Древний мир

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 10:30, лекция

Краткое описание

Истории около 2500 лет. Основоположником считается др.греч. историк Геродот (5 в. до н.э.). Древние ценили историю как науку и называли ее «magistra vitae» - наставница жизни. В древней Греции покровительницей истории была Клио – богиня, которая прославляет. Свиток и грифельная палочка в ее руках – символ того, что ничего не должно исчезнуть бесследно.

Содержание

1. История как наука, цель и задачи изучения
2. Периодизация мировой истории
3. Основные концепции (интерпретации) исторического процесса

Вложенные файлы: 1 файл

Кошелева Конспект_История древнегоо мира_1курс_архивы-музеи.doc

— 207.50 Кб (Скачать файл)

 

Всеобщая история

Древний мир

 

 

Введение в  историю

 

1. История как наука, цель и задачи изучения

2. Периодизация мировой истории

3. Основные концепции (интерпретации) исторического процесса

 

1. История как наука, цель и задачи изучения

 

Истории около 2500 лет. Основоположником считается др.греч. историк Геродот (5 в. до н.э.). Древние ценили историю как науку и называли ее «magistra vitae» - наставница жизни. В древней Греции покровительницей истории была Клио – богиня, которая прославляет. Свиток и грифельная палочка в ее руках – символ того, что ничего не должно исчезнуть бесследно.

В разное время под «историей» понималось разное:

  • первоначальное значение слова «история» восходит к др.греч. слову «ioropia», что значит «расследование», «узнавание», «установление». Таким образом, первоначально «история» отождествлялась со способом узнавания, установления подлинных событий и фактов.
  • Однако в трудах римских историков (римской историографии) оно приобрело уже второе значение (рассказ о событиях прошлого), то есть центр тяжести был перенесен с исследования былого на повествование о нем.
  • В эпоху Возрождения возникает третий смысл понятия «история». Под историей стали понимать род литературы, специальной функцией которой было установление и фиксирование истины.

Как самостоятельная область научного знания история выделилась только в конце 19 начале 20 вв. До этого времени она долгое время была включена в общую систему знаний.

- Сегодня выделяют два основных  значения термина «история»: 1. как   процесс развития природы и общества, и 2. история как наука об этих процессах. Пространством истории является время. Историки изучают свой предмет во времени диверсифицировано, частями, под разными углами зрения. Неупорядоченность, дробность, неравномерность, «белые пятна» и «серые ниши» прошлого - таково полотно исторического времени.

 

2. Периодизация мировой истории

 

Одной из важных проблем исторической науки является проблема периодизации развития человеческого общества. Периодизация - это установление хронологически последовательных этапов в общественном развитии. В основу выделения этапов должны быть положены решающие факторы, общие для всех стран или для ведущих государств.

Со времени развития исторической науки учеными разработано множество  различных вариантов периодизации общественного развития. На сегодняшний день периодизация мировой истории исходит из двух принципов: для ранних периодов становления человеческого общества основополагающими являются материал, из которого изготовлялись основные орудия труда и технология их изготовления. Так появились понятия «Каменный век», «Медно-каменный век», «Бронзовый век», «Железный век».

В целом, мировую историю  принято делить на четыре основных периода:

1. Древний мир (период от выделения  человека из животного мира  около 2 млн. лет тому назад  до падения Западной Римской  империи в 476 г. н.э.).

2. Средние века (период от падения  Западной Римской империи   до начала эпохи Возрождения XVI в.).

3. Новое время (от  эпохи Возрождения до 1918 г. - окончание  первой мировой войны).

4. Новейшее время (с  1919 г. до наших дней).

 

3. Основные концепции (интерпретации) исторического процесса

 

В разные периоды под  историческим процессом понималось разное. Наличие различных мировоззренческих позиций обусловило наличие различных концепций (от лат. «conceptio» - понимание, система, определенный способ понимания) мировой истории.

В античности не было единой интерпретации исторического процесса. Геродот основным содержанием исторического процесса считал борьбу Азии и Европы, которая к его времени вылилась в серию греко-персидских войн. Историки более позднего времени считали главным итогом развития человеческой цивилизации утверждение власти Римской республики во всем Средиземноморье.

