Древний Рим

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 18:39, реферат

Краткое описание

Древний Рим (лат. Roma antiqua) — одна из ведущих цивилизаций Древнего мира и античности, получила своё название по главному городу (Roma - Рим), в свою очередь названному в честь легендарного основателя — Ромула. Центр Рима сложился в пределах болотистой равнины, ограниченной Капитолием, Палатином и Квириналом. Определённое влияние на становление древнеримской цивилизации оказала культура этрусков и древних греков. Пика своего могущества Древний Рим достиг во II веке н. э., когда под его контролем оказалось пространство от современной Шотландии на севере до Эфиопии на юге и от Армении на востоке до Португалии на западе.

Содержание

Введение…………………………………………….…………………………………………………………....2
Мифология Древнего Рима……………………………………………………………………………...3
Древнеримская архитектура…………………………………………………………………………….6
Литература Древнего Рима……………………………………………………………………………...9
Искусство Древнего Рима………………………………………………………………..……………..12
Заключение……………………………………………………………………………………………………..16
Список литературы………………………………………………………………………………………...17

Вложенные файлы: 1 файл

ДОКЛАД НАТАШКИН.docx

— 122.79 Кб (Скачать файл)

  Со времени  Луцилия сатира стала чисто римским  литературным жанром, получившим своё развитие в последующую эпоху. В  период с конца III в. до середины II в. до н. э. Римская литература, вначале  подражательная, постепенно приобретает  оригинальные черты и развивается  самостоятельно. Литература знакомила  римское общество с новыми идеями, она способствовала созданию того латинского языка, который изучался потом в  течение многих столетий.

  Последний век  Республики отмечен не только расцветом  латинской прозы, но и выдающимися  успехами в области поэтического творчества. Версификации учили в  школах, и умение сочинять, стихи  было признаком хорошего тона.

  «В римской  поэзии того времени боролись два  течения: одно из них стремилось найти поэтические формы, использовать многообразные поэтические приемы, которые культивировались эллинистическими, особенно александрийскими, поэтами; другое отстаивало традиционную форму стихосложения, какая шла от Энния. Приверженцем этой формы считал себя Цицерон; к этому же течению примыкал и Тит Лукреций Кар, автор знаменитой философской поэмы «О природе вещей».

  На Востоке  же, в Византии, античная традиция, переосмысляясь, по существу никогда не прерывалась. И на западе, и на востоке Европы господствовало христианство, впитавшее  в себя ценности античной культуры. Благодаря трудам “отцов церкви”  грамотные люди знакомились с  некоторыми положениями античной философии, с историей, мифами.

  Когда славянские страны, в том числе Русь, приняли  христианство, эти труды, доставлявшиеся из Византии, как и другие христианские произведения, исторические хроники, романы об Александре Македонском, стали известны и здесь. На Западе же латынь оставалась языком церкви и науки еще много  столетий после падения Рима. В  монастырях переписывали рукописи античных авторов, благодаря чему они дошли  до нас.

  Если восточноевропейские  и славянские страны знакомились  с античным наследием через Византию, то в Западной Европе знали лишь то, что осталось от Рима. Только когда  с наступлением турок на Византию многие византийские ученые стали переселяться в Италию, здесь они познакомились  с античным наследием в его  полном объеме, что стимулировало  расцвет культуры Возрождения. Теперь труды римских авторов извлекались  из монастырских хранилищ, переписывались, изучались, комментировались.

  Переводились  античные романы и в подражание им писались новые.

  Без знакомства с античной культурой невозможно понять многочисленные римские реминисценции  у классиков русской литературы. В России еще в 18 веке переводили античных авторов и уже Державин написал свой “Памятник” в подражание “Памятнику” Горация. Прекрасно  знал римскую литературу А.С. Пушкин. Его переводы Горация по адекватности подлиннику не знают себе равных. К  античным сюжетам обращались Мережковский (“Юлиан Отступник”), Брюсов (“Алтарь  победы”), Андреев (пьесы “Похищение сабинянок” и “Конь в сенате”). То есть это доказывает, что римская  литература была явлением вполне самодостаточным, иначе она не нашла бы такого широкого отклика в мировой литературе, и который находит до сих пор. 
 
 
 
 

    5.Искусство Древнего Рима.

Римское искусство  как особое художественное явление  стали изучать лишь в ХХ веке, по существу только тогда осознав всю его самобытность и неповторимость. И все же до сих пор многие видные антиковеды полагают, что история римского искусства еще не написана, еще не раскрыта вся сложность его проблематики. Древнейшие сооружения римлян не сохранились до наших дней. Строителями первых римских храмов были этруски — северные соседи римлян, умелые архитекторы и скульпторы.

