Европейский Север (Белозерское и Корельское княжество) в период древне-русского государства 9-13 век

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 23:52, реферат

Краткое описание

Целью реферата является проследить формирование русского Европейского севера, на примере княжеств Белозерского и Корельского в период IX-XIII вв.
Задачи были поставлены следующие:
- проанализировать существующие источники по теме развития Европейского Севера (Белозерское и Корельское княжество) в период древне-русского государства в 9-13 веке;
- изучить исторические события и процессы происходящие на территории Европейского Севера (Белозерское и Корельское княжество) в период древне-русского государства 9-13 веков.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2
1. Древнерусское государство 9-13 веков……………………………………..3
2. Белозерское княжество……………………………………………….………8
3. Корельское княжество………………………………………………………12
Заключение……………………………………………………………………..16
Список использованной литературы………………………………………….18

Вложенные файлы: 1 файл

Европейский Север.doc

— 2.22 Мб (Скачать файл)

История отечества - Европейский Север (Белозерское и Корельское княжество) в период древне-русского государства 9-13 век

 

 

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………2

1. Древнерусское государство 9-13 веков……………………………………..3

2. Белозерское княжество……………………………………………….………8

3. Корельское княжество………………………………………………………12

Заключение……………………………………………………………………..16

Список использованной литературы………………………………………….18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Между верхним Одером и северным Днепром славяне жили единым этническим массивом, но в 6-м веке началось расселение. В итоге славяне разделились на южный, западных и восточных. Восточные славяне находились в наименее выгодном положении, поскольку постоянно подвергались набегам.  В 6-8 веках происходило формирование племенных княжеств и их союзов, то есть протогосударства. Таким образом было создано 15 племенных союзов.

Путь из Варяг в Греки проходил в то время через Новгород, Киев. В 9-10 веках власти киевских князей были подчинены другие восточнославянские племена. Сложилась федерация этих племен под названием Русь. Объединения требовала охрана торговых путей, внешняя торговля, охрана от набегов.

 О развитии России  в контексте европейской истории  свидетельствовало призвание варягов  на царствование на заключительном  этапе становления государственности; династические браки русских князей с европейскими кланами. В 988 году произошло принятие христианства на Руси.

 Древнерусское государство  несло отпечаток военной демократии, развившейся из родоплеменных  отношений. Военная демократия характеризуется наличием коллективной собственности на землю и мощным слоем крестьян-общинников. Частная собственность на землю появилась только в конце 10 века в качестве боярских вотчин. Вотчины носили полу рабовладельческий характер. В ней работали иноплеменники (холопы), были и зависимые слои населения. В общине все взрослые мужчины имели одинаковые права и обязанности.

      Необходимо отметить, что созданные княжества были непрочными, участились междоусобицы.   В начале 13 века насчитывалось более 50 самостоятельных княжеств. Феодальные усобицы способствовали снижению авторитета княжеской власти. К середине 12 века, исключением из существовавшей феодальной анархии были Новгородская и Псковская земли. Все больший вес приобретало Вече.

Изучение Европейского Севера (Белозерское и Корельское княжество) в период древне-русского государства является актуальным и на сегодняшний день.

Целью моего реферата является проследить формирование русского Европейского севера, на примере княжеств Белозерского и Корельского в период IX-XIII вв.

Задачи были поставлены следующие:

- проанализировать существующие  источники по теме развития  Европейского Севера (Белозерское и Корельское княжество) в период древне-русского государства в 9-13 веке;

- изучить исторические события и процессы происходящие на территории  Европейского Севера (Белозерское и Корельское княжество) в период древне-русского государства 9-13 веков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Древнерусское  государство

 

Древнерусское государство представляло собой, по сути, раннефеодальную монархию. Во главе государства стоял великий князь киевский.

Управление страной, суд, сбор дани и пошлин осуществлялось его братьями, сыновьями и дружинники. Доходы князей и их приближенных в то время во многом определялись данью, которую платили подчиненные племена, возможностью ее вывоза в другие страны для продажи. Перед молодым государством стояли крупные внешнеполитические задачи, связанные с защитой его границ: отражение набегов кочевников-печенегов, борьба с экспансией Византии, Хазарского каганата, Волжской Болгарии. Именно с этих позиций следует рассматривать внутреннюю и внешнюю политику киевских великих князей.

История Киевской Руси, хронологические рамки которой большинство историков определяют как DC — начало XII в., можно условно разделить на три больших периода. Первый (IX — середина Х в.) время первых киевских князей. Второй (вторая половила Х — первая половина XI в.) — время Владимира I и Ярослава Мудрого), эпоха расцвета Киевской державы; третий период — вторая половина XI — начало XII в., переход к территориально-политической раздробленности1.

