Диссидентское движение в СССР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2014 в 14:39, курсовая работа

Краткое описание

Диссиде́нты в СССР (лат. dissidens — «несогласный») — граждане СССР, открыто выражавшие свои политические взгляды, существенно отличавшиеся от господствовавшей в обществе и государстве коммунистической идеологии и практики, за что многие из них подвергались преследованиям со стороны властей.
На протяжении долгого времени в исторической науке не было никаких упоминаний о диссидентах, и тем более о диссидентском движении. Этот факт был связан с существованием установившегося в СССР политического режима. Инакомыслие же в России существовало всегда, проявляясь во всех сферах жизни общества.

Содержание

Введение…………………………………………………………..3
Глава 1. Возникновение диссиденства………………………….5
Глава 2. Диссиденстские организации в СССР………………..10
Глава 3. Деятельность советских диссидентов………………...20
Глава 4. Отношение властей к диссидентскому движению…...24
Заключение……………………………………………………….28
Список использованной литературы…………………………...31

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая(готовая).docx

— 91.63 Кб (Скачать файл)

    В 70-е все больше правозащитников отправлялось кто -не по своей воле -далеко на Восток, кто - не дожидаясь этого - на Запад. Перед теми же, кто еще оставался на свободе, явственно замаячил призрак лагеря, психушки, тюрьмы.

     В 1972 – 1974 гг. прокатились массовые аресты правозащитников. Наряду с открытыми репрессиями власти использовали все средства дискредитации режима, подтасовку фактов и явную ложь. Усилилось использование психиатрии в политических целях за 1972 - 1974 были признаны невменяемыми 73% лиц, направленных на экспертизу в ЦИСП им. Сербского. Правозащитное движение практически перестало существовать. Уцелевшие ушли в подполье[14, с.3].

     27 апреля 1973 г. председатель КГБ СССР Ю. В. Андропов, выступая на пленуме ЦК КПСС упомянул о проведённых КГБ «профилактических мероприятиях в отношении ряда лиц, вынашивавших враждебные политические намерения в форме злейшего национализма», а также о привлечении к уголовной ответственности «за откровенную антисоветскую деятельность» ряда националистов на Украине, в Литве, Латвии, Армении. Почти во всех случаях, по словам Андропова, деятельность этих лиц «инспирировалась подрывными центрами, находящимися на Западе» и направляющими через своих эмиссаров в Советский Союз инструкции, деньги, средства тайнописи и печатной техники для своих подопечных.

Некоторые диссиденты действительно получали гонорары за опубликованные на Западе произведения; советские власти неизменно старались представить это в негативном свете как «подкуп» или «продажность», хотя многие официально признанные советские писатели тоже публиковались на Западе и точно так же получали за это гонорары.

Преследования, которым подвергались советские диссиденты, заключались в увольнениях с работы, арестах, ссылках, лишении советского гражданства и выдворении из страны[4].

Некоторых диссидентов объявляли общественно опасными душевнобольными, применяя к ним под этим предлогом меры принудительного лечения. Например, стоило большого труда доказать дееспособность Петра Григоренко. В годы застоя карательная психиатрия привлекала власти отсутствием необходимости создавать видимость законности, требуемой при судебном разбирательстве.

Так, в «Контрразведывательном словаре» (издан Высшей школой КГБ в 1972 г.) указывается: «Органы КГБ, осуществляя мероприятия по идейному разоружению противника совместно с партийными органами и под их непосредственным руководством, информируют руководящие инстанции обо всех идеологически вредных проявлениях, готовят материалы для публичного разоблачении преступной деятельности носителей антисоветских идей и взглядов, организуют открытые выступления порвавших с прежними взглядами видных идеологов противника, проводят политико-воспитательную работу с лицами, осуждёнными за антисоветскую деятельность, организуют разложенческую работу среди участников идеологически вредных групп, осуществляют профилактические мероприятия в той среде, в которой эти группы вербуют своих членов». В обмен на смягчение наказания удалось добиться «покаянных» выступлений от Петра Якира, Виктора Красина, Звиада Гамсахурдия, Дмитрия Дудко.

Письма же западных деятелей в поддержку диссидентов умышленно оставлялись без ответов.

Адвокатов, настаивавших на невиновности диссидентов, отстраняли от политических дел; так была отстранена Софья Каллистратова, настаивавшая на отсутствии состава преступления в действиях Вадима Делоне и Натальи Горбаневской[4].

