Древняя Русь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 16:43, контрольная работа

Краткое описание

Бояре – высший слой феодального общества в Русском государстве (наряду с великими и удельными князьями) X – XVII вв. Бояре занимали ведущее место после великого князя в государственном управлении. Происхождение слова "Бояре" до конца не выяснено: одни исследователи производят его от "бой" (воитель) или "болий" (большой), другие – от тюркского bajar (вельможа, богатый муж, господин), от исландского boearmen (знатный человек) и т.д. Возникновение бояр относится ко времени распада славянских родоплеменных союзов в VI – IX вв. В X – XI вв. бояре разделялись на два слоя: княжеских – княжих мужей (огнищане) и земских (старцы градские) – потомков родоплеменной знати.

Вложенные файлы: 1 файл

Отечественная история. Древняя Русь..doc

— 122.50 Кб (Скачать файл)

 

6. Дань – первоначально натуральный или денежный побор, взимавшийся победителями с побежденных племён или государств (иногда дань уплачивалась также при приближении неприятельского войска с целью избежать войны). В условиях консолидации подчинённых племён под властью одного племенного вождя (князя) и в процессе складывания раннефеодального государства дань, взимавшаяся с этих племён, приобретала новое значение — налога, а в результате пожалования права его сбора дружинникам, духовенству, светским феодалам трансформировалась в феодальную ренту.

На Руси дань известна с IX в. Подчиняя отдельные племена, князья облагали их данью (деньгами, натурой, в том числе мехами и пр.). Рост феодальной собственности на землю привёл к захвату феодалами права взимания дани и включению её в состав феодальной ренты. В XIII – XV  вв. привилегированные землевладельцы часто освобождались князьями от уплаты дани. С образованием единого Русского государства дань на рубеже XV – XVI вв. стала обязательным налогом с черносошных и дворцовых крестьян и посадских людей. Отменена дань в 1679 после объединения важнейших прямых налогов в один — стрелецкие деньги. Патриарх, митрополиты, архиепископы и епископы взимали с церковных причтов церковную дань (часть дохода от взносов прихожан). В XIII – XV вв. специальная разновидность дань взималась с русских земель в пользу Золотой Орды (ордынский "выход").

 

7. Дружина – военные люди, постоянные помощники князя в удельно-вечевой период. С XI—XII в. дружина делилась на старшую — бояр, княжих мужей, советников князя, занимавших высшие должности, и младшую — воинов и слуг княжеского двора. Члены дружины могли переходить от одного князя к другому. Дружина содержалась доходами с области и частью военной добычей. С укреплением ветвей княжеского рода по отдельным областям дружина становится классом местных землевладельцев.

 

8. Закуп – зависимое население Древней Руси. Закуп – лицо, отрабатывающее ссуду, долг (купу). Зависимость устанавливается договором, сопровождаемым выдачей господином закупу денег, подлежащих возврату, если закуп пожелает уйти от хозяина. Зависимость закупа срочная, предполагающая самую разнообразную работу на господина. Вопрос о происхождении закупа решается неоднозначно. Одни исследователи считают, что закуп — это в большинстве случаев недавний смерд, лишенный средств производства и вынужденный экономической необходимостью искать заработка у крупного землевладельца, другие — что это «люмпен-пролетарий» на русской почве, превратившийся в результате состоявшегося договора в полураба.

 

9. Изгои - это люди, выбитые жизненными условиями из своей социальной группы: сын попа не знавший грамоты, промотавшийся купец, отпущенный на волю холоп. Они жили в княжеских или церковных селах, полностью зависят от князя или церкви.

 

10. Летописи – исторические произведения, вид повествовательной литературы в России XI – XVII вв., состояли из погодных записей либо представляли собой памятники сложного состава – своды летописные. Летописи были общерусскими (например, «Повесть временных лет», Никоновская летопись и др.) и местными (Новгородские летописи и др.). Сохранились главным образом в поздних списках.

 

11. Князь – вождь племени, союза племен. У славян и литовцев - глава государства. Термин заимствован из прагерманского или готского языка. Князя были выборными, а затем наследственными правителями, выполняли военные, административные и религиозные функции. У восточных славян князя были как представителями местной знати, так и иноземцами. С ликвидацией местных княжений на Руси в X в. княжеское достоинство было присвоено потомками скандинавского рода Рюриковичей.

 

12. «Повесть  временных лет» – общерусский летописный свод, составленный в Киеве во втором десятилетии XII в. и положенный в основу большинства дошедших до настоящего времени летописных сводов. Как отдельный самостоятельный памятник «Повесть временных лет» не сохранилась. Её старшими и основными списками являются Лаврентьевская летопись, где отразилась вторая редакция «Повести временных лет», и Ипатьевская Летопись, где отразилась третья редакция «Повести временных лет». В списках некоторых летописных сводов составителем «Повести временных лет» назван монах Киево-Печерского монастыря Нестор. Исследователи XVIII – IXX вв. считали Нестора первым русским летописцем, а «Повесть временных лет» — первой русской летописью.