Христианская интерпретация (с IV-V вв. до середины XVIII в.). Основная ее проблема – вопрос о смысле и содержании человеческой земной истории. С точки зрения христианства, смысл истории заключается в последовательном движении человечества к Богу. Содержанием исторического процесса является освобождение человека. Еще с начала нового времени христианская концепция была подвергнута критическому переосмыслению.

Рационалистическая (всемирно-историческая) концепция. Она нашла философско-теоретическое обоснование и систематизацию в философии истории Гегеля и историческом материализма К. Маркса.

Основной проблемой  этой концепции является взаимосвязь  духовного и естественного в  историческом процессе. И Гегель, и  Маркс считали историю универсальной, развивающейся по общим и объективным законам.  На первый план в историческом процессе Гегель выдвигал тот или иной народ - носитель абсолютного духа. Согласно понятиям исторического материализма, производство и воспроизводство материальных благ являются вечной естественной необходимостью человеческого существования, основой исторического развития общества.

Культурно-историческая интерпретация истории (цивилизационный подход).

Основной структурной  единицей исторического процесса, с точки зрения этого подхода, является « цивилизация ». Слово «цивилизация» (фр). – с лат. «сivilis» – гражданский, государственный, с античности противопоставлялась «silvaticus» - лесной, дикий, грубый. Современный фр. историк Л. Февр утверждает, что это слово обнаружено в печати в 1766 г. До появления имени существительного употреблялся глагол «цивилизовать» и прилагательное «цивилизованный». В конце XVI в. слово «цивилизация» стало известно М. Монтеню, а противопоставление понятий «дикий» и «цивилизованный» полвека спустя появилось в «Рассуждении о методе» Р.Декарта. С XIX в. начинают создаваться теории цивилизации (Вико, Гердер). Дальнейшую разработку теория локальных цивилизаций получила в трудах Н.Я, Данилевского, О.Шпенглера, А.Тойнби и др.

 

От первобытного общества к становлению древних государств

 

1. Итогои доисторического  развития

2. Протогосударство

3. Раннее государство

4. Развитое  государство

 

1. Итогои доисторического  развития

 

- использование огня  и орудий

- речь

- табу (насилие над  своими желаниями)

- образование групп  и обществ

- мифы (образное мышление)

 

Первобытный коллектив  охотников и собирателей основывался  на системе эквивалентного обмена, основанной на уравнительности. Первоначальная суть взаимообмена сводилась к тому, что каждый вносил в общий котел, сколько мог, и черпал из него, сколько ему полагалось, тогда как разница между отданным и полученным измерялась в терминах социальных ценностей и выражалась в форме престижа и связанных с ним привилегий.

 

2. Протогосударство

 

Переход от присваивающего хозяйства (охота, рыболовство, собирательство) к производящему, т.е. к регулярному производству пищи (неолитическая революция), – способствовал резкому ускорению дальнейшего развития производства и культуры.

В основе цивилизации  неолита (VIII – V тыс. до н.э.) – общественное разделение труда:

- земледелие и скотоводство  – в отдельный вид труда

- ремесло

- строительство как  особый вид деятельности

- отделение управленческого  труда от физического (институт  жерчества, профессиональные воины)

- общинная собственность  и уравнительное распределение

- обмен продуктами  труда

- основы наук –  астрономии, арифметики, медицины и  т.п.

- табу (мораль)

На основе появившихся  в результате неолитической революции  производственных возможностей и возникли в конечном счете древнейшие очаги  урбанистической цивилизации со свойственными им надобщинными социальными структурами и ранними формами политической администрации. На базе производственных возможностей земледельческого неолита возникли первые известные науке протогосударственные структуры, подавляющее большинство которых существовало на Востоке.

Древневосточные государства (Египет, Вавилон, Индия, Китай и др.) возникли около 5 тыс. лет назад в зонах поливного земледелия, а значит, имелась необходимость организации крупных и сложных оросительных систем. Такой характер сельскохозяйственного производства требовал, во-первых, сохранения родовой общины, ибо отдельные семьи не могли проводить сложные и объёмные ирригационные работы, а во-вторых, наличия сильной публичной власти.

Средства коллектива и тем более его избыточный продукт оказываются в распоряжении главы группы. Формироуется нститут «подарков».

