Документальный поток по Блокаде Ленинграда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2014 в 12:23, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы моей курсовой работы заключается в том, что 27 января 2014 года исполнилось 70 лет с момента полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. 2011-2015 годы вообще считаются годами военных юбилеев, как счастливых, так и трагических. 22 июня 2011 года исполнилось 70 лет с начала Великой Отечественной войны, 8 сентября того же года – 70 лет с начала блокады Ленинграда, январь 2012 года – 70 лет победы в Сталинградской битве, июль-август 2013 – 70 лет победы на Курской дуге, 18 января 2013 – 70летие прорыва блокады Ленинграда 27 января 2014 – 70 лет полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, 28 июля 2014 – 70летний юбилей полного освобождения города Бреста от оккупации и выход советских войск к границе СССР и, наконец, 9 мая 2015 года – торжественное празднование 70летней годовщины праздника Великой Победы.

Вложенные файлы: 1 файл

Итоговый вариант курсовой.doc

— 282.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств»

ФАКУЛЬТЕТ  Библиотечно-информационный

КАФЕДРА Документоведения и информационной аналитики

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине Информационно-аналитические технологии

на тему: Документальный поток по Блокаде Ленинграда

Выполнил студент

2 курса  21213 группы 

Копылова Ольга Александровна

 

_____________________________________

                                 (подпись, дата)

Направление подготовки (специальность)

071900 Библиотечно-информационная  деятельность

Профиль подготовки (специализация)

Информационно-аналитическая деятельность фирмы

Форма обучения

Очная

Научный руководитель

Сударикова Елена Павловна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры документоведения и информационной аналитики

 

_____________________________________                 (подпись, дата)


 

Санкт-Петербург

2014

 

-2-

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-3-

Введение.

Актуальность темы моей курсовой работы заключается в том, что 27 января 2014 года исполнилось 70 лет с момента полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. 2011-2015 годы вообще считаются годами военных юбилеев, как счастливых, так и трагических. 22 июня 2011 года исполнилось 70 лет с начала Великой Отечественной войны, 8 сентября того же года – 70 лет с начала блокады Ленинграда,  январь 2012 года – 70 лет победы в Сталинградской битве, июль-август 2013 – 70 лет победы  на Курской дуге, 18 января 2013 – 70летие прорыва блокады Ленинграда 27 января 2014 – 70 лет полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, 28 июля 2014 – 70летний юбилей полного освобождения города Бреста от оккупации и выход советских войск к границе СССР и, наконец, 9 мая 2015 года – торжественное празднование 70летней годовщины праздника Великой Победы. Прошло 70 лет с момента полного освобождения нашего города от фашисткой блокады, уже 23 года, как не существует такого государства, как СССР и Ленинград стал Санкт-Петербургом, но память о войне и блокаде сохранилась благодаря ветеранам, жителям блокадного города, памятникам и многому другому. Многое из того, что было засекречено органами НКВД теперь становится известным, выходят на свет архивы, письма, документы и дневники того времени, называется точное количество погибших… Всё это долго было недоступно для широкой публики, хотя о блокаде и войне говорили и продолжают говорить. Полностью говорить о том, что вся правда о том страшном времени стала полностью доступна для всех ещё нельзя, но к этому делаются большие шаги. Теперь мы можем говорить о блокаде без купюр и изъятий, по-настоящему ощутить драматизм, напряженность и героизм тех лет.

Целью курсовой работы является выявление и анализ особенностей развития документального потока о блокаде Ленинграда за период с 2011 по 2014 годы.

 

-4-

В ходе работы следует выполнить ряд задач:

  • проанализировать понятие документальный поток, описать его свойства и методику анализа.
  • выявить документальный поток по теме «Блокада Ленинграда» за период с 2011 по 2014 годы.
  • проанализировать типовую, видовую, тематическую, издательскую, географическую, языковую структуры  и общую динамику развития документального потока.
  • выявить и проанализировать наиболее полезные электронные ресурсы по теме.

После выполнения указанных задач будет необходимо сделать выводы о закономерностях развития этого документального потока. Так как основой исследования является документальный поток литературы исторического характера, первым делом необходимо представить историческую  справку о Блокаде Ленинграда.

