Египет - интересное и таинственное

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 21:00, доклад

Краткое описание

1.Интересные факты о Египте.
2.Египетские мифы в русском фольклоре.
3.Египет - Страна солнца.
4.Александрийский маяк.
5.Грациозные посланники богини Бастет
5.1 В Египте найден храм богини-кошки.
6"Мумии живут вечно!"
6.1Реалии и суеверия
6.2Мумии не любят путешествовать.
6.3Страшная месть.

Вложенные файлы: 1 файл

Египет.docx

— 2.49 Мб (Скачать файл)

55. В 1960 году в Египте началось строительство второй плотины на Ниле близ Асуана, вследствие чего могли быть затоплены уникальные храмы Абу-Симбел, построенные в скале из песчаника во времена правления фараона Рамзеса II. Международная группа специалистов под эгидой ЮНЕСКО решила перенести эти памятники в новое место в 200 метрах дальше от реки, для чего храмы были разрезаны на блоки весом до 30 тонн и транспортированы. Операция длилась с 1964 по 1968 год и была признана одним из крупнейших инженерно-археологических проектов в истории.

Египетские мифы в русском фольклоре.

Образы поразительной  глубины сохранились в русском  фольклоре. В одном из направлений "духовных христиан" еще в начале XX века условно делили Россию на семь "частей света", и среди них: "Берега Священного Нила", "Верхняя  страна Кем" и "Нижняя страна Кем". Удивительнее всего выражение "страна Кем" - это древнеегипетское название Египта!

В песнопении "духовных христиан", записанном в начале XX века, есть такие  строки:

Прилетела птица, золотой сокол, 

Садилася птица в кипарис-древо.

Крылышки  у сокола бриллиянтовые,

С алмазными  каменьями драгоценными,

Перышки унизаны крупным жемчугом,

В сердцах  соловушка - сударь Дух Святой.

Здесь истолкована на христианский лад замечательно яркая языческая  троица. Сияющий золотой сокол: не подобен ли он солнечному Гору, египетскому богу-сыну с соколиной головой? Соловушко в сердце солнца - это же его душа, Изида-феникс! Правда, соловушко мужского рода, но в другом варианте стиха святой Дух назван голубицей, райской птицей, "самой матушкой царицей".

Теперь о кипарис-древе в значении Отца, В Египте бог-отец, Озирис, уподоблялся оси мира, мировому древу. На священном дереве Ишед египтяне помещали "дом Бену" (Феникс), а Феникс-душа не только солнца, но и Озириса (вспомним Дух, исходящий от Отца).

Кипарис-древо русских  стихов утверждено корнями в "бел  горюч камне". Этот во многом загадочный камень - центральный образ народного  мировоззрения - нетрудно соотнести  с "белым", то есть солнечным светом. Тогда и вся триада (древо, сокол, соловушко), утвержденная на этом камне, приобретает солнечный характер, а "бел горюч камень" выступает русским аналогом камня Бенбен.

И еще один русский фольклорный  сюжет вызывает в памяти египетские мифы.

Уж  по морю по житейскому,

Как плывет, плывет тут легкий корабль,

Об  двенадцати тонких парусах;

Тонкие парусы, то есть Дух Святой;

Как правил кормщик - сам Иисус Христос 

...

Уж  под ним престол всего царствия,

Уж  на нем риза аки молния,

Уж  на нем венец - непостижимый свет;

В кораблике  знамя - Матерь Божия...

На  нем мачта - сам Господь Саваоф.

 

Бытовал и в Египте образ  древа в ладье. Христос в ризах "аки молния" подобен солнечному богу Египта. "Знамя - Матерь Божия" - Изида. Престол - может быть, наос, вместилище бога на солнечной барке Египта. В русских стихах священный корабль  плывет на восток, как и ночное солнце, что движется к восходу сквозь царство мрака.

И цель пути одна и та же. Русскому фольклору знаком образ  Небесного Иерусалима. Он должен опуститься с неба и соединиться с земным священным градом, который предстоит  построить. Так солнечный бог  Египта соединяется со своим телом  в святыне Бенбен, предрешая победу света.

Допустимо ли объяснять такие  совпадения только общностью происхождения  родственных сюжетов русской  и египетской традиций? Вряд ли. Русь сохранила даже исконное название Египта. Видимо, древний мир был гораздо  менее разобщенным, чем принято  считать. И можно довольно уверенно указать один из источников, косвенно повлиявших на культуру Руси.

Это Египет первых веков  н. э. Египетские гностики изучали не только труды отцов христианской церкви, они помнили о древней  культуре "страны Кем". И вместе с сектами гностического толка (богомилы, катары, альбигойцы) на Русь могли проникнуть знания о языческих  солнечных таинствах Египта.

