Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 10:30, лекция
Истории около 2500 лет. Основоположником считается др.греч. историк Геродот (5 в. до н.э.). Древние ценили историю как науку и называли ее «magistra vitae» - наставница жизни. В древней Греции покровительницей истории была Клио – богиня, которая прославляет. Свиток и грифельная палочка в ее руках – символ того, что ничего не должно исчезнуть бесследно.
1. История как наука, цель и задачи изучения
2. Периодизация мировой истории
3. Основные концепции (интерпретации) исторического процесса
Всеобщая история
Древний мир
Введение в историю
1. История как наука, цель и задачи изучения
2. Периодизация мировой истории
3. Основные концепции (интерпретации) исторического процесса
1. История как наука, цель и задачи изучения
Истории около 2500 лет. Основоположником считается др.греч. историк Геродот (5 в. до н.э.). Древние ценили историю как науку и называли ее «magistra vitae» - наставница жизни. В древней Греции покровительницей истории была Клио – богиня, которая прославляет. Свиток и грифельная палочка в ее руках – символ того, что ничего не должно исчезнуть бесследно.
В разное время под «историей» понималось разное:
Как самостоятельная область
- Сегодня выделяют два основных значения термина «история»: 1. как процесс развития природы и общества, и 2. история как наука об этих процессах. Пространством истории является время. Историки изучают свой предмет во времени диверсифицировано, частями, под разными углами зрения. Неупорядоченность, дробность, неравномерность, «белые пятна» и «серые ниши» прошлого - таково полотно исторического времени.
2. Периодизация мировой истории
Одной из важных проблем исторической науки является проблема периодизации развития человеческого общества. Периодизация - это установление хронологически последовательных этапов в общественном развитии. В основу выделения этапов должны быть положены решающие факторы, общие для всех стран или для ведущих государств.
Со времени развития исторической
науки учеными разработано
В целом, мировую историю принято делить на четыре основных периода:
1. Древний мир (период от
2. Средние века (период от падения Западной Римской империи до начала эпохи Возрождения XVI в.).
3. Новое время (от эпохи Возрождения до 1918 г. - окончание первой мировой войны).
4. Новейшее время (с 1919 г. до наших дней).
3. Основные концепции (интерпретации) исторического процесса
В разные периоды под историческим процессом понималось разное. Наличие различных мировоззренческих позиций обусловило наличие различных концепций (от лат. «conceptio» - понимание, система, определенный способ понимания) мировой истории.
В античности не было единой интерпретации исторического процесса. Геродот основным содержанием исторического процесса считал борьбу Азии и Европы, которая к его времени вылилась в серию греко-персидских войн. Историки более позднего времени считали главным итогом развития человеческой цивилизации утверждение власти Римской республики во всем Средиземноморье.
Христианская интерпретация (с IV-V вв. до середины XVIII в.). Основная ее проблема – вопрос о смысле и содержании человеческой земной истории. С точки зрения христианства, смысл истории заключается в последовательном движении человечества к Богу. Содержанием исторического процесса является освобождение человека. Еще с начала нового времени христианская концепция была подвергнута критическому переосмыслению.
Рационалистическая (всемирно-историческая) концепция. Она нашла философско-теоретическое обоснование и систематизацию в философии истории Гегеля и историческом материализма К. Маркса.
Основной проблемой этой концепции является взаимосвязь духовного и естественного в историческом процессе. И Гегель, и Маркс считали историю универсальной, развивающейся по общим и объективным законам. На первый план в историческом процессе Гегель выдвигал тот или иной народ - носитель абсолютного духа. Согласно понятиям исторического материализма, производство и воспроизводство материальных благ являются вечной естественной необходимостью человеческого существования, основой исторического развития общества.
Культурно-историческая интерпретация истории (цивилизационный подход).
Основной структурной единицей исторического процесса, с точки зрения этого подхода, является « цивилизация ». Слово «цивилизация» (фр). – с лат. «сivilis» – гражданский, государственный, с античности противопоставлялась «silvaticus» - лесной, дикий, грубый. Современный фр. историк Л. Февр утверждает, что это слово обнаружено в печати в 1766 г. До появления имени существительного употреблялся глагол «цивилизовать» и прилагательное «цивилизованный». В конце XVI в. слово «цивилизация» стало известно М. Монтеню, а противопоставление понятий «дикий» и «цивилизованный» полвека спустя появилось в «Рассуждении о методе» Р.Декарта. С XIX в. начинают создаваться теории цивилизации (Вико, Гердер). Дальнейшую разработку теория локальных цивилизаций получила в трудах Н.Я, Данилевского, О.Шпенглера, А.Тойнби и др.
От первобытного общества к становлению древних государств
1. Итогои доисторического развития
2. Протогосударство
3. Раннее государство
4. Развитое государство
1. Итогои доисторического развития
- использование огня и орудий
- речь
- табу (насилие над своими желаниями)
- образование групп и обществ
- мифы (образное мышление)
Первобытный коллектив
охотников и собирателей
2. Протогосударство
Переход от присваивающего хозяйства (охота, рыболовство, собирательство) к производящему, т.е. к регулярному производству пищи (неолитическая революция), – способствовал резкому ускорению дальнейшего развития производства и культуры.
