Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 14:42, доклад
Николай II (6 (19) мая 1868, Царское Село — 17 июля 1918, Екатеринбург),российский император (1894—1917), старший сын императора Александра III и императрицы Марии Федоровны.
Его царствование совпало с быстрым промышленно-экономическим развитием страны. При Николае II Россия потерпела поражение в русско-японской войне 1904—1905 гг., что явилось одной из причин Революции 1905—1907 гг., в ходе которой был принят Манифест 17 октября 1905 г., разрешавший создание политических партий и учреждавший Государственную думу; начала осуществляться Столыпинская аграрная реформа
Жизнь российского императора Николая II
Николай II (6 (19) мая 1868, Царское Село — 17 июля 1918, Екатеринбург),российский император (1894—1917), старший сын императора Александра III и императрицы Марии Федоровны.
Его царствование совпало с быстрым промышленно-экономическим развитием страны. При Николае II Россия потерпела поражение в русско-японской войне 1904—1905 гг., что явилось одной из причин Революции 1905—1907 гг., в ходе которой был принят Манифест 17 октября 1905 г., разрешавший создание политических партий и учреждавший Государственную думу; начала осуществляться Столыпинская аграрная реформа. В 1907 г. Россия стала членом Антанты, в составе которой вступила в Первую мировую войну. С августа (5 сентября) 1915 г. года верховный главнокомандующий. В ходе Февральской революции 1917 г. 2(15) марта отрекся от престола. Расстрелян вместе с семьей. В 2000 г. канонизирован Русской православной церковью.
Регулярные домашние занятия Николая начались, когда ему исполнилось 8 лет. Учебная программа включала восьмилетний общеобразовательный курс и пятилетний курс высших наук. В основе лежала измененная программа классической гимназии; вместо латинского и греческого языков изучалась минералогия, ботаника, зоология, анатомия и физиология. Курсы истории, русской литературы и иностранных языков были расширены. Цикл высшего образования включал политическую экономию, право и военное дело (военное правоведение, стратегию, военную географию, службу Генерального штаба). Проводились также занятия по вольтижировке, фехтованию, рисованию, музыке. Александр III и Мария Федоровна сами подбирали учителей и наставников. В их числе были ученые, государственные и военные деятели: К. П. Победоносцев, Н. Х. Бунге, М. И. Драгомиров, Н. Н. Обручев, А. Р. Дрентельн, Н. К. Гирс.
С ранних лет Николай 2 испытывал тягу к военному делу: традиции офицерской среды и воинские уставы он знал в совершенстве, по отношению к солдатам чувствовал себя покровителем-наставником и не чурался общаться с ними, безропотно переносил неудобства армейских буден на лагерных сборах или маневрах.
Сразу же после рождения он был зачислен в списки нескольких гвардейских полков и назначен шефом 65-го пехотного московского полка. В пятилетнем возрасте был назначен шефом лейб-гвардии Резервного пехотного полка, а в 1875 г. зачислен в лейб-гвардии Эриванский полк. В декабре 1875 г. получил свое первое воинское звание — прапорщика, а в 1880 г. был произведен в подпоручики, через 4 года стал поручиком.
В 1884 г. Николай поступил на действительную военную службу, в июле 1887 г. приступил к регулярной военной службе в Преображенском полку и был произведен в штабс-капитаны; в 1891 г. Николай 2 получил звание капитана, а через год — полковника.
20 октября 1894 г., Николай в 26 лет, принял корону в Москве под именем Николая II. 18 мая 1896 г. во время коронационных торжеств произошли трагические события на Ходынском поле. Его правление пришлось на период резкого обострения политической борьбы в стране, а также внешнеполитической ситуации (Русско-японская война 1904—1905 гг.; Кровавое воскресенье; Революция 1905—1907 гг. в России; Первая мировая война; Февральская революция 1917 г.).
В период царствования Николая 2 Россия превращалась в аграрно-индустриальную страну, росли города, строились железные дороги, промышленные предприятия. Николай поддерживал решения, нацеленные на экономическую и социальную модернизацию страны: введение золотого обращения рубля, столыпинскую аграрную реформу, законы о страховании рабочих, всеобщем начальном образовании, веротерпимости.
Не будучи по натуре реформатором, Николай
II был вынужден принимать важные решения,
которые не соответствовали его внутренним
убеждениям. Он считал, что в России еще
не наступило время для конституции, свободы
слова, всеобщего избирательного права.
Однако, когда возникло сильное общественное
движение в пользу политических преобразований,
он подписал Манифест 17 октября 1905 г., провозглашавший
демократические свободы.