И цель пути одна и та же. Русскому фольклору знаком образ  Небесного Иерусалима. Он должен опуститься с неба и соединиться с земным священным градом, который предстоит  построить. Так солнечный бог  Египта соединяется со своим телом  в святыне Бенбен, предрешая победу света.

Допустимо ли объяснять такие  совпадения только общностью происхождения  родственных сюжетов русской  и египетской традиций? Вряд ли. Русь сохранила даже исконное название Египта. Видимо, древний мир был гораздо  менее разобщенным, чем принято  считать. И можно довольно уверенно указать один из источников, косвенно повлиявших на культуру Руси.

Это Египет первых веков  н. э. Египетские гностики изучали не только труды отцов христианской церкви, они помнили о древней  культуре "страны Кем". И вместе с сектами гностического толка (богомилы, катары, альбигойцы) на Русь могли проникнуть знания о языческих солнечных таинствах Египта.

Египет - Страна солнца

Где знаменитый Мусейон, предок всех нынешних музеев? Где Александрийская библиотека, в которой хранилось свыше 1 млн. античных рукописей? Где птолемеевские дворцы? Где дворец Цезаря и Антония, дворец Клеопатры, за ночь любви с которой добровольно отправлялись на смерть, где гимнасии, стадион, ипподром? Где захоронение царей и гробница Александра Македонского?

Бог знает. А из смертных не знает никто.

Утром открылся берег Африки. Сильно припекало. Небо было знойно и  белесо, море тускло блестело оловом. Вода под кормой бурлила жидкая, зелено-голубая.

Командир, весь в белом, стоял  на мостике, не отводя от глаз бинокля. Медленней вздыхала машина: шли уже  средним ходом, ждали араба-лоцмана, ибо взморье перед Александрией густо усеяно подводными камнями. Промелькнула первая чайка... Прошел навстречу тупоносый  и весь черный пароход, и я увидел на нем белые буквы: "Дельта"

... А из мути на горизонте  уже выделялась башня, преемница  того знаменитого маяка, что  был когда-то "символом света  александрийской мудрости" и одним  из чудес мира, ибо "вел к  городу полубога, дошедшего от  столпов Геркулеса до индийских  деревьев, вершин которых не достигают  стрелы", был посвящен "богам,  спасающим плавающих", блистал  зеркалом - талисманом Александрии,  отражавшим землю, небо и все  паруса Средиземного моря", и  так возвышался, что "камень, брошенный с пего на закате, падал в воду только в полночь".

Это из очерка "Дельта" Ивана Алексеевича Бунина.

Многие столетия для европейцев так начинался Египет - с Александрии, которую называют "воротами в  Египет" и которая старше Каира  на полторы тысячи лет. Не было и  нет на земле равных этой "столице  воспоминаний", всем существом своим  свидетельствующей: ничто не вечно  под луной.Когда 26 сентября 642 года после 14-месячной осады арабы захватили Александрию, предводитель арабского войска Амр ибн аль-Ас доносил халифу Омару, что в городе 4000 дворцов, 4000 общественных бань, 400 театров и спортивных сооружений и 1200 парков...

...В рыбацкое поселение  Ракотис Александр Македонский прибыл с небольшой флотилией из Мемфиса. В его окружении наряду с военачальниками, историками, зоологами, ботаниками, танцовщицами был и архитектор Дейнократ.

"Недалеко от острова  Фарос, - пишет Витрувий, - у древнего египетского поселения Ракотис, между морем и озером Мариут... царь увидел естественную гавань, прекрасное место для торгового порта, вокруг плодородные египетские нивы и близость реки Нил". Тогда он повелел Дейнократу возвести здесь город.

Архитектор (по свидетельству  античных авторов) разложил на земле  свой македонский военный плащ и  покрыл его тонким слоем песка. Затем  провел пальцем продольные и поперечные линии и посыпал их мукой - это  были улицы...

Когда он показывал свое творение Александру, прилетели голуби и стали клевать муку. Все сочли  это счастливым знаком. Царь не стал требовать более подробной документации, приказал строить город, сел на коня и уехал - чтобы через 10 лет (в 323 г. до н. э.) вернуться, правда, уже в  золотом саркофаге.

После внезапной смерти Александра в Вавилоне Александрию сделал своей  резиденцией македонский полководец Птолемей, захвативший власть в Египте. Потом римляне заявили, что берут  под свою опеку Птолемея XII и его  сестру и любовницу Клеопатру, которая  поочередно была и возлюбленной обоих  завоевателей Египта - Цезаря и Антония - и впоследствии умертвила двух своих братьев, чтобы освободить трон для своего сына Птолемея XIV, рожденного от Юлия Цезаря. "

...Но больше всех он  любил Клеопатру, - пишет Светоний о Цезаре, - с нею он и пировал не раз до рассвета, на ее корабле с богатыми покоями он готов был проплыть через весь Египет до самой Эфиопии, если бы войско не отказалось за ним следовать; наконец, он пригласил ее в Рим и отпустил с великими почестями и богатыми дарами, позволивший даже назвать новорожденного сына его именем.

