Жанна д'Арк

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 12:45, курсовая работа

Краткое описание

Жанна д’Арк, святая Жанна, Орлеанская дева. Так величают эту французскую пастушку, рожденную в Домреми на границе Эльзаса в 1412 году. По широко распространенному поверью, именно она вышвырнула англичан из Франции. Жанна д’Арк – героиня французского народа, возглавлявшая освободительное движение против английских захватчиков наиболее тяжелые для Франции период Столетней войны. Деятельность Жанны сыграла огромную роль для организации борьбы французского народа против англичан во время Столетней войны.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2
Глава 1. Детство и юность Жанны д’Арк……………………………………...6
Глава 2. Путь к дворцу дофина…………………………………………………8
Глава 3. Участие Жанны д’Арк в боевых действиях………………….……...12
Глава 4. Суд над Жанной д’Арк ………………………...……………………..17
Заключение……………………………………………………………………….26
Список литературы………………………………………………………………28

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач.doc

— 141.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

 

 

Введение…………………………………………………………………………2

Глава 1. Детство и юность Жанны д’Арк……………………………………...6

Глава 2. Путь к дворцу дофина…………………………………………………8

Глава 3. Участие Жанны д’Арк в боевых действиях………………….……...12

Глава 4. Суд над Жанной д’Арк ………………………...……………………..17

Заключение……………………………………………………………………….26

Список литературы………………………………………………………………28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Вот уже пятьсот с лишним лет  Жанну д’Арк считают ярчайшим символом беззаветной храбрости и подлинной христианской добродетели. Едва ли найдется на свете просвещенный человек, который никогда не слышал её имени и не знает её короткой, но славной биографии.

Жанна д’Арк, святая Жанна, Орлеанская дева. Так величают эту французскую  пастушку, рожденную в Домреми  на границе Эльзаса в 1412 году. По широко распространенному поверью, именно она вышвырнула англичан из Франции. Жанна д’Арк – героиня французского народа, возглавлявшая освободительное движение против английских захватчиков наиболее тяжелые для Франции период Столетней войны. Деятельность Жанны сыграла огромную роль для организации борьбы французского народа против англичан во время Столетней войны.

Существует мнение, что Жанна  была не простой крестьянской девушкой, а сводной сестрой Карла VII. Эта  версия сейчас опровергается многими историками. В настоящее время историки пытаются объяснить эти события с новых позиций. В этой работе будут рассмотрены мифы, касающиеся биографии Орлеанской девы.

Период деятельности Жанны д’Арк  – один из самых интересных и  противоречивых в истории средневековой Франции. Имя Жанны навсегда вошло в историю как символ беззаветной любви к родной земле, преданности своему народу.

Деятельность Жанна д’Арк широко отражена в источниках. О многом рассказала сама дева в показаниях перед церковным трибуналом, который судил её в первой половине 1431 года. Материалы этого процесса сохранились. Они доносят до нас подлинные слова Жанны и воссоздают обстановку суда, который закончился вынесением обвинительного приговора и казнью подсудимой. Спустя четверть века, 1456 году, дело было пересмотрено: смертный приговор объявили ошибкой, а деву признали не виновной. Реабилитации предшествовало длительное расследование, в ходе которого следственная комиссия допросила многочисленных свидетелей, знавших её в разные периоды жизни. Материалы этого расследования также сообщают массу ценнейших сведений1.

Деятельность Жанны отразилась и в других источниках: письмо герцогу Бедфорду (22 марта 1429 г.). Письмо составлено во время движения отряда Жанны на помощь осажденному Орлеану и представляло собой предложение начать мирные переговоры. По воспоминаниям Тибо, оруженосца Жанны, на процессе реабилитации, первый вариант письма составлен был в Пуатье и продиктован Жану Эро2.

Письмо жителям Турнэ. В письме Жанна уведомляет их о пленении Саффолка и его брата — Томаса де ла Поля в битве при Патэ, а также о гибели Джона де ла Поля и Уильяма Гласдейла, и заверяет, что в скором времени коронация состоится, чтобы таким образом поднять боевой дух горожан, боявшихся возможной осады3.

Письмо герцогу Бургундскому. Адресовано герцогу Бургундскому, Филиппу Доброму, деятельному союзнику англичан, представляет собой попытку склонить его к миру. В письме Жанна упрекает за то, что герцог оставил без ответа её приглашение прибыть на коронацию Карла VII4.

Письмо графу д’Арманьяку. Написано 22 августа 1429 г. в Компьене. Представляет собой ответ на письмо графа, спрашивавшего Жанну, кого из трёх соперничавших пап она почитает. Ответом Жанны было то, что она почитает «того папу, который в Риме».

Историография данного вопроса весьма обширна и разнообразна. Её можно поделить на следующие этапы:

1. Литература дореволюционного периода. Первым этой проблемой заинтересовался российский историк М. П. Петров, опубликовавший статьи по Жанне д’Арк во Всемирной Истории в Санкт- Петербурге в 1896 году.

