Древний Рим

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 18:39, реферат

Краткое описание

Древний Рим (лат. Roma antiqua) — одна из ведущих цивилизаций Древнего мира и античности, получила своё название по главному городу (Roma - Рим), в свою очередь названному в честь легендарного основателя — Ромула. Центр Рима сложился в пределах болотистой равнины, ограниченной Капитолием, Палатином и Квириналом. Определённое влияние на становление древнеримской цивилизации оказала культура этрусков и древних греков. Пика своего могущества Древний Рим достиг во II веке н. э., когда под его контролем оказалось пространство от современной Шотландии на севере до Эфиопии на юге и от Армении на востоке до Португалии на западе.

Содержание

Введение…………………………………………….…………………………………………………………....2
Мифология Древнего Рима……………………………………………………………………………...3
Древнеримская архитектура…………………………………………………………………………….6
Литература Древнего Рима……………………………………………………………………………...9
Искусство Древнего Рима………………………………………………………………..……………..12
Заключение……………………………………………………………………………………………………..16
Список литературы………………………………………………………………………………………...17

Вложенные файлы: 1 файл

ДОКЛАД НАТАШКИН.docx

— 122.79 Кб (Скачать файл)
 

  Содержание: 

 
  1. Введение…………………………………………….…………………………………………………………....2
  2. Мифология Древнего Рима……………………………………………………………………………...3
  3. Древнеримская архитектура…………………………………………………………………………….6
  4. Литература Древнего Рима……………………………………………………………………………...9
  5. Искусство Древнего Рима………………………………………………………………..……………..12
  6. Заключение……………………………………………………………………………………………………..16
  7. Список литературы………………………………………………………………………………………...17
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.Введение.

Древний Рим (лат. Roma antiqua) — одна из ведущих цивилизаций Древнего мира и античности, получила своё название по главному городу (Roma - Рим), в свою очередь названному в честь легендарного основателя — Ромула. Центр Рима сложился в пределах болотистой равнины, ограниченной Капитолием, Палатином и Квириналом. Определённое влияние на становление древнеримской цивилизации оказала культура этрусков и древних греков. Пика своего могущества Древний Рим достиг во II веке н. э., когда под его контролем оказалось пространство от современной Шотландии на севере до Эфиопии на юге и от Армении на востоке до Португалии на западе.

Делами, достойными римлянина, особенно из знати, признавались политика, война, земледелие, разработка права (гражданского и сакрального) и историография. На этой основе складывалась ранняя культура Рима. Иноземные влияния, прежде всего греческие, проникавшие через греческие города юга современной Италии, а затем непосредственно из Греции и Малой Азии, воспринимались лишь постольку, поскольку они не противоречили римской системе ценностей или перерабатывались в соответствии с ней. В свою очередь, римская культура в пору своего расцвета оказала огромное влияние на соседние народы и на последующее развитие Европы.

Более двадцати веков (VII в. до н.э.- V в. н.э.) существовала Римская  культура, которая была явлением более  сложным, чем греческая. Рим, позже  Греции, появился на арене мировой  истории и был столицей необъятной империи, захватившей все территории вокруг Средиземноморья. «Все дороги ведут  в Рим» - говорит пословица, так  как со всего света сюда стремились путешественники, торговцы…

Рим оказал своё влияние  на покоренные им эллинистические территории. Таким образом формировался синтез греческой и римской культур, результатом которого стала позднеантичная греко-римская культура (I-V вв. н.э.), лежавшая в основе цивилизации Византии, Западной Европы и многих славянских государств.

  Под Древним  Римом подразумевается не только город Рим античной эпохи но и  все завоеванные им страны и народы, входившие в состав колоссальной Римской державы - от Британских островов до Египта.

  Римское искусство - высшее достижение и итог развития древнего искусства, так как его  создавали не только римляне, но покоренные ими народы: древние египтяне, греки, шины, жители Пиренейского полуострова, Галлии, Древней Германии, иногда стоявших на более высокой ступени культурного  развития.

Современному миру Древний Рим подарил римское право, некоторые архитектурные формы и решения (например, арку и купол) и множество других новшеств (например, колёсные водяные мельницы). Христианство как религия родилось на территории Римской империи. Официальным языком древнеримского государства был латинский, религия в течение большей части периода существования была политеистична, неофициальным гербом империи был золотой орёл (aquila), после принятия христианства появились лабарумы (знамя, установленное императором Константином для своих войск) хризмой (нательный крест). 
 