В  работе рассмотрены русскоязычные печатные и электронные ресурсы посвященные Блокаде. При выявлении данных для анализа использовались электронные тематические базы данных ИНИОН РАН, а также электронные каталоги следующих библиотек: Российской Национальной Библиотеки, Центральной городской 
публичной библиотеки имени В.В. Маяковского и библиотеки Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств.

В ходе работы использовались различные методы исследования информационного потока:

  1. Информационный поиск
  2. Мониторинг данных за несколько лет
  3. Библиометрический анализ ДП
  4. Сравнительный анализ данных

 

-5-

Тема Блокады Ленинграда уже много лет не теряет актуальности, и особенно актуальна сейчас, когда, в связи с недавними событиями на Украине, видно, что фашизм вновь поднимает голову и на это надо обратить сааме серьёзное внимание.

 Практическая значимость  данной курсовой работы заключается  в выявлении современных тенденций  развития микропотока по теме  «Блокада Ленинграда». Результаты  данного исследования могут потребоваться для работы современным историкам и военным деятелям.

Источниковая база. Особенно ценны для нас воспоминания воинов, защищавших Ленинград, жителей блокадного города, оставивших живые свидетельства о событиях тех лет, мнения политиков, историков и работников культуры.

Структура курсовой работы обусловлена целями и задачами исследования. Она включает введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-6-

Глава 1.  Документальный поток о Блокаде Ленинграда.

1.1  Историческая справка.

Блокада Ленинграда — военная блокада немецкими, финскими и испанскими (Голубая дивизия) войсками с участием добровольцев из Северной Африки, Европы и военно-морских сил Италии во время Великой Отечественной войны Ленинграда (ныне Санкт-Петербург). Длилась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года (блокадное кольцо было прорвано 18 января 1943 года) — 872 дня.

К началу блокады в городе не имелось достаточных по объёму запасов продовольствия и топлива. Единственным путём сообщения с Ленинградом оставалось Ладожское озеро, находившееся в пределах досягаемости артиллерии и авиации осаждающих, на озере также действовала объединённая военно-морская флотилия противника. Пропускная способность этой транспортной артерии не соответствовала потребностям города. В результате начавшийся в Ленинграде массовый голод, усугублённый особенно суровой первой блокадной зимой, проблемами с отоплением и транспортом, привёл к сотням тысяч смертей среди жителей.

После прорыва блокады осада Ленинграда вражескими войсками и флотом продолжалась до сентября 1944 года. Чтобы заставить противника снять осаду города, в июне — августе 1944 года советские войска при поддержке кораблей и авиации Балтийского флота провели Выборгскую и Свирско-Петрозаводскую операции, 20 июня освободили Выборг, а 28 июня — Петрозаводск. В сентябре 1944 года был освобождён остров Гогланд.

За массовый героизм и мужество в защите Родины в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг., проявленные защитниками блокадного Ленинграда, согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР 8 мая 1965 г. городу присвоена высшая степень отличия — звание Город-герой.

27 января является Днём воинской славы России — День полного снятия блокады города Ленинграда (1944 год). [16]

 

 

 

 

 

-7-

1.2 Истрия изучения блокады  Ленинграда

Выделим несколько важных этапов изучения избранной темы:  
В годы войны и во второй половине 1940-х годов история блокады Ленинграда нашла свое отражение в целом ряде официальных документов: в

