Духовна культура людства доби первісної общини

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 12:39, реферат

Краткое описание

Несомненно существование в позднем палеолите религии и изобразительного искусства. Достаточно только упомянуть знаменитую живопись пещер Альтамира (Испания), Ласко, Монтеспан, Ла Мадлен (Франция) и др., которая навсегда вошла в золотой фонд человеческой культуры.
Искусство первобытной эпохи отнюдь не исчерпывалось изобразительным. Получило развитие прикладное искусство, в частности, изготовление различного рода украшений. Люди первобытного общества устраивали праздники с различного рода развлечениями: музыкой, песнями, танцами, пантомимами, играми, состязаниями в беге, борьбе и т. п. Некоторые танцы носили ритуальный характер, но так было далеко не со всеми.

Содержание

ВСТУПЛЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ 1. НАЧАЛО СТАНОВЛЕНИЯ РЕЛИГИИ 5
РАЗДЕЛ 2. КУЛЬТ БОГИНИ-МАТЕРИ 7
РАЗДЕЛ 3. ФЕТИШИЗМ 11
РАЗДЕЛ 4. ТОТЕМИЗМ 14
РАЗДЕЛ 5. КУЛЬТ ЖИВОТНЫХ 17
РАЗДЕЛ 6. КУЛЬТ РАСТЕНИЙ 18
РАЗДЕЛ 7. АНИМИЗМ 20
ВЫВОДЫ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24

Вложенные файлы: 1 файл

Духовная культура первобытного общества.docx

— 55.66 Кб (Скачать файл)

Міністерство  освіти і науки, молоді і спорту України

Миколаївський національний університет

Імені В. О. Сухомлинського

Навчально-науковий інститут історії та права

 

Кафедра археології, давньої та середньовічної історії

 

 

Реферат з історії первісного суспільства

ДУХОВНА КУЛЬТУРА ЛЮДСТВА  ДОБИ ПЕРВІСНОЇ ОБЩИНИ

 

 

Виконала: студентка 1 курсу 
114 групи Інституту історії та права 
денної форми навчання 
КАСЬЯНОВА ЮЛІЯ ВОЛОДИМИРІВНА 
Перевірив: викладач кафедри археології, давньої та середньовічної історії  
Інституту історії та права  
МНУ ім. В. О. Сухомлинського 
ФІЛАТОВ ДМИТРО ВІКТОРОВИЧ

 

Оглавление

  ВСТУПЛЕНИЕ 3

РАЗДЕЛ 1. НАЧАЛО СТАНОВЛЕНИЯ РЕЛИГИИ 5

РАЗДЕЛ 2. КУЛЬТ БОГИНИ-МАТЕРИ 7

РАЗДЕЛ 3. ФЕТИШИЗМ 11

РАЗДЕЛ 4. ТОТЕМИЗМ 14

РАЗДЕЛ 5. КУЛЬТ животных 17

РАЗДЕЛ 6. КУЛЬТ РАСТЕНИЙ 18

РАЗДЕЛ 7. АНИМИЗМ 20

ВЫВОДЫ 23

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ 24

 

ВСТУПЛЕНИЕ

Производство, которое было основным условием существования людей, с  необходимостью предполагало накопление правильных, здравых знаний о мире, развитие здравознания в обеих его формах - знания о том, как нужно действовать, чтобы добиться желаемого результата (делознания) и знания о свойствах материальных объектов (вещезнания). Как сообщают этнографы, люди первобытного общества до мельчайших подробностей знали местность, в которой жили, ее природные ресурсы, животный и растительный мир. Им были известны качества камней, из которых они изготовляли орудия, повадки животных, на которых охотились, свойства растений, которые они употребляли в пищу. Они обладали медицинскими знаниями: умели лечить раны и переломы, выправлять вывихи, использовать целебные растения. Существовали у них различные приемы счета. Потребности практической деятельности сделали необходимым появление календаря, что предполагало возникновение астрономических знаний. Первоначальное исчисление времени велось, вероятно, по Луне. Затем возник солнечный календарь. Одновременно формировалась карта звездного неба: выделялись созвездия, им давались названия.