   Власти занимались преследованием участников Хельсинкских групп в СССР. 25 декабря были проведены обыски у нескольких членов Украинской Хельсинкской группы. Это был первый шаг наступления властей на хельсинкское движение. Во время обыска у М. Руденко в его письменный стол были подложены американские доллары, у Тихого «нашли» винтовку, а у Бердника - порнографические открытки. Не очень понятно, для чего делались эти подлоги, так как этот реквизит не был использован впоследствии во время судов, как не использовалась в 1972 г, театрализация «преступных связей» украинских диссидентов с Ярославом Добошем.

Первые аресты были произведены одновременно в Московской и Украинской Хельсинкских группах: 3 февраля 1977 г. был арестован в Москве Александр Гинзбург, а 4 и 5 февраля на Украине - М. Руденко и О. Тихий.

   В апреле были арестованы Матусевич и Маринович, в декабре - Л. Лукьяненко. В ноябре 1977 г. П. Григоренко было разрешено поехать в США в гости к сыну, и вскоре он был лишен советского гражданства[1, с.23-24].

На Западе советских диссидентов, подвергшихся уголовному преследованию или психиатрическому лечению, рассматривали как политзаключённых, «узников совести».

Подводя итоги, можно сказать, что советское руководство принципиально отвергало идею существования какой-либо оппозиции в СССР, тем более отвергалась возможность диалога с диссидентами. Напротив, в СССР провозглашалось «идейное единство общества»; диссидентов же именовали не иначе как «отщепенцами».

Действия диссидентов воспринимались властью как политический вызов, стремление переустроить общественный строй. Борьба шла за широкие слои интеллигенции, которой «наш народ бесконечно верит». Поэтому не удивительно, что с самого начала существования диссидентского движения, советское правительство делало все возможное, чтобы не дать распространиться их взглядам и идеям. Отношение правительства к диссидентам нашло свое отражение в организации разложенческой работы среди участников идеологически вредных групп, осуществлении профилактических мероприятий в той среде, в которой эти группы вербуют своих членов. Множество диссидентов были  подвергнуты уголовному преследованию или психиатрическому лечению. Их рассматривали как политзаключённых, «узников совести».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                    Заключение

    В результате исследования, мы пришли к выводу, что диссидентское движение – это явление непривычное для российской истории: оно необычно по своему содержанию, формам проявления, масштабам влияния на общественное сознание.

    В настоящее время в отечественной литературе высказано несколько точек зрения о путях возникновевия диссиденства и его определении:

          - одни исследователи считают, что диссидентство как явление зародилось в среде московской интеллигенции, которая испытала справедливое чувство реванша на волне знаменитой «оттепели» и последовавшее затем разочарование;

           - другие считают, что, в целом, диссиденты – это порождение самого советского общества послесталинской поры, это дети советской системы, пришедшие в противоречие с идеологией и психологией отцов.

           - третью предполагаю, что диссидент — это человек, который руководствуется законами, писанными в стране, где он живёт, а не стихийно установившимися обычаями и понятиями.

Подводя итоги, следует сказать, что диссидентские организации были явление прогрессивным в российской истории.

Среди диссидентов были люди самых разных взглядов, объединяла же их главным образом невозможность открыто высказывать свои убеждения. Как таковой единой «диссидентской организации» или «диссидентской идеологии», объединяющей большую часть диссидентов, никогда не существовало. Вместо этого были организованы многочисленные почти по всей территории СССР.

     Так существовали:

- тайная организация «Всероссийский социал-христианский союз освобождения народа» (ВСХСОН), созданная в 1964 г. в Ленинграде. Ее главой был Игорь Огурцов, японист по образованию. Главную задачу ВСХСОН видел в том, чтобы наметить путь духовного обновления и предложить модель будущего государства, которое мыслилось как национальное и христианское. К моменту ликвидации ВСХСОНа органами КГБ в организации было 26 человек - это немало для тайной организации в советских условиях;

-    Инициативная группа возникла в мае 1969 г. Единственной целью ее существования было составление обращений и открытых писем в связи с наиболее вопиющими случаями политических преследований;

    - В нобре 1970 г. в Москве был создан Комитет прав человека в СССР. Инициатором этой ассоциации был Валерий Чалидзе. Цели Комитета: консультативное содействие органам государственной власти в создании и применении гарантий прав человека; правовое просвещение, в частности пропаганда международных и советских документов по правам человека;

-  28 декабря 1978 года родился СМОТ - Свободное межпрофессиональное объединение трудящихся.

Целью СМОТа было оказание правовой, моральной и материальной помощи своим членам.