В основе цивилизации неолита (VIII – V тыс. до н.э.) – общественное разделение труда:
- земледелие и скотоводство – в отдельный вид труда
- ремесло
- строительство как особый вид деятельности
- отделение управленческого
труда от физического (
- общинная собственность и уравнительное распределение
- обмен продуктами труда
- основы наук – астрономии, арифметики, медицины и т.п.
- табу (мораль)
На основе появившихся в результате неолитической революции производственных возможностей и возникли в конечном счете древнейшие очаги урбанистической цивилизации со свойственными им надобщинными социальными структурами и ранними формами политической администрации. На базе производственных возможностей земледельческого неолита возникли первые известные науке протогосударственные структуры, подавляющее большинство которых существовало на Востоке.
Древневосточные государства (Египет, Вавилон, Индия, Китай и др.) возникли около 5 тыс. лет назад в зонах поливного земледелия, а значит, имелась необходимость организации крупных и сложных оросительных систем. Такой характер сельскохозяйственного производства требовал, во-первых, сохранения родовой общины, ибо отдельные семьи не могли проводить сложные и объёмные ирригационные работы, а во-вторых, наличия сильной публичной власти.
Средства коллектива и тем более его избыточный продукт оказываются в распоряжении главы группы. Формироуется нститут «подарков».
Первичное протогосударство,
или простое протогосударство, вождество
- это обычно группа общинных поселений,
административно подчиненных
3. Раннее государство
В раннем государстве появляются следующие элементы (наличие их всех в развитом виде – это уже развитое государство):
- сложнее и крупнее протогосударства;
- этническая гетерогенность
- норма, ибо возникает раннее
государство преимущественно
- в рамках укрупненного раннего государства, в отличие от протогосударства (за редкими исключениями типа раннешумерских), возникает феномен урбанизации.
- увеличение населения
- товарное производство
- частная собственность и ее иерархичность
- денежное обращение
- классы
- государство
- превращение в объект собственности человека
4. Развитое государство
Принципиальные отличия
развитой политической государственной
структуры от ранней сводятся к появлению
двух новых институтов - системы
принуждения и институционализо
Восточный тип
Государство на Востоке в лице причастных к власти социальных верхов не только выполняло функции господствующего класса, но и было ведущим элементом структуры общества. Оно абсолютно господствовало над обществом, подчинив его себе. В жизни древневосточного общества огромную роль играли вековые традиции. Развитие института частной собственности было пресечено.
Западный тип
На основе частной собственности сформировался институт т.н. классического рабства. Речь идет о Греции (VIII–VI вв. до н.э.) и в Риме (VI в до н.э.). Формой организации государственной власти были унитарные монархии и республики, в отличие от восточных деспотий на Востоке.
Античное общество сформировалось в благоприятных географических условиях на базе развитых торговых связей и средиземноморского мореплавания. Это и называют архаической революцией, приведшей к преобразованию доантичной (в принципе близкой к типичной древневосточной) структуры в кардинально отличную от нее античную. Опора на частную собственность произошла с реформ Солона (начало VI в. до н. э.). Господство частной собственности вызвало к жизни систему демократического самоуправления с правом и обязанностью каждого полноправного гражданина, члена полиса, принимать участие в общественных делах.
Древняя Месопотамия
Тема I. Цивилизации древней Месопотамии
1. Периодизация цивилизации Месопотамии
1. Шумеро-аккадский период
– Протописьменный период (2900 – 2750 до н.э.)
– Раннединастический период (2750 – 2310 до н.э.) – возвышение шумерских городов-государств
– Государство Саргонидов (2310 – 2200 до н.э.)
– Позднешумерский период (XXIII – XXI вв. до н.э.) – усиление Лагаша и Ура
2. Ассиро-Вавилонский период
– Старовавилонский период (XIX – XII вв. до н.э.) – I Вавилонская династия (XIX – XVI вв. до н.э.)
– Средневавилонский период – касситское правление (XVI – XI вв. до н.э.) и завоевание Вавилонии семитскими племенами арамеев (XI – VIII вв. до н.э.)
– Ассирийское царство (IX – VII вв. до н.э.)
– Нововавилонское царство (VII – VI вв. до н.э.)
– Вавилон под господством персов (VI – IV вв. до н.э.) – 539 (538) г. до н.э. – завоевание Вавилона Киром
– Господство в Месопотамии греко-македонских завоевателей (IV – II вв. до н.э.) – период эллинизма
2. Географическая среда обитания и этнический став населения древнего Двуречья и их соседей
Две крупнейшие реки Передней Азии на территории Месопотамии – Тигр и Евфрат – определили цивилизационное развитие в Месопотамии. Обе начинаются в ущельях Армении и впадают в Персидский залив.
Тигр за стремительное течение назван «стрелой». Берет начало из нескольких источников на территории Армении. Евфрат считается «вавилонской рекой». В апреле воды рек соединяются и вся территория превращается в озеро. Только с июля воды медленно убывают. Неудивительно, что именно здесь зародился миф о потопе.