Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 16:43, контрольная работа
Бояре – высший слой феодального общества в Русском государстве (наряду с великими и удельными князьями) X – XVII вв. Бояре занимали ведущее место после великого князя в государственном управлении. Происхождение слова "Бояре" до конца не выяснено: одни исследователи производят его от "бой" (воитель) или "болий" (большой), другие – от тюркского bajar (вельможа, богатый муж, господин), от исландского boearmen (знатный человек) и т.д. Возникновение бояр относится ко времени распада славянских родоплеменных союзов в VI – IX вв. В X – XI вв. бояре разделялись на два слоя: княжеских – княжих мужей (огнищане) и земских (старцы градские) – потомков родоплеменной знати.
Федеральное агентство связи
Сибирский Государственный Университет Телекоммуникаций и Информатики
Межрегиональный центр переподготовки специалистов
Выполнил:
Группа:
Проверил:
Новосибирск, 2014г
ДРЕВНЯЯ РУСЬ
ОБЪЯСНИТЕ, ЧТО ОЗНАЧАЮТ ЭТИ ПОНЯТИЯ?
Анты, бояре, бортничество, былина, волок, волхвы, вотчина, иммунитет, каган, кривичи, норманнская теория, обельное холопство, община, община соседская, перелог (переложная система земледелия), подсека (подсечная система земледелия), половцы, путь "из варяг в греки", рожаница, рядовичи, Русь, хазары, чудь, щур.
Анты – название славянских племён IV-VII веков, расселившиеся на землях от Днестра до «Меотиды» - Азовского моря.
Бояре – высший слой феодального общества в Русском государстве (наряду с великими и удельными князьями) X – XVII вв. Бояре занимали ведущее место после великого князя в государственном управлении. Происхождение слова "Бояре" до конца не выяснено: одни исследователи производят его от "бой" (воитель) или "болий" (большой), другие – от тюркского bajar (вельможа, богатый муж, господин), от исландского boearmen (знатный человек) и т.д. Возникновение бояр относится ко времени распада славянских родоплеменных союзов в VI – IX вв. В X – XI вв. бояре разделялись на два слоя: княжеских – княжих мужей (огнищане) и земских (старцы градские) – потомков родоплеменной знати.
Бортничество – старейшая форма пчеловодства, при которой пчёлы живут в дуплах деревьев. Дупла могли быть естественными или по нескольку дупел выдалбливали в толстых деревьях на высоте от 4 до 15 м. Внутри дупел для укрепления сот создавались кресты, или снозы. Для отбора мёда использовались узкие длинные отверстия — должеи.
Бортничество было известно на Руси до XVII века и являлось тогда одной из важных отраслей её хозяйства. Особое развитие оно получило в лесах Приднепровья, Десны, Оки, Воронежа, Сосны и других рек, пограничных со степью. Мёд и воск наряду с мехами служили главным предметом экспорта из Руси.
Былина – это эпическая песня-сказание у славян, распространенная в основном в северных русских областях. Возникла, по разным источникам, в IX – XIII вв. В основном былины повествуют о богатырях и об их подвигах.
Волок – перевал в верховьях рек различных бассейнов, происходит от слова «волочить» (тащить). Через волоки тащили суда с товарами сухим путём — «волоком».
Волхвы – особый класс людей, пользовавшийся большим влиянием в древности. Это были «мудрецы» или так называемые маги, мудрость и сила которых заключалась в знании ими тайн, недоступных обыкновенным людям. В зависимости от степени культурного развития народа, его Волхвы или мудрецы могли представлять собою разные степени «мудрости» — от простого знахарства до действительно научного знания. Волхвы или маги являются в качестве особого класса у мидян и персов — по свидетельству Геродота, они составляли одно из шести племён древних мидян, быть может, сосредоточивавшее в своих руках все религиозные функции.
Вотчина – земельное владение, принадлежащее феодалу потомственно (от слова «отец») с правом продажи, залога, дарения. Вотчина составляла комплекс, состоящий из земельной собственности (земли, построек и инвентаря) и прав на зависимых крестьян.
Во времена Киевской Руси вотчина являлась одной из форм феодальной земельной собственности. Владелец вотчины имел право передать её по наследству (отсюда и происхождение названия от древнерусского слова «отчина», то есть отцовская собственность), продать, обменять или, например, поделить между родственниками. Вотчины как явление возникли в процессе формирования частной феодальной собственности на землю. Как правило, их собственниками в IX—XI веках были князья, а также княжеские дружинники и земские бояре — наследники прежней родоплеменной верхушки. После принятия христианства сформировалось и церковное вотчинное землевладение, собственниками которого являлись представители церковной иерархии (митрополиты, епископы) и большие монастыри.
Иммунитет – привилегия феодала осуществлять в своих владениях некоторые государственные функции (суд, сбор налогов, полицейский надзор) без вмешательства представителей центральной власти; способствовал закрепощению крестьян.