2. Литература 20-х годов ХХ века зарубежных авторов – французов. В 1920 году в Санкт-Петербурге был опубликован популярный очерк Ж. Мишле «Жанна д’Арк». В нем он с поэтической вдохновленностью воспевает патриотизм Жанны, её веру в силу французского народа. В 1928 году выходит монография А. Франса «Жизнь Жанны д’Арк» (книга 1, полное собрание сочинений, том XIV).

3. В 40-е годы ХХ века данной  проблемой заинтересовались советские  историки. В свет вышла статья  М. Пикцер «Жанна д’Арк» в книге «Средневековье в эпизодах и лицах» под редакцией В. В. Столицкой-Терешковой в 1941 году в Москве.

4. 50-е годы ХХ века историки стали вновь рассматривать биографию Жанну д’Арк. В 1951 году в свет выходит статья С. Д. Сказкина, Н. И. Запорожец «Жанна д’Арк - героиня французского народа». В « книге для чтения по истории средних веков», ч.2. В 1958 году выходит монография Н. Розенталя « Жанна д’Арк. Народная героиня Франции». В 1959 – монография В. И. Райцеса «Жанна д’Арк».

5. В 1960 годы во Франции были заново опубликованы протоколы обвинительного процесса. Это по существу первое критическое издание важнейшего источника по истории Жанны д’Арк, дающее исследователю научно выверенный текст. Осуществил это издание Пьер Тисе – автор, появившейся четырьмя годами раньше превосходной работе о суде над Жанной.

В 60-80 годы Х.Х. века выходит ряд  монографий, посвященных данной проблеме. В 1962 году выходит книга А. П. Левандовского «Жанна д’Арк». В своей монографии он в художественной форме рассказывает о жизни, подвиге и трагической судьбе Орлеанской девы, спасшей родину, преданной и проданной врагами. В том же году появляется статья А. Д. Люблинской в сборнике «Средние века», выпуск XII, посвященная этой же проблеме. В 1962 году в журнале «Вопросы истории» / № 12 публикуется статья А. П. Левандовского «Жанна д’Арк и ЛжеЖанна д’Арк», где он выдвигает новые версии, связанные с происхождением девы.

6. Литература постсоветского периода  90-х годов ХХ века. В 1992 году  после затишья выходит монография  французских авторов Р.Перну, М-В Клен «Жанна д’Арк». В 1998 году выходит издание «Подвижники», жизнеописания и труды (2-е издание), где по новому с религиозной точки зрения описывается жизнь девы. В этой книге рассматриваются подвижнические дела некоторых из тех, кто стремился помочь людям в духовном продвижение. В данном издание собран ряд документов и свидетельств современников о жизни Жанны.

Таким образом, история жизни Жанны  д’Арк по-разному освещается в  различные периоды истории. В  советский период она предстает как патриот своего народа, а в постсоветский как святая мученица.

Целью работы является изучение реальной жизни Жанны д’Арк и отделение  ее от мифологических образов, сложившихся  в истории, раскрытие ее роли и  значения в истории Франции.

Для достижения целей исследования, считаю необходимым решение следующих задач:

- определение мотивов участия  Жанны в Столетней войне и  причин, побудивших ее к служению  на благо своему народу и  королю;

- анализ обвинений против Жанны  д’Арк;

- анализ личности Жанны д’Арк

Хронологические рамки исследования: 1438 – 1453 года.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Детство и юность Жанны д’Арк

 

Жанна д’Арк родилась и выросла  в восточной Франции, в долине реки Маас. Одна из деревень, расположенная  на левом берегу Мааса, вдоль дороги, проложенной еще римлянами, называлась Домреми. Название это напоминало, что некогда деревня принадлежала собору святого Ремилия. Впоследствии эти земли перешли к светским сеньорам, а во времена Жанны, владельцем Домреми был французский король. «В ночь на Рождество, когда народы имеют обыкновение в великом блаженстве чтить труды Христовы, вошла она в мир смертный. И петухи, словно провозвестники новой радости, кричали тогда необыкновенным, до сих пор не слыханным криком»5.

Она жила с отцом, матерью и двумя братьями, Жаном и Пьером. Жак д’Арк и Изабелла были, по местным понятиям «не очень богатыми»6.

В каком году родилась Жанна, точно  неизвестно. Не в обычаи крестьян вести  счет прожитым годам, а запись, сделанная  сельским священником при крещение Жанны, если она вообще была сделана, вскоре затерялась. Жанна и сама не знала, сколько ей лет, и, когда в 1429 году ее об этом спросили, она ответила: «Семнадцать или девятнадцать»7. Большинство историков полагают, что Жанна родилась в 1412 году. В родной деревне – ее звали Жаннетой. Девочка росла, как росли все крестьянские дети, пользуясь полной свободой. Со слов матери она выучила три молитвы, на этом её образование и завершилось. Позже, находясь при дворе дофина, она, по-видимому, научилась писать своё имя. Её рано приучили к труду и женскому рукоделию.

