Жанна д'Арк

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 12:45, курсовая работа

Краткое описание

Жанна д’Арк, святая Жанна, Орлеанская дева. Так величают эту французскую пастушку, рожденную в Домреми на границе Эльзаса в 1412 году. По широко распространенному поверью, именно она вышвырнула англичан из Франции. Жанна д’Арк – героиня французского народа, возглавлявшая освободительное движение против английских захватчиков наиболее тяжелые для Франции период Столетней войны. Деятельность Жанны сыграла огромную роль для организации борьбы французского народа против англичан во время Столетней войны.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2
Глава 1. Детство и юность Жанны д’Арк……………………………………...6
Глава 2. Путь к дворцу дофина…………………………………………………8
Глава 3. Участие Жанны д’Арк в боевых действиях………………….……...12
Глава 4. Суд над Жанной д’Арк ………………………...……………………..17
Заключение……………………………………………………………………….26
Список литературы………………………………………………………………28

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач.doc

— 141.00 Кб (Скачать файл)

В начале мая 1430 года инквизиторы руководимые  Кошеном и ле Метром, сформулировали свои обвинения против Жанны. Суд признал, что ее видения ангелов и святых исходили от злых духов и дьявола. Утверждения обвиняемой, что она вручила Карлу VII корону, якобы полученную ею от св. Михаила, было признано пустой выдумкой, делом тщеславным, лживым, гибельным и посягающим на достоинства церкви.

Суд признал безрассудным утверждения  Жанны, что она узнавала святых и  ангелов по получаемым от них наставлениям и ободрениям и верила в эти  явления как в веру Христовою. Утверждения обвиняемой, что она могла с помощью голосов узнавать незнакомых людей, суд счел суеверием и чародействием, тщеславным и пустым хвастовством. Суд обвинил ее за ношение мужской одежды и коротких волос в богохульстве, оскорбление таинств, нарушение божеского закона, священного писания и канонических постановлений.

По поводу ссылок в письмах Жанны  на Иисуса, Марию и крест, угроз, если не послушаются ее писем, показать силу оружия, на чей стороне действительно  право, суд заявил Жанне: «Ты убийца и бесчеловечная, ты ищешь пролития крови; ты мятежница и ведешь к тирании; ты хулишь бога, его повеления и откровения»25.

Она была обвинена в самовольном  уходе из дома, что довело ее родителей  почти до сумасшествия от горя, и  в том, что обещала Карлу VII восстановить его королевство якобы по велению бога.

За попытку бежать из плена, несмотря на запрещение голосов и хотя это грозило ей смертью, суд обвинил Жанну в малодушие, отчаянье и стремление к самоубийству; говоря, что бог простил ей эту вину, она якобы совершила заблуждение в вопросе о свободной воле человека. Заявление Жанны, что св. Екатерина и св. Маргарита обещали ей рай, если она сохранит девственность; уверенность в этом и утверждение, что если бы она совершила смертный грех, то эти святые не являлись бы ей, по мнению суда, свидетельствовали, что она «заражена заблуждением, затрагивающим христианскую веру»26.

Отказ Жанны повиноваться приказаниям  церкви, если они противоречат мнимым повелениям бога, доказывало, утверждал  суд, что обвиняемая схизматичка, придерживается мнений, идущих в разрез с истиной и авторитетом церкви, и гибельно заблуждается в вере бога.

Суд, прежде чем обнародовать и  сообщить Жанне обвинительное заключение, послал его на утверждение 58 богословам, находившимся на занятой англичанами  территории, а так же руанскому капитулу и Парижскому университету. Все запрошенные эксперты и инстанция одобрили сформулированные священным трибуналом обвинения против Орлеанской девы. Правда, университет сделал это с оговоркой: обвинение против Жанны считать правильными, будь они доказаны. Кошон и его коллеги – инквизиторы не сомневались, что они полностью доказали вину подсудимой.