Каган – князь, государь. Титул правителя у хазар, вар, других тюркских народов Древнетюркский титул заимствован из китайского языка (ke — великий, kuan — правитель). Титул "Каган" применялся иногда и к русским князьям, в частности, каганом называли князя Владимира Святославича — крестителя Руси.
Кривичи – союз восточно-славянских племён, который в VI—X веках сложился в верховьях Западной Двины, Днепра и Волги. Занимались земледелием, скотоводством, ремеслом. Главные города: Смоленск, Полоцк, Изборск. С IX века – в составе Киевской Руси. По одной из гипотез, вошли в состав древнерусской народности. В XI-XII веках территория кривичей входила в Смоленское и Полоцкое княжества, северо-западная часть – в Новгородские владения.
Норманнская теория – направление в историографии, развивающее концепцию того, что народ-племя Русь происходит из Скандинавии периода экспансии викингов, которых в Западной Европе называли норманнами.
Сторонники норманизма относят норманнов (варягов скандинавского происхождения) к основателям первых государств восточных славян — Новгородской, а затем Киевской Руси.
Обельное холопство – полные холопы в Древней Руси. До конца 15 века на Руси существовало только обельное холопство, или полное, как оно стало называться позднее. Обельными холопами становились: после совершения сделки купли-продажи при соблюдении определенных условий, а именно: наличия свидетелей при покупке и оплата в присутствии самого холопа; после добровольного вступления свободного лица в личное дворовое услужение к другому лицу без договора, обеспечивающего свободу слуги; при женитьбе на рабе без заключения такого же договора. Обельными холопами становились также закупы в наказание за побег от господина.
Община, община соседская – форма социальной организации. Первобытная (родовая) Община характеризуется коллективным трудом и потреблением, более поздняя форма – соседская (территориальная, сельская) община сочетает индивидуальное и общинное владение, характерна для докапиталистических обществ. Община обладала полным или частичным самоуправлением. В России Община была замкнутой сословной единицей, используемой как аппарат для сбора податей (после крестьянской реформы 1861 – собственником земли). В ходе столыпинской аграрной реформы общинное землевладение заменялось частным крестьянским. Общинами назывались также другие социальные общности: религиозные, профессиональные, земляческие.
Перелог (переложная система земледелия) – примитивная система земледелия, при которой выпаханное после снятия нескольких урожаев и засорённое сорняками поле (перелог) оставлялось без обработки на 8-15 лет. Плодородие почвы восстанавливалось под воздействием естественной растительности.
Подсека (подсечная система земледелия) – примитивная система земледелия - на освобожденных от леса (вырубка, выжигание) землях 2-3 года выращивали сельскохозяйственные растения, используя естественное плодородие почвы. После его утраты участок забрасывали и осваивали новый.
Половцы – народ тюркского племени, некогда составлявший одно целое с печенегами и тюрками (когда жил в степях средней Азии); в бумагах Петрарки сохранился словарь половецкого языка, из которого видно, что язык их - тюркский, ближе всего стоящий к восточно-турецкому.
Путь "из варяг в греки" – водный (морской и речной) путь из Балтийского моря через Восточную Европу в Византию. Один из водных путей экспансии варягов из района проживания (побережье Балтийского моря) на Юг — в Юго-Восточную Европу и Малую Азию в VIII—XIII веках н. э. Этим же путём пользовались русские купцы для торговли с Константинополем и со Скандинавией. Летописец Нестор в Повести временных лет называет его путём «из варяг в греки».
Рожаница – в славянской мифологии древние божества
жизни и плодородия, а также богини судьбы;
дочери Рода.
Вера народа в эти божества была повсеместна,
устойчива и неистребима. Упоминания об
этих божествах встречаются во многих
древнеславянских рукописях. До наших
дней дошла даже календарная дата празднеств
и пиров в честь рожаниц — 8 сентября/21
сентября, день Рождества Богородицы.
Чтобы народ признал церковные праздники;
Церковь примирилась с "бесовской"
трапезой в честь Рода и рожаниц. К сожалению,
в дошедших до нас письменных памятниках
не раскрывается сущность тогдашних представлений
о Роде: вопрос о почитании Рода и рожаниц
— самый темный и запутанный.
Рядовичи – в Древней Руси лица, служившие землевладельцам по ряду (договору), как правило, попавшие в зависимость от него за денежный долг, помощь семенами или орудиями труда, вынужденные отрабатывать у господина часть своего времени; близки к закупам. Рядовичами были не пошедшие в холопство и заключившие «ряд» тиуны, ключники и мужья рабынь, а также дети от браков свободных с рабынями. Рядовичи часто использовались в роли мелких административных агентов своих господ. По «Русской Правде» за убийство рядовича назначалась такая же вира, то есть штраф, как и за убийство смерда или холопа — 5 гривен.
