Древняя Греция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 10:54, реферат

Краткое описание

В мировой истории Древняя Греция выделяется и занимает выдающееся место. Здесь на сравнительно небольшой территории закладывается античный мир, возникает и достигает высочайших вершин античная цивилизация с такими ярчайшими проявлениями, как философия, изобразительные искусства, республика.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬__________________________________________________1
ГЛАВА 1. АРХАИЧЕСКАЯ ГРЕЦИЯ_______________________________6
ГЛАВА 1.1 ПРИЧИНЫ ВЕЛИКОЙ ГРЕЧЕСКОЙ КОЛОНИЗАЦИИ
ГЛАВА 1.2 РАСПРОСТРАНЕНИЕ ВЕЛИКОЙ ГРЕЧЕСКОЙ КОЛОНИЗАЦИИ______________________________________8
ГЛАВА 2.ОТРАЖЕНИЕ КОЛОНИЗАЦИИ
В МИФАХ И ЛЕГЕНДАХ_______________________________11
ГЛАВА 3. РОЛЬ КОЛОНИЗАЦИИ В ИСТОРИИ ГРЕЦИИ______17
ГЛАВА 3.1 КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОГО ПОЛИСА______19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ______________________________________________29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ_______________________________________31

Вложенные файлы: 1 файл

История.doc

— 817.50 Кб (Скачать файл)

С течением времени мифы охватывали все больший круг природ­ных явлений и человеческих дел. Мифы затронули глобальным образом и период Великой Колонизации. К примеру, начальный этап греческой колонизации характеризуется появлением легенд и преданий, связанных с Кавказом. Появились легенды о женщинах-воительницах, о кровожадных людоедах-листригонах. Легендарный мореплаватель Одиссей попадал в невероятные приключения именно на Черном море. Титан Прометей за то, что подарил людям огонь, был прикован к скале на Кавказе. Отважные мореплаватели аргонавты в поисках Золотого руна проделали путь от Эллады до диких берегов Колхиды (Западная Грузия).

 

Богатые земли Кавказа издавна привлекали завоевателей, тем более, что способ добычи железа из бурых руд стал известен еще во второй половине II тыс. до н.э.

В отличие от меди и олова, необходимых для производства бронзы, железо встречается практически повсеместно - и в горных районах, и в болотах, глубоко под землей и на ее поверхности. Таким образом, области, занимавшие монопольное положение в производстве бронзы (Кавказ), потеряли монополию на производство металла и их догнали регионы, бедные медными рудами (Балканский полуостров, а именно, Древняя Греция) путём колонизации территорий. Археологические находки свидетельствуют о связях местных жителей с древнегреческими колониями Северного Причерноморья, Закавказьем и Средиземноморьем. В связи с этим возникает резонный вопрос: неужели Ясон и его команда отправились в путь за Золотым руном, то есть, более простым языком — за шкурой барана золотистого цвета? Неужели бесстрашные герои поехали за овчинкой, и стоила ли она того?  Как свидетельствует Страбон (64 г до н.э. — 24 г. н.э.), писавший о Золотом руне: «Поблизости живут и соаны (сваны)... В их стране (Колхиде) горные потоки приносят золото, и местные жители ловят его решетами и косматыми овчинными шкурами». Если посмотреть на найденные в той местности археологами золотые украшения, начинаешь понимать, почему легендарный Ясон отправился в Колхиду.

    В эпоху бронзового века народы, жившие на Кавказе, поставляли в другие районы древнего мира золото и оружие. Археологические раскопки, проведенные в Грузии, доказывают, что уже в бронзовом веке страны Передней Азии были тесно связаны с Кавказом. Так, значит, легенда о Золотом руне имеет свои исторические корни?

    Один из крупнейших грузинских археологов Отар Лордкипанидзе долгое время занимается историей «Колхиды». «Племена колхов прибыли из Центральной и Западной части Малого Кавказа. Их государство, основанное примерно в IX в. до н.э., раскинулось в долине Риони и вдоль побережья Черного моря. В урартских источниках эта страна именуется Кулхой». Важную роль в жизни колхов играли плодородные илы Риони. Люди распахивали берега реки, прокладывали каналы и оросительные рвы, превращали болото в пашни. Своеобразна была и их архитектура — деревянные дома напоминали башни. Славились колхи своими изделиями из золота и бронзы (филигранно обработанными серьгами, ожерельями, перстнями с печаткой, браслетами, украшенными головой овна, диадемами тончайшей отделки), керамической посудой, украшенной геометрическими орнаментами и мифологическими рисунками, а также оружием и орудиями труда, изготовленными мастерами этой далекой для аргонавтов страны.

