Законодательство эпохи Петра I

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2015 в 20:42, реферат

Краткое описание

Преобразования Петра Великого, его деятельность, личность, роль в судьбе России - вопросы интересующие и привлекающие внимание исследователей нашего времени не менее чем в прошлые века.
'' В последнее время многие писатели, публицисты , продолжая в этом отношении традиции словянофильской и народнической историографии, пишут о том , что не будь Петра и его преобразований , развитие России могло пойти по иному , менее драматическому пути

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………4
Глава 1
1.1 Краткая характеристика эпохи……………………………………………….4
1.2Петр 1………………………………………………………………………………………..5


2глава : 1697-1700 гг.
2.1Судебная реформа…………………………………………………………………….6
2.2Военные реформы…………………………………………………………………….9


3глава : 1700-1721 гг.
3.1Областная (губернская) реформа……………………………………………13
3.2Финансовые(денежная) реформы…………………………………………...15
3.3Церковная реформа…………………………………………………………………22
3.4 Реформа в сфере образования…………………………………………………24
Заключение…………………………………………………………………………27
Список литературы ………………………………………………………………………29

Вложенные файлы: 1 файл

Petr_I.docx

— 97.95 Кб (Скачать файл)

        Второй этап  реформ Петра I в области судоустройства связан с реорганизацией

центрального правительственного аппарата, а потому началом его можно считать1717–1718 гг., когда взамен приказов было решено учредить коллегии. Они строились по единому принципу разделения отраслей управления, усиливая тем самым централизацию государственного аппарата. Коллегии обладали единообразными штатами, четким разграничением обязанностей, выполняли предписанные им функции на всей территории страны. [ 13 c. 153-157]

      Вместе с учреждением сената последовало учреждение фискалов. Главный фискал на все государство назывался обер-фискалом. Он должен был надсматривать тайно и проведывать: нет ли упущений и злоупотреблений в сборе казны, не делается ли где неправый суд, и за кем заметит неправду, хотя бы и за знатным лицом, должен объявить перед сенатом; если донос окажется справедливым, то одна половина штрафа, взыскиваемого с виновного, шла в казну, а другая поступала в пользу обер-фискала за открытие злоупотребления. [ 12c. 118 ] 

 С учреждением сената ратуша хотя не была уничтожена, но потеряла свое прежнее значение, и власть губернаторов стала простираться на торговое сословие. Губернаторам было отдано ямское дело, а ямской приказ был упразднен. На них же возложено было отыскание металлических руд, и особый существовавший до сих пор приказ рудных дел был уничтожен. С целью преобразования монетной системы учреждено особое место, так называемая купецкая палата. Все, у кого были старые деньги, должны были сносить их в купецкую палату и обменивать их на новые. [ 4 c. 664 ]

Таким образом, в ходе реформ Петром I были созданы две системы отдельных инстанций: сначала судебно-административная (коменданты, городовые и провинциальные воеводы-губернаторы), а в 1717 г. – судебная (судьи и городовые провинциальные суды – надворные суды).

5  Следствием чего стали замедление делопроизводства в судах, скапливание дел, не-удовлетворительное их решение, а впоследствии – отказ от созданной Петром I системы общих местных судебных органов. Кроме того, помимо указанной системы Петр I в первой половине XVIII в. образовал «особенные» суды: городские, военные и церковные. Однако он не предусмотрел новых специальных крестьянских судов, поскольку гражданские дела крестьян стали подсудны комендантам и ландратам, поначалу заменившим воевод, т. е. различные категории крестьянства подлежали суду тех органов управления, в ведомство которых входили. Так, помещичьи и вотчинные крестьяне (эти категории при Петре I были соединены в одну) подлежали суду помещика или вотчинника, за исключением случаев особо тяжких преступлений. [ 12 c. 120 ]

Итак, в эпоху правления Петра I начинается новый период в развитии судебных законов. Не преследуя задачи отделения суда от администрации, Петр I создает органы, круг ведомства которых ограничивается судебными делами. Данные органы имеют относительно определенную взаимную инстанционную связь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Военная реформа

Военные реформы занимают особое место среди Петровских преобразований. Они имели наиболее ярко выраженный классовый характер. Сущность военной реформы состояла в ликвидации дворянских ополчений и организации постоянной боеспособной армии с единообразной структурой, вооружением, обмундированием, дисциплиной, уставами. 