В 1906 г. начала работать учрежденная
царским манифестом Государственная дума.
Впервые в отечественной истории император
стал править при наличии выборного от населения
представительного органа. Россия постепенно
начала преобразовываться в конституционную
монархию.Но несмотря на это император
по-прежнему обладал огромными властными
функциями: он имел право издавать законы
(в форме указов); назначать премьер-министра
и министров, подотчетных лишь ему; определять
курс внешней политики; был главой армии,
суда и земным покровителем Русской Православной
Церкви.
Личность Николая II, основные черты его характера, достоинства и недостатки вызывали противоречивые оценки современников. Многие отмечали в качестве главенствующей черты его личности «слабоволие», хотя существует немало свидетельств, что царь отличался упорным стремлением к осуществлению своих намерений, нередко доходящим до упрямства (лишь однажды ему была навязана чужая воля — Манифест 17 октября). В отличие от своего отца Александра III Николай 2 не производил впечатления сильной личности. Вместе с тем, по отзывам близко знавших его людей, он обладал исключительным самообладанием, которое иногда воспринималось как безразличие к судьбам страны и людей (например, известия о падении Порт-Артура или о поражениях русской армии во время Первой мировой войны он встречал с хладнокровием, поражавшим царское окружение). В занятиях государственными делами царь проявлял «необыкновенную усидчивость» и аккуратность (он, например, никогда не имел личного секретаря и сам ставил печати на письма), хотя в целом правление огромной империей было для него «тяжкой обузой». Современники отмечали, что Николай II обладал цепкой памятью, острой наблюдательностью, был скромным, приветливым и чутким человеком. При этом больше всего он дорожил своим покоем, привычками, здоровьем и особенно благополучием своей семьи.
Опорой Николая была
семья. Императрица Александра Федоровна
(урожденная принцесса Алиса Гессен-
Роковая драма царской семьи была связана
с неизлечимым недугом сына, царевича Алексея —
гемофилией (несвертываемостью крови).
Болезнь наследника престола обусловила
появление в царском доме Григория Распутина,
который еще до встречи с венценосцами
прославился даром предвидения и врачевания;
он неоднократно помогал цесаревичу Алексею
побороть приступы болезни.
Переломным рубежом в судьбе Николая 2
стал 1914 год — начало Первой мировой войны.
Царь не хотел войны и до самого последнего
момента пытался избежать кровавого столкновения.
Однако 19 июля (1 августа) 1914 г. Германия объявила
войну России.
В августе (5 сентября) 1915 г., в период военных неудач, Николай 2 принял на себя военное командование (ранее эту должность исполнял великий князь Николай Николаевич). Теперь царь бывал в столице лишь изредка, большую же часть времени проводил в ставке Верховного главнокомандующего в Могилеве.
Война обострила внутренние проблемы страны. На царя и его окружение стали возлагать главную ответственность за военные неудачи и затянувшуюся военную кампанию. Распространились утверждения, что в правительстве «гнездится измена». В начале 1917 г. высшее военное командование во главе с царем (совместно с союзниками — Англией и Францией) подготовило план генерального наступления, согласно которому намечалось окончить войну к лету 1917.
В конце февраля 1917 г. в Петрограде начались волнения, которые, не встречая серьезного противодействия со стороны властей, через несколько дней переросли в массовые выступления против правительства и династии. Первоначально царь намеревался силой навести порядок в Петрограде, но когда выяснился масштаб беспорядков, отказался от этой мысли, опасаясь большого кровопролития. Некоторые высокопоставленные военные чины, члены императорской свиты и политические деятели убеждали царя в том, что для умиротворения страны требуется перемена правления, необходимо отречение его от трона. 2 марта 1917 г. в Пскове, в салон-вагоне императорского поезда, после мучительных раздумий Николай подписал акт отречения от престола, передав власть своему брату великому князю Михаилу Александровичу.
9 марта Николай 2 и царская семья были арестованы. Первые пять месяцев они находились под охраной в Царском Селе, в августе 1917 г. их переправили в Тобольск. В апреле 1918 г. большевики перевели Романовых в Екатеринбург. В ночь на 17 июля 1918 г. в центре Екатеринбурга, в подвале дома Ипатьева, где узники находились в заточении, Николай, царица, пятеро их детей и несколько приближенных (всего 11 человек) были без суда и следствия расстреляны.
