Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 08:31, диссертация
Окончание Крымской войны не привело к немедленному прекращению войны на Северо-Западном Кавказе. Вместе с тем в противостоянии с царизмом произошло ослабление позиций адыгов, силы которых были на исходе после поражения Шамиля и смерти в 1859 г. Сефер-бея Заноко. В значительной степени это было обусловлено и социальной борьбой с Черкесии. Наиболее значительным событием явилось восстание в 1856 г. бжедугских крестьян, получившее название «Пши-орк-зау» (война против князей и дворян).
Официальное выселение кавказских горцев в Турцию, как военная и политическая мера, началось в 1862 г., когда состоялось утверждение постановления Кавказского комитета по этому вопросу. Но переселенческое движение началось еще задолго до завершающего этапа освободительной борьбы горцев вслед за усиливающимися военными действиям царских войск. Чтобы ускорить выселение адыгов, 10 мая 1862 г. была создана специальная государственная комиссия по их переселению, а семьях выселенцев выделялась денежная субсидия. В ряде морских пунктов стали действовать комиссии по отправке черкесов. Войска усиливали натиск, в каждом ущелье действовали особые отряды для изгнания людей или уничтожения непокорившихся аулов. Но адыги не хотели оставлять родные земли. По мнению генерала Н.И. Евдокимова, выселение непокорных адыгов в Турцию являлось важной государственной мерой, способной «окончить войну в кратчайший срок...»2.
Известный историк и археолог О. X. Лайпанов писал, что «царская администрация на Кавказе вела среди горцев широкую агитацию (тайную и явную) с призывом переселиться в Турцию. Она
распространяла воззвания и прокламации даже от имени турецкого паши .
В свою очередь и Турция направляла на Северо-Западный Кавказ многочисленных агентов, которые агитировали адыгов в пользу переселения. Турецкое правительство охотно принимало переселенцев, потому что было заинтересовано получить новый народ - народ воинственный, воспитанный на традициях мужества, благородства и беззаветной преданности. В своих провокационных целях турецкие агенты использовали тяжелое положение адыгов, которое ухудшилось в связи с эпидемией тифа и оспы, а также в результате голода и неурожая 1863 г.
Выселение западных адыгов в Турцию совершилось в два этапа: первый - в 1859-1862 гг., а второй - в 1863-1864 гг. Прежде всего был поставлен вопрос о выселении абадзехов и шапсугов, чтобы развернуть колонизацию в данном районе5. По мере наступление царских войск вынуждены были покинуть свои места натухайцы и бесленеевцы. Им было предложено перейти на специально отведенные места или отправиться в Турцию в самый короткий срок. Царскими войсками внезапно были окружены бесленеевцы, которых силой отправили на Кубань. Из них 600 семейств отправились под конвоем в Турцию6.
1 Лайпанов О. X. К истории переселения горцев Северного Кавказа в Турцию // Труды Карачаево-Черкесского НИИ. Ставрополь, 1956. Вып. V. С. 112.
Адыги отправлялись в Турцию морем на маленьких суднах, мало приспособленных к длительному плаванию. Г. Д. Орбелиани, заменявший наместника Кавказа, подчеркивая вынужденный характер переселения черкесов в Турцию, писал: «В последнее время весьма многие из горцев, принадлежащих к непокорным еще нам племенам западной части Кавказа, будучи теснимы нашими войсками, ищут
возможности удалиться в Турцию» . Военные власти принимали особые меры, чтобы адыги переселялись массами с наименьшей растратой своего имущества. Войскам было предписано «двигаться облавой и понуждать целые аулы к переселению, давая им кратковременный срок для сбора имущества» .
Изгнание адыгов из их родных мест сопровождалось разорением аулов, посевов, садов. «Помню, - писал полковник Шарап, - наш отряд под командою генерала Бабича, в чудеснейшие дни начала лета, как саранча передвигался к чудным землям горцев, и их на диво богатые нивы: пшеницы, ржи, проса, кукурузы - ломом ложились под ногами солдат, лошадей, артиллерии; разбросанные причудливо хуторками аулы горели и своим дымом заставляли принимать только что вполне разившуюся листву неестественно бурый цвет» .
