Екатерина II в различных жанрах искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 20:48, реферат

Краткое описание

Время её правления , как и сама она, достаточно широко отразилось во многих жанрах искусства, таких как литература, живопись, скульптура, архитектура, театр и кино. Цель моей работы: раскрыть детально произведения искусства, которые иллюстрируют личность Екатерины II для наиболее полного представления о ней. Задачи: описать в каких произведениях изображена Екатерина II, как она в них представлена, как к этим произведениям относились современники и относятся потомки, проанализировать как отразилось правление Екатерины Великой в таких жанрах как литература, живопись, кино, архитектура и нумизматика.

Содержание

1 Актуальность…………………………………………………………………….…..…3
2 Произведение в литературе……….……………………………….……………..…….4
2.1 Г.Р.Державин "Ода К Фелице" …..………………………………………………....4
3 В живописи………...………………………..………………………………….………..6
3.1Картина "Екатерина II – Законодательница" ………..………….………..………….6
4 В нумизматике……………...………………………………………….……………..…9
4.1 Серия банкнот и монет с изображением Екатерины II ...……….……..……....…...9
5 В архитектуре……………………………………………...…………………..……….11
5.1Памятник Екатерине II В Санкт-Петербурге ………………………………………11
6 В фильме……………………………………………………………………….……….14
6.1 «Молодая Екатерина»…………...…………………………………………….…….14
7 Заключение……………………………………………………………………………..16
Список источников и литература ………………………………………………............17

Вложенные файлы: 1 файл

Самостоятельная по истории.docx

— 248.71 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования и  науки РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ  ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ 

ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ 

«НОВОСИБИРСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ДЕТСВА

             

КАФЕДРА ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

 

 

 

 

ЕКАТЕРИНА II В РАЗЛИЧНЫХ ЖАНРАХ ИСКУССТВА

  Самостоятельная работа по дисциплине:

История

 

 

 

 

Выполнил студент группы 17

_Т.В.Титова_   ___________

             (подпись, дата)

Специальность / направление  подготовки педагогическое образование

                                                                                            

Специализация / профиль начальное образование

Форма обучения очная

 

Научный руководитель

доц.Л.В.Котович

  

______________

(подпись)

_____________

(оценка)

«___» ________ 20__г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новосибирск 2013

 

СОДЕРЖАНИЕ

1 Актуальность…………………………………………………………………….…..…3

2 Произведение в литературе……….……………………………….……………..…….4

2.1 Г.Р.Державин "Ода К Фелице"   …..………………………………………………....4

3 В живописи………...………………………..………………………………….………..6

3.1Картина "Екатерина II – Законодательница" ………..………….………..………….6

4 В нумизматике……………...………………………………………….……………..…9

4.1 Серия банкнот и монет с изображением Екатерины II ...……….……..……....…...9

5 В архитектуре……………………………………………...…………………..……….11

5.1Памятник Екатерине II В Санкт-Петербурге ………………………………………11

6 В фильме……………………………………………………………………….……….14

6.1 «Молодая Екатерина»…………...…………………………………………….…….14

7 Заключение……………………………………………………………………………..16

Список источников и литература ………………………………………………............17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Актуальность

Екатерина II – действительно  великая личность. Даже после смерти императрицы разговоры о ней  не утихают. Кто-то хвалит княгиню за всё то, что она сделала для  государства, кто-то, наоборот, недоволен  реформами. Однозначно решить этот вопрос невозможно, ведь сколько историков, столько будет и мнений, но факт остается фактом: она была интересна современникам, осталось интересной для потомков и это одно из лучших доказательств того, что говорить о ней актуально.

Её царствование – одно из замечательнейших в русской истории; и светлые и тёмные стороны  его имели огромное влияние на последующие события, особенно на умственное и культурное развитие страны. Реформы, проведённые Екатериной II, имели  большое значение в развитии России, а сильная внешняя политика и  огромные военные успехи укрепили Российскую Империю как великую державу. Недаром её назвали Екатериной Великой.

Время её правления , как и сама она, достаточно широко отразилось во многих жанрах искусства, таких как литература, живопись, скульптура, архитектура, театр и кино.

 

Цель моей работы: раскрыть детально произведения искусства, которые иллюстрируют личность Екатерины II для наиболее полного представления о ней.