Рождение и юность Николая Второго. Николай Александрович — Великий Князь
Царь Николай Александрович
Романов родился 6/19 мая 1868 года в семье
Цесаревича Александра Александровича
и Его супруги Марии Федоровны родился
первенец, которому никто не предвещал
скорого Царствования. Ибо дед мальчика —
пятидесятилетний Российский Император
Александр Второй — был крепким, здоровым
мужчиной, чье Царствование могло продлиться
десятилетия, а отец — будущий Император
Российский Александр Третий — молодым
человеком, двадцати трех лет. В дневнике
Александра Третьего сохранилась запись:
«Бог послал нам сына, которого Мы назвали
Николаем. Что за радость была, этого нельзя
себе представить, Я бросился обнимать
Мою душку-жену, которая разом повеселела
и была счастлива ужасно. Я плакал, как дитя,
и так было легко на душе и приятно... а потом
пришел Я. Г. Бажанов читать молитвы, и Я держал
Моего маленького Николая на руках». (Олег
Платонов. Заговор цареубийц. С. 85—86.)
Обратим внимание, Цесаревич Александр
Александрович не знает пророчеств преподобного
Авеля ни о Своей судьбе, не о судьбе Своего
сына, ибо они запечатаны и находятся в Гатчинском
дворце. Но родившегося Своего первенца
Он называет Николаем. Господь же за это
послушание Своему сердцу наделяет Цесаревича
радостью, которую «нельзя себе представить»,
дает слезы радости и Ему «было легко на душе
и приятно»!
Рождение в день Иова Многострадального
Рождение будущего Царя
Николая Второго произошло в
«„Подлинно, — писал о праведном Иове святитель
Иоанн Златоуст, — нет несчастия человеческого,
которого не перенес бы этот муж, твердейший
всякого адаманта, испытавший вдруг и голод,
и бедность, и болезни, и потерю детей, и лишение
такого богатства; и затем, испытав коварство
от жены [от ближних своих], оскорбления
от друзей, нападения от рабов. Во всем оказался
он тверже всякого камня, и притом до закона
и благодати“. По учению Церкви, святой
Иов — прообраз страждущего Искупителя
міра»[2]. Ибо все его страдания были не из-за
его грехов, к нему не имеют никакого отношения
слова: оравшие нечестие и сеявшие зло
пожинают его; от дуновения Божия погибают
и от духа гнева Его исчезают (Иов. 4,8—9).
Своим друзьям, которые говорили ему: как
человеку быть правым пред Богом, и как
быть чистым рожденному женщиною? (Иов.
25,4) — и многое другое подобное, святой
Иов отвечал: что доказывают обличения
ваши? Вы придумываете речи для обличения?
На ветер пускаете слова ваши (Иов. 6,25—26).
Жив Бог, лишивший меня суда, и Вседержитель,
огорчивший душу мою, что, доколе еще дыхание
мое во мне и дух Божий в ноздрях моих, не скажут
уста мои неправды, и язык мой не произнесет
лжи! Далек я от того, чтобы признать вас
справедливыми; доколе не умру, не уступлю
непорочности моей (Иов. 27,2—5).
А Господь, подводя итог обличений «благочестивых»
друзей, сказал одному из обвинявших праведного
Иова: горит гнев Мой на тебя и на двух друзей
твоих за то, что вы говорили о Мне не так
верно, как раб Мой Иов (Иов. 42,7). Аще бо
не его ради, погубил бых убо вас (Iов. 42,8)[3].
То есть вы помилованы ради его молитв,
для вас его молитвы являются спасительными.
И пошли обличители своей неправой веры
и сделали так, как Господь повелел им, —
и Господь (Иов. 42,9) отпусти грехи им Iова
ради (Iов. 42,9). И возвратил Господь потерю
Иова, когда он помолился за друзей своих;
и дал Господь Иову вдвое больше того, что
он имел прежде (Иов. 42,10). Здесь мы видим,
что в замысел Божий входили и тяжелейшие
искушения праведного Иова и святого Царя
Николая Второго, в том числе и от родных
и близких, и молитва искушаемых за тех,
кто искушал их. А в случае со святым
Николаем Вторым Господь Бог предполагал
молитву за весь русский народ, который,
нарушив обет, данный Богу в 1613 году, верой
и правдой служить законным Царям из Царствующего
Дома Романовых, совершил грех клятвопреступления.