Несомненно существование в позднем палеолите религии и изобразительного искусства. Достаточно только упомянуть знаменитую живопись пещер Альтамира (Испания), Ласко, Монтеспан, Ла Мадлен (Франция) и др., которая навсегда вошла в золотой фонд человеческой культуры.

Искусство первобытной эпохи отнюдь не исчерпывалось изобразительным. Получило развитие прикладное искусство, в частности, изготовление различного рода украшений. Люди первобытного общества устраивали праздники с различного рода развлечениями: музыкой, песнями, танцами, пантомимами, играми, состязаниями в беге, борьбе и т. п. Некоторые танцы носили ритуальный характер, но так было далеко не со всеми.

Из всего выше сказанного, можно  утверждать, что данная тема является актуальной для изучения, поскольку  обладает широкой и богатой базой  материалов для изучения, анализа  и систематизации. При всем этом, тема духовной культуры первобытного общества изучена еще не достаточно хорошо, а потому нуждается в исследовании и разработке. В этой работе будет рассмотрена такая часть духовной культуры, как зарождение религии в первобытном обществе и ее первичные формы.

РАЗДЕЛ 1. НАЧАЛО СТАНОВЛЕНИЯ РЕЛИГИИ

  У исследователя, стремящегося заглянуть в прошлое на 30—40 тыс. лет, т. е. увидеть первые ростки человеческих сообществ на земле, имеется в распоряжении только два инструмента. Первый — это археологические находки, и среди них — немногочисленные каменные, глиняные или деревянные фигурки, а также наскальные рисунки, связанные с древнейшими религиозными культами. Второй — это мифы, легенды, поверья племён, по той или иной причине оказавшихся в стороне от так называемых цивилизованных народов и живущих, видимо, так, как жили их предки тысячи и десятки тысяч лет назад.

Именно у народов, по сей день сохраняющих в целом примитивный уклад жизни, логично искать ответ на вопрос о религиозных представлениях наших пращуров. Сопоставляя мифы с археологическими находками, неизбежно придётся сделать вывод о том, что с самых первых своих шагов по земле  человек всегда ощущал рядом с собой присутствие таинственной незримой силы, от которой во многом зависела его жизнь.

  В глубокой древности человек  и не думал отделять себя  от природы, но это не значит, что он не стремился понять, объяснить мир, в котором жил. Видимо, одним из первых способов подобного объяснения стало перенесение человеком своих собственных свойств и ощущений на весь окружающий мир. Так родилась вера в то, что природа — живая. Камни, деревья, реки, облака — всё это живые существа, только непохожие на человека, как непохожи на него тигр, слон, медведь. И те, которые отличаются от человека слишком сильно, могут обладать и совершенно особыми, непонятными и недоступными людям свойствами. Огонь обжигает, молния убивает, гром гремит так, как не под силу крикнуть ни одному человеку.

  Люди наблюдали, как из  земли появлялись ростки, крепли, становились деревьями, — значит, кто-то заботился о том, чтобы вырастить для них съедобные плоды, кто-то населил земли, воды и небеса животными, рыбами, птицами. Кто-то, наконец, произвёл на свет и самого человека. Чуткий, настороженный, внимательный, человек древнейших времён просто не мог не ощутить незримо присутствующую в мире силу, от которой зависели и жизнь и смерть. Часто, изучая первобытные верования, учёные встречают почитание этой силы в лице Богини-Матери.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ 2. КУЛЬТ БОГИНИ-МАТЕРИ