Осуществляя глубокую и всестороннюю реорганизацию государства и вооруженных сил, первый император России уделял большое внимание разработке военно-дисциплинарного законодательства. Он хорошо понимал, что строительство современной армии невозможно без крепкой воинской дисциплины , которая в условиях светского государства должна быть основана не на страхе перед произволом начальника, а на ответственности военнослужащего перед законом.

Петр I стремился «поставить в основание всей системы военного устройства закон как необходимое условие для утверждения порядка и научить действию законов всех – от начальника до военнослужащих, от солдата до главнокомандующего, без различия чина и сословий».

Появлению петровского дисциплинарного законодательства предшествовала значительная организационная и интеллектуальная работа. Изначально к созданию нового военно-уголовного законодательства были привлечены отечественные и зарубежные пециалисты в области права. На заключительном этапе активное участие в разработке норм дисциплинарного права принял сам император .По поручению Петра I была разработана специальная программа поездок за границу «волонтеров»,которые наряду собучением морскому, военно-инженерному и артиллерийскому делу собирали сведения об устройстве западных армий, системе 

военного обучения и исциплинарной практике.В1697 г. царь послал за границу майора Преображенского полка А.А. Вейде «для присматривания новых воинских дел и поведений». Вейде изучил устройство «французской, нидерландской, саксонской и цесарской армий», в последнейпрошел своего рода «стажировку». По возвращении в Россию оно вместно с Я.Брюсом работал над «Воинским наказом как содерживатся» и «какое кому наказание за вины». В 1701 г. по приказу Петра начал «в воинских правах трудиться» надзиратель артиллерии А.Виниус, который сделал перевод ряда иностранных документов.

В 1710 г. появляются написанные лично царем «Пункты командному составу»,в которых Петр дает указания военным руководителям по поддержанию внутреннего порядка в действующих войсках.

В 1711 г. издается «Регламент кригскомиссариату», а в 1712 г. – «Краткое изображение процессов или судебных тяжеб , против римских, цесарских и саксонских прав», направленные на улучшение снабжения русских войск, пресечение казнокрадства и других злоупотреблений. Эти законодательные акты носят наиболее общий характер. Помимо них издавалось огромное число документов, связанных с решением конкретных дисциплинарных задач. Вершиной военного законодательства петровского периода стала разработка в 1716 г. «Устава воинского»1 и в 1720 г. «Устава морского»2. «Устав воинский» Петра Великого включает сам воинский устав и три приложения к нему. В  основу положены лучшие образцы иностранного уставного творчества: имперские германские, шведские(в артикуле), саксонские (в процессах),французские (в экзерцициях). Вместе с тем авторитетнейший исследователь военного законодательства Петровской эпохи П.О. Бобровский отмечал, что Петр принимал чужеземные военные законы лишь  «после опытов в войне и критической их оценки»,и«вводилось только то, что было годно, и отбрасывалось то, что было негодно».

Устав воинский закрепил результаты военных реформ Петра I в области организации, комплектования, обучения, воспитания войск, а также изменения в способах ведения боевых действий с учетом опыта Северной войны 1700–1721 гг. По мнению П.О. Бобровского, только со времени появления «Устава воинского»следует считать учреждение регулярного войска в России совершившимся историческим фактом.6

Признавая большое значение всего «Устава воинского» в деле поддержания дисциплины в петровской армии, рассмотрим «Артикул воинский» как документ, который был крупнейшим уголовно-правовым актом общегосударственного значения, непосредственно обеспечивал правопорядок, законность и нравственное воспитание в регулярной армии и был рассчитан, в первую очередь, на военнослужащих. Необходимость решения дисциплинарной проблемы в армии привела к тому, что в Артикуле, наряду с общеуголовными преступлениями, была закреплена система воинских преступлений. Анализ этого военно-правового документа свидетельствует, что дисциплина в петровской армии опиралась на карательно  устрашающий принцип.