опубликованных материалах местных органов власти, в периодической               печати, в документах Нюрнбергского трибунала и косвенно даже в документах советской делегации, участвовавшей в работе редакционного комитета по подготовке Всеобщей декларации прав человека (ВДПЧ). Однако количество жертв и то, что происходило в Ленинграде в период блокады, тщательно скрывалось от советской и международной общественности. О трагедии Ленинграда в годы войны не было сказано ни слова в нотах наркома иностранных дел В. Молотова, которые были адресованы правительствам и народам союзников с целью мобилизации общественного мнения для более активной борьбы с гитлеровской Германией (январь-апрель 1942 года) .  
В СССР предпринимались все усилия для того, чтобы ни до внутреннего, ни до внешнего читателя информация о страданиях ленинградцев не доходила. В первой ноте НКИД, как известно, говорилось о зверствах нацистов по отношению к гражданскому населению в только что освобожденных в результате контрнаступления под Москвой районах. Наряду с этим упоминались также такие крупные города, как Минск, Киев, Новгород, Харьков, которые оставались в руках противника и население которых испытывало на себе тяготы оккупации. Однако о Ленинграде не было сказано ни слова. Борьба за город продолжалась, положение было критическое и признание массовой гибели людей в Ленинграде могло крайне негативно повлиять не только на настроения защитников города, но и на настроения населения страны в целом. Характерно, что при этом советское правительство в нотах от 27 ноября 1941 года упоминало о нарушениях немцами норм международного права, в частности Гаагской конвенции 1907 года. Следует отметить, что международное право в то время формально не запрещало использование блокады и голода как средств ведения войны . Ленинградская тематика в материалах Нюрнбергского военного трибунала занимала большое место «в общем потоке» и незначительное — как самостоятельная тема .  
«…Историография обороны Ленинграда в годы войны отличалась крайней односторонностью в подборке материала и освещении событий. Упор делался на героизм, патриотизм и верность народа делу партии. И хотя в целом подвиг ленинградцев был выдвинут на первый план и оценен правильно, но он в значительной степени обесцвечивался, делался однобоким и ходульным в результате замалчивания многих трудностей, ошибок руководства, огромности потерь и других отрицательных моментов.

-8-

Такой была тенденциозность в годы войны»  
С декабря 1941 года в Кировском и других районах Ленинграда работали специальные комиссии по сбору и обобщению материалов по истории районов в годы войны . В апреле 1943 года было принято специальное постановление Ленинградского горкома и обкома ВКП(б) «О собирании материалов и составлении хроники “Ленинград и Ленинградская область в Отечественной войне против немецко-фашистских захватчиков”». Работа по собиранию материалов, хранению и составлению хроники была возложена на Ленинградский институт истории партии, который в течение 1940–1970-х годов не только подготовил и опубликовал несколько сборников документов, но и собрал богатейшую коллекцию воспоминаний о жизни в блокированном Ленинграде и партизанском движении .  
К военному времени также относится появление первых работ о воздействии блокады на психику населения Ленинграда. К сожалению, результаты исследований, проведенных в период блокады сотрудниками института им. В.М. Бехтерева, были использованы лишь почти 60 лет спустя после их появления. Значение подготовленной в январе 1943 года Б.Е. Максимовым рукописи «Некоторые наблюдения над течением депрессивных состояний в условиях осажденного города» состоит в том, что в ней впервые была предпринята попытка выявить основные группы факторов, которые оказывали воздействие на психику и настроения ленинградцев.  
В период войны и в первые послевоенные годы о политическом контроле и настроениях, прежде всего, писали руководители УНКВД, а также представители «идеологического» цеха (Костин 1944; Кочаков, Левин, Предтеченский 1941). К периоду войны также относится публикация сборников документов (Ленинград в Великой Отечественной войне I; Сборник 1944). Появление воспоминаний в первые послевоенные годы было большой редкостью (Ленинградцы, 1947).  
После окончания войны характер историографии не менялся до 1948 года. Резкое изменение конъюнктуры произошло в 1948–1949 годах. Смерть Жданова и последовавшее затем так называемое «ленинградское дело» резко изменили обстановку — о роли города и его руководства в годы Великой Отечественной войны предпочитали не говорить вообще.  
Лишь в конце 1950-х — начале 1960-х годов началась публикация научных работ, посвященных обороне Ленинграда, в которых приводились отдельные факты о политическом контроле и быте и развитии настроений в период блокады (Худакова 1958; Худакова 1960; Уродков 1958; Карасев 1959;

