Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 12:54, контрольная работа
Цель работы:
характеристика содержания древнеиндийских Законов Ману, их роль и влияние на государственный и общественный строй в Древней Индии.
В исследовании использованы тексты из Законов Ману, а также работы авторов по истории государства и права зарубежных стран, истории Древнего Востока.
Введение 3
Глава I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДРЕВНЕЙ ИНДИИ 4
1.1. Периодизация истории индийских цивилизаций 4
1.2. Религиозные учения и общины 7
1.3. Варно-кастовая социальная структура и организация власти 10
Глава II. ЗАКОНЫ МАНУ В ДРЕВНЕИНДИСКОМ ОБЩЕСТВЕ 16
2.1. Общая характеристика 16
2.2. Структура Законов Ману 18
2.3. Имущественные отношения. Брак и семья 21
2.4. Организация суда и правила судопроизводства. Преступления и наказания 22
Заключение 29
Список источников 31
Содержание
Законы Ману1 - это один из известнейших памятников древнеиндийской литературы и исторический источник.
Этот сборник пользовался большим авторитетом у индийцев в древности и в средние века.
Уже в VI-V вв. до н.э. в Индии, в долине Ганга, возникали крупные рабовладельческие государства. Новые государства выходили за племенные рамки не только территориально: приспособлялись к новым условиям родо-племенные институты, происходили изменения в идеологии и т.д.
Обычное право и устные традиции уже не могли удовлетворять потребности государства. Возникли дхармасутры – основанные на «священном откровении» (на Веде) сборники фиксированных письменных правовых норм. Из дхармасутр выросли дхармашастры – правовые трактаты, более систематизированные, предназначенные для изучения и лучшего запоминания, написанные стихами, которые и составили основное содержание Законов Ману.
Объект данного исследования – характеристика содержания древнеиндийских Законов Ману, их роль и влияние на государственный и общественный строй в Древней Индии.
В исследовании использованы тексты из Законов Ману, а также работы авторов по истории государства и права зарубежных стран, истории Древнего Востока.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
История Древней Индии распадается на два крупных периода – хараппскую и ведическую цивилизации.
Первый из них воспринимают сегодня как период протоиндуистской культуры, возникшей около 3000 год до н.э. в северо-западной части современной Индии и протянувшейся вдоль реки Инд.
Она была названа хараппской по названию места раскопок 1922 года, которые обнаружили реликты однородной городской, а также письменной (морфемно-слоговой) культуры2.
К ней относятся два города, в которых производились раскопки, - Хараппа, древняя столица Пенджаба на берегу реки Рави, и Мохенджо-Даро, расположенный в 645 км от него, на берегу реки Инд, в штате Синд.
Здесь сильны были пережитки матриархата, что, по всей видимости, сказывалось и на сакральной характеристике царской власти: цари, подобно правителям Египта или Шумера, считались сынами божества, а Мать-Богиня выступала одновременно символом созидания и продолжения жизни.
Существовало также
Второй период связан с экспансией и расселением в этом районе арийских племен с середины 2-го тысячелетия до середины 1-го тысячелетия до н.э., когда были созданы несколько новых царств и распространились священные гимны и песнопения ариев под названием Веды.
Из четырех дошедших до нас Вед наиболее известна и почитаема самая древняя – Ригведа («знание гимнов»), состоящая из 10 книг (мандал) и содержащая 1028 гимнов (10 462 стиха), обращенных к различным божествам. По объему она превосходит «Илиаду» и «Одиссею», вместе взятые.
Именно в Ригведе индийская мифология представлена с наибольшей полнотой. Пантеон богов во главе с царем богов Индрой (олицетворением молнии, грома и разрушительных стихий) включает божества многих природных стихий и космических сфер. Среди них бог Сурья (солнце), Ушас (заря), Варуна (божество вод и миропорядка), Агни (божество жертвенного огня), Сома (опьяняющий и дарующий бессмертие священный напиток), Ваю (бог ветра), Руда (бог грозы) и др3.
Период оформления и распространения священных текстов на рубеже 2-го – 1-го тысячелетий до н.э. становится периодом стабилизации социальной и политической структуры, однако в конце своего тысячелетнего существования ведическая цивилизация стала иметь дело с возникающими новыми религиозными доктринами и культовой практикой, в частности с буддизмом и джайнизмом.