23 мая 1431 года Жанну вызвали  в трибунал, и Кошон зачитал  ей эти документы, уговаривая  ее признать себя виновной, раскаяться  и отречься от своих заблуждений  и преступлений, иначе она загубит свою душу, и погибнет на костре. Жанна, однако, не подалась уговорам и угрозам и категорический отказалась признать себя виновной в каком-либо прегрешение. Учитывая ее закостенелость в ереси, трибунал постановил отлучить ее от церкви и сжечь. На следующий день, 24 мая, состоялось в Руане аутодафе в присутствие кардинала Бофора и других высокопоставленных церковных властей, а так же высших английских чинов. Кошон вновь прочитал ей постановление трибунала и призвал к раскаянью и отречению. И тут произошло нечто неожиданное: машина инквизиции, наконец, сработала, и Жанна, уступив бесконечным угрозам, заявила, что готова отречься, но при условии, что ее переведут в церковную тюрьму, где она, наконец, избавиться от присутствия английских солдат, не покидавших ее даже в камере. Кошон, обещав выполнить ее просьбу, зачитал ей форму отречения, под которой чуть ли не силой принудил её вывести знак креста - подпись. В этом отречении был пункт, в котором она признавала, что совершила тяжкий грех, нарушив божественный закон, святость писания, канонические права, надевая одежду развратную, не естественную, бесчестную, противоречащую природному приличию и подстригая волосы кругом подобно мужчине, вопреки всякому приличью женского пола. Затем ей был зачитан новый приговор: она приговаривалась к пожизненному тюремному заключению на хлебе и воде. На этом аутодафе закончилась. Однако вместо того, что бы отвести осужденную в церковную тюрьму, как это ей было обещано, Жанну возвратили англичанам, которые заковали ее в цепи и вернули в подвалы Буврейского замка.

Если раскаяние Жанны и её подчинение авторитету церкви инквизиторы  могли считать для себя победой  и наградой за свои черные дела, то англичане  вовсе не были в восторге от такого финала процесса против их смертельного врага - Орлеанской девы. Живая она даже осужденная, раскаявшаяся и находящая под стражей их солдат, все же представляла для английского претендента на французский трон большую опасность. Меньше, чем на ее казнь они не желали согласиться, недвусмысленной форме заявив об этом Кошону и другим инквизиторам. Дальнейший ход событий показал, что инквизиторы охотно пошли навстречу пожеланиям своих патронов-англичан. Святые отцы продолжали угрожать ей суровыми карами за неповиновение. Они уговорили Жанну переодеться в женское платье, однако интересна деталь: ее мужская одежда была оставлена в мешке у нее же в камере.

Что произошло с ней в последующие  дни в тюрьме трудно сказать. Если верить заявлению доминиканского монаха Мартина Лавеню, сделанного им во время процесса по пересмотру дела Жанны д’Арк в 1450, то над пленницей после аутодафе пытались надругаться английские солдаты, что заставило ее вновь надеть мужское платье. Свидетельство доминиканца Лавеню заслуживает доверие, так как он был в те дни исповедником Жанны.

Когда инквизиторы 28 мая вернулись  к Жанне в тюрьму, она им заявила: «Я не совершила ничего греховного против бога или против веры. Я буду, если вы желаете, снова носить женское  платье, но во всем остальном - Я останусь прежней». Это были слова, несущие смерть27.

Факт решения был на лицо, Кошон  заявил пленнице угрожающе: «Мы сделаем  из этого соответствующие выводы»28. Трибунал постановил: Жанну д’Арк, как повторно впавшую в ересь, отлучить от церкви и освободить ее, передав светским властям на их усмотрение.

Казнь Жанны д’Арк состоялась 30 мая 1431 года на площади Старого рынка  в городе Руане, куда ее привезли на позорной колеснице из тюрьмы в сопровождение  стражи.