Одним из самых ярких периодов можно назвать период правления Владимира I (980-1015), так как именно в это время все земли восточных славян объединились в составе Киевской Руси. Окончательно были присоединены вятичи, земли по обе стороны Карпат, червленские города. Это период укрепления государственного аппарата, крупнейшие центры страны управлялись княжескими сыновьями и старшими дружинниками.

По рекам Десна, Осетр, Суда, Стугна был сооружен ряд крепостей, на границе со степью, установлены «заставы богатырские», решив таким образом одну из важнейших задач того времени: обеспечение защиты русских земель от набегов многочисленных печенежских племен.

Также, в период правления Владимира I, в 988 году, христианство стало официальной религией Руси2. Летописные источники говорят о том, что задолго до крещения Руси, христианство проповедовалось среди славянских племен. Его проповедовал еще апостол Андрей Первозванный — один из учеников Христа. В начале нашей эры апостол Андрей — старший брат апостола Петра отправился в Скифию. Как свидетельствует «Повесть временных лет», апостол Андрей поднялся до среднего течения Днепра, установил на киевских холмах крест и предсказал, что Киев будет «матерью городов русских». Дальнейший путь апостола лежал через Новгород, где, по словам летописца, его привела в изумление русская баня, на Балтику и далее вокруг Европы в Рим. Рассказы о последующих крещениях отдельных групп населения Руси (во время Аскольда и Дира, Кирилла и Мефодия, княгини Ольги и др.) показывают, что христианство постепенно входило в жизнь древнерусского общества.

 Крещение Владимира  и его приближенных было совершено  в г. Корсуни (Херсонесе) — центре  византийских владений в Крыму. Предшествовало крещению участие киевской дружины в борьбе византийского императора Василия П с мятежом полководца Варды Фоки. Не смотря на то, что Император победил, он отказался выполнять свое обязательство — отдать за Владимира свою дочь Анну.

Тогда Владимир осадил Корсунь и принудил византийскую царевну выйти замуж в обмен на крещение «варвара», которого давно привлекала греческая вера.

Владимир, крестившись сам, крестил своих бояр, а затем и весь народ. Распространение христианства зачастую встречало сопротивление населения, продолжавшего почитать своих языческих богов. Христианство утверждалось медленно. На окраинных землях Киевской Руси оно установилось много позднее, чем в Киеве и Новгороде.

Значение принятия христианства было огромно для дальнейшего развития Руси. Христианство с его идеей вечности человеческой жизни (бренная земная жизнь предшествует вечному пребыванию в раю или аду души человека после его смерти) утверждало идею равенства людей перед Богом. По новой религии путь в рай открыт как богатому вельможе, так и простолюдину в зависимости от честного исполнения ими своих обязанностей на земле.

 «Божий слуга» —  государь был, по византийским  традициям, и справедливым судьей  во внутригосударственных делах, и доблестным защитником границ  державы. Принятие христианства имело большое политическое значение для Киевского государства, оно позволило укрепить государственную власть и территориальное единство Киевской Руси. Необходимо подчеркнуть, что и международное значение было очень велико ведь Русь, более не являлась страной «примитивного» язычества, становилась теперь равной другим христианским странам, связи с которыми значительно расширились.

Во главе русской православной церкви был поставлен митрополит, назначаемый константинопольским патриархом; отдельные области Руси возглавляли епископы, которым подчинялись священники в городах и селах.

  Не менее ярким и важным для развития государства был период правления Ярослава Мудрого.

После смерти Владимира I управлением крупнейшими волостями Руси занимались двенадцать его. После его смерти киевский престол перешел к старшему в роду Святополку (1015-1019), который прославился тем, что приказал убить своих братьев Бориса Ростовского и Глеба Муромского, за что получил прозвище Окаянный.

Княживший в Новгороде Великом Ярослав, выступил против своего брата «Святошки Окаянного», отказался подчиняться его воле, и в жесточайшей кровопролитной междоусобице, изгнал Святополка из Киева в Польшу, во владения его тестя Болеслава Храброго.

 При Ярославе Мудром (1019-1054) Киевская Русь достигла наивысшего могущества. Так же как и Владимиру I, Ярослав смог обезопасить Русь от печенежских набегов. В 1030 г. после успешного похода на прибалтийскую чудь Ярослав основал неподалеку от Чудского озера г. Юрьев (ныне г. Тарту в Эстонии), утвердив русские позиции в Прибалтике. После смерти брата Мстислава Тмутараканского в 1035 г., владевшего с 1024 г. землями к востоку от Днепра, Ярослав окончательно стал единодержавным князем Киевской Руси.

