Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 15:50, курсовая работа
Одним из крупнейших государств европейского Средневековья стала в IX--XII вв. Киевская Русь. Под государством обычно понимают механизм политической власти: 1) на определенной территории; 2) с определенной системой органов управления; 3) с необходимым действием законов и 4) формированием органов принуждения (дружина -- функции: внешняя -- защита от внешних вторжений и внутренняя (полицейская) -- подавление сопротивления внутри государства).
ВВЕДЕНИЕ
1. СТАНОВЛЕНИЕ РУССКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ В IX - НАЧАЛЕ ХII ВВ.
1.1 Предпосылки образования Древнерусского государства
2. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО СТРОЯ ДРЕВНЕЙ РУСИ
2.1 Социальная структура Древней Руси
3. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА
4. ОСНОВНЫЕ ИТОГИ РАЗВИТИЯ ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКОГО ГОСУДАРСТВА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Пестрая структура древнерусского общества с многочисленными категориями населения, наделенного различным правовым статусом, свидетельствует о незавершенности социальных процессов. В социально-экономическом плане для Киевской Руси было характерно сочетание нескольких укладов (патриархального, феодального, рабовладельческого), что и отразилось на общественном строе.
Безусловно, важно и необходимо изучать Киевскую Русь, так как она является первым государственным образованием, сплотившим многие десятки племен и народов и поднявшим их от примитивной первобытности к высокоорганизованной феодальной державе. Киевская Русь IX-XII вв. - это, во-первых, колыбель государственности трех братских народов - русских, украинцев и белорусов, - а во-вторых, это одна из крупнейших держав средневековой Европы, игравшая важную историческую роль в судьбах народов и государств Запада, Востока и отдаленного Севера. Поэтому история Киевской Руси - одна из лучших страниц истории русского народа!
1. Зуева М.Н., Чернобаева А.А. История России: Учеб. для вузов. - М.: Высш. шк., 2001.
2. Исаев И.А. История государства и права России: Полный курс лекций. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Юрист, 1998.
3. Карамзин Н.М. Об
истории государства
4. Кузнецов И.Н. История Отечества. - 2-ое изд. - М.: Издательство деловой
5. и учебной литературы - Мн.: Амалфея, 2004.
6. Кузьмин А.Г. История России с древнейших времен до 1618 г.: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн.1.
7. Мазарчук Д.В., Темушев С.Н. История русской государственности и права (до октября 1917 г.): курс лекции. - Мн.: Эдит ВВ, 2007.
8. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России: Учебник для вузов. - М.: Издательская группа ИНФРА М - НОРМА, 1997.
9. Новосельцев А.П., Сахаров А.Н. История России с древнейших времен
10. до конца XVII века. - М.: ООО «Изд-во АСТ-ЛТД», 1997.
11. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. - Петрозаводск: АО «Фолиум», 1996.
12. Рыбаков Б.А. Мир истории.
Начальные века русской
13. Соловьев С.М. История
Страница: 1 2
Заключение
В настоящее время, мы вновь обращаемся к своей истории, пытаемся больше узнать о своих корнях. Очень важно сейчас обратиться к проблемам, которые стояли перед средневековым обществом, чтобы понять и лучше разобраться в современных. Ведь это неоценимый опыт, накопленный веками. Он может послужить для нас примером и показать пути решения наших проблем. А ведь многие актуальны и сейчас. Например, вопрос о единстве славян. Среди многочисленных проблем – раздробленность, междуусобные войны, монголо-татарское нашествие – четко слышен призыв к объединению практически во всех произведениях, написанных в то время.
В то время, в период Киевской Руси, было мало людей грамотных, образованных. Но были и такие, слава о которых шла далеко за пределы славянских государств. Так, например, можно сказать о «втором Златоусте» Кирилле Туровском. Конечно, не все дошло до наших времен, но то, что мы имеем, его произведения, поражают своим красноречием, богатством воображения, простотой и актуальностью. Кирилл Туровский имел высокий сан и, будучи приближен к государственным делам, свои мысли по поводу происходящего «доверял бумаге». Благодаря его многочисленным «Поучениям», «Притчам», «Словам» можно судить о настроениях общества древней Руси. Он затрагивает политические, экономические, социальные, религиозные, культурные аспекты общественной жизни. Многие высказывания можно применить и в современной жизни. Отрицательной чертой, которая характерна для всего средневековья, является рьяная религиозная направленность. Она присутствует в каждом произведении любого общественного деятеля и средневекового мыслителя.
