Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 19:14, курсовая работа
Краткое описание
Конец XIX – начало XX вв. ознаменовался динамичным развитием российской промышленности. Успехи в развитии отечественной промышленности в частности объясняются денежной реформой 1895-1897 гг. Проведение данной реформы было обусловлено необходимостью обеспечения устойчивости российского рубля. Это привлекло бы иностранные инвестиции, которые были так нужны промышленности в условиях нехватки внутренних капиталов. Она отразила острую потребность государства преодолеть архаическую замкнутость, рыхлость и неэластичность многих основополагающих финансовых структур и, в первую очередь, самого рубля. Несмотря на некоторые недостатки, реформа признана успешной. Денежная реформа Витте явилась локомотивом, который потащил и ускорил модернизацию России.
Содержание
Введение ……………………………………………………………………….3 1. Экономическое развитие и финансовая система России в 19 веке……….4
2. Личность С. Ю. Витте………………………………………………………8 3. Предпосылки и подготовительные меры проведения реформы…….…14 4. Хронология и суть реформы………………………………….………….24 5. Итоги денежной реформы и ее роль в экономике дореволюционной России……………………………….………………………………………….34 Заключение ……………………………………………………………………41 Список использованной литературы ……………………..…………………44
Авторитет С.Ю.Витте
как теоретика и практика железнодорожного
дела привлек к себе внимание тогдашнего
министра финансов И.А.Вышнеградского,
который обратился к нему с просьбой представить
свои соображения о ликвидации дефицитности
казенных железных дорог. Глубоко изучив
этот вопрос, Витте заявил, что корень
зла - в хаосе, царившем в области тарифов.
Он предложил разработать специальный
закон, который поставил бы тарифное дело
под контроль правительства, и создать
в министерстве новый департамент для
заведования тарифной частью железных
дорог и регулирования их финансовых отношений
с государством. Предложения были приняты.
Встал вопрос о назначении их автора главой
нового министерского подразделения.
К тому времени деятельность
в рамках Общества Юго-западных дорог
стала казаться Витте ограниченной и перестала
удовлетворять его амбициозную, ищущую
размаха, масштабности натуру. Он все чаще
вспоминал своей работе в комиссии Баранова,
позволявшей ему заниматься делом в общероссийском
масштабе. В принципе он готов был занять
должность директора департамента. Однако
переход на государственную службу имел
ряд сложностей. Во-первых, для занятия
поста директора требовался довольно
высокий чин, которого Витте не имел. Во-вторых,
как управляющий частной дорогой он получал
около 60 тысяч рублей в год, что было намного
выше даже министерского оклада, и, следовательно,
переход на государственную службу даже
сразу на должность директора департамента
в материальном плане был невыгоден. Решающую
роль сыграло вмешательство Александра
III, лично знавшего Витте. Последнему неоднократно
приходилось сопровождать императора
во время его поездок на юг. Накануне железнодорожной
катастрофы царского поезда в Борках 17
октября 1888 года он предупреждал о возможности
крушения в связи с перегрузкой состава
и превышения им скорости. Обошлось без
трагических последствий, и царь, несомненно,
запомнил управляющего дорогой, предупреждавшего
с грубоватой прямотой свитских сопровождающих,
что они "сломают государю голову".
10 марта 1890 года
Витте был назначен директором
департамента с производством, минуя
все ступени чиновной иерархии,
сразу в чин действительного
статского советника и с доплатой
к жалованью из средств Кабинета.
С этого момента началась его
головокружительная карьера. Менее
чем через год новый начальник
департамента был введен представителем
от министерства финансов в
совет министерства путей сообщения,
а 15 февраля 1892 года он уже назначается
управляющим МПС.
На государственной
службе Витте развивает бурную деятельность.