 При Ярославе Муром  Киев превратился в один из  крупнейших городов Европы, соперничавший с Константинополем. По дошедшим свидетельствам, в городе было около четырехсот церквей и восемь рынков.

При Ярославе Мудром Русь достигла широкого международного  признания. С семьей киевского князя стремились породниться крупнейшие королевские дворы Европы. Сам Ярослав женился на шведской принцессе. Своих дочерей он выдал замуж за французского, венгерского и норвежского королей. Польский король женился на сестре великого князя, а внучка Ярослава вышла замуж за германского императора. Сын Ярослава Всеволод женился на дочери византийского императора Константина Мономаха. Отсюда прозвище, которое получил сын Всеволода, — Владимир Мономах. Митрополит Илларион справедливо писал о киевских князьях: «Не в плохой стране были они владыками, но в русской, которая ведома и слышима во всех концах земли».

 Земля была в те  времена главным богатством, основным  средством производства. Распространенной формой организации производства стала феодальная вотчина, или отчина, т.е. отцовское владение, передававшееся от отца к сыну по наследству. Владельцем вотчины был князь или боярин.

В Киевской Руси наряду с княжескими и боярскими вотчинами было значительное число крестьян-общинников, еще не подвластных частным феодалам. Такие независимые от бояр крестьянские общины платили дань в пользу государства великому князю.

 Все свободное население  Киевской Руси носило название  «люди».

Процесс экономической жизни Киевской Руси слабо отражен в исторических источниках. Очевидны отличия феодального строя Руси от «классических» западно-европейских образцов.

 Появление государственных учреждений в Киевской Руси было неразрывно связано с возникновением и укреплением княжеской власти. Князь олицетворял собой державу, он являлся центральным звеном, ядром политической системы.

Основным населением Древней Руси являлись свободные общинники люди (в единственном числе людин, отсюда простолюдин). В Древней Руси и в ХI в. земледельческая община вервь составляла экономическую и социальную основу общества. За владение, т.е. распоряжение и пользование землей общинники платили дань князю, который постепенно воспринимался ими как верховный собственник всей земли.

Князь и дружина. Основными источниками доходов князя и дружины, помимо дани, продолжала оставаться военная добыча. Но уже в конце X в. появляются княжеские села, хозяйство которых носило промысловый и коневодческий характер (добываемая пушнина продавалась наряду с экспортной частью дани на рынках Константинополя, а кони были нужны для военных целей).

В условиях феодальной раздробленности большое значение приобрели общерусские и региональные княжеские съезды, на которых решались внутри- и внешнеполитические вопросы (межкняжеские распри, борьба с внешними врагами). Однако они не стали постоянным, регулярно действующим политическим институтом и не смогли затормозить процесс диссипации.

Ко времени татаро-монгольского нашествия Русь оказалась поделенной на множество мелких княжеств и не смогла объединить силы для отражения внешней агрессии. Опустошенная полчищами Батыя, она утратила значительную часть своих западных и юго-западных земель, ставших во второй половине 13–14 вв. легкой добычей Литвы (Турово-Пинское, Полоцкое, Владимиро-Волынское, Киевское, Черниговское, Переяславское, Смоленское княжества) и Польши (Галицкое). Только Северо-Восточная Русь (Владимирская, Муромо-Рязанская и Новгородская земля) сумела сохранить свою самостоятельность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Белозерское княжество

Белозе́рское кня́жество это русское удельное княжество в бассейне реки Шексна и в районе озёр Белое и Кубенское в XIII—XV веках. Столица — город Белоозеро (ныне Белозерск). Кроме Белоозера на территории княжества был один город — Устюжна, а также многие крупные сёла, такие, как Борисово-Судское, Белое, Ёрга, Липин Бор3.

Белозерское княжество — Белозерск, по древним грамотам и писцовым книгам вплоть до времен Екатерины II был известен как "Бело озеро", был основан в глубокой древности: он существовал еще до призвания князей (862 г.) и был населен племенем Весью, которое также участвовало в этом призвании. По прибытии князей, Бело озеро со всей своей волостью был отдан Синеусу, брату Рюрика, который владел им не более двух лет. После смерти Синеуса Белоозера перешел к Трувору, а всего лишь через год, по причине смерти последнего, перешел к Рюрику, владевшим им в течение 17-ти лет, вверив управление в нем своим боярам.

В тот период времени, Белоозеро являлся важным торговым и промышленным пунктом. Этот факт подтверждается в том числе и фактом избрания его резиденцией Синеуса. Источники показывают нам, что важность Белозерска была очевидна и тем, что существовал договор с греками преемника Рюрикова, Олега, который требует с греков "укладов", наряду с другими древними городами, и на Белоозеро.

Информация о работе Европейский Север (Белозерское и Корельское княжество) в период древне-русского государства 9-13 век