 

13. Полюдье – ежегодный объезд подвластного населения («людей») древнерусскими князьями, боярами-воеводами и их дружинниками в X – XIII вв. с целью кормления и сбора податей. Полюдье зафиксировано в арабских (Ибн Руста, Гардизи; X – XI вв.), византийских (Константин Багрянородный; X в.) и в древнерусских (в летописях и грамотах XII в.) источниках. По словам Константина Багрянородного, объезд людей производился в ноябре – апреле. По-видимому, князья во время полюдья останавливались в погостах –  административно-хозяйственных центрах земель, где они кормились, а также производили суд над подданными.

 

14. «Русская  правда» – памятник законодательства XI – XII вв., считающийся самым ранним из дошедших до современных исследователей кодексом правовых норм раннесредневековой Руси. Создана около 1072 года.

 

15. Смерды – наименование феодально-зависимых крестьян в Древней Руси и в некоторых других славянских странах. В источниках XI – XII вв. смерды отмечены в Киевской Руси («Русская правда» и другие источники), в Польше, у полабских славян. Смерды на Руси — крестьяне, постепенно утрачивавшие свободу (полностью или частично), правовое положение отдельных групп которых было различным.

В отличие от раба, смерд  в XI – XII вв. имел своё имущество, платил штраф за совершенные проступки. Юридически он был неполноправен; убийство смерда наказывалось таким же штрафом, как и убийство холопа. Его выморочное имущество наследовал князь. «Русская правда» запрещала «пучить» (пытать при судебном разбирательстве) смерда «без княжа слова». С начала XII в. земли, населённые смердами, передаются в собственность отдельным феодалам. На протяжении XII – XIII вв. упоминания о смердах сохранились в источниках, повествующих о событиях в Галицко-Волынской и Новгородской землях. В некоторых случаях термином «Смерд» в этот период обозначалось, по-видимому, всё сельское население той пли иной местности. Смерды Новгородской и Псковской земель 14—15 вв. выступают в источниках как крестьяне-собственники, владеющие землёй коллективно (общинами) или индивидуально и обладающие правом свободно отчуждать свои наделы. Но их личная свобода ограничена: им запрещен переход на чужую территорию или под патронат князя, а князю запрещено принимать от смерда жалобы на «господу». Смерды должны были исполнять также определённые повинности («дани», «работы») в пользу города как коллективного феодального сеньора.

 

16. Радоница – у восточных славян поминальный день, приходящийся на вторник Фоминой (Радоницкой) недели.

Это славянская традиция, воспринятая и поддержанная русской  Церковью. В православных Церквях  Ближнего Востока и Греции она  отсутствует. Этимологически слово  Радоница видимо восходит к корню  рад- («радование, радость»). Другие названия праздника — Радовница, Радошница, Радуница, Усопшая Радованица, Навий день, Могилки, Гробки.

 

17. Холопы – несвободное население в княжествах Древней Руси, в Московском государстве, отменённая Петром Первым высочайшей резолюцией на докладные пункты генерала Чернышева 19 января 1723 г. По правовому положению холопы приближались к рабам.

 

 

 

ВСПОМНИТЕ ИМЕНА ИЛИ НАЗВНИЯ:

1. Легендарный основатель  первой славянской княжеской  династии в Киеве. 
2. Легендарный древний певец-сказитель у восточных славян.  
3. Государство - сосед и противник восточных славян, население которого исповедовало иудейскую веру. 
4. Создатели славянской письменности. 
5. Князь, который по преданию прибил свой щит на "вратах Царьграда". 
6. Князь, крестивший Русь. 
7. Название наиболее известного древнерусского летописного свода.

  

1. Кий – легендарный основатель города Киева вместе с братьями Щеком и Хоривом и первый его правитель.

 

2. Боян – древнерусский певец-сказитель.

 

3. Хазарское  государство – средневековое государство, созданное кочевым народом — хазарами. Выделился из Западно-Тюркского каганата. Контролировал территорию Предкавказья, Нижнего и Среднего Поволжья, современного северо-западного Казахстана, Приазовье, восточную часть Крыма, а также степи и лесостепи Восточной Европы вплоть до Днепра. Центр государства первоначально находился в приморской части современного Дагестана, позже переместился в низовья Волги. Часть правящей элиты приняла иудаизм. В политической зависимости от хазар находилась часть восточнославянских племенных союзов.

 

4.  Кирилл  и Мефодий – братья из города Солуни (Салоники), реформаторы славянской азбуки, создатели церковнославянского языка и проповедники христианства.

Канонизированы и почитаются как святые и на Востоке, и на Западе. В славянском православии почитаются как святые равноапостольные «учители словенские».

 

5. Князь Олег. Знаменуя победу над Константинополем, Олег повесил свой щит на Золотых Воротах Царьграда.

 

6. Князь Владимир. Вернувшись в Киев, Владимир прежде всего крестил своих детей, а после этого он сам и греки-священники, знавшие славянский язык, проповедовали на улицах Киева. Идолы были разрушены и сожжены, а самый главный идол, Перун, был с позором оттащен к Днепру и брошен в него.

После этого Владимир объявил киевлянам: "Если кто, богатый или бедный, нищий или раб, не окажется завтра на реке, тот будет против меня".