Авель Тайновидец прямо так и предсказывал:
«Народ промеж огня и пламени... Но от лица
земли не истребится, яко довлеет ему молитва
умученного Царя!»[4]
В основе характера Императора Александра Александровича Третьего — правда, честность и прямота
«Отец Николая Цесаревич Александр
и по душе и по внешности был истинно русский
человек, глубоко верующий, заботливый
супруг и отец. Он Своей жизнью давал пример
Своему окружению: был неприхотлив в быту,
одежду носил чуть ли не до дыр, не любил
роскоши. Александр отличался физической
силой и твердостью характера, более всего
любил правду, спокойно обдумывал каждое
дело, был замечательно прост в обращении
и вообще предпочитал все русское». (Олег
Платонов. Заговор цареубийц. С. 86).
«Кроме общего и специально-военного образования, Цесаревичу Александру были
изложены приглашенными для того профессорами
Петербургского и Московского университетов
политические и юридические науки. После
преждевременной кончины нежно любимого
Им старшего брата Государя Наследника
Цесаревича Николая Александровича (12 апреля
1865г.), горячо оплаканной Августейшею семьею
и всем русским народом, Его Императорское
Высочество Александр Александрович,
сделавшись Наследником Цесаревичем,
приступил к продолжению как теоретических
занятий, так и к выполнению многих обязанностей
по государственным делам, на Него возлагавшимся. Как
атаман казачьих войск, канцлер Гельсингфорсского
университета, начальник последовательно
различных воинских частей (включительно
до командования войсками округа), член
Государственного Совет, Его Императорское
Высочество входил во все области государственного
управления. Предпринимавшиеся путешествия
по России укрепили уже с детства залегшие
семена глубокой любви ко всему истиннорусскому,
историческому.
Во время последней Восточной войны с Турцией
(1877—1878) Его Высочество был назначен командиром
Рущунского отряда, игравшего в тактическом
отношении сколь важную, столь и трудную
роль в этой славной для Русского имени
кампании». (Энциклопедия Российской Монархии
под редакцией В. Бутромеева. У-Фактория.
Екатеринбург. 2002).
«Александр Третий стал Императором в тридцать
шесть лет. Из них 16 лет Он был Цесаревичем,
готовясь, по словам отца, «Меня заступить
ежеминутно». К этому возрасту даже обычный,
средний человек вступает в период зрелости.
Император отличался от любого Своего
подданного уже тем, что на Его плечах лежала
огромная ответственность перед страной
и народом, за который Он держал ответ только
перед Богом и Самим Собой. Подобное тяжкое
бремя не могло не сказаться на формировании
мировоззрения Наследника, Его поступках,
отношении к окружающим.
Емкий психологический портрет
Александра Третьего того периода воссоздал
спустя много лет князь В. П.
В основе Его характера крепко были присущи
три главные черты: правда, честность и прямота.
Не ошибусь, если скажу, что именно благодаря
этим трем главным чертам Его духовной
личности, делавшим ее поистине прекрасною, —
разочарование начало проникать в Его
душу еще тогда, когда она была совсем
молода...
Но разочарование это... не влияло на Его
духовную личность настолько, чтобы вооружить
Его против людей броней принципиального
недоверия или вложить в Его душу зачатки
апатии...»«[5].
«Добрый и заботливый, но в то же время властный
и нетерпимый к любому противоречию отец
в семье, Император переносил это патриархально-отеческое
отношение на Свою огромную страну. [Что
многим из Его окружения, поврежденного
западным вольнодумством, не нравилось.]
Ни один из Романовых, по свидетельству
современников, не соответствовал до такой
степени традиционному народному представлению
о настоящем русском Царе, как Александр
Третий. Могучий русобородый гигант, возвышавшийся
над любой толпой, Он казался воплощением
силы и достоинства России. Приверженность
Александра Третьего отечественным традициям
и интересам во многом способствовали Его
популярности [у русского народа и лютой
ненависти у врагов Бога, у врагов Помазанника
Его и у врагов русского народа]»[6]. «Как
политик и государственный деятель отец
Николая Второго проявлял твердую волю
в проведении в жизнь принятых решений
(черта, которую, как мы увидим дальше, унаследовал
и Его сын).
Суть политики Александра Третьего (продолжением
которой стала политика Николая Второго)
может быть охарактеризована как сохранение
и развитие российских основ, традиций
и идеалов. Давая оценку царствованию Императора
Александра Третьего, русский историк
В. О. Ключевский писал: „Наука отведет Императору
Александру Третьему подобающее место
не только в истории России и всей страны,
но и в русской историографии, скажет, что
Он одержал победу в области, где всего
труднее достаются победы, победил предрассудок
народов и этим содействовал их сближению,
покорил общественную совесть во имя мира
и правды, увеличил количество добра в нравственном
обороте человечества, ободрил и приподнял
русскую историческую мысль, русское национальное
самосознание“. ...