-9-

Карасев 1956; Сирота 1960; Амосов 1964; Манаков 1967; Соболев 1965). Хотя в работах этого периода не рассматривались специально вопросы, связанные с настроениями в условиях битвы за Ленинград, они ввели в научный оборот значительное число документов и воспоминаний.  
Годы хрущевской «оттепели» благотворно повлияли на изучение блокады Ленинграда. В коллективной монографии «На защите Невской твердыни» (Князев и др. 1965) нашли свое отражение основные достижения историков, занимавшихся изучением блокады. К их числу относится и проблема изменения настроений под воздействием различных факторов, включая пропаганду противника. Авторам монографии удалось использовать некоторые документы и материалы из партийных и государственных архивов, правда, без соответствующих ссылок.  
В 1965 году была опубликована статья В.М. Ковальчука и Г.Л. Соболева «Ленинградский реквием» (Ковальчук, Соболев 1965), в которой наиболее глубоко рассматривалась проблема потерь в Ленинграде в период войны и блокады. По сути, это была первая попытка пересмотра официальной версии численности жертв, нашедшей отражение, в частности, в материалах Нюрнбергского процесса. Очевидно, что проделанная авторами статьи работа выходила далеко за пределы данной темы. Поэтому неслучайно, что уже в 1967 году вышел в свет пятый том «Очерков истории Ленинграда», который был подготовлен Ленинградским отделением Института истории АН СССР.

На современное развитие отечественной историографии большое влияние оказывают работы западных авторов, намного раньше начавших изучение социальной истории СССР и использовавших для этого в том числе и методы устной истории. До середины 1990-х годов двумя основными направлениями исследований советской истории являлись концепция тоталитаризма и школа, представленная ее критиками, традиционно именуемыми «ревизионистами». К ним относилось молодое поколение американских социальных историков, находящихся под влиянием возникшей более полувека назад французской школы Анналов, последователи М. Блока и Ф. Броделя. В области исследования СССР американские и британские социальные историки серьезно заявили о себе в начале 1970-х годов.  
Сегодня у теории тоталитаризма осталось мало защитников. Тем не менее работа Х. Арендт «Истоки тоталитаризма» до сих пор сохраняет статус классической. По-прежнему часто цитируется книга К. Фридриха и З. Бжезинского «Тоталитарная диктатура и автократия». И если популярность

-10-

теории тоталитаризма пошла на убыль, то сама концепция получила новую жизнь. Многие исследователи в бывшем Советском Союзе в начале 1990-х годов полагали, что слово «тоталитаризм» наилучшим образом описывал их исторический опыт. Некоторые западные ученые, в свою очередь, до сих пор считают концепцию тоталитаризма весьма ценной. Если определение конкретного общества как тоталитарной системы считается слишком абстрактным, то понятие «тоталитарный», будучи своего рода «ключом», дает информацию о целях и практике различных правительств.  
Отмечая определенные достижения западной историографии в изучении советского общества в довоенный период, следует отметить, что ряд существенных вопросов, имеющих отношение к избранной нами теме, остался практически без внимания.  
Наиболее известная на западе книга о блокаде известного журналиста Х. Солсбери скорее принадлежит к числу работ ревизионистского направления. Безусловной ценностью этого труда является то, что ему удалось использовать при написании книги множество интервью с ленинградцами, включая некоторых руководителей города. В книге приведены заслуживающие внимания наблюдения о настроениях населения Ленинграда в разные периоды битвы за город, а также весьма интересные предположения относительно реальности выступления рабочих против местного руководства в военные месяцы 1941–1942 годов.  
Автор наиболее фундаментальной зарубежной книги о блокаде Л. Гуре отмечал, что лояльность ленинградцев режиму была предопределена страхом перед полицейским аппаратом советского государства, деятельность которого в годы войны носила превентивный характер . Опираясь на обширный материал, почерпнутый из донесений немецких спецслужб, а также армейского командования, Л. Гуре исследовал вопрос относительно изменения настроений населения города в период блокады, а в заключении книги наметил основные направления развития отношений власти и народа, сложившиеся в период блокады. В частности, он указал, что дисциплина и сознание долга горожан, имевших все основания для проявлений оппозиционности, полностью превзошли ожидания властей. Гуре подчеркивал, что представители прогермански ориентированных элементов в Ленинграде никогда не были в большинстве, но количество недовольных властью было значительным. Кроме того, руководители города, по мнению Гуре, все же полагали, что многие ленинградцы не верили в возможность отстоять Ленинград или же в сохранение режима осенью 1941 года, когда

Информация о работе Документальный поток по Блокаде Ленинграда