Европейское просвещение и общественно-политическая мысль России второй половины 18 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2011 в 16:02, реферат

Краткое описание

Основными целями данной работы являются:

Полностью раскрыть тему реферата;
Систематизировать и закрепить теоретические знания и факты истории России 18 века;
Сформировать умения по использованию литературы.
Исходя из основных целей работы, определяем задачи:

Содержание

Введение
Основная часть
2.1.Общественно-политическая мысль Екатерины II.

2.2.Критика «Просвещенного абсолютизма» ЕкатериныII М.М. Щербатовым.

2.3.Общественно-политические взгляды М. В. Ломоносова

2.4.Борьба двух тенденций в критике крепостничества.

2.5.Масонство

2.6.Революционные общественно-политические взгляды А. Н. Радищева.

2.7.Просветительство.

Заключение
Список используемой литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

история.docx

— 43.35 Кб (Скачать файл)

Драматург и поэт А.П. Сумароков был одной  из влиятельных фигур придворного  общества, к его советам прислушивалась и Екатерина II. Вместе с тем Сумароков  был одним из критиков крепостничества. В его сочинениях и. в частности, в записке «О домостроительстве» была дана резкая критика вопиющих злоупотреблений крепостным правом. Но позиции критика четки и  недвусмысленны он защищает крепостное право от злоупотреблений, он доказывает заинтересованность помещика в благополучии своих крестьян.

Весьма  интересными были соображения о  судьбах крепостного права, высказанные  Д.А. Голицыным.  В 50-х годах, живя в гуще общественно-политической жизни  парижских салонов, водя дружбу с  Вольтером, Дидро и другими философами и общественными деятелями Франции, Д.А. Голицын был наиболее радикален  в своих взглядах. Тогда он писал  о необходимости безусловной  отмены крепостного права как  экономически невыгодной формы организации  хозяйства и предоставлении крестьянам полного права собственности, т.е. собственности на имущество и  землю. Однако позже Д.А. Голицын  резко меняет свои взгляды. Он считает, то крестьяне должны выкупать свою свободу за огромные деньги.  Земля  остается у дворян, и богатые крестьяне  могут ее арендовать или купить у  помещика Безвозмездно крестьянам дается лишь право собственности на движимое имущество. Людей, обладающих лишь движимым имуществом и занимающихся торгово-промышленной деятельностью, Д.А. Голицын называл  третьим сословием.

  Д.А. Голицын предполагал установить  государственный контроль над  помещиками для пресечения злоупотреблений  властью. А все дело облегчения  положения крестьянства осуществлять  лишь постепенно.

Все упомянутые выше проекты реформ явились, пожалуй, единственным реальным плодом распространения идей французского Просвещения в среде, окружавшей Екатерину II. Дворянская аристократия в подавляющем большинстве лишь играла с трудами французских  философов. Для них это была мода. Беспрепятственное издание произведений французских философов способствовало проникновению просветительских идей в широкие круги дворянской и разночинной интеллигенции. Сочинения французских просветителей ходили по рукам в студенческой среде Петербурга и Москвы, в среде дворянской молодежи. Довольно большими тиражами издавались лучшие произведения Вольтера, Монтескье, Руссо и др. Их можно было найти в Оренбурге, Казани, Симбирске, Орле. Исключительно важную роль для широкого русского читателя сыграли сочинения Вольтера, написанные в простой и доходчивой форме. Широкое распространение идей Просвещения способствовало выдвижению целой плеяды оригинальных русских мыслителей, произведения которых олицетворяли иную тенденцию в критике крепостнического строя. В противоположность дворянским проектам, стремящимся оградить самодержавно-крепостнические порядки, эти мыслители стояли прежде всего на позициях человеческой нравственности и морали, их резко отличали беспредельная ненависть к крепостничеству, горячая забота о несчастном положении крепостных крестьян.

Алексей Яковлевич Поленов (1749— 1816 гг.) в  работе «О крепостном состоянии крестьян в России», представленной на конкурс  Вольного экономического общества, исходил  из общих положений французских  просветителей. Крепостнической теории об извечном существовании рабства  он противопоставлял положение о  том, что свободные крестьяне  были насильственно превращены в  крепостных. Крепостного крестьянина  Поленов сравнивал с свободным тружеником, который сам распоряжается плодами своего труда, работает усердно, расширяет свое хозяйство, хорошо одевается и питается, создает семью, производит товары для продажи, обогащается сам и обогащает государство. Как и французские просветители, Поленов утверждал, что крепостничество приведет страну к гибели, доведенный до отчаяния крепостной крестьянин выступит с решительным протестом.

Ярким представителем передовой общественной мысли был и Я.П. Козельский — автор «Философических предложений», явившихся наиболее радикальным выражением просветительских идей в России. Козельский протестует против распространенного в дворянском обществе понятия о крестьянах как о низшей породе людей. Следуя теории естественного права, он считает, что люди равны от природы: «Подлым является не тот, кто беден, а тот, кто совершает подлые дела».