    А чего стоит «сочинский клад»?! Он был обнаружен в 1997 году примерно в 40 км от центра Сочи, на небольшом горном уступе в долине реки Мзымты. Это оказался целый комплекс античных предметов: чаши-фиалы, фигурки зверей, два круглых декоративных фалара (украшения для щитов), на одном из которых изображена змееногая женщина-ехидна, сарматские мечи, наконечники копий, шлемы, дротики и другое.

    Естественно, что находка натолкнула еще на один вопрос: а не клад ли это Ясона? Помните, когда Ясон, Медея и аргонавты бросились в обратный путь, спасаясь от погони, они проплыли от устья реки Риони (Фазис) вдоль берега на север, стремясь поскорее добраться до устья Истра (Дуная). Путь путешественников проходил вдоль всего Черноморского побережья Кавказа. Они любовались местами, где нынче находятся Сочи, Геленджик, Туапсе, Анапа, Новороссийск. Во время одной из остановок аргонавты успели попировать на берегу с дружелюбными местными жителями (они и сегодня славятся своим гостеприимством), а во время другой остановки Ясон зарыл на берегу большой сундук с драгоценностями.

 

 

 

Глава 3.

Роль колонизации в истории Греции.

 

Что же дала Греции колонизация? Прежде всего, она вызвала массовый отток населения, покидавшего родину из-за нехватки земли или частых внутренних усобиц. В результате число недовольных среди свободного населения Греции сокращалось, и это в какой-то степени снимало социальную напряженность.

Колонизация открыла огромные возможности для торговли, которая ускорила развитие судостроения и всех разнообразных ремесел, с ним связанных.

В колониях быстро выросли богатые города: Халкида, Коринф, Мегары, Милет, Эретрия и многие другие. Между ними и метрополией устанавливались прочные торговые связи. Из колоний поставлялось то, чем так беден был Балканский полуостров, - зерно, лес, металлы и продукты. В свою очередь из метрополии везли товары, которыми славилась Греция: изделия ремесленников, вина, оливковое масло. [3]

Проблемы, стоявшие перед колонистами, требовали от человека особых качеств. Борьба с морской стихией, трудности освоения новых, неведомых земель - в этих ситуациях решающую роль играли люди смелые, инициативные, способные, знающие свое дело. Поэтому неудивительно, что в жизни древнегреческого общества на первый план выходил культ личности и принцип соревновательности между людьми. Не случайно именно в Греции впервые появились спортивные соревнования - Олимпийские игры. Это были грандиозные празднества во славу божественного совершенства человека, прекрасного душой и телом. В честь победителей устанавливались статуи, а в родных городах их почитали как героев. Идеал совершенной личности, обладающей физической силой и благородством, отразился в многочисленных мифах о героях, полубогах-полулюдях (мифы о Геракле, Прометее и др.)

Во второй половине IV в. до н.э. благодаря походам (334-324 гг. до н. э) Александра Македонского возникла гигантская империя, которая охватывала Малую, Переднюю, частично Среднюю и Центральную Азию до нижнего течения Инда, а также Египет.

Итак, особые географические условия Греции оказали большое влияние на ход исторического развития цивилизации, на формирование своеобразного типа личности.

 

 

3.1 Культура древнегреческого полиса

 

Древнегреческая цивилизация создала богатую и разнообразную духовную культуру. Большую роль в ее становлении и расцвете сыграл полис, в котором само устройство жизни побуждало человека раскрывать лучшие свои способности.

Уже в VII-VI вв. до н.э. в Греции зарождается философия.