  Зарождение одного из древнейших  религиозных культов отделяют  от нас  десятки тысяч лет.  Неудивительно, что  известно  о нём немногое, а то, чем . располагают учёные, может послужить основой лишь более или менее достоверных гипотез . Вот что писал об этом в своей  книге «Магизм и единобожие» известный христианский мыслитель отец Александр Мень; «Археология даёт нам поразительные свидетельства всеобщего распространения культа Богини-Матери в эпоху каменного века. На громадном пространстве от Пиренеев до Сибири и по сей день находят женские фигурки, вырезанные из камня или кости. Все эти изображения, древнейшее из которых найдено в Австрии, условно называют „венерами”. Всех их объединяет одна важная черта. Руки, ноги, лицо — едва намечены. Главное, что привлекает первобытного художника, — это органы деторождения и кормления. Выдвигалось предположение, что древние женщины, как и женщины некоторых современных примитивных племён, имели в действительности такие огромные груди и отвислые животы. Но если признать, что в „венерах” отразилось лишь стремление к реализму, то остаётся предположить, что у первобытных женщин не было лица и были крошечные руки.

Разгадка необычайных черт в  фигурках „венер” кроется в том, что они были, как думает большинство исследователей, культовыми изображениями. Это не что иное, как идолы, или амулеты Богини-Матери. Изображения „венер” обильны и в исторических слоях. Они найдены и в доарийской Индии, и в доизраильской Палестине, и в Финикии, и в Шумере. Сходство их сразу бросается в глаза. Создаётся впечатление, что культ Матери носил почти универсальный характер. Это подтверждает и этнография. У народов, сохранивших пережитки отдалённых неолитических времён, практически повсеместно встречается культ всеобщей Матери. У маори она именуется Пэпа, Мать-земля, супруга Бога Небесного. У эвенков Подкаменной Тунгуски — Бу-гады Энинитын. Она мыслится хозяйкой вселенной и одновременно — матерью зверей и людей. Кетское женское божество Томам („ам” — дословно „мать”) подобно эвенкийской - Бугады Энинитын.   В Индии она известна под именами Шакти и Пракрити. В одном древнем индийском тексте она прямо связывается с ростом и рождением. А на одной печати из Хараппы (доарийский период) можно рассмотреть изображение женщины, из лона которой поднимается растение.

   В Передней Азии и Африке  Великая Богиня-Мать почиталась  почти у всех культурных народов  периода начала письменности. „Та,  которая рождает плоды земли”, — египетская Исида, малоазиатская Кибела, скорбь которой несёт умирание растительности, её двойник в Элладе — Деметра, карфагенская Танит, сидонская Ас-тарта, Артемида Эфесская, изображавшаяся с десятком грудей, как бы готовая накормить весь мир, — всё это лишь перевоплощения древней Матери Мира. В языческой Руси слова „Мать-земля” имели не просто метафорическое значение. Они обозначали душу природы, богиню, супругу „Хозяина неба”.

   Богиня-Мать правит всеми  природными процессами. Это она  заставляет оживать семя, погруженное в землю; она вселяет любовь в людей и животных, ей поют песни птицы в дни весеннего ухаживания. По её мановению распускаются цветы и наливаются плоды. Её радость — это радость всего живущего; её глаза смотрят на нас с небесной лазури, её рука нежно ласкает листву, она проносится над миром в дуновении весеннего ветра.» [1. С.130]

  Имеем ли мы право считать  эту веру древних лишь плодом  невежества и заблуждений? Не  свидетельствует ли это о том,  что Душа Природы была ближе  и понятней людям, которые обладали  более сильной интуицией, чем  мы? Да, впрочем, и в более поздние  времена в религии и философии  идея Души мира не умерла. Она  продолжала жить и в мировоззрении  греков, и в мистической философии  новой Европы, Она звучит горячим  убеждением в известных словах Тютчева: Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик — В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык...