В этот же период Индия испытывает вторжение нескольких могущественных завоевателей. В 512 году до н.э. персидский царь Дарий завоевывает провинции Гандахар и Синд. В 327-325 гг. до н.э. Александр Македонский предпринимает поход в Индию, но его движение было приостановлено рядом внутренних и внешних трудностей.
В 321 году до н.э. индийский правитель Чандрагупта основывает династию Маурьев, правившую почти полтора столетия. Ему же удается в 305 году до н.э. приостановить вторжение Селевка Никатора, правителя династии Селевкидов. Около 272-231 гг. до н.э. Ашока, внук Чандрагупты, объединяет большую часть Индии под своей властью и принимает буддизм.
После его смерти империя распадается. Греки из Бактрии, которая была частью империи Селевкидов, вторгаются в страну и основывают малые царства в Пенджабе.
О хараппской цивилизации известно лишь из археологических материалов. В ней насчитывалось 140 городов (3 из них были крупными). Улицы прокладывались прямые и длинные – 34 фута в ширину и полмили в длину. Дома возводились из обожженного кирпича с комнатами, кухней и ванной. Имелись также сооружения с бассейнами, в которых совершались ритуальные омовения.
После вторжения индоариев центр переместился в бассейн Ганга, откуда арии заселили центральную часть полуострова, колонизовали территорию острова Шри-Ланка и через Гималаи проникли в Китай.
Арии помимо вероятного включения
местных богов в свой пантеон
научились у местных жителей
строительству ирригационных
Индия в этот период становится страной воинов и священнической знати, страной искусных ремесленников, умелых купцов, менял и актеров.
По некоторым сведениям, древние жители еще в хараппские времена имели торговые отношения с Месопотамией и Средней Азией.
Таким образом, в древнеиндийской истории можно выделить следующие периоды:
- протоиндийская, или хараппская, цивилизация (конец 4-го – середина 2-го тысячелетия до н.э.);
- ведическая цивилизация (1500 – 600 гг. до н.э.);
- последующий магадско-маурийский период (V в. до н.э. – II в. н.э.).
Последний период получил название от государства Магадха и империи Маурьев (основана в 321 г. до н.э. царем Чандрагуптой I в Северной и Центральной Индии).
Религии Индии отличаются большим многообразием и отсутствием (за исключением постведических) единого пророка и основателя.
Религиозная традиция, именуемая индуизмом, насчитывает пятитысячелетний период существования и развития, однако само это название появляется только в XII века в связи со стремлением мусульманских завоевателей Индии провести различие между верованиями индийского народа и исламом.
Среди индуистских богов различают богов доарийского периода, богов ведического периода и более поздние религиозные течения самого индуизма и соперничавших с ним течений (джайнизма, буддизма).
В союзе трех богов доарийского периода, почитаемых до настоящего времени, Брахма предстает господином всего сущего. Он выходит за пределы всякого поклонения, и храмы, ему посвященные, не обнаружены.
Супруга Брахмы по имени Сарасвати является богиней знаний, учения и истины.
Судьбы людей, подобно вавилонскому Шамашу, контролирует Вишну-хранитель. По своей природе он добр и благожелателен. Устанавливать близкую связь с людьми ему помогают его 10 воплощений (аватар): он исполняет роль рыбы во время великого потопа для предупреждения людей, черепахи, которая спасала богатства от потопа, а также Рамы, благородного героя «Рамаяны», и Кришны (одновременно и бог, и герой многих мифов, выступающий в роли любовника, воина и царя). Одним из его воплощений считается Гаутама Будда, основатель буддизма.
Супруга Вишну по имени Лакшми – это богиня удачи и красоты. Источником и добра и зла, который уничтожает жизнь и заново творит ее, является бог Шива-разрушитель.
Его супруга Кали (другое имя – Дурга) олицетворяет суд и смерть и почитается «Великой Матерью».
Среди ведических богов чаще всего в Ведах упоминается Индра. Индра – изначально бог-воитель кочевых арийских племен – с помощью молнии одержал победу над драконом, пытавшимся задержать течение вод. Он победил солнце и освободил из его плена рассветы. Агни, бог огня и жертвоприношений, считается жизненной силой внутри природы. Он тот, кто соединяет землю, небо и воздух между ними.