    2.Мифология и религия Древнего Рима. 

  Мифология и  религия Древнего Рима связана с развитием многих направлений искусства (литературой, архитектурой и т.д.). Кроме того она напрямую связана с религиозными верованиями людей, а влияние религии на развитие государства и его общества неоспоримо.

  На начальном  этапе верования римлян выражались в соблюдении традиций и обрядов. В легендах и сказания навеки закреплен  обряд основания Рима. Позднее традиционные верования заменяет древнейшая римская религия.

  В древнейшей римской религии отразилась простота трудолюбивых земледельцев и пастухов, целиком поглощенных повседневными  делами своей скромной жизни. Опустив  голову к борозде, которую пропахивала  его деревянная соха, и к лугам, на которых пасся его скот, древний  римлянин не испытывал желания обращать свой взор к звездам. Он не почитал  ни солнца, ни луну, ни все те небесные явления, которые своими тайнами  будоражили воображение других индоевропейских  народов. С него достаточно было тайн, заключенных в самых будничных, житейских делах и в ближайшем  окружении. Если бы кто-нибудь из римлян обошел древнюю Италию, он увидел бы людей, молящихся в рощах, увенчанные цветами алтари, гроты, убранные зеленью, деревья, украшенные рогами и шкурами  животных, кровь которых орошала  растущую под ними мураву, холмы, окруженные особым почитанием, камни, умащенные  маслом.

  Повсюду мерещилось какое-либо божество, и недаром один из латинских писателей сказал, что  в этой стране легче встретить  бога, чем человека.

  По убеждению  римлянина, человеческая жизнь во всех, даже в самых мельчайших, проявлениях  подчинялась власти и находилась под опекой различных богов, так  что человек на каждом шагу зависел  от какой-либо высшей силы. Наряду с  такими богами, как Юпитер и Марс, могущество которых все более  возрастало, существовало неисчислимое множество менее значительных богов, духов, опекающих различные действия в жизни и хозяйстве. Их влияние  касалось лишь определенных моментов в обработке земли, росте злаков, выращивании скота, бортничестве и  жизни человека.

  Римлянин знал богиню лихорадки - Фебрис, бога Вермина, насылающего паразитов на скот, он отмечал праздник моли и мышей, ставил часовню богине кашля. Эта суеверная  мелочность неоднократно вызывала насмешки. «Каждый в своем доме, - говорит  Августин, - имеет одного привратника, и этого в общем достаточно, так как он человек. Но они поместили здесь аж трех богов: створки отдали под опеку Форкула, петли - богине Кардеа, а порог - богу Лименту. По-видимому, этот Форкул неумел одновременно стеречь петли и порог».

  Все эти божества были совершенно безлики. Римлянин не осмеливался утверждать с полной уверенностью, что он знает настоящее  имя бога или что он может различить - бог это или богиня. В молитвах он тоже сохранял ту же осторожность и  говорил: «Юпитер Преблагой Величайший или если тебе угодно называться каким-нибудь другим именем». А принося жертву, он говорил: «Бог ли ты или богиня, муж  ли ты или женщина». На Палатине (одном  из семи холмов, на которых был расположен Древний Рим) до сих пор стоит  алтарь, на котором нет ни какого имени, а лишь уклончивая формула: «Богу  или богине, мужу или женщине», и  уж сами боги должны были решать, кому принадлежат жертвы, принесенные  на этом алтаре.

  Римские боги не спускались на землю и не показывались людям так охотно, как греческие. Они держались вдали от человека и даже если хотели его о чем-то предостеречь, никогда не являлись непосредственно: в глубине лесов, во мраке храмов, либо в тишине полей  слышались внезапные таинственные возгласы, при помощи которых бог  и подавал предостерегающий сигнал. Между богом и человеком никогда  не доходило до близости.

  В древнейшем Риме все знания о богах сводились  в сущности к тому, как их следует  почитать и в какую минуту просить  у них помощи. Обстоятельно и точно  разработанная система жертвоприношений и обрядов составляла всю религиозную  жизнь римлян. Они представляли себе богов подобными преторам (Претор - одно из высших должностных лиц  в Древнем Риме. Преторы ведали судебными делами) и были убеждены, что, как и у судьи, у них проигрывает дело тот, кто не разбирается в официальных формальностях. Поэтому существовали книги, в которых все было предусмотрено и где можно было найти молитвы на все случаи жизни. Правила следовало точно соблюдать, любое нарушение сводило на нет результаты богослужения.