Все киевляне собрались  к реке и в 988 г. состоялось Крещение Руси, положившее начало православию  на Руси. За последующие три года вера Христова распространилась по всему "великому пути из варяг в греки".

 

7. Повесть временных  лет.

 

 

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

1. Какое историческое  событие отразилось в словах  летописного рассказа: "Земля  наша велика и обильна, а  наряда (порядка) в ней нет:  да поидите княжити и володети нами"? 
2. Древнерусские воины умели скрываться от врага под водой. Как им это удавалось? 
3. Как княгине Ольге, согласно летописному рассказу, удалось уничтожить столицу мятежных древлян? 
4. В связи с чем князь Святослав обратился к воинам с известными словами "мертвые сраму не имут"? 
5. Главная улица Киева и поныне именуется Крещатиком. Память о каком историческом событии отразилось в этом названии? 
6. По какой причине князь Ярослав Владимирович получил прозвание "Мудрого"? 
7. Что означает прозвание князя Владимира Всеволодовича "Мономах"?

 

1. Призвание варягов.  Призвание племенами словен, кривичей, мери и чуди варяга Рюрика  с братьями Синеусом и Трувором  на княжение в Новгород, Белоозеро  и Изборск в 859 году (дата условна). Призвание варягов считается  большинством исследователей отправной точкой древнерусской государственности.

 

2. С помощью трубок, которые воины делали из стеблей  камыша.

 

3. Собрав поход против  древлян, княгиня Ольга появилась  у Искоростеня и, справив тризну  по мужу, приказала уничтожить жителей города. Так началась долгая, длившаяся почти год, осада Искоростеня. Только хитростью Ольге удалось уничтожить город. Княгиня потребовала дань от каждого двора: по 3 голубя и 3 воробья. Обрадованные столь небольшим размером дани, жители Искоростеня поспешили выполнить желание княгини и принесли птиц. Ольга приказала привязать к их лапкам тлеющую паклю и выпустить на волю. Неся с собой огонь, птицы вернулись в гнезда и таким образом подожгли город. После взятия Искоростеня Ольга с дружиной пошла по селам и городам, устанавливая размер дани.

 

4. С такими словами  обратился к своим воинам в  970 году выдающийся древнерусский  полководец, князь Киевский Святослав  Игоревич перед сражением с  византийцами под городом Доростол: «Да не посрамим земли Русская,  поляжем костьми тут - мертвый бо срама не имут».

(Источник - летопись «Преподобного  Нестора Российский летописец», СПб. 1863). 
Войско Святослава одержало победу, хотя армия Византии под командованием императора Цимисхия превосходила русских в два с половиной раза.

Смысл выражения: даже в  случае проигранной битвы потомкам не в чем упрекнуть погибших, ибо  они сделали все, что могли  — достойно сражались и погибли  с оружием в руках.

 

5. Улица создана в  начале XIX века. До этого времени  Крещатиком именовалась местность вдоль Днепра, где Владимир Великий крестил своих домочадцев (в настоящее время там проходит Набережно-Крещатицкая улица).

6.  Он получил прозвище  Мудрый за любовь к книгам, церкви, за свои богоугодные деяния, Ярослав не приобретал оружием  новые земли, но возвратил утраченное в междоусобицах, много сделал для укрепления русского государства.

 

7. Название «Мономах»  он получил, вероятно, по своему  делу со стороны матери, которая,  по некоторым известиям, была  дочерью византийского императора  Константина Мономаха. По другому объяснению, он получил это название потому, что, во время похода на генуэзцев, убил на поединке генуэзского князя (мономах – единоборец).

 

 

 

ДАЙТЕ ОБЪЯСНЕНИЕ ИЛИ ВЫСКАЖИТЕ  СВОЕ МНЕНИЕ ПО СЛЕДУЮЩИМ ВОПРОСАМ:

1. Каково историческое  значение принятия Русью христианства? 
2. Каковы были основные достижения внутренней и внешней политики Ярослава Мудрого? 
3. Какие меры в интересах простого народа осуществил Владимир Мономах? 
4. Каково историческое значение Древней Руси, как ее наследие сказалось на нашем последующем развитии?

 

1. Историческое значение  принятия Русью христианства  заключалось в следующем: 

- Приобщение славяно-финского  мира к ценностям христианства.

- Создание условий для полнокровного  сотрудничества племен  Восточно-

европейской равнины с другими христианскими племенами и народностями.

- Русь была признана как   христианское  государство,  что   определило

более высокий уровень отношений  с европейскими странами и народами.

 

2. Особенности Внутренней политики Ярослава Мудрого: 
- Укрепление основ единства русского общества в рамках единого государства. 
- Ярослав послал наместников (сыновей) в главные (чаще торговые) города и потребовал от них беспрекословного повиновения. 
- Церковное строительство. 
- Ликвидация зависимости церкви от Византии (1051 год - митрополитом становится русский монах Илларион). 
- Открытие первых русских школ, церковных библиотек, переводческих центров при монастырях. 
- Появление четкой системы наследования. 
- 1072 год - появление Русской правды - первого писанного закона на Руси.

Информация о работе Древняя Русь