелей Московской
Хельсинкской группы. Эта деятельность
способствовала сближению еврейского
движения с другими диссидентскими движениями
- религиозными и национальными, в том
числе с другими движениями за эмиграцию
- немцев и пятидесятников. Именно через
Московскую Хельсинкскую группу познакомились
с проблемами пятидесятников и стали активно
помогать им участники еврейского движения
Лидия Воронина и Аркадий Полищук. Эмигрировав,
они продолжали усилия в помощь пятидесятникам.
Полищук стал официальным представителем
пятидесятников за рубежом. В СССР пятидесятникам
стал помогать отказник В. Елистратов.
Анатолий Щаранский много занимался немецкой
эмиграцией. Он помог английским кинематографистам,
приехавшим в Москву, незаметно для властей
снять фильм о советской эмиграционной
политике. Значительная часть этого фильма
посвящена немцам. Щаранский же представил
немцев-отказников западным корреспондентам
на специально для этого организованной
пресс-конференции. Владимир Слепак ездил
по поручению Московской Хельсинкской
группы в Ленинград, где объявила голодовку
Эмилия Ильина - русская, добивавшаяся
права на выезд из СССР[1, с.70-71].
В 1977-1978 гг.
в Москве действовали, кроме МХГ, Христианский
комитет защиты прав верующих и Рабочая
комиссия по расследованию использования
психиатрии в политических целях. Ее основатели:
Александр Подрабинек, Вячеслав Бахмин,
Ирина Каплун, Феликс Серебров и Джема
Квачевская. От МХГ в Комиссию вошел Петр
Григоренко, консультантом по юридическим
вопросам стала адвокат Софья Каллистратова,
по вопросам психиатрии - врач Московской
областной психбольницы Александр Волошанович
(его имя некоторое время держалось в тайне).
Рабочая комиссия действовала до февраля
1981 г., когда был арестован ее последний
участник, т.е. 4 года. За это время крохотная
группа подготовила 24 объемистых информационных
бюллетеня (они выходили не реже чем раз
в два месяца). Просматривая эти бюллетени,
трудно понять, как могли несколько человек,
к тому же работающих, свернуть такую глыбу.
При полном отсутствии доступа к официальным
источникам информации они составили
картотеку политзаключенных, содержащихся
в психиатрических больницах, собрали
информацию о десятках прежде никому не
известных жертв психиатрических репрессий
и уточнили данные о прежде известных.
Всех известных им узников психбольниц
держали под постоянным контролем: кто
чем болеет, какие у кого нужды, кто куда
переведен и т.д., сообщая об этом в своем
бюллетене. Рабочая комиссия наладила
материальную помощь своим подопечным
и нуждающимся семьям. Члены комиссии
составили списки врачей-психиатров и
руководителей спецпсихбольниц и обычных,
в которых есть политзаключенные. Они
написали сотни писем этим врачам и администраторам,
добиваясь отмены губительных методов
лечения и жестокого обращения. Члены
Рабочей комиссии десятки раз обращались
в соответствующие советские учреждения
с требованием освобождения здоровых
людей, а также к западной общественности,
стимулируя ее добиваться того же. Используя
отпуски на работе, члены Рабочей комиссии
ездили навещать особо нуждающихся в помощи
узников психбольниц в самые отдаленные
уголки[1, с.190-192].
9 ноября 1976 года по примеру
Московской была создана Украинская Хельсинкская
группа, которая использовала ее опыт.
Первое сообщение об Украинской Хельсинкской
группе исходило от Московской Хельсинкской
группы. Члены МХГ отмечали, что в условиях
Украины образование Хельсинкской группы
является актом большого мужества и что
деятельность ее членов встречает исключительные
преграды: в столице Украины нет корреспондентов
западных газет и дипломатических представителей,
которым можно было бы передать информацию
о нарушениях гуманитарных статей Заключительного
Акта Хельсинкских соглашений. По почте
такая информация, как показал опыт, тоже
не доходит. Члены МХГ заявили, что будут
помогать Украинской группе в передаче
информации корреспондентам и представителям
глав правительств, подписавших Заключительный
Акт.