Некоторые греческие писатели сообщают, что этот сын был похож  на Цезаря и лицом и осанкой... Другие уверяли, что ребенок, выдаваемый Клеопатрой за сына Цезаря, в действительности вовсе не сын Цезаря..."

О Клеопатре уже при  жизни ходили легенды, говорили, что  природа не знала существа более прекрасного и более развратного, что имя ее любовникам - легион, по численности превосходящий гвардейский легион центурионов Цезаря, что мало кто из "соратников" (как ласково называл их сам Божественный Юлий) не побывал на ее ложе...

Спустя восемнадцать столетий облик египетской царицы, ее веками скопленная и потому почти неземная чувственность, страстность взбудоражили утомленную пожилую Европу: после  египетского похода Бонапарта мода на все восточное, египетское вспыхнула  в Париже, в Лондоне, в других столицах, подобно эпидемии.

Женщины перекрашивали волосы в черный цвет, имитировали пышные формы "как у Клеопатры", облачались в египетские наряды, предпочитали пряные восточные духи, эссенции, курили кальян... Художники изображали томных восточных красавиц - обитательниц гаремов, поэты воспевали их в  стихах...

Можно сказать, что египтология  как наука вообще обязана своим  рождением Наполеону. "Солдаты! - воскликнул Бонапарт. - Сорок веков  смотрят на вас с высоты этих пирамид!"

Сразу после победы над  английскими войсками он направляет из Парижа в Египет большую научную  экспедицию, целую армию археологов, историков, математиков, физиков, географов, геологов... В 167 провинциях начались раскопки "колыбели науки и искусства, - как писал Наполеон, - во славу  Великой французской нации".

В 1809 году начинается издание  гигантского фундаментального труда  во многих томах - "Описание Египта". В европейских университетах  открываются кафедры египтологии  и изучения древних культур, особое внимание уделяется астрологии и  магии. Тысячи европейцев потянулись на берега Нила - агенты музеев и владельцы  антикварных лавок, художники и  просто авантюристы...

Все стилизовывалось - от кофейных чашек и ваз с иероглифами до дворцов. Имперский стиль во Франции и регентский стиль в Англии, несомненно, сложились под сильнейшим влиянием египетских пирамид и монументальных храмов. Английская газета "Монинг кроникл" приводила слова одной домоправительницы:

"Мой молодой хозяин  катается на Сфинксе, так зовут  его лошадь, сидит в кресле  в форме крокодила. Госпожа  носит халат в лотосах, умывальник  ее - в форме пирамиды... Перед сном  они говорят об Анубисе, Имхотепе, Осирисе, Исиде, Ра..."

"Игла Клеопатры", обелиск,  с прошлого века возвышается  в Лондоне над Темзой (во время  плавания из Александрии над  британским кораблем тяготело "проклятие  фараонов": он потерпел крушение, но обелиск потом удалось поднять).

Модные салоны Парижа и  Лондона заполнила египетская музыка, экстаз, зачастую переходил в оргию, танцовщицы, "выписываемые" из страны фараонов, были нарасхват и зарабатывали огромные деньги - во многом благодаря  Александру Дюма и его бестселлеру "Путешествие в Египет".

Мода на Египет донеслась  и до России, до салонов Санкт-Петербурга, и наиболее ярко была выражена, естественно, Пушкиным в "Египетских ночах".

Александрийский маяк.

Останки Александрийского маяка подняли  со дна моря.

Сегодня у нас уже сформировалось четкое мнение о типично александрийском  характере этого гигантского  детища архитектуры и строительства, гармонично сочетавшего в себе черты  греческой и египетской культур.

По описанию Страбона, Лукиана и Плиния, сооружение это имело основание в форме квадрата со сторонами 180-190 метров. На этом основании стоял дворец с четырьмя башнями по углам. Из его центра поднималась массивная четырехугольная башня высотой 70-80 метров, которая постепенно сужалась, заканчиваясь зубцами, как крепость. На этой башне стояла еще одна, более узкая, но тоже высокая, заканчивающаяся каменной площадкой, на которой стояли по кругу колонны, - на ней зажигался огонь в чаше. Колонны поддерживали конусообразную башню, которую венчали статуи богов, хранящих мореплавателей. "Белый камень", о котором пишет Страбон, согласно Флавию и Плинию, был мрамор.

Информация о работе Египет - интересное и таинственное