Русь – (Русская земля), название государственного образования восточных славян IX в. на среднем Днепре, распространившееся на всю территорию Киевской Руси. В XII-XIII вв. Русь - название древнерусских земель и княжеств. Возникают названия: Белая Русь, Малая Русь, Черная Русь, Червонная Русь и др. Термин "Русь" закрепляется за землями северо-восточной территории бывшего Древнерусского государства и становится основой понятия "русские".
Хазары – кочевой тюркоязычный народ Юго-Восточной Европы. Упоминается в письменных источниках, повествующих о событиях не ранее начала VI в. Колыбель Хазар — прикаспийские степи Северного Предкавказья; кочевья простирались до нижней Волги. Хазары вместе с савирами нападали на Иран, Византию и Закавказье. С образованием во второй половине VI в. на Азиатском континенте Тюркского каганата Хазары оказались в его подчинении. После распада каганата (около середины VII в.) его преемником становится Хазарский каганат – федеративный союз племен во главе с Хазарами. В борьбе с болгарами Хазары захватили приазовские степи, Северное Причерноморье, часть степного Крыма и в конце VII-начале VIII вв. географически сблизились с Византией. Следующие десятилетия наполнены борьбой Хазар с Арабским халифатом. С VIII в. в Хазарин начитают формироваться раннефеодальные отношения (переход от кочевий к оседлости, занятия земледелием, появление городов, развитие внутренней и внешней торговли). В конце VIII - начале IX вв. государственной религией Хазар был объявлен иудаизм. В даннических отношениях с Хазарами оказались соседние славянские племена полян, северян и вятичей. Однако в IX-X вв. каганат утратил свое могущество под давлением печенегов, алан и руссов. Последний удар Хазарии был нанесен киевским князем Святославом Игоревичем в 965. Последнее упоминание о Хазарах в европейских источниках относится к XI в.
Чудь – собирательное древнерусское название ряда финно-угорских племён и народов, как правило, прибалтийско-финской группы.
Народная версия происхождения слова «чудь» состоит в том, что язык чуди был непонятным, «чудным». Однако в ряде финно-угорских языков похожим словом называют мифологического персонажа. В специальных этимологических работах предполагается, что первоначально этим словом обозначали восточных германцев, возможно, готов. Вероятный источник — готское слово þiudа «народ», имеющее праиндоевропейское происхождение. Одного корня с «чудь» прилагательное «чужой».
Щур – так у славян-язычников именовался прародитель, предок рода.
КОМУ ПРИНАДЛЕЖАТ ЭТИ ИМЕНА?
Анна Ярославна, Аскольд, Велес, Владимир Мономах, Даждьбог, Игорь, Илья Муромец, Коляда, Нестор, Олег, Ольга, Перун, Путята, Рюрик, Синеус, Стрибог, Трувор, Ярослав Мудрый, Ярила.
Анна Ярославна – средняя дочь киевского князя Ярослава Мудрого и дочери короля Шотландии и Швеции Ингигерды (Ирины), внука по матери Олафа III Скотконунга, вторая жена французского короля Генриха I Капета, королева Франции, мать будущего короля Филиппа I. В истории этой страны она осталась, как прабабушка почти 30 французских королей.
Аскольд – киевский князь в 864—882 гг. (по одной из версий — правил совместно с Диром). Существует версия, согласно которой Аскольд был потомком князя Кия — легендарного основателя Киева.
Велес – божество в древнерусском языческом пантеоне, «скотий бог», покровитель сказителей и поэзии.
Владимир Мономах – князь смоленский (1073—1078), черниговский (1078—1094), переяславский (1094—1113), великий князь киевский (1113—1125), государственный деятель, военачальник, писатель, мыслитель. Сын князя Всеволода Ярославича. Прозван Мономахом по названию рода матери, которая предположительно была дочерью или племянницей византийского императора Константина IX Мономаха.
Даждьбог – один из главных богов в восточнославянской мифологии, бог плодородия и солнечного света.
Игорь – великий князь Киевской Руси, согласно летописной традиции — сын Рюрика.
Первый русский князь, известный по синхронным византийским и западным источникам.
Илья Муромец – один из главных героев древнерусского былинного эпоса, богатырь, воплощающий народный идеал героя-воина, народного заступника. У Кмиты Чернобыльского (XVI век) Илья — Муравленин, а не Муромец, у Эриха Лассоты (XVI век) — Илья Моровлин, в некоторых былинах XVII века — Илья Мурович или Илья Муровец.
Коляда – традиционный праздник языческого происхождения у славянских народов, связанный с зимним солнцестоянием, позднее приуроченный к Рождеству и Святкам. Неотъемлемыми атрибутами праздника являлись переодевания (ряженье с использованием шкур, масок и рогов), колядные песни, одаривание колядовщиков, молодёжные игры, гадания.