Европейское просвещение и общественно-политическая мысль России второй половины 18 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2011 в 16:02, реферат

Краткое описание

Основными целями данной работы являются:

Полностью раскрыть тему реферата;
Систематизировать и закрепить теоретические знания и факты истории России 18 века;
Сформировать умения по использованию литературы.
Исходя из основных целей работы, определяем задачи:

Содержание

Введение
Основная часть
2.1.Общественно-политическая мысль Екатерины II.

2.2.Критика «Просвещенного абсолютизма» ЕкатериныII М.М. Щербатовым.

2.3.Общественно-политические взгляды М. В. Ломоносова

2.4.Борьба двух тенденций в критике крепостничества.

2.5.Масонство

2.6.Революционные общественно-политические взгляды А. Н. Радищева.

2.7.Просветительство.

Заключение
Список используемой литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

история.docx

— 43.35 Кб (Скачать файл)

К просветителям относится и плеяда профессоров и преподавателей Московского университета второй половины восемнадцатого века – Н.Н.Поповский, Я.П.Козельский, А.А.Барсов, С.Е.Десницкий, Д.С.Аничков, И.А.Третьяков, а также такие мыслители, как Н.И.Новиков, Д.И.Фонвизин, А.Н.Радищев.

Просветительство  – это идеологическое течение, возникшее  в восемнадцатом  веке на основе развивающихся  капиталистических  отношений и напрямую связанное с процессами национального становления  европейских народов. Оно включает в себя определенные философские, политические, исторические, социально-экономические взгляды, теории, концепции. Основное содержание этих взглядов составляют достаточно радикальные социально-политические требования, критика крепостного права, пропаганда идей равенства всех людей, призыв к уважению личности каждого человека, независимо от его происхождения. В философском плане – деизм, рационализм, теории «естественного права» и общественного договора. В России в большей степени, нежели в других странах, просветители ориентировались, прежде всего, на общенациональные интересы и крайне осторожно относились к различным нововведениям «буржуазного» толка. Более того, во многом благодаря просветительству «буржуазно-ограниченными» не стали и лучшие мыслители России девятнадцатого столетия. И подобная идейная преемственность, определившая довольно специфический характер общественной мысли России на долгое время, несомненна.

Для отечественных просветителей государство  представлялось той силой, которая  могла бы примирить интересы различных  социальных сил и управлять ими. Поэтому практически все просветители, активно разрабатывали идеи сильного государства, способного сохранять  спокойствие внутри страны и отстаивать интересы «своей» нации на международной  арене.

Еще в одном направлении идеи просветителей  заслуживают особого внимания. В  отличие от своих предшественников они превратили науку в идеологию, то есть в социальную силу, с помощью которой можно изменять мир. Именно в учениях просветителей идеал свободной человеческой личности, зародившийся в предыдущие времена, прорвал многовековые узы корпоративного с сословного сознания средневековья, впервые в истории получил всеевропейское распространение, стал близок различным социальным группам, более того – начал оказывать влияние на общественно-политическую жизнь многих европейских стран.

Конечно же, мы не должны забывать, что одновременно с возникновением такого идеала и  стремлением воплотить его в  жизнь значительно усложнились  проблемы взаимоотношения личности и общества в целом. А быстро прогрессирующий  «эгоизм отдельной личности»  вызывал нравственный протест у  многих, и в первую очередь у  российских мыслителей девятнадцатого столетия. Но ведь это вина не одних  только просветителей, а беда, а может  быть и трагедия всего человеческого общества, избравшего подобный путь развития. Тем более, что сами просветители настойчиво искали решение проблемы гармоничного существования личности и общества, никогда не противопоставляя общественным интересам устремления отдельной личности, а пытались совместить их. И особенно характерно это именно для российского просветительства. Противоречивое восприятие просветителями идеи Бога, их стремление все и вся объяснить естественными причинами сыграло двоякую роль в истории.

Российское  просветительство 18 века – явление  сложное и неоднозначное. Наверное, духовные поиски просветителей, их осторожные попытки заменить традиционную веру упоминаниями на силу человеческого  разума не могут и не должны служить  ныне примером для подражания. И  в то же время столь страстное  желание просветителей объединить усилия всех жителей Российского  государства, найти нечто общее  для всех, помочь России стать истинно  великой державой заслуживают искреннего внимания.

Заключение.

 Подведем итоги. Я считаю, что благодаря сложившимся социально-экономическим противоречиям в глубоком взаимодействии с западноевропейским просветительством в русской общественно-политической мысли складывается новое мощнейшее направление, которое отчасти выражало интересы крепостных крестьян. Почти на полтора столетия в центре оказался вопрос о крестьянстве и крепостном праве. Открытое обсуждение крестьянского вопроса, составлявшего главное содержание классовой борьбы в России, придало русской общественной мысли политическую заостренность.

Русские мыслители публично обсуждали существующие порядки, приводящие к разложению феодального  общества.  Но они прежде всего были людьми эпохи Просвещения и видели путь к общественно-политическим преобразованиям в распространении науки и знаний, в совершенствовании разума.

В восемнадцатом столетии в русской  жизни распространяется светская культура, неотъемлемой частью которой были светское искусство, литература, наука. Особое значение придавалось философии, которая, по мнению многих, была призвана заменить собой традиционное богословие и  полностью объяснить мир. Образчики  светской культуры вообще, и философии  в частности, обычно заимствовались из Западной Европы. Причем интересно, что в разные периоды этого  столетия источниками заимствования  становились различные западноевропейские страны. Середина и конец восемнадцатого столетия прошли под знаком французского влияния (французские просветители Вольтер, Монтескье, Дидро и др.).

Использование, иногда механическое, западноевропейских образцов в русской действительности нередко давало довольно странные результаты, ибо эти самые образцы никак  не вписывались в традиционную, веками складывавшуюся мировоззренческую  систему, основанную, прежде всего, на православии. Но с другой стороны, русские  мыслители 18 века, сохранявшие определенную  верность национальным традициям, придавали  и самим заимствованиям крайне оригинальную трактовку. Необходимо помнить еще  один факт - в духовном бытии России продолжало сохраняться и развиваться  и традиционное православное миросозерцание, что тоже оказывало серьезное  влияние на размышления русских  мыслителей. 
 

Список  используемой литературы.

1.Н.И.Костомаров  «Русская история в жизнеописаниях  ее главнейших деятелей» Эксмо 2007

2.С.Е.Перевезенцев  «Россия великая судьба» Белый  город Москва 2007

3.Н.Е.Носов  «Краткая история.часть первая» Наука Москва 1983

4.В.А.Гречухин  «Собеседник. История России и  родного края» Отдел образования  Мышкинского района 1996

5.http//www.roman.by/r-51121.html. 

Информация о работе Европейское просвещение и общественно-политическая мысль России второй половины 18 века