Умели этруски  делать большие статуи из глины, камня  или бронзы. Многому этрусские  мастера научились у греков, с  которыми они рано завязали торговые отношения. В VI — V вв. до н. э. этруски  были гораздо более развитым и  культурным народом, чем римляне. Не удивительно, что именно их пригласили римляне для строительства первых своих храмов. Этруски делали и  скульптуры для этих храмов, и статуи, украсившие Рим. Лишь одна из них дошла  до нас — знаменитая статуя Капитолийской волчицы, кормящей Ромула и Рема (фигурки братьев-близнецов, легендарных основателей Рима, сделаны заново в XVII в. — старые не сохранились). Это творение неизвестного этрусского скульптора украшало некогда площадь города и стало символом Рима.

Но римляне  не долго нуждались в помощи пришлых  мастеров. Они быстро научились строить  храмы, сооружать мосты, дороги, водопроводы. Они изобрели бетон — смесь  гашеной извести, песка и щебня. Жидкую бетонную массу заливали в  оболочку из дерева или оклады из кирпича. Бетон, застывая, превращался в твердую  монолитную массу.Таким способом можно  было строить огромные здания, простирать над широкими пространствами купола и своды. И если скромные сооружения римлян II — I вв. до н. э. дошли до нас  сильно пострадавшими от времени, то перед грандиозными сооружениями первых веков нашей эры время оказалось  бессильным. 

Колизей (75 — 80 н. э.), или, как его называли сами римляне, Колоссей (громадный), — гигантский амфитеатр в форме овальной чаши. Некогда на трибунах Колизея располагалось около 50 тыс. зрителей, приходивших сюда смотреть бои гладиаторов. Этот предок наших стадионов имел арену, которую можно было заливать водой и превращать в бассейн.

Служебные помещения располагались под  зданием и занимали пять этажей. В жаркие дни над трибунами  натягивали огромный, тент, для чего вдоль верхнего края здания были поставлены деревянные мачты. 240 арок тремя ярусами  окружали арену Колизея, имеющую  форму эллипса, и поднимающиеся  уступами в 4 яруса места для зрителей. Каждую арку обрамляли полуколонны, над которыми тянулись антаблементы.В  первом ярусе колонны были тосканские, напоминающие дорические колонны главного храма Афин — Парфенона, во втором ярусе — ионические, в третьем  — коринфские .Но в Греции колонны всегда служили опорой, в Колизее же полуколонны, прилепленные к стене, маскировали толщину стены и были лишь декорацией. Такое чисто декоративное использование колонн и полуколонн характерно для римской архитектуры и отличает ее от греческой.

И другие сооружения Рима поражают своей грандиозностью, искусным исполнением, остроумием инженерного  замысла. В ряде стран Европы и  Северной Африки еще сохранились  римские водопроводы, мосты и  дороги, и во многих местах они продолжают служить людям.

В отличие  от греков, знавших только стоечно-балочную конструкцию, т. е. колонну, перекрытую балкой, и помещения с плоскими потолками, римляне разработали  арочное перекрытие и систему  сводов. Римские своды поражают изобретательностью, масштабами, обилием разновидностей. Едва ли не высшим достижением римской  конструкторской мысли был сомкнутый  феерический свод, называемый обычно купол.

Один из наиболее совершенных образцов римской  архитектуры —Пантеон, храм всех богов, построенный в Риме ок. 125 г. н. э. Круглее в плане здание перекрыто грандиозным куполом диаметром более 43 м.Только в XIX в., с изобретением железобетонных конструкций, люди научились сооружать купола такого размера, а римляне построили купол Пантеона с помощью бетона и кирпичного каркаса. Здание чрезвычайно продумано. Высота его равняется диаметру, купол представляет собой полусферу. В центре купола находится отверстие, через которое проникает поток света, освещающий все внутреннее пространство огромного зала.

Пантеон поражал  великолепием своего убранства. Квадратные углубления, необходимые для облегчения массы купола, так называемые кессоны, были заполнены бронзовыми золочеными розетками, стены внутри были выложены цветным мрамором, а колонны наружного портика были выточены из цельных гранитных монолитов. 

Обязательной принадлежностью  римских городов были общественные бани (римляне называли их термы). Обширные здания включали бассейн с проточной водой, своего рода искусственные озера. В одних помещениях были устроены ванны с теплой или горячей водой, в других — раздевальни, парильни. Большие залы предназначались для занятий гимнастикой. Но в римских термах были созданы условия не только для физических упражнений; в них имелись библиотеки с произведениями греческих и латинских писателей, кулуары и галереи для дружеских бесед и философских споров. Термы, построенные императором Каракаллой в начале III в. н. э.(термы Каракаллы), самые роскошные из многих сотен римских бань, вмещали до 2 тыс. человек одновременно.

 

                Статуя Капитолийской волчицы.

                                      Конец VI — начало V в. до н. э. Бронза 

Внутри термы были богато украшены. Стены их отделывали цветным мрамором, пол — мозаикой, сводчатые потолки покрывали  росписями. Через широкие окна с  переплетами из золоченой бронзы, в которые вставляли иногда вместо стекла пластины полупрозрачного камня, лился мягкий рассеянный свет. В  залах терм стояли многочисленные мраморные  и бронзовые статуи.

