Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 04:24, доклад
Наиболее многочисленным из современных народов Индокитая являются вьетнамцы, история которых, если иметь в виду государственность, восходит тоже примерно к III в. до н.э. Протогосударства Намвьет (частично на территории КНР) и
Аулак существовали в то время, причем именно тогда они и оказались завоеванными войсками Цинь Ши-хуанди. Правда, вскоре после крушения империи
Цинь циньскии военачальник провозгласил себя правителем северовьетнамской территории. Позже, при У-ди, в 111 г. до н.э. северовьетнамские земли вновь были подчинены Китаю и, несмотря на порой героическое сопротивление
захватчикам (восстание сестер Чынг в 40—43 гг.), они оставались под властью китайской администрации вплоть до Х в.
литературное письмо на латинской графической алфавитной основе. Эта
письменность получила полную поддержку со стороны патриотически настроенных
вьетов. Неудивительно, что в таких условиях позиции католической церкви
укреплялись. Обращенных в христианство (католичество) во Вьетнаме уже в XVII
в. насчитывалось несколько сотен тысяч. Такой рост вызвал даже опасения со
стороны властей, что привело к закрытию в ряде городов страны европейских
факторий и к некоторому ограничению деятельности католической церкви во
Вьетнаме.
Со второй половины XVIII в. в обеих частях страны начались массовые
крестьянские движения, вскоре вылившиеся в могучее восстание тэйшонов,
которое протекало под лозунгом восстановления власти законных правителей
всего Вьетнама из династии Ле. Восстание, таким образом, было направлено
против расчленения страны на север и юг, против Нгуенов и Чиней. Однако
попытка одного из Ле реально восстановить власть династии не была удачной.
Напротив она привела династию к окончательной гибели (1789). В 1802 г. Нгуены
при поддержке французов сумели нанести тэйшонам поражение, после чего весь
Вьетнам был объединен под их властью. Правители объявили себя императорами
новой династии Нгуен (1802—1945), последней в истории страны.
С 1804 г. страна стала официально именоваться Вьетнамом. Были проведены
реформы, направленные на укрепление имперской власти. Аппарат администрации
стал получать жалованье из казны, а служебные условные владения были
отменены. Остатки общинной структуры использовались для облегчения системы
налогового управления. Землевладельцы платили налог в казну. Развивались
города, особенно на юге, а также городское ремесло и торговля. Все более
активную роль в хозяйстве страны начинали играть иностранцы — как мощная,
весьма развитая и экономически процветающая китайская колония в южных
городах, так и европейцы, особенно французы. С середины XIX в. Вьетнам шаг за
шагом превращался во французскую колонию. Этот процесс, растянувшийся на
десятилетия (1858—1884), завершился в конце XIX в.
ВЬЕТНАМ В 20 ВЕКЕ.
К моменту капитуляции Японии во второй мировой войне наиболее серьезной
организованной силой во французском Индокитае была компартия, руководитель
которой Хо Ши Мин в сентябре 1945 г. возглавил временное правительство
Демократической Республики Вьетнам. Правда, последующие события и процессы
внесли свои коррективы и во многом изменили ситуацию. Франция способствовала
формированию независимого от Ханоя южновьетнамского государства со столицей в
Сайгоне, вследствие чего Вьетнам на долгие годы оказался в огне гражданской
войны. После ухода французов из Индокитая в 1954 г. южновьетнамское
правительство стало опираться на активную поддержку США, причем неудачи в
борьбе с Северным Вьетнамом побудили США ввести во Вьетнам свои войска. Почтя
десятилетие, с 1965 по 1973 г., американцы принимали участие в войне во
Вьетнаме, но успеха не добились. В 1975 г. пал Сайгон, я весь Вьетнам вновь
оказался под контролем северовьетнамских коммунистов.
Распространение на южную часть страны с ее процветающим сайгонским регионом
марксистской экономической модели в ее весьма жестком
сталинско-маоистско-
собственности и рынка и, как следствие, быстрой экономической стагнации. Конец
70-х — начало 80-х годов прошли
во Вьетнаме под знаком
экономического положения, несмотря на ту весомую помощь, которую оказывали
этой стране СССР и другие страны марксистского социализма. Еще более
ухудшилась обстановка во Вьетнаме после введения вьетнамских войск в Камбоджу и
конфликта в связи с этим с Китаем.
Конфликт с Китаем побудил Вьетнам еще более сблизиться с СССР, который, однако,
в 80-х годах уже был не в состоянии спасти Вьетнам от экономического краха, с
каждым годом становившегося все очевиднее и ощутимее. В пришедшем после смерти
Хо Ши Мина (1969) к власти руководстве возникли противоречия по вопросу о том,
как выйти из кризиса, по какому пути пойти. Пример реформ в Китае был толчком к
решительным действиям, а начало перестройки в СССР (1985) — сигналом для
них. Смена руководства означала, что Вьетнам с его 65-миллионным населением
готов к решительным реформам.
Экономическая реформа во Вьетнаме, во многом напоминавшая по духу ту, что
была начата за несколько лет до того в Китае, принесла, причем достаточно
быстро, существенные результаты. Рынок наполнился товарами, темпы развития
стали быстро расти. Как и в Китае, некоторые слои населения пытались сочетать
движение в сторону реформ с требованиями политической либерализации. Но
вьетнамское руководство компартии, как и китайское, осталось твердым не
столько в своих убеждениях, сколько в стремлении крепко держать власть в
своих руках. Курс, на социалистическое развитие формально продолжал
декларироваться, хотя в реальности Вьетнам, как и Китай на рубеже 80 — 90-х
годов уже уверенно шел по рыночно-
движение его по этому пути было значительно медленнее и труднее, чем в Китае,
да и сопровождалось оно прежними административными притеснениями. Не случайно
многие вьетнамцы именно в эти годы стремились покинуть свою родину. Впрочем,
Вьетнаму все же удалось выбраться из состояния кризиса, и ныне он
демонстрирует экономические успехи, что, вопреки каждодневным лозунгам,
убедительно доказывает в глазах его же собственного населения преимущества
рыночного капитализма перед редистрибутивной системой марксистского
социализма.