Неподалеку от деревни, где выросла  Жанна, росло дерево. У этого дерева по воскресеньям собирались юноши и  девушки, они танцевали вокруг него и умывались водой из соседнего  источника. Дерево называли деревом  фей8.

Когда Жанне исполнилось 12 лет, возле этого дерева к ней пришло первое откровение. Внезапно перед очами ее возникло сияющее облако, из коего раздался голос: «Жанна, тебе пристало другим путём идти и чудесные деяния совершать, ибо ты – та, которую избрал Царь Небесный для защиты короля Карла»9. Позднее голос стал являться Жанне каждый день и настаивал, что нужно „идти и снять осаду с города Орлеан“.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Путь к дворцу дофина

 

От проезжих людей узнавали жители Домреми о несчастьях, обрушившихся на Францию. Так дошли до них вести о предательском договоре в Труа. Крестьяне обвинили королеву Изабеллу в отречении от собственного сына и продаже королевского трона. Жаннета очень жалела дофина Карла. В ее воображение он представал в образе бедного принца из сказки, которую ей рассказывала тетушка.

Среди людей, проходивших через  Домреми, было много нищих. Каждый из них рассказывал свою историю, и  все они походили одна на другую. Был дом, была семья, хозяйство. Но пришла в их край война, в один день лишились они всего, и приходиться теперь протягивать руку за подаянием. Жанна была готова отдать все, что у нее было – лишь бы посветлели их глаза. Много лет спустя соседи Жанны, вспоминая об этом, рассказывали о том ласковом внимание, с каким относилась эта девочка к чужому горю.

Решение возвести на царство Карла  и воевать с англичанами, окончательно сложилось у Жанны к началу 1428 года, когда ей было всего восемнадцать или даже шестнадцать лет. К тому времени она нашла способ добраться  до места пребывания дофина. У Жанны появилась мысль обратиться к рыцарю Роберту де Бодрикуру с просьбой о содействие.

Жанна переехала в дом своего дяди Дюрана, где прожила неделю. После чего она сообщила Дюрену, что покидает Домреми и отправляется во Францию, а в свою деревню больше не вернется. Дюрен был первым человеком, который поверил в Жанну. В мае 1428 года они вместе прибыли к коменданту Вокулера, который должен был дать ей провожатых ко дворцу дофина.

Однако правитель города решительно приказал Дюрену: «Отведи ее обратно к отцу, и пусть он надает ей хороших пощечин!»10. Роберт де Бодрикур, знатный дворянин был первым человеком, ставшим на пути Жанны, первым ее противником. После этого Жанна вернулась назад в деревню. Там она стала открыто говорить, что через нее бог хочет спасти погибающую Францию.

Несколько месяцев, проведенных в  Домреми после первого посещения  Вокулера, были для Жанны трудным  временем. Однако ничто не могло заставить ее свернуть с избранного пути.

«Имея сто отцов и сто матерей, будь я дочерью самого короля, я бы ушла все равно», - говорила она позже, вспоминая это время11.

В начале января 1428 года Жанна уходит из дома. Она вновь идет в Вокулер и вновь появляется перед Робертом де Бодрикуром. В самом Вокулере положение резко изменилось. Бодрикуру пришлось уступить свою должность наместнику английского короля, но он еще продолжал жить в городе, сохраняя тайную связь с дофином Карлом.

Нетрудно догадаться, что де Бодрикур принял ее также как и восемь месяцев  назад. Но в этот раз она решила остаться в Вокулере. Возчик Арни Ройе и его жена Катерина – друзья Дюрана Лаксара – пустили ее к себе. В их доме она прожила три недели.

Каждому Жанна повторяла: «Я пришла сюда, что бы попросить де Бодрикура проводить меня к дофину, или дать мне провожатых, но он не обратил внимания ни на меня, ни на мои слова. И все же нужно, что бы я в урочный час была у дофина, даже если мне бы пришлось изранить ноги до колен. Никто на свете – ни король, ни герцог - не придут на помощь Франции; никто кроме меня»12.

Эта глубокая убежденность Жанны в  своем признании невольно передалась окружающим. Люди приходили в дом Ройе, движимые чувством любопытства, но уходили уверенные, что они действительно видели ту чудесную избавительницу, появление которой предсказано пророчеством. С каждым днем росло число ее сторонников, и вскоре Жанна уже имела друзей, готовых разделить тяготы предстоящего путешествия.

С каждым днем росло число ее сторонников. Вскоре бедный рыцарь Жан де Новеломан по прозвищу Жан из Меца и его приятель Бертран де Пуланже поклялись проводить девушку к дофину.

Но позже де Бодрикур изменил свое отношение к Жанне. Распространявшиеся у всех на глазах популярность Жанны навела Бодрикура и его соратников на идею о желательности использовать новую святую в политических интересах партии дофина.

Информация о работе Жанна д'Арк