-     25 октября 1978 г. создана Инициативной группы защиты прав инвалидов в СССР. основатели Юрий Киселев, Валерий Фефелов и Файзулла Хусаинов. Цель группы - сбор и распространение информации о положении инвалидов в СССР, обращение с ходатайствами в компетентные органы об улучшении системы обеспечения инвалидов и помощи им, обращение за поддержкой в международные организации инвалидов. Но главной своей целью ИГ инвалидов объявила создание Всесоюзного общества инвалидов;

-    12 мая 1976 года  была создана Общественная группа содействия выполнению Хельсинкских соглашений в СССР. Ен руководителем был Ю.Ф.Орлов. Главной целью ставила информировать общественность и правительства стран-участниц Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе о случаях нарушения в СССР положений гуманитарного раздела Хельсинкского акта 1975 г.;

      Таким образом, следует сказать, что диссиденты не ставили себе цели разработать политической программы изменения системных характеристик советского общественного строя. На первых порах их деятельность была направлена на улучшение существующей системы, а уже позднее на отказ от нее. Главными формами деятельности диссидентов были демонстрации под правозащитными лозунгами, обращения в адрес руководителей страны и судебные инстанции в защиту прав тех или иных лиц. Вследствие их призыв был услышан и внутри страны и за ее пределами, мир не только получил богатую информацию, но и поверил в свидетельство диссидентов. Правозащитное движение, начавшееся в Москве в узкой интеллигентской среде, вышло за ее пределы, распространилось по стране, проникло в другие социальные слои.

Подводя итоги, можно сказать, что советское руководство принципиально отвергало идею существования какой-либо оппозиции в СССР, тем более отвергалась возможность диалога с диссидентами. Напротив, в СССР провозглашалось «идейное единство общества»; диссидентов же именовали не иначе как «отщепенцами».

Действия диссидентов воспринимались властью как политический вызов, стремление переустроить общественный строй. Борьба шла за широкие слои интеллигенции, которой «наш народ бесконечно верит». Поэтому не удивительно, что с самого начала существования диссидентского движения, советское правительство делало все возможное, чтобы не дать распространиться их взглядам и идеям. Отношение правительства к диссидентам нашло свое отражение в организации разложенческой работы среди участников идеологически вредных групп, осуществлении профилактических мероприятий в той среде, в которой эти группы вербуют своих членов. Множество диссидентов были  подвергнуты уголовному преследованию или психиатрическому лечению. Их рассматривали как политзаключённых, «узников совести».

Подводя общий итог нашей работы, мы пришли к выводу, что диссидентское движение, несомненно, играло важную роль в жизни советского общества. Это движение не только изменило мировоззрение советского гражданина, но и показало всю правду Западу. В настоящее же время изучение этого вопроса, возможно, поможет избежать ошибок прошлого.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

          

 

 

         

              Список  использованной  литературы

 

  1. Алексеева Л. М. История инакомыслия в СССР: Новейший период. М.: Вильнюс, 1991. — 206с.
  2. Амальрик А. А. Записки диссидента. М., 1991. — 432с.
  3. Даниэль А.Ю. Диссидентство: культура, ускользающая от определений? РОССИЯ / RUSSIA. Вып. 1 [9]: Семидесятые как предмет истории русской культуры.  М.: О.Г.И., 1998. − С. 111-124.
  4. Диссиденты в СССР [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%C4%E8%F1%F1%E8%E4%E5%ED%F2%FB_%E2_%D1%D1%D1%D0. Дата Доступа: 05.04.2012.
  1. Диссиденты о диссидентстве. «Знамя». — М., 1997. − № 9.

  1.  Игрунов В. и Долгин Б.Р. Причины советского инакомыслия и его значение. 2007. — 55с.
  2. История советских диссидентов [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: ww.memo.ru/history/diss/. – Дата доступа: 03.04.2012.
  3. Кара-Мурза С.Г. "Евреи, Диссиденты, Еврокоммунисты"  [Электрон. ресурс]. – Режим доступа:   http://www.kara-murza.ru/books/evrei/evrei22.htm. - Дата доступа: 08.04.2012.
  4. Козлов В. Крамола: Инакомыслие в СССР при Хрущеве и Брежневе. 1953 – 1982 гг. Отечественная история. − 2003. − №4. − с.93-111.
  5. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России. М., 2001. — 299с.
  6. Померанц Г. Революционеры и диссиденты, Патриоты и сионисты. 1998. – 35с.
  7. Романова П.В. Ярской-Смирновой Е.Р. Общественные движения в России: точки роста, камни преткновения. М., 2009. — 223с.
  8. Синявский А. Д. Диссидентство как личный опыт. // Журнал Юность № 5. — 1989. — с. 88 – 91.
  9. Терновский Л. К истории диссидентского движения в СССР. − 10с.

 

 

 

Информация о работе Диссидентское движение в СССР