   Теперь становится понятным  тот факт, что в глубокой древности  (у некоторых народов) жреческие  функции принадлежали преимущественно  женщинам. Так, у северных индейцев  заклинания совершались женщинами.  У некоторых индейцев существует  сказание о том, что „обряды  плодородия” были учреждены женщинами.  По одному ирокезскому преданию, первая женщина, основательница  земледелия, умирая, завещала протащить  своё тело по земле, и там,  где оно касалось почвы, вырастал  обильный урожай. Шаманок и жриц  знают наиболее примитивные культуры. Там, где это явление уже  исчезло, можно найти следы  его. Так, у чукчей и других  северных народов шаман-мужчина  одевался в женскую одежду. А  таинственные фрески острова  Крит свидетельствуют о том,  что в самые священные моменты  мужчина должен был облачаться  в женский костюм.

   Да и кто как не женщина — живое воплощение мировой Матери — должна держать в руках тайны культа? Не носит ли она в своём теле тайну рождения? Главенство женщин в религии было у галлов, древних германцев и многих других народов. Культ плодородия, который стоял у истоков религии Диониса, также возглавлялся жрицами...

   Многочисленные народные  поверья о колдуньях, ворожеях  и ведьмах есть лишь отголосок  тех древних времён, когда жертвоприношение, заклятия и магия были в  руках у женщин.  Вполне естественно,  что при таком важном культовом  значении женщин они часто  оказывались в роли вождей  и руководителей племени. Все  женские божественные лики — разновидность единой богини, и эта богиня — женское начало мира, один пол, возведённый в абсолют.

   Богиня-Мать — всеобщая прародительница. Из её лона вышли растения, животные, люди. Поэтому в мышлении первобытного человека живёт чувство родства, которое связывает все живые существа. Для охотников каменного века зубры и медведи, орлы и бобры — это такие же дети природы, как и они сами. Даже опасные звери, даже объекты промысла представлялись им таковыми. Следы этого чувства мы находим у многих примитивных народов.

РАЗДЕЛ 3. ФЕТИШИЗМ

   Когда первые португальские  мореплаватели в XV в. высадились на побережье Западной Африки, они столкнулись со сложным и незнакомым миром представлений темнокожих туземцев. Попытки обратить их в «истинную веру» не удались, поскольку местное население имело собственную веру, и португальцам поневоле пришлось заняться её изучением. Чем дальше продвигались они в глубь африканского континента, тем более поражались распространённому у местных племён обычаю поклоняться различным предметам, которым приписывались сверхъестественные свойства. Португальцы назвали их фетишами ). В дальнейшем эта форма религии получила название фетишизм. Видимо, она является одной из самых ранних форм, известных всем народам нашей планеты. Фетишем мог стать любой предмет, почему-либо поразивший воображение человека: камень необычной формы, кусок дерева, части тела животного (зубы, клыки, кусочки шкуры, высушенные лапки, кости и т. д.).  Позднее появились изготовленные из  камня, кости, дерева, металла фигурки. Нередко фетишем оказывался случайно выбранный предмет, И если его владельцу сопутствовала удача, значит, фетиш обладает магической силой. В противном случае его заменяли другим. У некоторых народов существовал обычай благодарить, а иногда и наказывать фетиши.

   До наших дней дошло  множество фетишей в форме  амулетов-оберегов. Амулетом служит  предмет, которому приписываются  магические свойства отвращать  от человека несчастья и приносить  удачу. Амулет-оберег  должен был  оберегать своего владельца.

   Фетишем иногда становилась  часть чего-то большого: например, камень с почитаемой горы, кусочек  священного дерева или изображение  почитаемого животного (фигурка  кита, тигра, медведя, птицы, змеи  и т. д.). Фетиш мог быть просто  рисунком и даже татуировкой  на теле.

   Особая группа фетишей  связана с распространённым у  многих народов мира культом  предков. Их изображения становятся  фетишами, которым поклоняются. Иногда  это идолы — человекоподобные фигурки из дерева, камня, глины, а иногда предка изображает специальный знак, как это было принято, например, в Китае.

Информация о работе Духовна культура людства доби первісної общини