Содержание
Введение ……………………………………………………………………….3
1. Экономическое развитие
и финансовая система России в 19 веке……….4
2. Личность С. Ю. Витте………………………………………………………8
3. Предпосылки и подготовительные
меры проведения реформы…….…14
4. Хронология и суть
реформы………………………………….………….24
5. Итоги денежной реформы
и ее роль в экономике дореволюционной
России……………………………….………………………………………….34
Заключение ……………………………………………………………………41
Список использованной
литературы ……………………..…………………44
Введение
Конец XIX – начало XX вв. ознаменовался
динамичным развитием российской промышленности.
Успехи в развитии отечественной промышленности
в частности объясняются денежной реформой
1895-1897 гг. Проведение данной реформы было
обусловлено необходимостью обеспечения
устойчивости российского рубля. Это привлекло
бы иностранные инвестиции, которые были
так нужны промышленности в условиях нехватки
внутренних капиталов. Она отразила острую
потребность государства преодолеть архаическую
замкнутость, рыхлость и неэластичность
многих основополагающих финансовых структур
и, в первую очередь, самого рубля. Несмотря
на некоторые недостатки, реформа признана
успешной. Денежная реформа Витте явилась
локомотивом, который потащил и ускорил модернизацию
России.
Она наглядно показывает,
что компетентные изменения в денежной
системе во многом помогают ускорить процесс
модернизации экономики.
Цель данной работы
– анализ условий проведения реформы,
раскрытие ее сути и значения для экономики
страны. Актуальность темы
заключается в бесценности исторического
опыта для современных экономических
процессов. Анализ прошлого опыта страны
в проведении реформ существенно облегчает
задачу эффективного решения современных
проблем.
1. Экономическое
развитие и финансовая система России
в 19 веке
Финансовое положение России
и ее налоговая система претерпели существенные
изменения на протяжении XIX в. Тенденции
в целом были положительными.
Крымская война расстроила денежное
обращение России, и в полосу буржуазных
реформ страна вступила с неразменным
бумажноденежным обращением. Курс кредитного
рубля в 60-70-х гг. все время стоял ниже паритета
и был подвержен колебаниям (до 1877 г. был
на 14 -24% ниже паритета). Во время русско-турецкой
войны 1877 - 1878 гг. правительство выпустило
в обращение значительное количество
кредитных билетов, вследствие чего курс
кредитного рубля сильно упал. В 1879 г. он
равнялся 63 коп. золотом.
В дореформенную эпоху
сделки в кредит имели широкое распространение
в оптовой торговле. Но не было сети учреждений
капиталистического кредита. Казенные
банки привлекали в качестве вкладов очень
большие суммы, но они или употреблялись
на выдачу ссуд помещикам под залог “крестьянских
душ”, или использовались для кредитования
государства. Правда, один из казенных
банков - Коммерческий - занимался кредитованием
торговли, но он обращал на это лишь небольшую
часть собираемых им вкладов, а основную
их массу передавал казенному же Заемному
банку также для оказания кредита помещикам.
На всю Россию существовало
лишь несколько городских общественных
банков. Их средства были незначительны,
а район деятельности весьма ограниченным.
Незадолго до реформы
1861 г. казенные банки были упразднены и
в 1860 г. был основан Государственный банк,
производивший весьма крупные кредитные
коммерческие операции. В 1864 - 1873 гг. возникло
большинство акционерных коммерческих
банков. Их правления находились в Петербурге,
Москве и некоторых торгово-промышленных
губернских центрах. Для операций в других
городах банки открывали свои отделения.
Число акционерных банков в 1875 г. составляло
39 и впоследствии почти не менялось (в
1900 г. - 43 банка), так как правительство
неохотно давало разрешение на открытие
новых банков. Ранняя концентрация банков
была особенностью России и являлась главным
образом результатом правительственной
политики. На местах быстро росли общества
взаимного кредита (в 1875 г. - 84 общества)
и очень резко увеличилось число городских
общественных банков (235). Таким образом,
в 60 - 70 гг. в России сложилась система учреждений
коммерческого кредита. В этот же период
появились частные земельные банки, которые
выдавали ссуды под залог помещичьих имений
и городской недвижимости.
Во второй половине
70-х годов совместные операции местных
учреждений коммерческого кредита - обществ
взаимного кредита и городских банков
- были крупнее операций акционерных коммерческих
банков.
Как и в других капиталистических
странах, в России с развитием капитализма
росла сумма ценных бумаг всякого рода.
В 1861 г. общая стоимость русских ценных
бумаг составляла около 1,6 млрд. руб. Это
были почти исключительно облигации государственных
займов. Акции составляли менее 5% указанной
суммы. Треть общей суммы русских ценных
бумаг находилась тогда за границей. К
1876 г. сумма русских ценных бумаг возросла
почти до 5 млрд. руб. Среди ценных бумаг
заметный удельный вес приобрели бумаги
железнодорожные и ипотечные (закладные
листы земельных банков).
