Екатерина II в различных жанрах искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 20:48, реферат

Краткое описание

Время её правления , как и сама она, достаточно широко отразилось во многих жанрах искусства, таких как литература, живопись, скульптура, архитектура, театр и кино. Цель моей работы: раскрыть детально произведения искусства, которые иллюстрируют личность Екатерины II для наиболее полного представления о ней. Задачи: описать в каких произведениях изображена Екатерина II, как она в них представлена, как к этим произведениям относились современники и относятся потомки, проанализировать как отразилось правление Екатерины Великой в таких жанрах как литература, живопись, кино, архитектура и нумизматика.

Содержание

1 Актуальность…………………………………………………………………….…..…3
2 Произведение в литературе……….……………………………….……………..…….4
2.1 Г.Р.Державин "Ода К Фелице" …..………………………………………………....4
3 В живописи………...………………………..………………………………….………..6
3.1Картина "Екатерина II – Законодательница" ………..………….………..………….6
4 В нумизматике……………...………………………………………….……………..…9
4.1 Серия банкнот и монет с изображением Екатерины II ...……….……..……....…...9
5 В архитектуре……………………………………………...…………………..……….11
5.1Памятник Екатерине II В Санкт-Петербурге ………………………………………11
6 В фильме……………………………………………………………………….……….14
6.1 «Молодая Екатерина»…………...…………………………………………….…….14
7 Заключение……………………………………………………………………………..16
Список источников и литература ………………………………………………............17

Вложенные файлы: 1 файл

Самостоятельная по истории.docx

— 248.71 Кб (Скачать файл)

5.1 Памятник Екатерине II В Санкт-Петербурге

 

В начале 1860-х годов возникла идея к 100-летию восшествия на престол  Екатерины II установить в городе памятник. Один из вариантов памятника, выполненный  в масштабе 1/16 от натуральной величины, находится в павильоне «Грот» в Царском Селе. В центре сквера на Александрийской площади памятник императрице Екатерине ΙΙ был  открыт в 1873 году. Его автор —  художник М. О. Микешин. . Памятник сооружали более 10 лет — с 1862 по 1873 год. Его освящение прошло 24 ноября (6 декабря) 1873 года. Высота фигуры Екатерины II составляет 4,35 м. [1]

Бронзовая фигура Екатерины  ΙΙ держит в руках скипетр и  лавровый венок, с плеч ниспадает  складками горностаевая мантия, у  ног возлегает корона Российской империи. Императрица изображена с  осанкой высочайшей особы, однако без строгости и с лёгкой улыбкой на лице. На груди виден орден святого Андрея Первозванного.

Вокруг пьедестала расположены  девять фигур видных деятелей екатерининской эпохи: фельдмаршал Пётр Румянцев-Задунайский, государственный деятель Григорий Потемкин и полководец Александр  Суворов обращены к Невскому проспекту, поэт Гавриил Державин и президент  Российской академии Екатерина Дашкова  — к Аничкову дворцу, князь Александр  Безбородко и президент Российской Академии художеств Иван Бецкой —  к Публичной библиотеке, полярный исследователь Василий Чичагов и государственный деятель Алексей Орлов-Чесменский — к фронтону Александринского театра. На переднем фасаде памятника помещена бронзовая доска, украшенная атрибутами наук, художеств, земледелия и военного дела. На книге, стоящей среди этих атрибутов, написано слово «закон» и сделана надпись: «Императрице Екатерине ΙΙ в царствование Императора Александра ΙΙ-го 1873 год».

Открытие памятника прошло очень пышно. Все присутствующие на нем замечали, что монумент получился  величественным и очень красивым. Помимо всего прочего было отмечено, что памятник несет за собой достаточную  информативность в плане ближайшего окружения императрицы. [3]

Потомки отзываются об этом памятнике следующим образом:

Роксана, 30 лет

Этот памятник сразу привлек  наше внимание. Оригинальное решение  скульптурной композиции просто поражает. Екатерина гордо возносит свою умную  и красивую голову, а, у ее ног  разместились самые выдающиеся люди того времени. Идея поставить памятник Екатерине II возникла в 1860 году к 100 летию ее восхождения на престол. Закладка памятника состоялась 24 ноября 1869 года, в день 140 летия со дня рождения Екатерины. Установили памятник 24 ноября 1873 года, опять к именинам царственной девы. Как я потом читала, что Екатерина улыбается своим победам, а, у ее ног расположились царские фавориты. Мы несколько раз обходили памятник вокруг и поражались точности изображения царских придворных. Даже княгиня Дашкова задумчиво сидит в роскошном платье как живая. На пьедестале надпись «Императрице Екатерине II в царствование Императора Александра II.1873 год» Конечно, такой памятник –ВЕЛИКАЯ ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЬ города на Неве.

Елена, 23 года

Памятник Екатерине II является своего рода благодарностью императрице за ее активную деятельность послужившую  на благо Российской государственности  города Санкт Петербурга. Монолитное сооружение со сложной композицией в скульптурной группой, величественно возвышающейся над брусчаткой не просто не заметить: днем коренные петербуржцы назначают здесь встречи и свидания, повсюду видны туристы, фотографирующиеся на фоне скульптуры, а ночью разноцветная иллюминация подсвечивает это сооружение выгодно выделяя его рельеф, словно одухотворяя бронзу. Екатериной II восхищались деятели культуры и политики, она была воспета в одах Михаила Ломоносова. Крестьянский народ любовно называл ее "матушкой". Все это узнала я из увлекательного рассказа нашего гида, когда была с туристической поездкой в Петербурге.

