С возобладанием политической
раздробленности советы стали действовать
при князьях отдельных самостоятельных
земель. Мазарчук Д.В., Темушев С.Н. История русской
государственности и права (до октября
1917 г.)... С. 27-28
Из всего вышесказанного,
можно сделать вывод, что верховная
власть в Древнерусском государстве
принадлежала великому киевскому князю.
Князь в отношении других владетельных князей был независимым
государем. Внутри своей волости князь
был главой администрации, высшим военачальником
и судьей. Княжеская власть была необходимым
элементом в составе государственной
власти всех русских земель. При княжеском
дворе жила дружина, делившаяся на «старшую»
и «младшую». Князь имел при себе совет
(думу) из наиболее знатных князей и старших
дружинников (бояр), выступавших в роли
воевод, а также аппарат управления, который
ведал сбором дани и податей, судебными
делами, взысканием штрафов (младшие дружинники).
§ 4. Местное
управление в Древней Руси IX-XII вв.
Система управления
обширной территорией Киевской Руси,
включавшей наряду с ареалом расселения
восточных славян финно-угорские и
балтские племена, складывалась по мере
развития самого государства.
При этом характерно было сохранение традиций
предшествующего периода. В целом местное
управление эволюционировало в сторону
укрепления верховной власти киевского
князя.
Первоначально
отдельные территории Древнерусского
государства обладали значительной
внутренней автономией, в них сохранялись
местные племенные князья, свои вооруженные
силы. Подчинение восточнославянских
союзов племен центральной власти выражалось
главным образом в регулярной выплате
ими дани (собираемой в ходе полюдья) и
необходимости предоставлять воинские
контингенты для крупных внешнеполитических
мероприятий. В X в. утверждается практика
раздачи киевскими князьями кормлений.
Иногда в литературе кормления называют
первой системой местного управления
в складывающемся едином государстве,
что не совсем верно. Кормления в древнерусский
период означали временную передачу киевским
князем права на сбор дани с определенной
территории, не предполагая при этом, что
поощряемое таким образом лицо будет выполнять
судебно-административные функции. Так,
на некоторое время право сбора дани с
«племени» древлян получил Свенельд (первая
половина X в.), однако у древлян сохранялись
и свой племенной князь и своя родовая
знать. В действительности первой системой
управления Древней Руси необходимо признать
посадничество - размещение княжих «мужей»
в городах с волостями, с наделением их
высшими местными судебно-административными
функциями. При этом единственным источником
властных полномочий посадников являлась
княжеская власть. Согласно летописи еще
Рюрик и Олег назначали в отдельные центры
восточнославянских племен своих «мужей».
Но последовательное
осуществление административной реформы
стало возможным только после
ликвидации племенных княжений - в
правление Владимира Святославича
(980-1015 гг.). Для этого периода
характерно также размещение в новых центрах
на местах наряду с посадниками сыновей
великого князя. Историки отмечают, что
взамен старых племенных центров центральная
власть организовывала постройку новых
укрепленных поселений, превращавшихся
в города - административные центры волостей.
Родственные связи были призваны упрочить
власть центра на местах. С течением времени
княжеский род расширялся, процесс перемещения
князей-Рюриковичей в отдельных восточнославянских
центрах, к которым «тянули» окрестные
территории, усложнялся. Но фигура посадника
сохранилась. Институт посадников обеспечивал
княжеское управление городами и окружающими
их волостями («пригородами»); при этом
в случае перемены князя новый князь «сажал»
своих посадников. В XI-XII вв. посадники
выполняли следующие функции: 1) контроль
над сбором уроков и даней и их распределение
в соответствии с княжескими постановлениями;
2) исполнение высшей административной
власти на местах от имени князя; 3) взимание
в пользу князя судебных штрафов или их
доли в совместном с епископом суде. Часть
собранных средств поступала на содержание
посадника и его дружины, что способствовало
его обогащению, и в итоге посадничество
развивалось в систему автономного управления,
способного заменить княжеские прерогативы
(как и произошло в Новгороде). С середины
XII в. посадник стал постепенно вытесняться
наместником. Окончательно должность
наместника установилась к XIV в. Посадники
сохранились лишь в Новгородской и Псковской
феодальных республиках.