Это и не удивительно. Образование и грамотность могли получить люди, приближенные к власти либо к церкви. Поэтому расцвет письменности приходит на Древнюю Русь лишь с принятием христианства и базируется на церкви и монастырях. Но и здесь видны очевидные плюс: люди могли изучать древнюю литературу, произведения византийских авторов и многое другое. На культурной почве происходил обмен информацией, идеями, мыслями. Конечно, древнерусские авторы многое заимствовали у Византии. Однако они проложили дорогу и дали толчок развитию своей, славянской, письменности, литературе и общественной мысли. Было очень интересно наблюдать как проходит превращение варварского государства в более культурную и развитую. Конечно, государство не достигло быстро такого расцвета как другие. Но можно видеть и кардинальные изменения.
Список использованных источников
1. Памятники литературы Древней Руси. XII век. – М.: Художественная литература, 1980.
2. Хрестоматия по истории Белоруссии. С древнейших времен до 1917. – Мн.: Высшая школа, 1974.
3. Хрестоматия по древней литературе. – Мн.: «Беларусь», 1987.
4. Хрестоматия по древней русской литературе. – М.: Просвещение, 1973.
5. Будовниц И.У. Общественно-поли
6. Галко В.И. Кирилл Туровский и его время. // БГЧ., 1993 – N3.
7. Галко В.И. Славянское единство: прошлое и настоящее. // Славянский мир на пороге III тысячелетия. – Гомель: БелГУТ, 2001.
8. Гудзий Н.К. История древней русской литературы. – Наука и техника, 1986.
9. Гудзий Н.К. Литература Киевской Руси. – К.: Наука и техника, 1986.
10. Долгов В.В. Очерки истории общественного сознания Древней Руси. XI–XIII века. – М.: Просвещение 1999.
11. Ерёмин И.П. Литература Древней Руси: этюды и характеристики. – М. – Л-д.: 1968.
12. Еремин И.П. Литература Древней Руси. – М. – Л-д.: 1966.
13. История белорусской литературы. – Мн.: Высшая школа, 1984.
14. История русской литературы X–XVII века. – М.: Художественная литература, 1996.
15. История русской литературы. – М: МГУ, 1984.
16. История русской литературы. – Л-д.: Наука, 1980.
17. Ключевский В.О. Курс русской истории. Т. 2. – М.: Наука, 1957.
18. Колесов В.В. Красноречие Древней Руси: Кирилл Туровский. – М.: Просвещение, 1980.
19. Лобынцев Ю.А. Напой росою благодати … – М.: Художественная литература, 1993.
20. Лойко О.А. Старобелорусская литература. – Мн.: Высшая школа, 2001.
21. Минова Е.В. Проблема единства словян в наследии Кирилла
Туровского // Восточнославянское единство в прошлом, настоящем и будущем. – Гомель.: БелГУТ, 1998.
22. Никольский Н.К. История русской церкви. – М.: Просвещение, 1983.
23. Общественная мысль:
24. Просветители земли
25. Рыбаков В.А. Первые века русской истории. – М.: Художественная литература, 1986.
26. Рыбаков В.А. Из истории культуры Древней Руси. – М.: Художественная литература, 1988.
27. Рябцева Н.А. Исторические условия жизни и творчества Кирилла Туровского // Гуманистическое и христианско-духовное содержание наследия Кирилла Туровского. – Гомель: БелГУТ, 2000.
28. Соловьёв С.М. История России с древнейших времён. Т. 1. – М.: Наука, 1984.
29. Становления философской мысли в Киевской Руси. – М.: Наука, 1984.
30. Юшков С.В. Общественно-
1 2 3 4 5 6