7Исключительное внимание было уделено законодателем институт унаказания .Впервые были определены цели и задачи наказания, которые заключались в возмездии за содеянное, в устрашении правонарушителя и народа, в ограждении общества от преступника,в предупреждении преступлений путем ликвидации субъекта, приведения его в физическую непригодность. Отсюда обилие жестоких казней, «членовредительных» и «осрамительных» наказаний, не  щадивших ни живых, нимертвых. Наиболее эффективной мерой наказания в тех условиях, по мнению Петра 1,Являлась смертная казнь ,которая делилась на обыкновенную и квалифицированную.

К первой относились: отсечение головы, повешение, расстрел (аркебузирование),который применялся исключительно к военным преступникам. К квалифицированным видам смертной казни, применявшимся за наиболее серьезные преступления, относились: четвертование, колесование, сожжение, посажение на кол, залитие горла расплавленным металлом характерной особенностью всех видов наказаний были устрашение, публичный и ритуальный характер наказаний. Исполнение казни обставлялось грознои зловеще, чтобы оказывать сильное воздействие на сознание окружающих.

[ 8 c . 165-166 ]

Демонстративные действия устрашающего характера были довольно распространенной воспитательной мерой. Особенно часто они применялись, когда тяжелые условия походов приводили к снижению дисциплины. Так, при возвращении из Прутского похода по приказу Петра I накаждом ночлежном пункте строились виселицы как предупреждение о немедленной казни без суда за попытку побега.

Упоминалось в артикулах и об одном из самых жестоких ритуалов – «децимации»,сущность которого заключалась в лишении жизни солдат, бежавших с поля боя, по жребию военного суда, в определенной пропорции к общей численности подразделения. Анализ дисциплинарного законодательства исследуемого периода позволяет сделать вывод, что в этом направлении в эпоху Петра I был сделан серьезный шаг вперед. Появились законодательные источники, которые полностью регламентировали воинскую жизнь, определяли перечень воинских преступлений и проступков, намечали систему мер укрепления воинской

дисциплины.

Военная реформа, как уже отмечалось, была первоначальным преобразовательным делом Петра, наиболее продолжительным и самым тяжелым как для него самого, так и для российского народа. Она имеет очень важное значение для русской истории, так как она оказала глубокое воздействие не только на решение проблемы государственной обороны, но и на весь склад общества и на дальнейший ход событий в стране. Допетровские войска Московского государства для своего времени были вполне эффективны и успешно выполнили свою задачу по обороне страны.      Военная реформа была направлена на коренную реорганизацию вооруженных сил страны: создание регулярной армии и постройку мощного отечественного флота. Армия формировалась на основе рекрутской системы, введенной в 1705 г. В соответствии с этой системой солдатский состав полевой армии и гарнизонных войск формировался из крестьян и других податных сословий, а офицерский корпус из дворян. 