С первых слов первого меморандума
Украинской Хельсинкской группы речь
идет о геноциде и этноциде на Украине,
которые начались в 30-е годы и длятся до
сих пор. Меморандум № 1 был программным
для Украинской Хельсинкской группы. Она
полностью сосредоточилась на украинской
национальной проблеме. Об этом свидетельствует
не только программный документ, но и остальные
документы Группы (до конца 1980 г. Украинская
Хельсинкская группа выпустила 30 деклараций
и обращений, в том числе 18 меморандумов
и 10 информационных бюллетеней). Все они
посвящены общим или частным аспектам
национальной проблемы.
В отличие от остальных хельсинкских
групп, Украинская совсем не откликалась
на религиозные преследования, хотя на
Украине эта проблема не менее остра, чем
в других республиках. К 1 августа 1980 г.
на 90 находившихся в заключении участников
украинского национального движения приходилось
78 заключенных, арестованных на Украине
«за веру» (33 баптиста, 14 униатов, 12 пятидесятников,
11 адвентистов, 6 иеговистов и 2 православных).
Среди членов УХГ были верующие: униатка
Строкатая, православный Лукьяненко (он
пришел к вере в лагере), а в 1977 г. в Группу
вошел баптист Петр Винс, так что в УХГ
были даже непосредственные контакты
для получения информации о положении
верующих на Украине, но ни один документ
Украинской Хельсинкской группы о нарушениях
прав верующих не упоминает. Нет в этих
документах и упоминаний о проблемах еврейского
движения за выезд в Израиль, хотя десятки
тысяч евреев на Украине добиваются разрешения
на выезд и многие подвергаются в связи
с этим дискриминации.
Попытки защиты социально-экономических
прав на Украине тоже не попали в поле
зрения УХГ. Известно о деятельности и
судьбе зачинателей движения за права
трудящихся Ивана Грещука (Киев), Владимира
Клебанова и Алексея Никитина (Донбасс)
- сообщили московские правозащитники
в «Хронике» и в документах МХГ, но не Украинская
Хельсинкская группа.
Украинская Хельсинкская
группа, провозгласившая своей целью
«содействие выполнению Всеобщей декларации
прав человека и гуманитарных статей Заключительного
Акта Хельсинкских соглашений», таким
образом сузив поле своей деятельности
до защиты только одного права - права
на национальное равноправие, и фиксировала
нарушения только этого права и только
по отношению к украинцам. Это самоограничение
Украинской Хельсинкской группы повлекло
за собой ограничение круга ее сторонников.
Украинская Хельсинкская группа не стала
связующим звеном между различными диссидентскими
движениями, существующими на Украине
(религиозные движения - баптистов, пятидесятников,
адвентистов, иеговистов, униатов, православных;
национальные движения - крымских татар
за возвращение в Крым и евреев - за выезд
из СССР; правозащитное движение, так сказать,
в чистом виде, без упора на национальную
проблему украинцев, которое заметнее
украинского движения в больших городах
Украины, сильно русифицированных - Харьков,
Одесса, Черновцы, Ворошиловград, Запорожье,
как и вся промышленная Донецкая область).
Если и возникали между этими движениями
какие-то связи, то опять же, через московских
правозащитников, а не через Украинскую
Хельсинкскую группу[1, с.10-12].
Литовская Хельсинкская группа
возникла в тесном взаимодействии с Московской
Хельсинкской группой: ЛХГ была создана
всего на полгода позже, объявлена в Москве
на пресс-конференции МХГ (26 ноября 1976
г.) и первый документ Литовской Хельсинкской
группы был совместным с Московской.
Среди основателей ЛХГ был католический
священник Каролис Гаруцкас и носители
настроений либеральной интеллигенции
- Томас Венцлова, Она Лукаускайте-Пошкене
и физик Эйтан Финкельштейн, еврей-отказник.
Центральной фигурой в ЛХГ стал Викторас
Пяткус, давний и активный участник католического
движения, одушевленный идеей освобождения
Литвы, знаток литовской истории и культуры,
собравший лучшую в Литве библиотеку литовских
поэтов.
Литовская Хельсинкская группа
начала свою деятельность с поддержки
католического движения. Ее первый документ
был посвящен ссылке литовских епископов
Ю. Степонавичюса и В. Сладкявичюса, второй
- Положению о религиозных объединениях,
утвержденному Президиумом Верховного
Совета Лит. ССР в июле 1976 г. Группа заявила
о несоответствии этого Положения Заключительному
Акту Хельсинкских соглашений. Но, кроме
того, ЛХГ занялась проблемами, выходящими
за пределы интересов и католического,
и национального движений. В ее документах
отразились: дискриминация немцев, живущих
в Литве; нарушения права на эмиграцию
- в том числе для нелитовцев; положение
бывших политзаключенных не только в Литве,
но и в Эстонии, и в Латвии.