Фалес

Первых греческих философов интересовало, прежде всего, устройство и происхождение окружающего мира. Чтобы решить эти сложные вопросы, они обращались не к мифам, а к изучению природы. Поэтому первоначально философия была тесно слита с медициной, астрономией, математикой и другими науками, находившимися еще в зачаточном состоянии. Так, древнейший из известных нам философов Фалес (VII-VI вв. до н. э) считался основоположником математики и астрономии. Другой известный мыслитель - Анаксимандр (VI в. до н. э) впервые вывел один из самых важных законов физики - закон о сохранении энергии и создал первую геометрическую модель Вселенной.

Первые попытки понять законы природы были, конечно, несовершенны с точки зрения современной науки, но важно другое: теории строения мира создавались не на основе мифов, а не на основе научных знаний.

Философы искали разгадку происхождения мира и его разнообразия в самой природе. Мир представлялся им как единое целое, поэтому философы считали, что в основе всех вещей, сколь бы различны они ни были, лежит некий первоэлемент. Так, для философа Фалеса первоэлементом была вода, которая претерпевает бесконечные превращения и создает все, что человек видит вокруг себя.

Другой философ, Анаксимен (нач. V в. до н. э), считал первоэлементом воздух: сгущаясь, он образует воду, землю, камни и другие вещи. [4]

Поскольку в каждой из них содержится разное количество первоэлементов, мир разнообразен, одна вещь не похожа на другую.

Гераклит

Гераклит (кон. VI в. до н. э) считал первоэлементом огонь, но главным в его учении было то, что мир находится в постоянном движении, изменении и борьбе противоречий, что вокруг нет ничего постоянного. Учение Гераклита отразилось в его крылатых изречениях: "Нельзя дважды войти в одну и ту же реку", "Все течет, все меняется".

Однако философы в Греции занимались не только сложными вопросами происхождения и устройства мира. В атмосфере бурной политической жизни полисов, напряженных споров в народных собраниях родилось другое направление, изучавшее, прежде всего человека и общество. Это направление, которое называлось софистикой, появилось в V-IV вв. до н.э. и распространялось по всей Греции, но особенно популярным было в Афинах.

Софисты, анализируя природу человека, задумывались и о том, насколько он способен познать окружающий мир, насколько правильно его восприятие. Один из софистов, философ Протагор (V - начало IV в. до н. э), сказал об этом: "Человек есть мера всех вещей". Тем самым он показал, что истина субъективна, ибо человек сам создает и оценивает ее; говоря о мире, он вносит в свои суждения много личного. [5]

Протагор

О каждой вещи бывает два совершенно противоположных мнения.

"Относительно богов я не знаю, существуют они или нет, потому что есть много вещей, препятствующих пониманию этого: неясность предмета и краткость человеческой жизни". Из высказываний Протагора.

Подтверждая свою правоту, софисты сравнивали законы и моральные нормы, принятые в разных полисах. Видя, что справедливость понимается людьми далеко не одинаково, они делали вывод о том, что о каждой вещи можно судить двояко. Поэтому на занятиях ученики часто получали задание произнести аргументированные речи "за" и "против". Конечно, софистика могла привести к скепсису, зато она приучала к широте взглядов, вырабатывала умение понять чужую точку зрения.

Жизнь в полисе давала человеку большие возможности реализовать себя, а это, в свою очередь, пробуждало интерес к личности - к разнообразию и неповторимости человеческих характеров, эмоций.

Индивидуальное начало ярко отразилось в литературе. Еще в VII-VI вв. до н.э. возник особый литературный род - лирика (от греческого слова "лира" - музыкальный инструмент), в которой описывались не события (как, скажем, в эпосе Гомера), а человеческие эмоции. В лирике раскрывался внутренний мир человека и, в конечном счете, утверждалась ценность личности.

В стихах древнегреческих поэтов мы видим душу человека, терзаемого бедами и находящего утешение во внутреннем спокойствии:

Сердце, сердце! Грозным строем встали беды пред тобой:

Ободрись и встреть их грудью, и ударим на врагов!. .

Победишь - своей победы напоказ не выставляй,

Победят - не огорчайся, запершись в дому, не плачь!

В меру радуйся удаче, в меру в бедствиях горюй;

Смену волн познай, что в жизни человеческой царит.

Архилох, VII в. до н.э.

Поэты писали и о самом тонком, трудно передаваемом чувстве - о любви:

Богу равным кажется мне по счастью

Человек, который так близко-близко пред тобой сидит,

Твой звучащий нежно слушает голос

И прелестный смех, у меня при этом

Перестало сразу бы сердце биться...