Теоретическая и практическая подготовка,
широта взглядов, опыт, приобретенный
в сферах частнопредпринимательской деятельности,
выгодно выделяют его на фоне бюрократического
окружения. Он сразу же становится деятельным
сотрудником Вышнеградского, причем постоянно
выходит за отведенные ему рамки. При его
активном участии был разработан покровительственный
тариф 1891 года, сыгравший исключительную
роль во внешнеторговой политике России
и ставший защитительным барьером для
развивавшейся отечественной промышленности.
Витте входит в различные комиссии - по
проблемам торгового мореплавания и судоходства,
по мелиоративному и мелкому кредиту и
т.д. Осенью 1890 года он сопровождает Вышнеградского
в его поездке по Средней Азии, а возвратившись,
выступает с предложениями о расширении
там производства хлопчатника и создании
сырьевой базы для текстильной промышленности.
В 1892 г. Вышнеградский
по состоянию здоровья покидает пост
главы Министерства финансов. Его преемником
становится С. Ю. Витте.
Этот ключевой пост
С. Ю. Витте занимал 11 лет с августа 1892 по
август 1903 года. Именно Министерство финансов
становится воплощением прогрессивного
начала во внутренней политике Николая
II. С первых дней своей министерской деятельности
С.Ю. Витте, подготавливая проект реорганизации
управления промышленности и торговли,
разработал долгосрочную программу Министерства
финансов. Помимо укрепления собственной
власти и положения, лейтмотив программы
сводился к превращению России в высокоразвитую
страну на основе проведения всесторонней
трансформации промышленно-торговой сферы.
Были выработаны общие направления политики
индустриализации. Витте провел реформу
Минфина увеличив штат в три раза, а число
отделений - с 11 до 16. О проблемах и событиях
экономической жизни и деятельности министерства
рассказывалось на страницах «Торгово-промышленной
газеты», которую Минфин стал издавать
с 1893 г. Определенные успехи были продемонстрированы
на Всероссийской торгово-промышленной
выставки 1896 г. в Нижнем Новгороде.
С.Ю. Витте возглавил
Минфин в кризисный период, когда экономика
была подорвана массовым голодом 1891-1892
гг. Страна находилась перед выбором пути
экономического развития. Поскольку путь
серьезных социальных перемен для царизма
был неприемлем, оставались традиционные
способы - усиление государственного вмешательства
в экономику, широкое использование монетаристских
методов ее оздоровления. Решающим инструментом
экономической политики Витте стало укрепление
финансов.
3. Предпосылки и подготовительные
меры к проведению реформы.
Развиваясь в русле мировых
тенденций экономического развития, российский
капитализм в последней четверти XIX - начале
XX веков вступил в империалистическую
стадию. Этому способствовал промышленный
подъем 90-х годов XIX века, который наблюдался
в большинстве развитых государств того
времени. Для империалистического этапа
развития были характерны высокая ступень
концентрации производства и капитала
и возникновение монополистических объединений,
которые играли решающую роль в экономическом
развитии; слияние банковского и промышленного
капитала и возникновение на их основе
финансового капитала; значительный вывоз
капитала за границу, хотя для экономики
вывоз товаров по-прежнему преобладал.
В 90-е годы XIX века в экономике России занимают
прочные позиции монополистические объединения
- картели и синдикаты, возникает много
акционерных коммерческих банков.
Для обеспечения устойчивого
развития экономики российской буржуазии
жизненно необходима была стабильная
валюта, которая препятствовала бы обесцениванию
денежных капиталов. Провал попыток укрепления
кредитного рубля в 60-е-80-е годы XIX века
заставил правительство полностью отойти
от дефляционной политики, то есть отказаться
от восстановления прежней покупательной
способности рубля путем изъятия «лишних»
бумажных денег из обращения. С начала
80-х годов XIX века в России все более настойчиво
звучали голоса сторонников перехода
к золотой валюте.
XIX век вошел в историю
мирового денежного хозяйства
как время перехода от биметаллического
денежного обращения к золотому
монометаллизму, более широко известному
под названием «золотой стандарт».