В первый период продолжала
сохраняться численная или десятичная
система управления, которая зародилась
в недрах дружинной организации, а затем
превратилась в военно-административную
систему. Так, власть посадников опиралась
на военные гарнизоны, руководимые тысяцкими,
сотскими и десятскими. Институт тысяцких
стал органом княжеского административного
управления, куда назначались «княжие
мужи» и местная знать. Основной функцией
тысяцких было военное руководство. Данные
источников XI-XIII вв. свидетельствуют о
достаточно высоком положении сотских,
но трудно судить об их обязанностях и
происхождении власти - в результате выборов
или княжеского назначения. Сотни были
территориальными единицами (главами
купеческих сотен являлись старосты) и
организовывали небоярское свободное
население. Десятки и возглавлявшие их
десятские как форма низшей социальной
организации племенного общества исчезают
к началу XI в. Органом местного крестьянского
самоуправления оставались территориальная
община - вервь. Мазарчук Д.В., Темушев С.Н.
История русской государственности и
права (до октября 1917 г.)… С.29-31 Вервь, это
территориальный округ, члены которого
были связаны круговой ответственностью
по некоторым судебно-полицейским и финансовым
делам. Вервь могла состоять из одного
большого села или из ряда разбросанных
поселений (сел и деревень); из больших
семей и из мелких крестьянских хозяйств,
которые индивидуально обрабатывали землю.
Члены верви были связаны круговой порукой
(взаимной ответственностью за уплату
дани, за преступления). Кузнецов И.Н. История
Отечества. - 2-ое изд. - М.: Издательство
деловой и учебной литературы - Мн.: Амалфея,
2004. - С. 59 В ее компетенцию входили: земельные
переделы (перераспределение земельных
наделов), полицейский надзор, налогово-финансовые
вопросы, связанные с обложением податями
и их распределением, решение судебных
споров, расследование некоторых преступлений
и исполнение наказаний. Общине принадлежали
значительные права по регулированию
взаимоотношений между ее членами, отдельными
семьями, а также внутри семей в случаях,
если нарушения традиционных норм права
затрагивали интересы всей общины. До
усиления позиций христианской церкви
к ведению этого коллектива относились
вопросы заключения и расторжения брака.
Древнерусская община, которую можно рассматривать
и как особую политическую организацию,
защищала своих членов от произвола политической
власти, стоящей над ней, способствовала
поддержанию имущественного равенства.
Предполагают, что община была характерна
и для организации городского населения.
Городской организацией, имевшей определенные
внутренние и внешние функции, аналогичной
сельской верви, видимо, была улица.
Государственная
власть постепенно усиливает свой контроль
над общиной: вначале рядом с
выборными старостами появляется фигура
княжеского приказчика, позже выборных
старост заменяют назначаемые князем
дворские, затем общиной начинает управлять
приказчик-посельский. Государство забирает
у общины ряд ее функций и возлагает на
нее обязанности, тем самым превращая
ее в орган княжеского управления. Однако
в Древней Руси община представляла собой
еще достаточно автономное образование
с собственными суверенными правами. Мазарчук
Д.В., Темушев С.Н. История русской государственности
и права (до октября 1917 г.)… С.31-32 Крестьянские
общины существовали на протяжении всего
периода феодализма. Крестьяне, жившие
на государственных землях (позднее известные
как черносошные), платили подати в княжескую
казну и не знали личной зависимости от
феодала.
Количество
таких общин с течением времени
сокращалось, и впоследствии они уцелели
только на далеком севере. «Черные» общины
существовали повсеместно и служили объектом
притязаний со стороны отдельных феодалов.
Феодальные отношения постепенно расширялись
за счет закабаления лично свободных общинников.
Однако общины сохранялись и под властью
феодалов. Кузнецов И.Н.История Отечества…С.
59
В раннефеодальной
монархии важную государственную и
политическую функцию выполняло
народное собрание - вече. Впервые термин
«вече» употреблен в «Повести временных
лет» в связи с осадой печенегами Белгорода
в 997 г. (запись, возможно, и более поздняя).
Горожане собираются на вече, поскольку
«от князя помочи нету». Но из легендарного
рассказа о «белгородском киселе» следует,
что вечевая практика была явлением обычным,
хотя в Киеве, видимо, княжеская власть
и противодействовала такого рода собраниям.
По отрывочным
сведениям трудно судить о характере
вечевых собраний, способах их проведения.