Большую часть второго
пореформенного двадцатилетия Россия
имела неразменное бумажноденежное обращение.
Восстановление размена
кредитного рубля на металлическую монету
потребовало от правительства длительных
усилий и крупных затрат. Прежде надо было
накопить большое количество золота и
устранить колебание курса рубля. К середине
80-х годов эти цели были достигнуты. Уже
в 70-х годах на мировом рынке стало дешеветь
серебро по отношению к золоту. Поэтому
крупные капиталистические страны Европы
перестроили свои денежные системы, положив
в основу денежных единиц золото и чеканя
из серебра только разменную монету. Денежной
единицей в России до прекращения размена
был серебряный рубль. Восстанавливая
размен кредитного рубля на звонкую монету,
пришлось в качестве денежной единицы
установить золотой рубль. Министр финансов
С. Ю. Витте провел в 1897 г. денежную реформу,
согласно которой содержание золота в
рубле было определено в 66 2/3 прежних металлических
копеек, что соответствовало тому курсу
кредитного рубля, который установился
к этому времени в результате мероприятий
правительства. Благодаря этому денежная
реформа не отразилась на ценах на товары.
Были выпущены в обращение новые золотые
монеты, на которые кредитные билеты стали
обмениваться рубль за рубль.
В 80-х годах операции
системы учреждений коммерческого кредита,
взятой в целом, увеличились незначительно.
В период промышленного
подъема 90-х годов все учреждения коммерческого
кредита увеличили свои операции, но особенно
развили свою деятельность акционерные
банки. Среди последних все больше возрастала
роль петербургских банков.
С 80-х годов правительство
усиленно расширяет сеть сберегательных
касс, которых раньше было очень немного.
В кассы начался приток сбережений мелкой
буржуазии, до того хранившихся дома “в
кубышках”. Вклады в сберегательных кассах
на первое января 1875 г. составляли менее
2% суммы вкладов и текущих счетов в акционерных
коммерческих банках, а на первое января
1900 г. уже превысили ее, несмотря на то,
что благодаря подъему 90-х годов банки
смогли намного увеличить эту сумму. В
целях поддержания государственного кредита
правительство помещало вклады сберегательных
касс в государственные займы и гарантированные
государством ценные бумаги.
Бурный рост промышленности
в 90-х годах вызвал устремление акционерных
банков, главным образом петербургских,
в новую для них область - кредитование
и финансирование промышленности. Однако
сращивание банков с промышленностью
в это время было еще непрочным.
Сумма русских ценных
бумаг в 1900 г. превысила 12 млрд. руб. Несколько
более четверти этой огромной суммы приходилось
на государственные займы, заключенные
правительством на общегосударственные
потребности, т. е. прежде всего на военные
нужды. Треть составляли государственные
займы на строительство железных дорог,
а также акции и облигации железнодорожных
обществ. На акции и облигации промышленных
предприятий падало всего 16%. Ипотечные
бумаги (закладные листы земельных банков)
составляли 21% общей суммы русских ценных
бумаг. 60% ее находилось внутри страны
и 40% - за границей. Следует подчеркнуть,
что огромное количество ипотечных ценных
бумаг, размещенных почти полностью в
России, отвлекало средства внутреннего
денежного рынка на кредитование главным
образом помещичьего землевладения, кредитование,
имевшее почти исключительно непроизводительный
характер: земля обычно закладывалась
помещиками не для получения средств на
улучшение хозяйства, а на чисто потребительские
нужды.
2. Личность
С. Ю. Витте
Сергей Юльевич Витте
родился 17 июня 1849 года в Тифлисе в семье
крупного чиновника, служившего в аппарате
Кавказского наместничества. Его отец
Юлий Федорович - член совета наместничества
- был потомком выходцев из Голландии,
переселившихся в Прибалтику еще во времена
владычества там шведов. Российское потомственное
дворянство фамилия получила в середине
ХIХ века. Мать, урожденная Е.А.Фадеева,
вела свою родословную по женской линии
от старинного княжеского рода Долгоруких.
Дед по материнской линии А.М.Фадеев, женившийся
на княжне Е.П.Долгорукой, одно время был
саратовским губернатором, а затем членом
Главного управления наместничества.
После отмены крепостного права семья
Витте утратила связь с землей и принадлежала
к разряду "служилого" дворянства,
главным средством существования которого
было казенное жалованье.