Под «золотым стандартом» понимается
такая денежная система, когда
золото официально признается
и используется в качестве
единственного денежного товара
и всеобщего эквивалента ценностей.
Исторически золотой стандарт осуществлялся
в трех формах - золотомонетной, золотослитковой
и золотодевизной (две последние формы
существовали в XX веке).
Золотомонетный стандарт представлял
собой классическую форму золотого стандарта,
при которой в неограниченном количестве
чеканятся полноценные золотые монеты
не только для государственных организаций,
но и для частных лиц, т.е. любой человек
мог сдать на монетный двор золото в изделиях
или сыром виде и получить соответствующее
количество золотых монет за вычетом расходов
на их изготовление. Золотые монеты реально
циркулировали во внутреннем денежном
обращении и беспрепятственно разменивались
на различные денежные заменители - бумажные
деньги, векселя, банковские чеки и иные
обязательства по фиксированным ценам.
Золотые монеты и банкноты свободно, без
ограничений вывозились за границу и ввозились
обратно, что значительно упрощало оплату
внешнеэкономических сделок и способствовало
развитию мировой торговли.
Для владельцев денег обеспечивалась
максимально возможная свобода выбора
и действий при операциях на внутреннем
рынке и за рубежом, включая автоматический
и эквивалентный обмен национальных денежных
единиц друг на друга. По некоторым оценкам,
удельный вес полноценных металлических
денег - золотых и серебряных - в общем
объеме денежного обращения стран мира
на протяжении двадцатилетнего периода
1891-1910 годы колебался в диапазоне 69-86%.
Столь же свободно совершались
международные расчеты с помощью различных
денежных документов, разменных на золото.
Должник мог приобрести на валютном рынке
вексель, банковский чек или какое-либо
иное обязательство, выписанное в валюте
кредитора, и, отослав его последнему,
совершить таким образом требуемый платеж.
Долг можно было погасить аналогичным
документом в национальной валюте должника,
в этом случае кредитор получал необходимые
ему законные платежные средства, реализуя
полученное обязательство на валютном
рынке у себя в стране или за границей.
Режим золотомонетного стандарта
по сути дела был не подвержен инфляции,
что представляло собой уникальное явление
в истории мировой экономики. В случае
падения деловой активности и сокращения
потребности в наличных деньгах золотые
монеты уходили из обращения и оседали
на руках у населения в виде сокровищ,
а при расширении потребности в деньгах
золото вновь пускалось в обращение. При
этом в отличие от предыдущих веков государство
не занималось порчей монет и золотые
деньги сохраняли свою нарицательную
стоимость.
Первой золотомонетный стандарт
ввела Великобритания в 1816 году, остальные
европейские страны перешли от биметаллизма
или серебряного монометаллизма к золотому
в последней трети XIX века.
Вхождение России в мировой
рынок вызывало настоятельную потребность
в создании денежной системы того же типа,
что и в промышленно развитых странах.
Неразменность кредитного рубля была
причиной очень резких колебаний его валютного
курса. Несмотря на то, что рубль был полностью
конвертируемой валютой, продажа иностранной
валюты за рубли внутри страны была свободной,
и разрешался неограниченный вывоз кредитных
рублей за границу, - эти колебания препятствовали
интенсивному развитию внешней торговли
и соответственно уменьшали доходы бюджета.
Кроме того, они мешали притоку в страну
иностранного капитала, так как делали
будущие прибыли (в золотой валюте) неопределенными,
а сами инвестиции - рискованными. В связи
с этим основными причинами денежной реформы
1895-1898 гг. стали фискальные интересы, заинтересованность
правительства в развитии внешнеэкономических
связей России.
Поэтому с 80-х гг. XIX
в. министр финансов Н.Х. Бунге и его преемник
И.А. Вышнеградский начали постепенную
подготовку к денежной реформе, главной
целью которой была замена инфляционного
обращения неразменных бумажных денежных
знаков системой золотого стандарта.