Первичное протогосударство, или простое протогосударство, вождество - это обычно группа общинных поселений, административно подчиненных центральному поселку городского типа, где находится резиденция вождя и его окружения. В функцию вождя входит создание эффективной системы администрации с целью добиться оптимальной организации производства и максимума избыточного продукта. Наряду с этим на передний план среди ведущих функций вождя выходит военная. Глава протогосударства часто одновременно был высшим жрецом-первосвященником. Власть вождя становилась наследственной, что сыграло огромную роль в деле стабилизации всей структуры.

 

3. Раннее государство

 

В раннем государстве появляются следующие элементы (наличие их всех в развитом виде – это уже развитое государство):

- сложнее и крупнее  протогосударства;

- этническая гетерогенность - норма, ибо возникает раннее  государство преимущественно за  счет завоеваний и аннексии  соседей.

- в рамках укрупненного раннего государства, в отличие от протогосударства (за редкими исключениями типа раннешумерских), возникает феномен урбанизации.

- увеличение населения

- товарное производство

- частная собственность  и ее иерархичность

- денежное обращение

- классы

- государство

- превращение в объект  собственности человека

 

4. Развитое государство

 

Принципиальные отличия  развитой политической государственной  структуры от ранней сводятся к появлению  двух новых институтов - системы  принуждения и институционализованного закона, а также к дальнейшему развитию частнособственнических отношений.

Восточный тип

Государство на Востоке  в лице причастных к власти социальных верхов не только выполняло функции господствующего класса, но и было ведущим элементом структуры общества. Оно абсолютно господствовало над обществом, подчинив его себе. В жизни древневосточного общества огромную роль играли вековые традиции. Развитие института частной собственности было пресечено.

Западный тип

На основе частной собственности сформировался институт т.н. классического рабства. Речь идет о Греции (VIII–VI вв. до н.э.) и в Риме (VI в до н.э.). Формой организации государственной власти были унитарные монархии и республики, в отличие от восточных деспотий на Востоке.

Античное общество сформировалось в благоприятных географических условиях на базе развитых торговых связей и средиземноморского мореплавания. Это и называют архаической революцией, приведшей к преобразованию доантичной (в принципе близкой к типичной древневосточной) структуры в кардинально отличную от нее античную. Опора на частную собственность произошла с реформ Солона (начало VI в. до н. э.). Господство частной собственности вызвало к жизни систему демократического самоуправления с правом и обязанностью каждого полноправного гражданина, члена полиса, принимать участие в общественных делах.

 

Древняя Месопотамия

 

Тема I. Цивилизации древней Месопотамии

 

  1. Периодизация цивилизации Месопотамии.
  2. Географическая среда обитания и этнический став населения древнего Двуречья и их соседей.
  3. Дешифровка письменности и археологические раскопки цивилизации Двуречья.

 

1. Периодизация цивилизации Месопотамии

 

1. Шумеро-аккадский период

– Протописьменный период (2900 – 2750 до н.э.)

– Раннединастический период (2750 – 2310 до н.э.) – возвышение шумерских городов-государств

– Государство Саргонидов (2310 – 2200 до н.э.)

– Позднешумерский период (XXIII – XXI вв. до н.э.) – усиление Лагаша и Ура

2. Ассиро-Вавилонский период

– Старовавилонский период (XIX – XII вв. до н.э.) – I Вавилонская династия (XIX – XVI вв. до н.э.)

– Средневавилонский период – касситское правление (XVI – XI вв. до н.э.) и завоевание Вавилонии семитскими племенами арамеев (XI – VIII вв. до н.э.)

– Ассирийское царство (IX – VII вв. до н.э.)

– Нововавилонское царство (VII – VI вв. до н.э.)

– Вавилон под господством персов (VI – IV вв. до н.э.) – 539 (538) г. до н.э. – завоевание Вавилона Киром

– Господство в Месопотамии  греко-македонских завоевателей (IV – II вв. до н.э.) – период эллинизма

 

2. Географическая среда обитания и этнический став населения древнего Двуречья и их соседей

 

Две крупнейшие реки Передней Азии на территории Месопотамии –  Тигр и Евфрат – определили цивилизационное  развитие в Месопотамии. Обе начинаются в ущельях Армении и впадают  в Персидский залив.

Тигр за стремительное  течение назван «стрелой». Берет  начало из нескольких источников на территории Армении. Евфрат считается «вавилонской рекой». В апреле воды рек соединяются и вся территория превращается в озеро. Только с июля воды медленно убывают. Неудивительно, что именно здесь зародился миф о потопе.

Информация о работе Древний мир