Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2011 в 16:02, реферат
Основными целями данной работы являются:
Полностью раскрыть тему реферата;
Систематизировать и закрепить теоретические знания и факты истории России 18 века;
Сформировать умения по использованию литературы.
Исходя из основных целей работы, определяем задачи:
Введение
Основная часть
2.1.Общественно-политическая мысль Екатерины II.
2.2.Критика «Просвещенного абсолютизма» ЕкатериныII М.М. Щербатовым.
2.3.Общественно-политические взгляды М. В. Ломоносова
2.4.Борьба двух тенденций в критике крепостничества.
2.5.Масонство
2.6.Революционные общественно-политические взгляды А. Н. Радищева.
2.7.Просветительство.
Заключение
Список используемой литературы.
К
просветителям относится и
Просветительство – это идеологическое течение, возникшее в восемнадцатом веке на основе развивающихся капиталистических отношений и напрямую связанное с процессами национального становления европейских народов. Оно включает в себя определенные философские, политические, исторические, социально-экономические взгляды, теории, концепции. Основное содержание этих взглядов составляют достаточно радикальные социально-политические требования, критика крепостного права, пропаганда идей равенства всех людей, призыв к уважению личности каждого человека, независимо от его происхождения. В философском плане – деизм, рационализм, теории «естественного права» и общественного договора. В России в большей степени, нежели в других странах, просветители ориентировались, прежде всего, на общенациональные интересы и крайне осторожно относились к различным нововведениям «буржуазного» толка. Более того, во многом благодаря просветительству «буржуазно-ограниченными» не стали и лучшие мыслители России девятнадцатого столетия. И подобная идейная преемственность, определившая довольно специфический характер общественной мысли России на долгое время, несомненна.
Для
отечественных просветителей
Еще в одном направлении идеи просветителей заслуживают особого внимания. В отличие от своих предшественников они превратили науку в идеологию, то есть в социальную силу, с помощью которой можно изменять мир. Именно в учениях просветителей идеал свободной человеческой личности, зародившийся в предыдущие времена, прорвал многовековые узы корпоративного с сословного сознания средневековья, впервые в истории получил всеевропейское распространение, стал близок различным социальным группам, более того – начал оказывать влияние на общественно-политическую жизнь многих европейских стран.
Конечно же, мы не должны забывать, что одновременно с возникновением такого идеала и стремлением воплотить его в жизнь значительно усложнились проблемы взаимоотношения личности и общества в целом. А быстро прогрессирующий «эгоизм отдельной личности» вызывал нравственный протест у многих, и в первую очередь у российских мыслителей девятнадцатого столетия. Но ведь это вина не одних только просветителей, а беда, а может быть и трагедия всего человеческого общества, избравшего подобный путь развития. Тем более, что сами просветители настойчиво искали решение проблемы гармоничного существования личности и общества, никогда не противопоставляя общественным интересам устремления отдельной личности, а пытались совместить их. И особенно характерно это именно для российского просветительства. Противоречивое восприятие просветителями идеи Бога, их стремление все и вся объяснить естественными причинами сыграло двоякую роль в истории.
Российское
просветительство 18 века – явление
сложное и неоднозначное. Наверное,
духовные поиски просветителей, их осторожные
попытки заменить традиционную веру
упоминаниями на силу человеческого
разума не могут и не должны служить
ныне примером для подражания. И
в то же время столь страстное
желание просветителей
Заключение.
Подведем итоги. Я считаю, что благодаря сложившимся социально-экономическим противоречиям в глубоком взаимодействии с западноевропейским просветительством в русской общественно-политической мысли складывается новое мощнейшее направление, которое отчасти выражало интересы крепостных крестьян. Почти на полтора столетия в центре оказался вопрос о крестьянстве и крепостном праве. Открытое обсуждение крестьянского вопроса, составлявшего главное содержание классовой борьбы в России, придало русской общественной мысли политическую заостренность.
Русские мыслители публично обсуждали существующие порядки, приводящие к разложению феодального общества. Но они прежде всего были людьми эпохи Просвещения и видели путь к общественно-политическим преобразованиям в распространении науки и знаний, в совершенствовании разума.
В
восемнадцатом столетии в русской
жизни распространяется светская культура,
неотъемлемой частью которой были светское
искусство, литература, наука. Особое значение
придавалось философии, которая, по
мнению многих, была призвана заменить
собой традиционное богословие и
полностью объяснить мир. Образчики
светской культуры вообще, и философии
в частности, обычно заимствовались
из Западной Европы. Причем интересно,
что в разные периоды этого
столетия источниками заимствования
становились различные
Использование,
иногда механическое, западноевропейских
образцов в русской действительности
нередко давало довольно странные результаты,
ибо эти самые образцы никак
не вписывались в традиционную, веками
складывавшуюся мировоззренческую
систему, основанную, прежде всего, на
православии. Но с другой стороны, русские
мыслители 18 века, сохранявшие определенную
верность национальным традициям, придавали
и самим заимствованиям крайне оригинальную
трактовку. Необходимо помнить еще
один факт - в духовном бытии России
продолжало сохраняться и развиваться
и традиционное православное миросозерцание,
что тоже оказывало серьезное
влияние на размышления русских
мыслителей.
Список используемой литературы.
1.Н.И.Костомаров
«Русская история в
2.С.Е.Перевезенцев «Россия великая судьба» Белый город Москва 2007
3.Н.Е.Носов «Краткая история.часть первая» Наука Москва 1983
4.В.А.Гречухин
«Собеседник. История России и
родного края» Отдел
5.http//www.roman.by/r-51121.