Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 14:42, доклад
Николай II (6 (19) мая 1868, Царское Село — 17 июля 1918, Екатеринбург),российский император (1894—1917), старший сын императора Александра III и императрицы Марии Федоровны.
Его царствование совпало с быстрым промышленно-экономическим развитием страны. При Николае II Россия потерпела поражение в русско-японской войне 1904—1905 гг., что явилось одной из причин Революции 1905—1907 гг., в ходе которой был принят Манифест 17 октября 1905 г., разрешавший создание политических партий и учреждавший Государственную думу; начала осуществляться Столыпинская аграрная реформа
Для подростка Николая столь ужасная кончина Деда стала незаживающей душевной раной. Он не мог понять, за что убийцы подняли руку на Государя, прославившегося в русском народе справедливостью, благостью и кротостью, освободившего крепостных крестьян, утвердившего гласный суд и самоуправление местных органов власти. Уже тогда Николай начинает осознавать, что далеко не все подданные России хотят блага своей Родине [то есть далеко не все подданные являются верноподданными, но есть, оказывается, в России у Помазанника Божьего подданные, которые желают служить не Богу, Царю и Отечеству, а сатане, мировому злу и преисподней]. Против Святой Руси и русского государственного и общественного устройства восстали темные богоборческие силы, о существовании которых мальчику в свое время рассказывал Его наставник по Закону Божьему.
В сознание Николая входило также понимание того, что нарушено самое существенное в государственной жизни России — традиционная духовная, патриархальная связь между Царем и русским народом«.[9] Стало понятно после 1-го марта 1881 года, что русский Царь никогда более не сможет относиться к Своим подданным с безграничным доверием. Не сможет, забыв цареубийство, всецело отдаться государственным делам.
Учебный курс гимназии и университета, от прапорщика до полковника
Цесаревич «Николай был немного
выше среднего роста, физически хорошо
развит и вынослив — сказывался результат
отцовской выучки и привычка к физическому
труду, которым Он хоть понемногу, но занимался
всю жизнь.
Царь имел «открытое, приятное, породистое
лицо». Все знавшие Царя и в молодости, и в зрелые
годы, отмечали Его удивительные глаза,
так замечательно переданные в известном
портрете В. Серова. Они выразительны и лучисты,
хотя в их глубине таятся грусть и беззащитность.
Воспитание и образование Николая
II проходило под личным руководством Его
Отца, на традиционной религиозной основе
в спартанских условиях«.[10]»Поскольку
Николай самим рождением Своим предназначался
к будущей верховной власти, на Его воспитание
и образование обращалось самое пристальное
внимание.
Его систематическое обучение началось
в восьмилетнем возрасте по специальной
программе, разработанной генерал-адъютантом
Г. Г. Даниловичем, которого обязал осуществлять
надзор за учебными занятиями Николая.
Программа делилась на две части.
Рассчитанный на восемь лет общеобразовательный курс в общих чертах соответствовал гимназическому, хотя и с существенными изменениями. Древние [классические] языки — греческий и латынь — были исключены, а вместо них Цесаревичу преподавали в расширенном объеме политическую историю, русскую литературу, географию, элементарные основы минералогии и биологии. Особое внимание в первые восемь лет обучения уделялось занятиям современными европейскими языками.
Николай в совершенстве овладел
английским[11] и французским, немецкий
и датский знал хуже.
Он уже с детства полюбил историческую
и художественную литературу, читал ее как
на русском, так и на иностранных языках
и даже как-то признался, что «если бы был
частным человеком, то посвятил бы себя
историческим трудам». Со временем обнаружились
и Его литературные пристрастия: Цесаревич
Николай с удовольствие обращался к Пушкину,
Гоголю, Лермонтову, любил Толстого, Достоевского,
Чехова...«[12]
Высший курс образования, «следующие пять лет посвящались изучению военного дела, юридических и экономических наук, необходимых для государственного деятеля. Преподавание этих наук велось выдающимися русскими учеными с мировым именем: [пресвитер] Янышев И. Л. учил каноническому праву в связи с историей церкви, главнейшим отделам богословия и истории религии»[13]; «Е.Е. Замысловский вел политическую историю; профессор-экономист, министр финансов в 1881—1889 годах и председатель комитета министров в 1887—1895 годах Н. Х. Бунге преподавал — статистику и политэкономию [финансовое право]; министр иностранных дел России в 1882—1895 годах Н. К. Гирс вводил Цесаревича в сложный мир европейских международных отношений; академик Н. Н. Бекетов читал курс общей химии. Профессору и член-корреспонденту Петербургской Академии наук ... генералу от инфантерии Г. А. Лееру были доверены курсы стратегии и военной истории. Военный инженер генерал Ц. А. Кюи ... проводил занятия по фортификации. Историю военного искусства читал А. К. Пузыревский. Этот ряд дополняли профессора Академии Генштаба генералы М. И. Драгомиров, Н. Н. Обручев, П. К. Гудима-Левкович, П. Л. Лобко и другие. Роль духовного и идеологического наставника Цесаревича безспорно принадлежала К. П. Победоносцеву, крупному правоведу, который читал Николаю курсы законоведения, государственное, гражданское и уголовное право.