Профессор Московского университета С.Е. Десницкий осуждал крепостной строй, доказывал необходимость его изменения с помощью реформ политического строя. Основная направленность предложений носила буржуазный характер. Если упомянутые нами деятели русского просветительства свое главное внимание в критике крепостничества уделяли вопросам юридического и экономического характера, то деятельность такого выдающегося писателя, публициста и издателя, каким был Н.И. Новиков, наносила основной дар по моральным устоям крепостничества. В острой сатирической манере Новиков дал яркие обобщенные образы чудовищных столпов крепостничества. А их у Новикова — целая портретная галерея: Змеяны, Глупомыслы, Плутовы, Брюжжаловы, Бранниковы, Недоумы, Злорады. Ненавидя всей душой самодержавно-крепостнический строй, Новиков объяснял его язвы чисто моральными причинами, падением нравственности помещиков, общей темнотой и невежеством. Выходом из этого тупика, по мысли Новикова, было широкое просвещение народных масс. Мучительные поиски путей развития способствовали тому, что в конце 70-х годов Новикова увлекли в свои ложи масоны. Масонство являло собой своеобразную форму идеологической реакции, форму борьбы с рационализмом идей Просвещения. Вместе с тем среди масонов удивительно уживались набожность и вольнодумство, просветительство с крепостнической идеологией.

Масонство.

Западное  влияние на русскую жизнь было далеко не благотворным. Об этом стоит  помнить, когда начинается разговор о масонстве, которое буквально  раковой опухолью охватило все высшее русское общество во второй половине 18 века, когда неудовлетворенность  действительностью, поиски альтернативы официальной идеологии и слепому  подражанию Западу заставили многих думающих русских людей обратиться к масонству как своего рода «третьему  пути». Первые сведения о масонах и их идеях стали проникать в Россию из Западной Европы в конце XVII — начале XVIII вв.

Масонство - наднациональное  движение, противостоящее традиционным религиям, декларирующее своими целями поиски абсолютной истины мира, восстановление и сохранение тайных знаний прошлых времен, духовное самосовершенствование  и улучшение общественных нравов, движение к идеалам свободы личности и духовного братства людей.

Масоны  ставили своей целью создание общества свободных людей путем  самоочищения и самосовершенствования, освобождения от всех сословных и  национальных рамок. В своих поисках  разгадки «тайн о божестве, природе, человеке» масоны опирались на мистику, магию, алхимию и астрономию. Проповедуя гуманность, взаимопомощь, филантропию, отрицая кастовость, фанатизм и суеверие, масоны отрицательно относились к таким  проявлениям социального недовольства, как бунты, восстания и революции, провозглашали своей целью искоренение  международных конфликтов и войн, создание из всего человечества «одного  семейства братьев, связанных узами  любви, познаний и труда». Нравственная сторона масонства с ее идеей самосовершенствования личности через просвещение и «деятельное человеколюбие», общественная благотворительность, а также строгая дисциплина, четкая организованность, таинственные обряды и ритуалы «вольных каменщиков» — все это привлекло в ряды масонов многих видных государственных и военных деятелей России, людей искусства, науки (братья Н.И. и П.И.Панины, граф Р.И.Воронцов, Г.Р.Державин, В.И.Баженов, князь М.М.Щербатов и многие другие). Практическая деятельность масонов в России до конца 70-х гг. XVIII в. была направлена на просвещение народа, издание книг и журналов, организацию театров, школ, больниц, благотворительность. Во главе российских масонов в этот период стоял известный просветитель, историк и писатель И.П.Елагин, пользовавшийся особым доверием Екатерины II. Но затем в русском и европейском масонстве наступает этап, связанный с разочарованием в идеях и опыте просветителей. В своих духовных поисках масоны обратились к некоей мистической тайне мироздания, открыв которую, они надеялись совершить то, чего невозможно достичь при помощи разума. В результате масонство стало превращаться в замкнутую элитарную организацию, объединяющую преимущественно представителей интеллектуальных слоев общества. Наряду с чисто нравственными целями в планах масонов стали появляться и политические. Подобная трансформация не могла не насторожить власти — ведь теперь речь шла, по сути, о попытке создания новой идеологии, противостоящей идеологии официальной. Почувствовав угрозу самодержавию, Екатерина II вступила с масонством в борьбу, и первой ее жертвой стал крупнейший деятель русского Просвещения Н.И.Новиков (1744—1818). Екатерина II подозревала также масонов в тайных контактах с прусским правительством (Пруссия была тогда противницей России), в стремлении привлечь "в свою секту" наследника престола Павла Петровича, конфликтовавшего с матерью. Некоторые масоны, причастные к этой истории, были высланы в свои поместья; другие отделались легким испугом. И все же хотя масонство формально так и не было запрещено, еще до ареста Новикова большинство лож заявило о приостановке или прекращении своей деятельности. О том, что знакомство русского образованного общества с идеями западноевропейских мыслителей может обернуться для власти весьма неприятными сюрпризами, свидетельствовала и судьба А.Н. Радищева.  