Памятник Екатерине II В Санкт-Петербурге, 1873 год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. В ФИЛЬМЕ

6.1 «Молодая Екатерина»

   «Молодая Екатерина»— кинофильм режиссера Майкла Андерсона, вышедший на экраны в 1991 году, жанр этого кинофильма: фильм-биография, драма.

 Официальное описание этого фильма звучит так: действие картины начинается в 1744 году в маленьком германском княжестве, где мы знакомимся с будущей императрицей Российской империи. Середина XVIII столетия. Роскошь и величие северной столицы, интриги, любовь и унижение — все это ещё впереди. Через все это проходит юная прусская принцесса София, которую позже будут называть Екатериной Великой.

Мнения современников об этом фильме разделились. В Америке его восприняли тепло, он соответствовал представлениям о русском народе, о российской культуре, а вот в России и современники, и потомки отметили, что это хорошая история любви, но не совсем удачный исторический фильм.

Исполнительница главной роли Джулия Ормунд  оставила свое мнение о фильме:« Это замечательная историческая драма с русской душой и русским колоритом… Не передать ощущений, которые я испытала, когда старалась войти в образ русской правительницы!» [6]

Этот фильм никогда раньше я  не видела, и посмотрела его совсем недавно, отчасти лишь потому, что  затруднилась найти фильм другой, который бы полностью считался биографическим, а не упоминал о Екатерине II касательно. Идея фильма заключается в описании жизни молодой Екатерины со времени её приезда в Россию и до момента кончины её супруга.

Но как же восприняли этот фильм потомки, наши современники? Вот некоторые мнения, которых я нашла великое множество.

Арина: Ох и переврали же американцы историю. Екатерина у них, ну просто святая, а бедный Петр- демон да и только. Больше вроде придраться не к чему.

Ирина: Фильм получился очень красивым, но далеким от реальных исторических событий, так что изучать историю по нему, наверное, не надо. А вот наслаждаться прекрасной музыкой, чудесными костюмами и романтическим ореолом советую всем.

Александра: Кто-то писал, что создатели фильма "переврали историю". Это не так. Просто надо изначально понимать, что любой фильм на историческую тему - это не учебник истории и даже не документальный фильм. Это именно художественный фильм, говоря по-другому, творческий вымысел. И авторы имеют право на любые отступления от исторических фактов. Тех зрителей, которые выступают за строгую достоверность, можно отослать к историческим трудам, учебникам, но никак не к художественным фильмам. А что касается главных героев этого фильма... Тоже надо понимать, что это всего лишь художественные образы, персонажи. И насколько они соответствуют своим реальным историческим прототипам - это очень большой вопрос. Поэтому говорить о том, что из кого-то сделали святого, а из кого-то демона, по-моему, тоже неправомерно. Авторы фильма имеют право на свою трактовку образов и характеров

Катерина: Совершенно нелепый фильм, полный исторических неточностей. Хорошая любовная история и не более.

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

   В этой работе я старалась разобрать в каких жанрах искусства нашла свое отражение Екатерина II

 Было выяснено как представляли себе люди в разное время Екатерину Великую. Её личность и время её правления отразились в таких жанрах искусства как кинематограф, живопись, архитектура, литература, нумизматика . Я проанализировала мнения потомков и современников об оде Державина и фильме «Молодая Екатерина» ,а также о памятнике Екатерине II в Санкт-Петербурге и о картине Левицкого "Екатерина II – Законодательница", выявила их отношение как к отдельному произведению, так и к правительнице в целом.

Авторы произведений видели императрицу по-разному, но из анализов произведений видно, что в их образах было много общего. На мой взгляд из этих общих черт правильнее всего было бы сложить собирательный образ Екатерины Великой. Судя по изученным мною произведениям, Екатерина Великая представлялась авторам и их современникам уравновешенной, мудрой, дальновидной. Она заключала в себе ум, энергию, одержимость просвещением. Внутренний облик императрицы также характеризовался её скромностью, чувством долга, проницательностью, снисходительностью к человеческим недостаткам и слабостям, ведь она сама была не лишена этих самых слабостей и славилась своей расточительностью. Кроме того, как известно, Екатерина имела большое количество фаворитов, что тоже не осталось незамеченным в искусстве того и нынешнего времен.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Веснина В. Н. Сады Невского проспекта. — СПб.: Пропилеи, 2008. — С. 134—153. — 204 с.
  2. Литература в школе, Русский классицизм в литературе и живописи. Картина Д.Г.Левицкого "Екатерина II – Законодательница" и "Ода на день восшествия на престол Елисаветы Петровны, 1747 г." 2012 г. № 5
  3. Ленинград. Путеводитель / Составитель Серпокрыл С. М.. — Л.: Лениздат, 1973. — С. 133—140.
  4. Западов А.В. Державин. – Москва, 1957. – С. 98-101. -123с.
  5. http://litirus.ru
  6. www.kinoexpert.ru
  7. ru.wikipedia.org

 


Информация о работе Екатерина II в различных жанрах искусства