«На площади,- повествует Жюль Мишле, - были воздвигнуты три помоста. На одном из них помещались королевская и архиепископская кафедры, трон кардинала Англии, окруженные сидениями его прелатов. Второй предназначался для действующих лиц мрачной драмы: проповедникам, судьи, бальи и, наконец, самой осужденной. Отдельно виднелся громадный оштукатуренный помост, заваленный дровами. Нечего не пожалели для костра, и он пугал своей высотой. Это было сделано не столько для придания торжественности обряду сожжения, но и с определенной целью: палач мог достать только снизу до костра, расположенного на большой высоте, и зажечь его; таким образом, он не был в состояние не ускорить казнь, ни покончить с осужденной, избавив ее от огненных мук, как обычно делали с другими… Жанна должна была заживо сгореть. Поместив ее на вершине горы из дров, над кругом копий и мечей, на виду у всей площади, можно было предположить, что, долго и медленно сжигаемая на глазах любопытной толпы она проявит, наконец, некоторую слабость, у нее вырвется если не признание, то по крайне мере несвязанные слова, которые легко истолковать в желанном смысле; быть может, даже тихие молитвы или униженные моления о пощаде, естественные для павшей духом женщины»29.

Кошон зачитал новое решение  священного трибунала: «Мы отлучаем тебя, отсекаем и покидаем, прося  светскую власть смягчить свой приговор, избавить тебя от смерти и повреждения членов». Просьба светским властям сохранить Жанне жизнь соответствовало стилю инквизиционных приговоров. Инквизиторы знали, что их просьбы подобного рода отклоняются. Затем на голову Жанне надели бумажную митру с надписью «еретичка, рецидивистка, вероотступница, идолопоклонница» и повели на костер30.

Хронисты отмечают, что вовремя  казни Жанны инквизитор Кошон  рыдал, по всей вероятности от радости. Теперь ему была обеспечена митра архиепископа Руанского. Когда огонь уничтожил ее одежды, то раздвинули охваченный пламенем хворост, что бы толпа могла видеть обгорелый труп и, таким образом, убедиться, что Жанна была женщиной. После этого ее тело обратили в пепел, который выбросили в Сену. Восстановить подробности о поведении Жанны в день своей казни невозможно. Ее сторонники свидетельствовали, что она мужественно и гордо взошла на костер, а противники утверждали, что она каялась и рыдала. Кошон и англичане даже после сожжения Орлеанской девы продолжали клеветать на нее, обвиняя свою жертву во все возможных преступлениях против веры, жестокостях и бесчестных поступках.

Кошон, будучи ученым богословом, прекрасно  понимал, что расправа над Жанной была не только местью французской  патриотке, возглавившей борьбу против англичан, но и ударом по простому народу, видевшему в ней свою избавительницу. Вскоре после казни Жанны Кошон от имени инквизиционного трибунала обратился к папе римскому и католическим властелинам с посланием, в котором оправдывал свои действия под тем предлогом, что они якобы способствовали укреплению авторитета церкви.

Это понимал не только Кошон и  англичане, но и Карл VII, который спокойно взирал, как его противники расправились с Жанной. Но мертвая Жанна уже  не представляла для Карла той  потенциальной опасности, которую он видел в живой крестьянке из Домреми. Поэтому, когда в 1449 года французы завладели Руаном. Карл, ничего не сделавший для её спасения, теперь отдал приказ пересмотреть дело Жанны. Хотя и с опозданием, но король решил снять ярлык колдуньи с той, которой был обязан своей короной.

Однако пересмотр дела продвигался  медленно. Сжечь Жанну было куда проще, чем реабилитировать. Несколько  лет спустя по просьбе родных Жанны  папа Каликет III назначил комиссию в  составе нового архиепископа Руанского, епископов Парижа и Кутанского и нового инквизитора Франции Жанна Брегаля, который поручил пересмотр дела за счет просителей. К тому времени Кошон умер и был торжественно погребен в кафедральном соборе в городе Лисье, где его прах пребывает и по сей день. Ле Метр же скрылся. Многие другие участники расправы, стремясь реабилитировать себя и сохранить свои прибыльные посты, принялись ее восхвалять, сваливая ответственность за ее казнь на англичан.