  Римлянин все  время пребывал в страхе, что совершил обряды не так, как следует. Достаточно было малейшего упущения в молитве, какого-то не предписанного движения, внезапной заминки в религиозном  танце, порчи музыкального инструмента  во время жертвоприношения, чтобы  один и тот же обряд повторяли  заново. Бывали случаи, когда раз  тридцать все начинали сначала, пока жертвоприношение не выполнялось безупречно. Совершая молитву, содержащую просьбу, жрец должен был следить за тем, чтобы  не опустить какого-либо выражения  или не произнести его в несоответствующем  месте. Поэтому кто-нибудь читал, а  жрец повторял за ним слово в слово, читающему был придан помощник, который  следил, правильно ли все читается. Особый слуга жреца наблюдал за тем, чтобы присутствующие хранили молчание, и одновременно трубач изо всех сил  дул в трубу, чтобы ничего нельзя было услышать, кроме слов произносимой молитвы.

  Столь же осторожно  и тщательно производили всевозможные гадания, которые у римлян имели  большое значение в общественной и частной жизни. Перед каждым важным делом сначала узнавали волю богов, проявляющуюся в различных знамениях, наблюдать и разъяснять которые умели жрецы, называемые авгурами.

  Чужие боги легко  приживались в Риме, так как  у римлян было обыкновение после  завоевания какого-либо города переселять богов побежденных в свою столицу, чтобы заслужить их расположения и уберечься от их гнева.

  До того как  римляне непосредственно столкнулись  с греками, которые оказали такое  подавляющее влияние на их религиозные  представления, другой народ, более  близкий территориально, обнаружил  перед римлянами свое духовное превосходство. Это были этруски, народ неведомого происхождения, удивительная культура которого сохранилась поныне в тысячах  памятников и обращается к нам  не непонятном языке надписей, не похожем  ни на один язык мира. Они занимали северо-западную часть Италии, от Апеннин до моря, - страну плодородных долин и солнечных  холмов, сбегающую к Тибру, реке, которая соединяла их с римлянами. Богатые и могущественные, этруски  с вышины своих городов-крепостей, стоящих на крутых и недоступных  горах, господствовали над огромными  земельными пространствами. Их цари одевались  в пурпур, сидели на стульях, выложенных слоновой костью, а окружала их почетная стража, вооруженная пучками розог  с воткнутыми в них топорами. Этруски  имели флот и с очень давних пор поддерживали торговые отношения  с греками в Сицилии и на юге Италии. От них они заимствовали письменность и многие религиозные  представления, которые, однако, переиначивали  по-своему.

  С суеверной  набожностью этруски почитали души умерших, как существа жестокие, жаждущие крови. На могилах этруски совершали  человеческие жертвоприношения, перенятые  впоследствии римлянами бои гладиаторов  были вначале у этрусков частью культа мертвых. Они верили в существование  реального ада, куда доставляет души Харун - старец полузвериного облика, с крыльями, вооруженный тяжелым  молотом. На расписанных стенах этрусских  могил проходит целая вереница подобных демонов: Мантус, царь ада, тоже крылатый, с короной на голове и факелом  в руке; Тухульха, чудовище с клювом орла, ослиными ушами и со змеями на голове вместо волос, и многие другие. Зловещей вереницей они окружают несчастные, запуганные человеческие души.

  Этрусские легенды  сообщают, что однажды в окрестностях города Тарквиниев, когда крестьяне  пахали землю, из влажной борозды  вышел человек с лицом и  фигурой ребенка, но с седыми волосами и бородой, как у старика. Звали  его Тагес. Когда вокруг него собралась  толпа, он начал проповедовать правила  гадания и религиозных церемоний. Царь тех мест приказал из заповедей  Тагеса составить книгу. С тех  пор этруски считали, что они  лучше других народов знают, как  следует толковать божественные знамения и предсказания. Гаданием занимались особые жрецы - гаруспики. Когда  животное приносили в жертву, они  внимательно осматривали его  внутренности: форму и положение  сердца, печени, легких - и, согласно определенным правилам, предсказывали будущее. Они  знали, что означает каждая молния, по ее цвету узнавали, от какого бога она исходит. Огромную и сложную  систему сверхъестественных знамений гаруспики превратили в целую науку, которую позднее переняли римляне.

Информация о работе Древний Рим