Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2011 в 16:02, реферат
Основными целями данной работы являются:
Полностью раскрыть тему реферата;
Систематизировать и закрепить теоретические знания и факты истории России 18 века;
Сформировать умения по использованию литературы.
Исходя из основных целей работы, определяем задачи:
Введение
Основная часть
2.1.Общественно-политическая мысль Екатерины II.
2.2.Критика «Просвещенного абсолютизма» ЕкатериныII М.М. Щербатовым.
2.3.Общественно-политические взгляды М. В. Ломоносова
2.4.Борьба двух тенденций в критике крепостничества.
2.5.Масонство
2.6.Революционные общественно-политические взгляды А. Н. Радищева.
2.7.Просветительство.
Заключение
Список используемой литературы.
Драматург и поэт А.П. Сумароков был одной из влиятельных фигур придворного общества, к его советам прислушивалась и Екатерина II. Вместе с тем Сумароков был одним из критиков крепостничества. В его сочинениях и. в частности, в записке «О домостроительстве» была дана резкая критика вопиющих злоупотреблений крепостным правом. Но позиции критика четки и недвусмысленны он защищает крепостное право от злоупотреблений, он доказывает заинтересованность помещика в благополучии своих крестьян.
Весьма
интересными были соображения о
судьбах крепостного права, высказанные
Д.А. Голицыным. В 50-х годах, живя
в гуще общественно-политической жизни
парижских салонов, водя дружбу с
Вольтером, Дидро и другими философами
и общественными деятелями
Д.А. Голицын предполагал
Все
упомянутые выше проекты реформ явились,
пожалуй, единственным реальным плодом
распространения идей французского
Просвещения в среде, окружавшей
Екатерину II. Дворянская аристократия
в подавляющем большинстве лишь
играла с трудами французских
философов. Для них это была мода.
Беспрепятственное издание
Алексей Яковлевич Поленов (1749— 1816 гг.) в работе «О крепостном состоянии крестьян в России», представленной на конкурс Вольного экономического общества, исходил из общих положений французских просветителей. Крепостнической теории об извечном существовании рабства он противопоставлял положение о том, что свободные крестьяне были насильственно превращены в крепостных. Крепостного крестьянина Поленов сравнивал с свободным тружеником, который сам распоряжается плодами своего труда, работает усердно, расширяет свое хозяйство, хорошо одевается и питается, создает семью, производит товары для продажи, обогащается сам и обогащает государство. Как и французские просветители, Поленов утверждал, что крепостничество приведет страну к гибели, доведенный до отчаяния крепостной крестьянин выступит с решительным протестом.
Ярким представителем передовой общественной мысли был и Я.П. Козельский — автор «Философических предложений», явившихся наиболее радикальным выражением просветительских идей в России. Козельский протестует против распространенного в дворянском обществе понятия о крестьянах как о низшей породе людей. Следуя теории естественного права, он считает, что люди равны от природы: «Подлым является не тот, кто беден, а тот, кто совершает подлые дела».
Профессор Московского университета С.Е. Десницкий осуждал крепостной строй, доказывал необходимость его изменения с помощью реформ политического строя. Основная направленность предложений носила буржуазный характер. Если упомянутые нами деятели русского просветительства свое главное внимание в критике крепостничества уделяли вопросам юридического и экономического характера, то деятельность такого выдающегося писателя, публициста и издателя, каким был Н.И. Новиков, наносила основной дар по моральным устоям крепостничества. В острой сатирической манере Новиков дал яркие обобщенные образы чудовищных столпов крепостничества. А их у Новикова — целая портретная галерея: Змеяны, Глупомыслы, Плутовы, Брюжжаловы, Бранниковы, Недоумы, Злорады. Ненавидя всей душой самодержавно-крепостнический строй, Новиков объяснял его язвы чисто моральными причинами, падением нравственности помещиков, общей темнотой и невежеством. Выходом из этого тупика, по мысли Новикова, было широкое просвещение народных масс. Мучительные поиски путей развития способствовали тому, что в конце 70-х годов Новикова увлекли в свои ложи масоны. Масонство являло собой своеобразную форму идеологической реакции, форму борьбы с рационализмом идей Просвещения. Вместе с тем среди масонов удивительно уживались набожность и вольнодумство, просветительство с крепостнической идеологией.