Александр Третий обладал большой физической
силой. Однажды во время крушения поезда
Он некоторое время сумел удерживать падающую
крышу вагона до тех пор, пока Его жена
и дети не оказались в безопасности»[7].
Мы же с вами вспомним сказанное Императору
Павлу Первому пророчество преподобного
Авеля об Императоре Александре Третьем,
которое Сам Император не знал: «Правнук
Твой, Александр Третий, Миротворец истинный.
Славно будет Царствование Его. Осадит
крамолу окаянную, мир и порядок наведет
Он. А только недолго Царствовать будет».
«Существует мнение, что короля играет
свита. Личность Александра Третьего полностью
противоречит этому устоявшемуся мерилу
достоинств государственных мужей. [И
понятно почему: короля, возможно, и играет
свита, но Богопомазанника „играет“ Сам
Господь Бог!]
В окружении Императора не было любимчиков.
Он был единовластным хозяином и режиссером,
определявшим ...[правила подготовки Своих
подданных к жизни в Царстве Небесном] на одной
шестой части мировой суши, в Его, Александра
Третьего, Российской Империи. Даже такие
выдающиеся государственные умы, как С. Ю. Витте,
К. П. Победоносцев, Д. А. Толстой, не могли
претендовать на исключительность, особое
место при Дворе или правительстве — здесь
все решал один человек — Самодержец Всероссийский
Александр III Александрович Романов. Император Александр Третий
стремился подавать личным примером образец
поведения, который почитал верным и правильным
для каждого из Своих подданных. Основа
Его этических норм поведения, все Его
миропонимание исходили из глубокой религиозности.
Вряд ли кто из двенадцати предшественников
Александра Третьего на русском Императорском
престоле был более набожным и искренне
верующим. [При этом следует все же помнить,
что все законные Цари — Помазанники Божие,
будучи Воплощенным Именем Божиим, — являются
всегда искренними верующими и самыми
набожными христианами, ибо Сам Господь
Бог избрал Их пасти народ Свой, Иакова,
и земную Церковь — наследие Свое, Израиля,
и Сам Господь помогает Им это делать в чистоте
сердца Своего и руками мудрыми водить
их (Пс. 77,71—72).]
Вера Императора Александра Третьего —
чистая и свободная от догматизма [точнее:
от косности и фанатизма] — объясняла и богоизбранность
русского Самодержавия, и особый русский
путь, которым должна следовать Его держава.
Веровать для Александра Третьего было
так же естественно, как дышать. Он скрупулезно
соблюдал православные обряды, будь то посты
или богослужения, регулярно посещал Исаакиевский
и Петропавловский соборы, Александро-Невскую
лавру, дворцовые храмы.
Далеко не все священнослужители
могли похвастаться таким знанием тонкостей
сложного церковного православного обряда,
какое порой выказывал русский Император. ...Вера
Александра Третьего сочеталась с трезвым,
рациональным умом, не терпящим сектантства
или мракобесия. Император с нескрываемым
скептицизмом следил за попыткой некоторых
иерархов усилить свое политическое влияние.
[Любой православный иерарх (от епископа
до митрополита и патриарха) — это монах,
который отрекся от мiра сего; будучи же
священнослужителем, любой архиерей имеют
власть от Бога только духовно пасти, не господствуя
над наследием Божиим (1Петр. 5,3). А потому
даже патриарх (как мы с вами помним, правящий
архиерей города Москвы) не имеет никакой
господской власти[8] и не может вмешиваться
в решения мiрских дел, и, следовательно,
никакой архиерей не может оказывать политического
никакого влияния на жизнь в православном
Царстве.]
Когда киевский митрополит
Филофей, решив уподобиться Иоанну Златоусту,
подал Императору записку, в которой упрекал
Его [Богопомазанника!] за отдаление от народа,
Александр Третий лишь пожал плечами и предложил
освидетельствовать умственные способности
владыки.[А может быть, необходимо
проверить умственные способности и у тех,
кто придумал православного правящего
архиерея города Москвы величать „Великим
Господином и Отцом нашим всея России“
вместо канонического „святейший патриарх“,
и тех, кто, вместо молитв о грядущем Царе-победителе,
на каждом богослужении неоднократно возносит
„молитвы“ (в обличение себе!) за „Великого
Господина...“. Ведь, болящий, обделенный
Богом умом, на Страшном Суде не будет судиться,
как еретик-папист!] Глубоко верующий православный
человек, Император Александр Третий исповедовал
христианские нормы не только при решении
государственных задач, но и в частной жизни».
(Неизвестный Александр Третий. С. 197—198).