Сафо, первая из известных нам поэтесс.

VII-VI вв. до н.э.

Личность человека была в центре внимания писателей-трагиков. В V в. до н.э. древнегреческий театр, родившийся из празднеств в честь бога Диониса, переживает пору расцвета. На театральных представлениях, которые давались во время праздников и длились в течение трех дней, с утра до вечера, зритель смотрел комедии и трагедии. Веселые, остроумные комедии, авторы которых осмеивали человеческие пороки или политических противников, чередовались с трагедиями, где героическая личность осмеливалась бросить вызов богам или судьбе. Трагедии чаще всего заканчивались гибелью героев, так как они вступали в борьбу с непобедимыми, неподвластными человеку силами.

В трагедии выразился и ужас перед непостижимыми для человека законами жизни, и апофеоз его силы и стойкости.

Интерес к личности отразился и в древнегреческом искусстве. Скульпторы и художники, особенно начиная с V в., стремились, как можно достовернее показать живое человеческое тело, не застывшее, а в движении; передать характер или настроение человека.

В греческой культуре не родилась религия спасения, подобная буддизму, конфуцианству или иудаизму. Но, как и на Востоке, греческие философы в V-IV вв. до н.э. стали осознавать разницу между порядком земным и небесным и стремились преобразовать человека и общество в соответствии с высшими нормами. [6]

Сократ

Первым среди таких философов был Сократ (469 - 399 гг. до н. э). Он провозгласил главной задачей для человека - нравственное совершенствование, которое позволит ему приблизиться к небесной красоте и гармонии. Путь к совершенствованию лежит через знания, в том числе и знание самого себя, своих недостатков, невежества. Сократ говорил, что в юности был поражен, увидев на стенах храма в Дельфах надпись: "Познай самого себя". С тех пор эти слова стали главным девизом Сократа.

Учеником и последователем Сократа был Платон (429-347 гг. до н. э), основавший в Афинах Академию - философскую школу, объединившую его учеников. В философии Платона нет идеи Бога, но есть представление о невидимом мире идей, или эйдосов, первообразов всего, что существует на земле. Эйдосы совершенны и неизменны, а в земном своем, материальном воплощении они утрачивают эти качества. Все явления реального мира - лишь слабые, тусклые их отражения.

Точно так же и души людей, изначально безгрешные, попав на землю, утрачивают чистоту и совершенство. И в первую очередь души людей портят дурные, низменные страсти и желания. Однако Платон (а до него и Сократ) утверждал, что человек может восстановить духовное совершенство, если низким желаниям предпочтет высокие и благородные. Тогда душа человека еще при жизни будет восходить к миру эйдосов, т.е. достигнет небесного идеала.

В высшем мире есть и эйдос полиса, а это означает, что задача законодателя - создать полис, максимально близкий к идеальному. В трактате "Государство" Платон разработал подробный план такого совершенного полиса. Не будем забывать, что Платон жил в эпоху кризиса полиса, и естественно, что для него, как и для других мыслителей Греции, очень важно было вернуть утраченную гармонию в общественных отношениях. [7]

Платон хотел восстановить полис в том виде, в каком он существовал в глубокой древности, в "золотом веке", когда общинное, коллективистское начало пронизывало все сферы жизни.

Платон

Поэтому утопия Платона оказалась весьма суровой и безрадостной. Философ предлагал разделить население полиса на три группы. В одну должны входить земледельцы, ремесленники и торговцы, не имеющие фактически никаких прав и живущие очень скромно. Вторая группа - "стражи", воины, защищающие полис от врагов извне и внутри государства. И третья - правители, состоящие из мудрецов-философов. Ибо, как считал Платон, если не совпадают воедино "государственная сила и философия... тогда... нет конца бедствиям в государствах". Но при этом и стражи, и правители обязаны вести жизнь, полную всевозможных ограничений, лишенные даже семьи и имущества, дабы ничто не отвлекало их от службы обществу. Воспитание детей Платон препоручал обществу, потому что если "ни отец не знает своего ребенка, ни ребенок своего отца", то все граждане относятся друг к другу как к родным.

Информация о работе Древняя Греция