Задачи: описать в каких произведениях изображена Екатерина II, как она в них представлена, как к этим произведениям относились современники и относятся потомки, проанализировать как отразилось правление Екатерины Великой в таких жанрах как литература, живопись, кино, архитектура и нумизматика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. В ЛИТЕРАТУРЕ

    1. Г.Р.Державин "Ода К Фелице"

 

   В 1782 году еще не очень известный поэт Державин написал оду "К Фелице". Ода прославляла простоту и гуманность обхождения с людьми императрицы Екатерины II и мудрость ее правления. Но одновременно обычным, а то и грубоватым разговорным языком она повествовала о роскошных забавах, о праздности слуг и придворных Фелицы, о фаворитах которые отнюдь не достойны своей правительницы. Державин, желая, чтобы ода в руки императрицы поскорее попала, одновременно этого и опасался. Как самодержица посмотрит на его смелую выходку: насмешку над ее любимцами! Но в конце концов ода оказалась на столе Екатерины, и та пришла от нее в восторг. Дальновидная и умная, она понимала, что придворных следует время от времени ставить на место и намеки оды – прекрасный для этого повод. Сама Екатерина II была писательницей (Фелица – один из ее литературных псевдонимов), оттого сразу оценила и художественные достоинства произведения. 

Известно, что источником создания образа Фелицы был документ “Наказ комиссии о составлении проекта нового Уложения” (1768), написанный самой Екатериной II. Одна из основных идей “Наказа” - необходимость смягчения существовавших законов, допускавших на допросах пытки, смертную казнь за незначительные провинности и т. п., поэтому Державин наделил свою Фелицу милосердием и снисходительностью[5]

 

Современники восприняли оду очень тепло, Выслушав стихи, и Львов и Капнист восхитились ими, но в один голос сказали, что оду печатать нельзя, она рассердит вельмож, в ней затронутых, и принесет автору новых могущественных врагов, а их и так у него много. В благоразумии совета сомневаться не приходилось, и Державин запер рукопись в ящике своего бюро.

Однако ода все же попала к старинному благожелателю Державина  – Шувалову, который отзывался  об оде так:

— Оду вашу получил я  под великим секретом, — сказал Шувалов, — но за обедом зашел разговор, что нет у нас еще легкой поэзии, подобно той, что во Франции  славится. Не вытерпел я и, к вашей  чести, прочел тогда вслух первое в таком роде на русском языке  сочинение — «Оду к Фелице» — и всех убедил.[4]

Когда мы в школе изучали  эту оду, то нам говорили, что сейчас она особой популярностью не пользуется. Причин тому много: стиль написания, плохое знание исторических личностей, которое не позволяет угадать  в оде фаворитов Екатерины, изображенных комично с высмеянными пороками, а иногда и вовсе свое неприятие  к оде списывают на отсутствие в ней сюжета. Я осмелюсь с такой точкой зрения не согласиться и замечу, что в момент прочтения ода у меня антипатии и отвержения не вызвала. А сейчас, изучая отзывы о ней моих современников, опрашивая знакомых, читая комментарии в интернете, скажу, что они поделились на 3 секции: Положительные, отрицательные, нейтральные. Больше всего мнений нейтральных (некоторые об этой оде даже вспомнить ничего не могут), затем положительных и уже потом отрицательных. Конечно, плохо, что наши современники нейтрально воспринимают такое колоритное произведение, но и радует уже то, что отрицательно об оде отозвалось меньше всего человек. Хотелось бы представить некоторые мнения потомков.

Александр Ермоленко, 21 год, студент 4 курса СибГУТИ:

Помню эту оду ещё со школы. К сожалению я не слишком хорошо знал историю, что не позволило мне сразу по достоинству её оценить, но после анализа и подробного разбора меня произведение заинтересовало. Я могу сказать, что произведение мне нравится, оно достаточно не плохо иллюстрирует личность Екатерины

Юлия Куксова, 27 лет, бухгалтер.

Очень хорошо помню эту  оду, но она у меня никаких положительных  чувств не вызывает, как не вызывает и отрицательных. Скажем так: произведение мною прочитано, оценено, но настольной книгой не стало и никогда не станет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. В ЖИВОПИСИ

 

3.1 Картина "Екатерина II – Законодательница"

Картина Дмитрия Григорьевича Левицкого "Екатерина II – Законодательница" (1783 г.) дает представление об особенностях портрета в искусстве классицизма, о символике и аллегории как характерных особенностях этого искусства. Сам Левицкий пояснял картину: "Средина картины представляет внутренность храма богини Правосудия, пред которою, в виде Законодательницы, Ея Императорское Величество, сжигая на алтаре маковые цветы, жертвует драгоценным своим покоем для общего покоя. Вместо обыкновенной императорской короны увенчана она лавровым венцом, украшающим гражданскую корону, возложенную на главе ея. Знаки ордена Св. Владимира изображают отличность знаменитую за понесенные для пользы Отечества труды, коих лежащие у ног Законодательницы книги свидетельствуют истину. Победоносный орел покоится на законах и вооруженный перуном страж рачит о целости оных. Вдали видно открытое море, а на развевающемся российском флаге изображенный на военном щите Меркуриев жезл означает защищенную торговлю".Широкие складки темно-алого бархата волнуются над фигурой законодательницы. Над ней вознесена мраморная статуя Фемиды с весами правосудия, на жертвеннике надпись: "Для общего блага".