Но вечевая система работала практически
во всех русских городах, а уровень
представительства решался в зависимости от
характера обсуждаемых вопросов. Конечно,
фантастичны предположения тех авторов,
которые представляют вече неуправляемым
собранием, где вопросы решаются «гулом»:
какая сторона громче кричит. Описания
подобных собраний рисуют совсем иную
картину. Собрания проходили весьма организовано
и выступать перед ним простому участнику
его можно было после того, как председательствующий
обратится за разрешением к вечникам,
т.е. участникам вече. По старой традиции
на подобных собраниях всегда имели право
голоса жрец, хранитель обычаев и поэт-певец,
хранитель памяти народной. Кузьмин А.Г.
История России с древнейших времен до
1618 г… С. 134
Вече было
старее князя. У летописца мы читаем:
«Новгородцы бо изначала и смольняне
и кыяне, и полочане и вся власти яко же на думу на
вече сходятся, и на что же старшие думают,
на том и пригороды станут». «Повесть временных
лет» Смысл этих слов такой: изначала города
и волости («власти») управлялись вечами
и вече старшего города управляло не только
городом, но и всею его волостью. Рядом
с этими вечами, на которых правом голоса
пользовались все главы семейств, появилась
власть князей, но князья не упразднили
веча, а правили землею иногда при содействии,
а иногда и с противодействием последнего.
Факты вечевой деятельности, прежде всего
не позволяют установить самой формы веча,
которое очень легко спутать с простыми
народными сходками, и неопределенность
формы часто заставляла исследователей
различать вече законное и незаконное.
Законным называлось вече, созванное князем;
вече же, собранное против воли князя,
мятежнически, считалось незаконным. Следствием
юридической неопределенности положения
веча было то, что последнее было в большой
зависимости от условий чисто местных
или временных: политическое значение
его понижалось при сильном князе, имевшем
большую дружину, и, наоборот, усиливалось
при слабом; кроме того, в больших городах
оно имело большее политическое значение,
чем в малых. Изучение этого вопроса заставляет
нас убедиться в том, что отношения между
князем и вечем постоянно колеблются.
Так, при Ярославе и его сыновьях вече
далеко не имело той силы, как при его внуках
и правнуках. Когда власть князей усилилась
и определилась, вече от политической
деятельности перешло к хозяйственной
- стало заниматься делами внутреннего
быта города. Но когда род Рюриковичей
размножился и наследственные счеты запутались,
- городские веча стремились возвратить
себе политическое значение. Пользуясь
смутой, они сами призывали к себе того
князя, которого хотели, и заключали с
ним «ряды». Мало-помалу вече почувствовало
себя настолько сильным, что решалось
спорить с князем: случалось, что князь
стоял за одно, а вече за другое, и тогда
вече зачастую «указывает князю путь»,
то есть изгоняет его. Платонов С.Ф. Полный
курс лекций по Русской истории... С. 110
Вече, выросшее
из традиций племенных сходов, приобрело
более формальные черты: для него
готовилась «повестка» дня, подбирались
кандидатуры выборных должностных
лиц, в качестве организационного центра
действовали «старцы градские» (старейшины). Определилась компетенция
вече: при участии всех свободных (правоспособных)
жителей города (посада) и примыкающих
поселений (слобод) решались вопросы налогообложения,
обороны города и организации военных
походов, избрания и изгнания князя, договора
(«ряда») с князем. Исполнительным органом
вече был совет, состоявший из «лучших
людей» (городского патрициата, старейшин).
Значение вече было различным в разных
древнерусских городах, изменялось оно
и с течением времени. Как правило, особую
роль вече играло в экстраординарной ситуации,
но в некоторых городах оно приобрело
постоянный характер (прежде всего в Новгороде).
После принятия
христианства в качестве государственной
религии (988-990 гг.) на Руси складываются
церковные организации и юрисдикция.
Высшим церковным иерархом являлся
киевский митрополит, подчинявшийся юрисдикции
константинопольского патриарха. Именно
последний совместно с Синодом по согласованию
с византийским императором посвящал
киевских митрополитов, большинство из
которых оказывались греками. В ведение
Константинополя входили также вопросы
о церковном устройстве Русской земли
и разрешении религиозных споров. Киевским
митрополитам подчинялись направленные
в крупнейшие города епископы (в Новгороде
с начала XII в. - архиепископы), руководившие
обширными церковно-административными
округами - епархиями. Епископы назначались
церковным собором во главе с киевским
митрополитом, часто при участии великого
князя. Всего за первых два века существования
русской церкви насчитывают около полутора
десятков епархий. Кроме того, некоторое
время наряду с киевской существовали
митрополии в Чернигове и Переяславле.