Ригведа воспевает его как «возвращающего жизнь всем существам». Главой ведических богов является Варуна (ср. греч. Уран), хранитель космического порядка.
Его представляют облаченным в золотую мантию и отождествляют с Митрой (божество персов, покровитель и гарант соблюдения договоров). Он обладает властью наказывать или награждать. Он же следит за соблюдением правил обрядов (puma) и божественных установлений (дхарма). Таким образом, он управляет космическим порядком и следит за соблюдением законности на небесах и на земле.
В ведический период многие из религиозных гимнов стали считаться откровением Брахмы (всеобъемлющий источник всего живого), полученным в форме словесного откровения вдохновенными мудрецами (риши).
Считалось, что именно мудрецам дарована возможность постижения того знания, которое считалось бессмертным (оно обозначалось термином санатана – «вечная» дхарма).
Позднее было проведено различие между знаниями, полученными в результате откровения (шрути), и теми, которые сохранялись в памяти (смрити – запомненное)4.
Законы Ману относятся к разряду «запомненного» из наставлений Ману – легендарного прародителя людей (по другим версиям, Ману – один из древних правителей-царей, который спасся, подобно библейскому Ною, во время вселенского потопа благодаря содействию божественной рыбы, в которую воплотился бог Вишну).
Создатель нового учения Сиддхарта Гаутама (563-483), ставший Буддой (Просветленным), отверг культ жертвоприношений и кастовую систему и проповедовал новый путь спасения: брахманская концепция спасения «мокша» стала толковаться им как освобождение.
Освобождение он связывал с достижением нирваны (с «погашением» желания, которое является причиной мук и страданий и которым отмечен человеческий удел).
Освобождение не предполагало ни аскетического отшельничества, ни впадения в экстатическое состояние. Его учение говорило о «Восьми Благородных Шагах» к достижению состояния нирваны.
Восьмеричный Путь акцентирует внимание на следующем:
- моральности (праведная речь, праведное действие, праведное занятие);
- духовной дисциплине (праведное усилие, праведное сознание, праведное самообладание);
- самосозерцании (праведное знание, праведное отношение).
Впоследствии буддизм разделился на два крупных идейных течения:
- ортодоксальное (суровая и элитарная школа старой мудрости, известная также как хинаяна – «малая колесница»);
- реформированное (более широкая трактовка учения, основывающаяся на письменной и дополняющей ее устной традиции, восходящей к беседам Будды со своими верными учениками.
Оно получило название «большая колесница», или махаяна. Существует также возникшая на базе махаяны в VII в. третья форма буддизма, соединившая в себе магические и мистические обряды, - так называемый тантризм, одним из хранителей и проповедников которого являются ламы Тибета.
По мнению М.Малерба, современного историка религий, тантризм своей предрасположенностью к мистике напоминает православие, тогда как «большая колесница» больше похожа на католицизм с его культом святых, а «малая колесница» ближе к протестантизму своей «пуританской» стороной догматики и практикуемых обрядов.
Буддизм разделяет также отказ от насилия – ахимса (иногда переводится как «непричинение вреда»), впервые сформулированный другим религиозным течением – джайнизмом, основателем которого считается Махавира (599-527).
Позднее, уже в XX столетии, ахимса в интерпретации идейного лидера национально-освободительного движения Махатмы Ганди стал основополагающим принципом индуизма, а немецкий философ Альберт Швейцер на звал этот принцип «благоговением перед жизнью».
Наряду с ахимсой джайны относят к добродетели пять вечно моральных принципов: щадить любую жизнь, быть целомудренным, ничем не обладать, ничего не приобретать, никогда не лгать.
В буддистской хинаяне подобные моральные заповеди группируются в несколько разновидностей – 5, 8, 10, 200 и 500 заповедей.
Дифференциация заповедей является плодом комментаторской и упорядочивающей работы буддистских религиозных философов, подобно тому как дифференциация 10 заповедей и превращение их в несколько сотен дозволяющих или запрещающих правил стало делом ученых толкователей Торы и Мишны.
Пять буддистских заповедей имеют следующий вид: не убивай, не кради, будь целомудренным (не совершай незаконных сексуальных сношений), не лги, не потребляй дурманящих яств.