      В этом  портрете хорошо проявляются  черты зрелого классицизма, ведущего  стиля того времени. Это и  насыщенность цвета с преобладанием  холодных тонов, и четкость  деления на несколько пространственных  планов, и сдержанность, пластичность  скульптурных форм, и использование  аллегорических приемов. Портрет  изображает императрицу в белой,  отливающей серебром атласной  одежде, будто античную женщину,  с величественно-плавными движениями  и приветливой улыбкой. Она  торжественна и прекрасна. Это  образ идеального руководителя  государства. Сдвинутый ковер,  бледно-желтые переливы ломкого  атласа, горностаевая мантия за  правым плечом создают величественный  эффект. Созданный Левицким образ выражает стремление к идеализации личности государыни, в нем заложены просветительские идеи об "истинном монархе", который царствует ради народа и сам первый подчиняется законам своего государства. "Екатерина-Законодательница" – это портрет-идея. Он носит характер некоего "наказа" императрице, в котором отразились прогрессивные представления дворянской интеллигенции об идеальной монархической власти. Не портретное содержание "Екатерины II – Законодательницы" сближает полотно с исторической картиной периода классицизма, прославлявшей гражданские доблести своих героев. Портрет относится к разряду аллегорических картин. Образ «идеальной государыни» требовал от художника подтверждения в виде различных эмблем и символов. В композицию привнесены предметы, соседство которых может быть оправдано только иносказательными смыслами, отчего полотно окончательно утратило реалистический характер. Свойственное же таланту Левицкого стремление к конкретной достоверности нашло выход в блистательном изображении аксессуаров. Образ Екатерины II в портрете Левицкого является примером одического восхваления: монархиня наделена «благородной простотой», к которой стремились классицисты просветительского направления. Белая атласная одежда императрицы сродни античным одеяниям, обтекающим фигуру пышными ниспадающими складками. Одновременно на государыне можно увидеть царскую мантию, цепь ордена св. Андрея Первозванного, а также красную ленту и крест ордена св. Владимира 1-й степени. Изящным жестом императрица бросает в алтарь маки, которые во времена Античности считались символом сна и покоя. Тем самым Екатерина II изъявляет готовность пожертвовать своим спокойствием ради процветания свои подданных. [2]

Начало обсуждения картины положил поэт И. Ф. Богданович, современник Левицкого. Он писал:

 Левицкий! Начертав Российско божество,

Которым седьм морей покоится в отраде,

Твоею кистью ты явил в Петровом граде

Бессмертных красоту и  смертных торжество.

Потомки же отозвались о  картине  следующим образом.

Елена Иванова, 18 лет, студентка 1 курса НЮИ

Мне очень нравится эта  картина! Просто не передать словами, насколько  я восхищена. Екатерина представлена очень величественно, именно так, как я себе её представляла.

Анастасия Ильина, 18 лет, студентка 1 курса НГУ

Картина не плоха, в какой-то мере она даже заинтересовала меня. Императрица выглядит просто, спокойно, но в то же время чинно и благородно. Мне на этой картине ясно видится преисполненный достоинства облик Екатерины II, который соответствует моим представлениям о хорошем правителе государства, поэтому я осмелюсь сказать, что картина выполнена достаточно удачно.

Картина Дмитрия Григорьевича Левицкого "Екатерина II – Законодательница" (1783 г.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. В НУМИЗМАТИКЕ

5.1 Серия банкнот и монет с изображением Екатерины II

"Катенькой" любовно  называли банкноту достоинством  в 100 рублей, выпущенной в 1768 году  в царской России. На этой банкноте  был изображён портрет Екатерины  II. Это была красивейшая банкнота и её общий облик был использован при выпуске 100-рублёвой советской банкноты 1947 года. Художником, изобразившим профиль Екатерины Великой на этой банкноте, был Заррин.

Такая банкнота традиционная банкнота России, Российской империи, СССР и многих государств и образований (в том числе Германии) на их территории номиналом 100 рублей; традиционный цвет — светло-бежевый, пастельных оттенков. В период стабильности — одна из самых крупных купюр страны. С периодичностью изображение на купюрах меняется.

 

100 рублей Госбанка Российской  империи 1898 (вверху) и 1910 (ниже) годов  выпуска. Из-за изображённой Екатерины II купюру прозвали в народе «катенька»

 

 

Помимо всего прочего  Екатерина II была также изображена на таких монетах и банкнотах, как золотая полтина для дворцового обихода с профилем Екатерины II 1777 года, золотые 2 рубля для дворцового обихода с профилем Екатерины II 1785года, имперская российская монета 10 рублей с портретом Екатерины II 1766 год, пятьсот преднестровских рублей 2004 года. [7]

Все монеты и банкноты с  изображением Екатерины II, кроме преднестровских пятисот рублей, пользуются сейчас большой популярностью. Можно найти достаточно много предложений о скупке оных ценителями и коллекционерами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. В АРХИТЕКТУРЕ

Информация о работе Екатерина II в различных жанрах искусства