Литовская Хельсинкская группа
не заняла такого ведущего положения во
вселитовской оппозиции, как Московская
группа в правозащитном движении или Украинская
на Украине. Однако чисто правозащитная
позиция ЛХГ сделала именно ее точкой
притяжения сил национального и гражданского
сопротивления соседних с Литвой Прибалтийских
республик - Эстонии и Латвии[1, с.30-31].
В СССР
Хельсинкское движение было разгромлено
в конце 1970—начале 1980-х гг. В сентябре
1982 г. три оставшихся па свободе
члена Московской Хельсинкской
группы объявили о самороспуске
МХГ (в 1989 г. под тем же названием
возродилась совсем другая организация);
остальные группы были обескровлены
или полностью уничтожены арестами[3, с.119].
Подводя итоги, следует сказать,
что диссидентские организации были явление
прогрессивным в российской истории.
Среди диссидентов были люди
самых разных взглядов, объединяла же
их главным образом невозможность открыто
высказывать свои убеждения. Как таковой
единой «диссидентской организации» или
«диссидентской идеологии», объединяющей
большую часть диссидентов, никогда не
существовало. Вместо этого были организованы
многочисленные почти по всей территории
СССР.
Так существовали:
- тайная организация «Всероссийский
социал-христианский союз освобождения
народа» (ВСХСОН), созданная в
1964 г. в Ленинграде. Ее главой был Игорь
Огурцов, японист по образованию. Главную
задачу ВСХСОН видел в том, чтобы наметить
путь духовного обновления и предложить
модель будущего государства, которое
мыслилось как национальное и христианское.
К моменту ликвидации ВСХСОНа органами
КГБ в организации было 26 человек - это
немало для тайной организации в советских
условиях;
- Инициативная группа
возникла в мае 1969 г. Единственной целью
ее существования было составление обращений
и открытых писем в связи с наиболее вопиющими
случаями политических преследований;
- В нобре 1970 г. в Москве был создан
Комитет прав человека в СССР. Инициатором
этой ассоциации был Валерий Чалидзе.
Цели Комитета: консультативное содействие
органам государственной власти в создании
и применении гарантий прав человека;
правовое просвещение, в частности пропаганда
международных и советских документов
по правам человека;
- 28 декабря 1978 года родился
СМОТ - Свободное межпрофессиональное
объединение трудящихся.
Целью СМОТа было оказание правовой,
моральной и материальной помощи своим
членам.
- 25 октября 1978
г. создана Инициативной группы защиты
прав инвалидов в СССР. основатели
Юрий Киселев, Валерий Фефелов и Файзулла
Хусаинов. Цель группы - сбор и распространение
информации о положении инвалидов в СССР,
обращение с ходатайствами в компетентные
органы об улучшении системы обеспечения
инвалидов и помощи им, обращение за поддержкой
в международные организации инвалидов.
Но главной своей целью ИГ инвалидов объявила
создание Всесоюзного общества инвалидов;
- 12 мая 1976 года
была создана Общественная группа
содействия выполнению Хельсинкских соглашений
в СССР. Ен руководителем был Ю.Ф.Орлов.
Главной целью ставила информировать
общественность и правительства стран-участниц
Совещания по безопасности и сотрудничеству
в Европе о случаях нарушения в СССР положений
гуманитарного раздела Хельсинкского
акта 1975 г.;
Глава 3. Деятельность советских диссидентов
А. Амальрик писал,
что «верхушечная революция» 1953 года (казнь
Берии) детерминировала появление независимой
от правительства силы, «культурной оппозиции».
Из ее недр и вышла новая сила, вставшая
в оппозицию многим сторонам идеологии
и практики режима. Это общественное движение
обладало чертами политической оппозиции,
поскольку, во-первых, имело руководителей,
активистов и сочувствующих; во-вторых,
ставило себе определенные цели и избрало
определенную тактику; в-третьих, в отличие
от подпольных групп стремилось работать
в условиях легальности и гласности[12,
с.88].