Масонство.
Западное
влияние на русскую жизнь было
далеко не благотворным. Об этом стоит
помнить, когда начинается разговор
о масонстве, которое буквально
раковой опухолью охватило все высшее
русское общество во второй половине
18 века, когда неудовлетворенность
действительностью, поиски альтернативы
официальной идеологии и
Масонство - наднациональное движение, противостоящее традиционным религиям, декларирующее своими целями поиски абсолютной истины мира, восстановление и сохранение тайных знаний прошлых времен, духовное самосовершенствование и улучшение общественных нравов, движение к идеалам свободы личности и духовного братства людей.
Масоны
ставили своей целью создание
общества свободных людей путем
самоочищения и самосовершенствования,
освобождения от всех сословных и
национальных рамок. В своих поисках
разгадки «тайн о божестве, природе,
человеке» масоны опирались на мистику,
магию, алхимию и астрономию. Проповедуя
гуманность, взаимопомощь, филантропию,
отрицая кастовость, фанатизм и суеверие,
масоны отрицательно относились к таким
проявлениям социального
Революционные общественно-политические взгляды А. Н. Радищева.
Восстание
Пугачева, европейская просветительская
мысль, уроки революционной войны
в Америке и революционная
ситуация во Франции способствовали
возникновению в русском
Просветительство.
В тридцатых годах восемнадцатого века в России появляется просветительская идеология и философия, выраженная в трудах первого русского просветителя и первого русского историка В.Н.Татищева.
Василий Никитич Татищев (1686-1750) был крупным государственным и военным деятелем, тайным советником. Родился под Псковом в дворянской семье. В 1693 году в возрасте семи лет вместе с братом он был взят стольником ко двору Прасковьи Федоровны, жены царя Ивана V Алексеевича. В 1704 году Татищев начал военную службу в драгунском полку. Участвовал во взятии Нарвы, Полтавском сражении, Прутском походе. В 1712 году он получил чин капитана. В 1712-1716 гг. Татищев находился за границей, а по возвращении был переведен в артиллерию, занимался инспекцией артиллерийских частей русской армии. В 1720-1722 гг. он руководил государственными металлургическими заводами на Урале, основал города Екатеринбург и Пермь. В 1724-1726гг. Татищев изучал экономику и финансовое дело в Швеции. В 1727-1733 гг. возглавлял Московскую Монетную контору. В 1734-1737 гг. Татищев вновь руководил уральскими горными заводами, 1737-1741 гг. находился во главе Оренбургской, а затем Калмыцкой экспедиций. В 1741-1745 гг. губернатор Астрахани. В 1745 году Татищев был отстранен от должности и сослан в имение Болдино Московской губернии, где и прожил последние годы жизни.
В.Н.Татищев - выдающийся русский ученый и мыслитель. Первый русский просветитель, создавший оригинальную философско-историческую картину мира, основой развития которого он считал идею «умопросвещения» (работа «Разговор двух приятелей о пользе наук и училищах»). Татищев стал основателем русской исторической науки. В течение тридцати лет он работал над созданием первого фундаментального научного многотомного труда «История Российская». Татищев открыл для науки важнейшие документы – «Русскую Правду», «Судебник 1550г.», «Книгу Большого Чертежа» и др., нашел редчайшие летописи, сведения о которых сохранились только в его «Истории», т.к. его архив сгорел во время пожара. Татищев – один из первых русских географов, создал географическое описание Сибири, первым дал естественно - историческое обоснование границе между Европой и Азией по Уральскому хребту. Автор первого в России энциклопедического словаря «Лексикон Российской исторической, географической, политической и гражданской». Татищев написал работы по экономике, политики, праву, геральдике, палеонтологии, горному делу, педагогике и др. Все работы Татищева, в том числе и «История Российская», были изданы уже после смерти автора.