Занимался Цесаревич Николай
много. К пятнадцати годам Он имел более
30 уроков в неделю, не считая ежедневных
часов самоподготовки. В процессе обучения
наставники не могли ставить Ему оценки
за успеваемость и не задавали вопросов
с целью проверки знаний, но в целом их впечатление
было благоприятным. Николай отличался
усидчивостью, педантизмом и врожденной
аккуратностью. Он всегда внимательно
слушал и был очень исполнителен....Наследник, как и все дети Александра
Третьего, обладал прекрасной памятью.
Легко запоминал услышанное или прочитанное.
Ему хватало мимолетной встречи с человеком
(а таких встреч в Его жизни были тысячи),
чтобы запомнить не только имя и отчество
собеседника, но и его возраст, происхождение
и служебный стаж. Присущий Николаю природный
такт и деликатность делали общение с ним
приятным«. (Страницы жизни. 12—13).
«Чтобы будущий Царь на практике познакомился
с войсковым бытом и порядком строевой
службы, Отец направляет Его на военные
сборы. Сначала два года Николай служит
в рядах Преображенского полка, исполняя
обязанности субалтерн-офицера, а затем
ротного командира. Два летних сезона
Цесаревич Николай проходит службу в рядах
кавалерийского гусарского полка взводным
офицером, а затем эскадронным командиром.
И, наконец, будущий Император проводит
один лагерный сбор в рядах артиллерии».[14]
Он получал очередные офицерские звания,
начиная с прапорщика, последовательно
занимания соответствующие должности
в войсках.
«По свидетельству современников, Его любили в гвардейских полках, отмечая удивительную ровность и доброжелательность в отношениях с товарищами-офицерами, независимо от чинов и званий. Цесаревич не относился к числу тех, кого пугали тяготы походной жизни. Был вынослив, крепок, неприхотлив в быту и по-настоящему любил армию. ...
Военная карьера Николая достигла своей вершины 6 августа 1892 года, когда Он был произведен в полковники. Из-за преждевременной кончины Александра Третьего Его Сыну не суждено было стать генералом российской армии, которыми были все Его предшественники на Престоле и большинство Великих Князей. Императоры не присваивали воинских званий Самим Себе...«[15] Но генеральские звания Ему были присвоены в армиях союзников.
Деятельность Цесаревича не ограничивалась военной службой. Параллельно Отец вводит Его в курс дела управления страной, приглашая участвовать в занятиях Государственного совета и комитета министров.
«К 21 году Николай стал высокообразованным человеком с широким кругозором, прекрасно знающим русскую историю и литературу, в совершенстве владеющим основными европейскими языками.... Блестящее образование соединилось у Николая с глубокой религиозностью и знанием духовной литературы, что не часто встречалось у молодежи из высшего, правящего класса того времени. Александр Третий сумел привить Своему Сыну беззаветную любовь к России, чувство ответственности за ее судьбу. [Все это и дало Ему возможность понести крест искупительного подвига, Иисусу Христу в уподобление!] С детства Николаю стала близка мысль, что Его главное предназначение — следовать русским православным, духовным основам, традициям и идеалам». (Олег Платонов. Заговор цареубийц. С. 94.)
Чудесное спасение Царской семьи в Борках[16]
17 октября 1888 года Цесаревич
Николай испытал страшное потрясение.
В этот день возле станции Борки во время
железнодорожной катастрофы могла погибнуть
вся Царская Семья. Когда Царский поезд
проходил через глубокую балку, произошло
оседание пород и несколько вагонов на полной
скорости угодили в яму.
Царская Семья в момент крушения находилась
в вагоне-столовой. Завтрак приходил к концу,
когда все почувствовали страшное по силе
сотрясение. Катастрофа имела три момента.
Два толчка, а затем не прошло и секунды,
как стена вагона стала разлетаться вдребезги.
Вот что писала выходившая в то время газета
«Гражданин»: «После первого толчка
последовала остановка.
Вторым толчком, силою инерции, был выбит
низ вагона. Все упали на насыпь. Затем
последовал третий момент, самый ужасный:
стены вагона отделились от крыши и начали
падать вовнутрь.По произволению Господню
падающие стены встретились и образовали
крышу, на которую свалилась крыша вагона:
вагон-столовая обратился в приплюснутую
массу.
Весь ход колес отброшен
далеко в сторону и разбился на мельчайшие
части. Крыша, затем свернутая и откинутая
в сторону, открыла жалкие остатки вагона.
Под обломками, казалось, была погребена
Царская Семья.
Но Господь явил великое чудо. Царь, Царица
и Царские Дети были сохранены для Отечества
чудом Всевышнего.
Крыша навалилась на них косо,
рассказывает очевидец Зичи, который находился
в вагоне.