Римляне украшали свои дворцы, общественные здания и городские  площади статуями, вывезенными из завоеванных ими городов Греции и Малой Азии, или копиями с  прославленных греческих оригиналов. 

Благодаря этим копиям, сохранившимся в огромном числе, мы можем судить о недошедших до нас греческих скульптурах. Но относились римляне к статуям не так, как  греки. Они ценили их не как произведения, воспевающие красоту и совершенство свободного человека, а лишь как  красивые вещи, украшавшие их быт. 

                                                                                                  
 
 
 
 

Колизей. 75—80 н. э. Рим.

Характерны  для римского искусства и архитектуры  триумфальные арки, воздвигавшиеся в  память военных побед, важных событий, в честь императоров.

К высшим достижениям  искусства Древнего Рима относится скульптурный портрет. Его возникновение связано с религией римлян, у которых был развит культ предков. В каждом доме существовали домашние святилища — ларарии, в которых рядом с изображением богов-покровителей (Лар) стояли скульптурные портреты предков. Начав с изображения умерших, римляне затем перешли к созданию портретов живых людей.

Особенно  высокого расцвета портрет достиг в  эпоху Римской империи. Римский  портрет всегда был удивительно  правдивым, часто до жестокости трезвым  и беспощадным. Скульпторы прежде всего  стремились добиться сходства с оригиналом. Они не приукрашали изображаемых людей, не представляли их более красивыми, чем они были в жизни. Напротив, они смело и выразительно передавали в мраморе или бронзе худые, впалые щеки и морщины стариков, отвислые жировые складки лица, или мешки под глазами, или какую-нибудь бородавку на носу. С удивительной беспристрастностью, словно безжалостным лучом, высвечивали они солдатскую грубость полководца, лисью хитрость банкира, душевную пустоту аристократа, чванливую спесь наместника провинции. А рядом с такими портретами можно видеть изображения мудрых философов и благородных матрон.Римские скульпторы даже в портретах императоров, изображаемых в виде величественных богов или героев-победителей, или полководцев, обращающихся с речью к войскам, стремились сохранить сходство с оригиналом.

Скульпторы  знали множество различных приемов. Первоначально они раскрашивали мраморные портреты, обозначая зрачки, подцвечивая губы и волосы. Позже  стали вырезать на месте зрачков  углубления, что придавало удивительную живость взгляду, а в бронзовые  головы для этой же цели вставляли  глаза из цветных камней. Для изображения  волос и одежды иногда применяли  и цветной мрамор.

Древнеримские художники знали секрет восковых красок, не тускнеющих от времени и не боящихся воды. Ими они создавали живописные портреты, по совершенству и выразительности не уступающие портретам скульптурным.

Но особенно любили римляне технику фрескиСтены домов и общественных зданий Рима нередко сплошь покрывались внутри фресками. Иногда это были великолепные орнаменты, составленные из стеблей, цветов, фигурок людей и животных. Иногда орнаменты сочетались с целыми картинами на темы греческих и римских мифов или произведений античных поэтов. Встречаются и живые сценки из жизни римских улиц.

Не менее  важную роль, чем фреска, играла в  древнеримском искусстве мозаика. Из мелких кубиков, вырезанных из разноцветных камней или отлитых из стеклянной массы, римские мозаичисты выкладывали не только сложные узоры, пестрыми коврами покрывавшие полы богатых домов, но и целые картины, не уступавшие живописным по красочности и совершенству.

Высоко развито  было в Древнем Риме и прикладное искусство. Тончайшие украшения  и покрытые рельефами сосуды изготовляли  из золота и серебра римские чеканщики  — торевты.Из драгоценных металлов чеканщики умели делать и целые статуи. У египтян и сирийцев римляне переняли искусство изготовления стекла — прозрачного и цветного, из которого они делали прекрасные сосуды, переливавшиеся всеми цветами радуги, и нарядные бусы.

Особенно  большого мастерства достигли древние  римляне в резьбе по твердому камню. Резные камни, называвшиеся геммамиукрашали ожерелья, перстни, служили печатями. Различаются геммы двух типов.

Камни с  выпуклыми, рельефными изображениями  называются камеями. Их часто вырезали из многослойных камней типа оникса, сардоникса или агата, причем старались расположить изображение так, чтобы светлое лицо вырисовывалось на темном, коричневатом или зеленоватом фоне, а волосы, шлем, одежда, сделанные из верхнего слоя камня, были темнее, чем лицо. На одноцветных камнях, вроде красного сердолика, зеленого змеевика, фиолетового аметиста, вырезались углубленные, «обратные» изображения. Такие камни называются инталии. Они служили преимущественно печатями для сургуча или воска, прикладывавшимися к письмам и документам 
 
 

Информация о работе Древний Рим