В целом духовенство делилось на черное
(монашество) и белое (приходское). Со временем
церковь получила право на приобретение
земель, населенных деревень, на осуществление
суда по специально выделенной юрисдикции
(все дела в отношении «церковных людей»
- церковных иерархов, монахов, священнослужителей;
лиц, призреваемых церковью, а также изгоев;
дела о преступлениях против нравственности;
брачно-семейные вопросы; дела о волшебстве,
знахарстве, святотатстве). Мазарчук Д.В.,
Темушев С.Н. История русской государственности
и права (до октября 1917 г.)… С. 32-33
Таким образом,
местное управление осуществлялось
доверенными людьми князя, его сыновьями
и опиралось на военные гарнизоны,
руководимые тысяцкими, сотниками и десятскими.
Продолжала существовать численная или
десятичная система управления, которая
зародилась в недрах дружинной организации,
а затем превратилась в военно-административную
систему. Ресурсы для своего существования
местные органы управления получали через
систему кормлений (сборы с местного населения).
Органом местного крестьянского самоуправлении
оставалась территориальная община - вервь.
Важную государственную функцию выполняло
народное собрание вече. После принятия
христианства в качестве государственной
религии складываются церковные организации
и юрисдикция.
ГЛАВА 2. ОБЩЕСТВЕННЫЙ
СТРОЙ КИЕВСКОЙ РУСИ
И ПРАВОВОЕ
ПОЛОЖЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП
В Киевской Руси
IX-XII вв. еще не сформировались сословия - замкнутые группы
населения с присущими только им правами
и обязанностями. Для сословий характерна
наследственность статуса и наличие препятствий,
затрудняющих переход в другую социальную
группу. В среде же древнерусского населения
нельзя найти сословных различий. Тем
не менее, источники (прежде всего летописи
и древнейший свод законов - «Русская Правда»)
позволяют обнаружить обособленные по
имущественному, функциональному или
профессиональному признаку слои населения.
В исторической науке их принято называть
по-разному: категориями, группами или
прослойками населения. Незавершенность
социального строительства в Древней
Руси обусловила и терминологическую
пестроту обозначения тех или иных категорий
горожан и крестьян. Все население Руси
можно разделить на свободное и зависимое;
особую категорию при этом составляли
изгои. В свою очередь в рамках свободного
населения по своему правовому и имущественному
положению выделяется господствующий
слой. Современные рассматриваемому периоду
источники всегда стараются выделить
наиболее влиятельную группу населения,
используя эпитеты «лучшие», «старейшие»,
«вятшие», «передние», «нарочитые».
В то же время
остальное население характеризуется,
как «молодшие», «меньшие», «простые»,
«черные» люди.
Высший элитный
слой древнерусского общества составляли
князья, ведущие свое происхождение от
родоначальника - Рюрика. Во многом привилегированное
положение людей Древней Руси определялось
их близостью к князю. Можно обнаружить
несколько путей формирования высшего
слоя - из старой родовой аристократии,
положение которой в новых условиях могло
сохраниться в случае вхождения в круг
лиц, близких к князю; из верхушки общины
(разбогатевших общинников, выборных должностных
лиц); а также из любой категории населения
благодаря волеизъявлению князя. Князь
мог как возвысить человека из самых низов
общества, так и превратить свободного
человека в раба (холопа).
К господствующему
слою древнерусского общества принадлежали
лица, которые описываются в источниках
терминами «бояре», «огнищане», «княжие мужи», реже - «вельможи».
Древнейшее восточнославянское законодательство
выделяло этих людей двумя привилегиями:
1) их жизнь защищалась штрафом (вирой)
в 80 гривен, что вдвое больше штрафа за
убийство простого свободного человека
(ст. 3 «Аже кто оубиеть княжа мужа в разбои,
а головника не ищють, то виревную платити,
въ чьеи же верви голова лежить то 80 гривенъ»
Пространная «Русская Правда»); 2) на них
распространялся особый порядок наследования
имущества, предполагавший участие в наследстве
и лиц женского пола (дочерей при отсутствии
сыновей).