«Между стеной вагона и крышей было отверстие,
через которое я и вошел. За мной вошла графиня
Кутузова. Государыня Императрица была
вынута из окошка вагона. У Государя Императора
оказался сплющенным серебряный портсигар,
с правой стороны в кармане».
По словам очевидца, место катастрофы
представляло ужасную картину. Вагон-кухня
слетел под откос.
Крыша другого, министерского, вагона
снесена к озеру. Первые четыре вагона
представляли собой груду щепок, песка
и железа. Локомотив, неповрежденный, стоял
на пути, но задние колеса врылись в землю,
сойдя с рельсов.
Второй локомотив врылся в песок насыпи.
У Александра III при виде картины крушения
навернулись на глаза слезы.
Мало-помалу вокруг Государя стала группироваться
свита и все оставшиеся в живых. Единственными
свидетелями крушения были оцепенелые
от ужаса солдаты Пензенского пехотного
полка, стоявшие в цепи в этой местности.
Увидав, что нет никакой возможности оказать
помощь пострадавшим силами и средствами
разбитого поезда, Государь приказал солдатам
стрелять. Началась тревога. По всей линии
сбежались солдаты; с ними оказался врач
Пензенского полка; появились перевязочные
средства, хотя и в скудном количестве.
Была слякоть, шел мелкий, холодный дождь с изморозью. Государыня была в одном платье, сильно пострадавшем в момент катастрофы. Под руками не нашлось ничего, чем бы прикрыть Ее от холода, и на Ее плечи накинули офицерское пальто. В первый момент многие из находившихся на месте генералов, желая оказать посильное содействие, делали каждый свои распоряжения, но это только тормозило общий ход работ по оказанию помощи. Видя это, Государь взял на Себя распоряжение оказания помощи«.
С 1889 года Государь начинает привлекать Николая к работе в высших государственных органах, приглашая участвовать в занятиях Государственного Совета и Комитета Министров. Александр III разработал для Сына практическую образовательную программу для ознакомления с различными областями России.
Для этого Наследник сопровождал Своего Отца в многочисленных поездках по стране. [«В качестве завершения Своего образования Николай Второй совершил кругосветное путешествие. За девять месяцев Он проехал Австрию, Триест, Грецию, Египет, Индию, Китай, Японию, а далее сухим путем через всю Сибирь»[17].]
Во Владивостоке Он участвовал в открытии строительства Сибирской железной дороги, на закладке дока и памятника адмиралу Невельскому.
В Хабаровске Наследник присутствовал на освящении памятника Муравьеву-Амурскому. Через Иркутск, Тобольск, Екатеринбург Николай вернулся в Царское Село возмужавшим и окрепшим. Вдали от родителей Он провел 9 месяцев (с 23 октября 1890-го по 4 августа 1891-го), проделав путь в 35 тысяч верст.
После такой школы жизни, которую прошел во время кругосветного путешествия Наследник, Александр III начал поручать Ему более серьезные дела. Николай был назначен председателем комитета Сибирской железной дороги.Он присутствовал на всех его заседаниях, относясь к этому назначению с большой ответственностью.Отец также поручил Николаю председательствовать в особом комитете по доставке помощи населению губерний, пострадавших от неурожая (действовал до 5 марта 1893 года). Комитет собрал пожертвований более чем на 13 миллионов рублей и распределил их среди голодающих крестьян.
Кроме работы в этих комитетах, Николай постоянно приглашается на заседания высших государственных учреждений, где практически знакомится с наукой управления великой страной.
«О, Ты, Небесный Избранник, о, великий искупитель, Ты выше всех»![18]
Очень интересна и многое объясняет и в поступках Царя Николая Второго во время Его Царствования, и в российских событиях после 1917 года проповедь, произнесенная после войны епископом (тогда протоиереем) Митрофаном (Зноско-Боровским)[19] в день Тезоименитства Царя-искупителя[20].
[В проповеди рассказывается пророчество о потрясающе грандиозной роли святого Царя, тогда еще Цесаревича, Николая в судьбах всего мира, в спасении русского народа, в победе добра над злом.]
А). Весь буддизм, в лице буддийских священнослужителей, склонялся перед Цесаревичем
«Наш умученный и убиенный Император Николай Александрович, еще в бытность Наследником, [в апреле 1891] посетил Японию. Это интересное Его плавание описано князем Ухтомским в его 2-томном труде. Да благословит меня Господь поведать вам, мои дорогие, об этом интересном и исключительно важной, но мало кому известной, странице из жизни Царя-искупителя прежде, чем приступим к молитве о Нем. [Правильнее было бы обратиться с молитвой к Нему!] Во время этого путешествия общее внимание, говорит историк, участник путешествия, — привлекали те особые знаки почитания и почести, которые оказывались Наследнику Цесаревичу буддийскими священнослужителями при посещении Им буддийских храмов. Это не были просто почести, оказываемые Наследнику Престола Великой Державы, — в лице их как бы весь буддизм склонялся перед Цесаревичем. [Это ли не есть проповедь Православия Цесаревичем Николаем Александровичем, а буддизмом — признание, всемогущества Иисуса Христа!]