Длительность подготовительного
периода была обусловлена, прежде всего,
необычностью и сложностью цели реформы.
России предстояло не просто вернуться
к металлическому обращению и восстановить
размен бумажных денег на металл: требовалось
принципиально изменить основу денежно-валютного
устройства, перейдя от серебряного стандарта
к золотому.
Другой причиной торможения,
если не считать обычных для бюрократически-чиновничьего
аппарата медлительности и осторожности,
являлась довольно активная оппозиция
реформе со стороны дворянско-помещичьих
кругов. В отличие от набиравшей сипу отечественной
торгово-промышленной буржуазии и зарубежных
капиталистов, для которых стабильная
и современная денежная система давала
возможность широкого развития торговых
связей и приток иностранных капиталов,
представителей крупного землевладения
больше устраивали неустойчивые, падающие
деньги, которые позволяли увеличивать
свои доходы от экспорта хлеба, одновременно
снижая реальную сумму задолженности
по ипотечному кредиту за заложенные имения.
Сторонники перехода к золотому
стандарту столкнулись с возражениями
многочисленных критиков. Одни противники
реформы считали, что необходимо сохранить
существующие неразменные на металл бумажные
кредитные деньги, так как, по их мнению,
ценность благородных металлов определяется
только их количеством, то есть зависит
от случая, а кредитная валюта подлежит
воздействию финансовой политики, может
быть управляема волей человека. Другие
считали, что необходимо восстановить
металлическое обращение, но на базе серебра,
а не золота или, в крайнем случае, на биметаллической
основе.
Подготовка к реформе
шла по трем основным направлениям: достижение
положительного сальдо платежного баланса
и накопление золотого запаса, ликвидация
бюджетного дефицита и стабилизация валютного
курса с помощью девизной политики.
Первая задача решалась
за счет увеличения экспорта, в первую
очередь хлеба, ограничения импорта, а
также заключения внешних займов. Для
стимулирования экспорта правительство
снижало цены на хлеб в периоды реализации
урожая. Железнодорожные тарифы были изменены
так, чтобы наиболее выгодно было везти
хлеб к портам и к западной границе, а не
к промышленным центрам и потребляющим
губерниям. Поощрялся экспорт и других
продуктов. Например, вывоз продукции
хлопчатобумажной промышленности поощрялся
экспортной премией, установленной под
видом возврата таможенной пошлины с хлопка.
Основным методом ограничения
импорта служила протекционистская тарифная
политика. Если в начале 70-х гг. тарифы
составляли 12-13% стоимости импорта, то
к середине 90-х гг. они достигли 32%. Повышая
таможенные тарифы, правительство преследовало
три цели: ограничение импорта, прямое
увеличение доходов бюджета и золотого
запаса (с 1877 г. таможенные пошлины взимались
золотом или золотой иностранной валютой)
и поощрение отечественной промышленности.
Ограничение импорта наряду
с форсированием экспорта позволило улучшить
торговый баланс. Начиная с 1892 г. он стал
активным, в 1882-1895 гг. его положительное
сальдо достигало в среднем 171,5 млн. руб.
в год. Но положительного сальдо торгового
баланса не хватало для покрытия пассивного
сальдо по другим текущим статьям платежного
баланса, составлявшего в тот период 240
млн. руб. в год. Дефицит покрывался притоком
иностранного капитала в различных формах
государственных займов, гарантированных
государством займов железнодорожных
и других компаний, прямыми и портфельными
инвестициями в промышленность и другие
отрасли хозяйства. Наиболее активно правительство
заимствовало на зарубежных денежных
рынках в 1889-1891 гг., когда за границей было
размещено 5 займов на сумму 563,3 млн. золотых
рублей. За 1881-1897 гг. поступления от реализации
государственных займов на внешнем рынке
составили 700 млн. золотых рублей.