Революционные общественно-политические взгляды                А. Н. Радищева.

Восстание Пугачева, европейская просветительская мысль, уроки революционной войны  в Америке и революционная  ситуация во Франции способствовали возникновению в русском просветительстве революционного направления. Этот перелом  в истории русской общественной мысли связан с А. Н. Радищевым (1749-1802 гг.), с его знаменитой книгой «Путешествие из Петербурга в Москву». Еще дальше своих предшественников Радищев пошел в понимании связи между крепостничеством и самодержавием. Самодержавие защищает интересы вельмож и «великих вотчинников», в органах управления и судах царят крепостнические порядки. Он первым среди русских мыслителей подчеркнул, что религия и церковь являются одним из важнейших орудий угнетения народа. Радищев твердо верил, что после революционного уничтожения крепостничества из крестьянской среды скоро бы «исторгнулися великие мужи для заступления избитого племени; но были бы они других о себе мыслей и права угнетения лишены». Радищев наполнил понятие «патриотизм» революционным содержанием. Настоящим патриотом, по Радищеву, может считаться лишь тот, кто всю свою жизнь и деятельность подчиняет интересам народа, кто борется за его освобождение, за установление «предписанных законов естества и народоправления». Требуя полного освобождения крестьян, указывая на революционный путь к нему, Радищев не исключал при этом и путь реформ сверху. В этом не было ни отступления от своих основных взглядов, ни проявления либеральных иллюзий и колебаний. Он имел в виду реформы, которые не укрепляли бы существующий строй, а ослабляли бы его, ускоряли его гибель. Он разработал план постепенного осуществления мероприятий, которые должны завершиться «совершенным уничтожением рабства». Екатерина II понимала, какую опасность для самодержавно-крепостнического строя представляет критика крепостничества, сочетающаяся с провозглашением революционных идей, одобрением стихийных крестьянских бунтов и выступлением с революционной программой. С именем Радищева связан особый этап революционной, республиканской мысли в России. Идя «вслед Радищеву», затравленному самодержавием, радищевцы — его современники и последователи — приняли эстафету из его рук и передали ее поколению Пестеля и Рылеева, Грибоедова и Пушкина. Если плеяда великих французских просветителей идеологически подготовила буржуазную революцию в Западной Европе, то Радищеву выпала великая честь выступить идеологом начинающегося революционного движения в России. 

Просветительство.

В тридцатых годах  восемнадцатого века в России появляется просветительская идеология и философия, выраженная в трудах первого русского просветителя и первого русского историка В.Н.Татищева.

Василий Никитич Татищев (1686-1750) был крупным государственным  и военным деятелем, тайным советником. Родился под Псковом  в дворянской семье. В 1693 году в возрасте семи лет вместе с  братом он был взят стольником ко двору Прасковьи Федоровны, жены царя Ивана V Алексеевича. В 1704 году Татищев начал военную службу в драгунском полку. Участвовал во взятии Нарвы, Полтавском сражении, Прутском походе. В 1712 году он получил чин капитана. В 1712-1716 гг. Татищев находился за границей, а по возвращении был переведен в артиллерию, занимался инспекцией артиллерийских частей русской армии. В 1720-1722 гг. он руководил государственными металлургическими заводами на Урале, основал города Екатеринбург и Пермь. В 1724-1726гг. Татищев изучал экономику и финансовое дело в Швеции. В 1727-1733 гг. возглавлял Московскую Монетную контору. В 1734-1737 гг. Татищев вновь руководил уральскими горными заводами, 1737-1741 гг. находился во главе Оренбургской, а затем Калмыцкой экспедиций. В 1741-1745 гг. губернатор Астрахани. В 1745 году Татищев был отстранен от должности и сослан в имение Болдино Московской губернии, где и прожил последние годы жизни.

В.Н.Татищев - выдающийся русский  ученый и мыслитель. Первый русский просветитель, создавший оригинальную философско-историческую картину мира, основой  развития которого он считал идею «умопросвещения» (работа «Разговор двух приятелей о пользе наук и училищах»). Татищев стал основателем русской исторической науки. В течение тридцати лет он работал над созданием первого фундаментального научного многотомного труда «История Российская». Татищев открыл для науки важнейшие документы – «Русскую Правду», «Судебник 1550г.», «Книгу Большого Чертежа» и др., нашел редчайшие летописи, сведения о которых сохранились только в его «Истории», т.к. его архив сгорел во время пожара. Татищев – один из первых русских географов, создал географическое описание Сибири, первым дал естественно - историческое обоснование границе между Европой и Азией по Уральскому хребту. Автор первого в России энциклопедического словаря «Лексикон Российской исторической, географической, политической и гражданской». Татищев написал работы по экономике, политики, праву, геральдике, палеонтологии, горному делу, педагогике и др. Все работы Татищева, в том числе и «История Российская», были изданы уже после смерти автора.

Информация о работе Европейское просвещение и общественно-политическая мысль России второй половины 18 века