8 В то время эта система господствовала во многих странах Европы. 
Петр провел радикальную реформу комплектования армии – ввел рекрутскую повинность. Главной причиной этого нововведения послужила пустая государственная казна. Именно поэтому для организации большой регулярной армии пришлось вводить принудительные рекрутские наборы.К концу правления Петра Россия имела 130 тыс. армию из трех родов войск - пехоты, кавалерии и артиллерии. Кроме того, около 70 тыс. человек находилось в гарнизонных войсках, 6 тыс. - в ополчении и свыше 105 тыс. - в казачьих и других нерегулярных частях.  
      Создание мощной регулярной армии привело к значительному увеличению стоимости их содержания. К 1725 г. расход на содержание армии и флота составлял 52 - 58 млн. руб. (в деньгах XIX века), что равнялось не менее 2/3 тогдашнего бюджета доходов.  
Можно сколько угодно спорить об эффективности наемных войск, но при этом очевидно, что содержание их обходилось государству намного дороже содержания войска, где служба – не работа, а почетная обязанность гражданина. 
    Главные итоги военных реформ Петра Великого заключаются в следующем: 
- создание боеспособной регулярной армии, одной из сильнейших в мире, которая дала России возможность воевать со своими основными противниками и побеждать их; 
- появление целой плеяды талантливых полководцев (Александр Меншиков, Борис Шереметев, Федор Апраксин, Яков Брюс и др.); 
- создание мощного военного флота;

-гигантский рост военных расходов  и покрытие их за счет жесточайшего  выжимания средств из народа.[4 c . 665 ]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3

3.1 Областная  реформа

      Областная реформа была начата указом Петра I от 18 декабря 1708 г., в соответствии с которым страну разделили на восемь губерний: Московскую, Ингерманландскую, переименованную в 1710 г. в Санкт-Петербургскую, Киевскую, Смоленскую, Архангельскую, Казанскую, АзовскуюиСибирскую.

В связи с сохранявшейся нераздельностью органов управления и суда административно-территориальное деление отождествлялось с распределением по судебным округам. Глава губернии – губернатор осуществлял и судебные функции. В 1713 г. при нем учреждались ландраты. вместе с которыми он коллегиально решал все дела, в том числе и судебные. По указу от 20 января 1714 г. ландратов должны были выбирать провинциальные дворяне, а с 1716 г. их стал назначать Сенат. Учреждение ландратов являлось попыткой Петра привлечь российских дворян к выборной службе, однако эти органы просуществовали всего два года. Кроме того, согласно штатам 1715 г. при  губернаторе для выполнения судебных функций вводилась должность ландрихтера, хотя его полномочия не были четко определены в законе. По-видимому, предполагалось, что он станет низшей судебной инстанцией в губерниях преимущественно по спорным земельным искам. Таким образом, на первом этапе судебно-административных реформ правительству Петра I не удалось создать «регулярно» организованной общей судебной системы, вместе с тем были проведены первые попытки отделения суда от управления путем формирования специальных судебных органов – ландрихтеров и установления судебно-административных инстанций. Если для предшествующих этапов развития феодального суда было характерно деление органов управления и суда на высшие, центральные и местные, то указом от 17 марта 1714 г. создаются судебные инстанции. В частности, данным указом повелевалось подавать челобитные в городах комендантам, жаловаться на комендантов – губернаторам, а на губернаторов – Сенату.

9Таким образом, в 1718 г. Образовывалась новая судебная система, состоявшая из двух единообразных судебных инстанций, а именно: надворного суда и городового, или нижнего, суда, непосредственно подчиненных Юстиц коллегии. Последний по разному назывался в законодательстве: уездный, земский, нижний или нижний городовой, провинциальный суд. Там, где новые суды не были созданы, их функцию выполняли соответственно воеводы, губернаторы, вице-губернаторы, обер-ландрихтеры, ландрихтерыи городовые судьи. Надворный суд составлял вторую высшую областную судебную инстанцию, причем ему были подсудны дела нескольких губерний, по примеру гофгерихтов в Швеции. Тем самым как бы создавались особые судебные округа, не совпадающие с административно-территориальным делением страны. Вместе с тем надворный суд являлся судом первой инстанции для города или уезда, в котором он был расположен. Там, где не были учреждены надворные суды, их функции выполняли губернаторы.

[4c . 667]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Денежная реформа.

К проведению денежной реформы приступили в конце 90-хгг. XVIIв. Осуществляли ее взвешенно и продуманно на протяжении 20 лет. Главные задачи денежной реформы состояли:

Информация о работе Законодательство эпохи Петра I