Детские и юношеские
годы С.Ю.Витте прошли в доме дяди генерала
Р.А.Фадеева, известного военного историка
и публициста, человека отнюдь не прогрессивных
взглядов, но достаточно образованного,
начитанного, близкого к славянофильским
кругам. В семье, в которой кроме него было
еще два брата и две сестры, царил "ультрарусский"
дух, культ самодержавного монархизма,
оказавший глубокое влияние на юношу.
Получив домашнее образование, Витте экстерном
сдал выпускные экзамены в кишиневской
гимназии и в 1866 году поступил на физико-математический
факультет Новороссийского университета
в Одессе. В студенческие годы он обнаружил
неординарные способности к математике,
но в общественном плане ничем себя не
проявил, хотя и был некоторое время в
одной компании с будущим известным народовольцем
А.И.Желябовым. Под влиянием своего дяди
он в это время увлекался славянофильскими
идеями, зачитывался Аксаковым, Хомяковым,
Тютчевым, особенно близко воспринимая
их взгляды на природу происхождения и
сущность самодержавия. Влияние последних
было столь глубоко и так отвечало его
воспитанию, характеру, мировоззрению,
что в значительной мере, хотя и в своеобразном
преломлении, сохранилось на всю его жизнь.
Учась в университете,
Витте думал о профессорской карьере и,
заканчивая курс, подготовил диссертацию
по высшей математике. Однако его ждало
серьезное разочарование: работа была
признана неудачной. Несмотря на уговоры
ректора и профессоров, отмечавших его
способности к научно-преподавательской
деятельности, он решительно отказался
от ученой карьеры. Видимо, немалую роль
в принятии такого решения сыграли и семейные
обстоятельства - смерть отца и деда, осложнившееся
материальное положение семьи. К тому
же родственники неприязненно относились
к его планам посвятить себя научной деятельности,
считая ее недворянским занятием. И Витте,
как и положено "настоящему" дворянину,
по окончании университета поступает
на государственную службу. В 1869 году он
был зачислен в канцелярию новороссийского
и бессарабского генерал-губернатора,
где занимался вопросами службы движения
железных дорог. Почти одновременно молодой
кандидат физико-математических наук
поступил на службу в управление казенной
Одесской железной дороги. Освоив в ходе
знакомства с новой профессией работу
практически всех звеньев аппарата, начиная
с кассирской должности, он вскоре стал
начальником конторы движения.
В те годы министерство
путей сообщения прилагало немало усилий,
чтобы привлечь на службу выпускников
университетов, из которых предполагалось
подготовить высококвалифицированных
специалистов по административной и финансовой
части железнодорожного дела. Витте заинтересовала
эта перспектива. Деятельность его на
избранном поприще началась вполне успешно,
что объяснялось как его связями (министр
путей сообщения граф В.А.Бобринский был
близко знаком с Р.А.Фадеевым и знал его
племянника), так и собственными незаурядными
способностями. За сравнительно короткий
срок он быстро продвинулся по служебной
лестнице и в 1877 году был уже начальником
эксплуатации Одесской железной дороги,
перешедшей к тому времени в собственность
частного общества. В годы русско-турецкой
войны молодой специалист зарекомендовал
себя распорядительным и умелым администратором,
за что был удостоен высочайшей благодарности.
Вскоре Одесская дорога вошла в состав
Общества Юго-западных железных дорог,
и перед Витте открылись более широкие
перспективы. В 1880 году он становится начальником
отдела эксплуатации, а с 1886 года - управляющим
этими дорогами.
Менее успешным в эти
годы было его пребывание на государственной
службе. Еще в 1874 году он был причислен
к департаменту общих дел министерства
путей сообщения. Однако вскоре после
окончания русско-турецкой войны из-за
конфликта с министерством он получил
отставку, будучи еще в сравнительно низком
чине титулярного советника. Переехав
по делам службы в Петербург, Витте был
приглашен в правительственную комиссию
графа Э.Т.Баранова, занимавшуюся изучением
состояния железнодорожного дела в России.
Им был подготовлен проект "Общего устава
российских железных дорог", публикацией
которого в 1895 году завершилась деятельность
комиссии. Однако и этот эпизод не оставил
заметного следа в его отношениях с бюрократическим
миром. В 1880 году, получив очередное повышение
по службе, С.Ю.Витте уезжает в Киев. Здесь
он с головой уходит в практическую деятельность
по организации железнодорожных перевозок.
Не ограничиваясь этим и давая выход своему
тяготению к научно-теоретическому осмыслению
практики, он становится инициатором научной
разработки проблемы железнодорожных
тарифов и крупнейшим специалистом в этой
области. В 1883 году им была опубликована
книга "Принципы железнодорожных тарифов
по перевозке грузов", принесшая автору
широкую известность и авторитет российского
"тарифмейстера". Внедрение его рекомендаций
в эксплуатацию руководимых им дорог позволило
значительно повысить их прибыльность.