Поэтому папская комиссия в своем  решение от 7 июля 1456 года ограничилась только тем, что признала несостоятельность выдвинутых против Жанны обвинений и на этом основание отменила, вынесены против нее приговор. Таким образом, церковь реабилитировала Жанну д’Арк, не осудив ее палачей.

В 1894 году республиканец Жузе Фабр предложил французскому парламенту учредить в честь Жанны д’Арк национальный праздник в день 5 мая – освобождение Орлеана.

Опасаясь превращения Жанны  в республиканскую героиню и  желая использовать её популярность в народе в интересах церкви, Ватикан  в 1897 году начал процесс её беатификации. В 1909 году папа Пий Х провозгласил её блаженной, а в 1920 году Бенедикт XV приобщил её к лику святых. Среди многих тысяч жертв инквизиции Жанна д’Арк пока что единственная, посмертно удостоенная столь великой чести.

 

 

 Заключение

 

В работе была рассмотрена биография Жанны д’Арк – простой крестьянской девушке, которая возглавила борьбу французского народа за освобождение от гнета английских солдат.

Был дан анализ личности Жанны, рассказана ее военная деятельность, суд и казнь над ней.

Были рассмотрены причины, побудившие Жанну к уходу из родного дома, а так же причины, по которым она попала в плен и почему Карл VII ничего не сделал для ее спасения.

Существует спорное мнение о  ее казни. По одним источникам Жанна  не была сожжена, а спокойно доживала свои дни под именем Дама дез Армуаз, по другим французская героиня была заживо сожжена.

Жанна поверила в свою миссию и  смогла с первых шагов собрать  вокруг себя своих сторонников. Она  была нужна в то время Франции  и Жанна сделала то, что не смогли сделать профессиональные военачальники – освободить свою страну. Но быстрый рост ее популярности: со всей страны под освободительные знамена Орлеанской Девы стекались ремесленники и крестьяне, и даже обедневшие рыцари и ее влияние на Карла VII были не угодны царедворцам. Французские вельможи боялись, что Жанна своей силой, которую черпала у народа, будет инициатором новой крестьянской войны, наподобие Жакерии. Вокруг девушки начали плестись предательские заговоры. Приближенные короля решили избавиться от Жанны.

Когда Жанна при неудачной вылазке  возле города Компьена, отступала, то натолкнулась на поднятый перед нею  мост. Подкупленный французским двором комендант крепости Компьен поднял перед Жанной мост, и она попала в плен к бургундцам. Король Карл VII, обязанный своей короной ей, ничего не сделал для ее спасения. Он боялся недовольства двора. Англичане выкупили ее у бургундцев, судили с помощью продажного французского духовенства и сожгли заживо на костре, на центральной площади города Руана. Место ее сожжения и поныне отмечено белым крестом на камнях площади. Через 25 лет Карл VII решил использовать в своих целях мертвую Жанну. По его приказу судебное дело было пересмотрено, Жанна объявлена невиновной. Тем самым Карл VII отвел от себя обвинения в связи с ведьмой. Позднее в 1920 году, Орлеанская Дева была причислена к лику святых. Имя Жанны д’Арк навсегда вошло в историю как символ беззаветной любви к родной земле, преданности своему народу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

Источники

1. Битва при Креси (1346) // Хрестоматия по истории средних веков. / под редакцией Н. Л. Грацианского, С. Д. Сказкина, т. 2. М., 1950.

2. Битва  при Пуатье (из Нормандской хроники) //  Хрестоматия по истории средних веков. / под редакцией Н. Л. Грацианского, С. Д. Сказкина. т. 2. М., 1950.

3. Из  «Хроники» Жана де Венет: Бедствия французского крестьянства в 1358 г., накануне Жакерии. Описание Жакерии // Хрестоматия по истории средних веков. / под редакцией Н. Л. Грацианского, С. Д. Сказкина, т. 2. М., 1950.

Информация о работе Жанна д'Арк