Адыгское мухаджирство являлось следствием колониальной политики царизма и реакционных устремлений Турции. Экономические факторы не могли играть весомой роли в мухаджирстве. Адыгейский археолог и историк П. У. Аутлев по этому поводу писал: «Во всем адыгейском обществе, в котором, в силу раннефеодальных отношений, не завершился процесс закрепощения крестьян, основную массу составляли не крепостные, а тфокотли, еще окончательно не потерявшие личную свободу. При таких условиях местным феодалам не приходилось дорожить человеческими душами» .
2 Касумов А. X., Касумов X. А. Указ. соч. С. 152. |
3 Короленко П. П. Переселение казаков за Кубань. Русская колонизация на Западном Кавказе // Кубанский сборник. Т. 16. С. 441.
4 Аутлев П. У. Об основной причине мукаджирства адыгов в XIX веке // Черкесия в XIX веке. Майкоп, 1991. С. 245.
Роль религиозного фактора в переселении адыгов в Турцию была весьма незначительной. Еще в 1913 г. Ахмат Цаликов указывал на то,
что религиозный фанатизм не мог играть большой роли в мухаджирстве
по причине слабости позиций ислама в Черкесии7.
Сведения о численности адыгов-мухаджиров противоречивы. По
данным официальных источников, число переселенцев из Северо-Западного Кавказа в Турцию на февраль 1865 г. составляло 470703 человека . По подсчетам же председателя Кавказской археографической комиссии А. П. Берже, анализировавшего официальные статистические сведения, за период с 1858 по 1865 год в Турцию переселилось 439194 человека .
Мнения исследователей-кавказоведов по этому вопросу расходятся. Так, О.Х. Лайпанов считает, что численность мухаджиров-адыгов составляет 307 тыс. человек . Историк А. X. Касумов приводит цифру в 470 тыс., но по его мнению, «эти цифры явно занижены»8.
Один из потомков адыгов-мухаджиров, ныне проживающий в Адыгее, Н. Берзедж пишет, что с 1857 по 1910 гг. с Северного Кавказа было насильственно выселено не менее 1 млн. 700 тыс. адыгов9. Исследователь С.Г. Кудаева, специально занимавшаяся проблемой мухаджирства отмечает, что с 1857 по 1877 гг. в Османскую империю переселилось примерно 1 млн. 400 тыс. человек .
1 Цаликов А. Т. Кавказ и Поволжье: Очерки инородческой политики и культурно-хозяйственного быта. М, 1913. С. 14.
Дзидзарил Г. А. Мухаджирство и проблемы истории Абхазии... С. 210. Берже А. П. Выселение горцев с Кавказа... С.28.
4 Лайпанов О. X. Указ. соч. С. 113.
7 Кудаева С. Г. Огнем и железом... С. 89.
8 Берже А. П. Указ. соч. С. 164.
Сложнее обстоит дело с определением этнического состава переселенцев. По мнению А. П. Берже, «сколько тысяч горцев было отправлено на частных, казенных и турецких судах определить можно, но кто именно отправлялся: бжедуги, абадзехи или шапсуги, оказывалось известным только в редких случаях» .
Известный исследователь Т. X. Кумыков попытался решить эту проблему. Исследуя архивные источники, он пришел к выводу, что с 1859 по 1865 г. было выселено: натухайцев - 45 тысяч, абадзехов более 43 тысяч, шапсугов - 168 тысяч, убыхов около 75 тысяч темиргоевцев, махошевцев и егерухайцев - 14 тысяч, кабардинцев с бесленеевцами - около 17 тысяч. Но и эти данные не отражают действительного положения. В одной из последних работ Т. X. Кумыков пишет, что данные «цифры нуждаются в серьезной корректировке»1.
Переселялись адыги в Турцию через морские порты -Новороссийск, Тамань, Анапу, Туапсе, Сухум. Горцы перевозились на турецких и российских судах, но этого было недостаточно. Переселенцы вынуждены были долгое время находиться на берегу моря под открытым небом, без каких-либо средств к существованию.
Страдания, которые терпели горцы в результате переселения, не поддаются описанию. А. П. Берже, которому пришлось быть очевидцем переселенческого движения в 1864 г., писал: «Никогда не забуду я того подавляющего впечатления, какое произвели на меня горцы в Новороссийской бухте, где их собралось на берегу около 17000 человек. Позднее, ненастное и холодное время года, почти совершенное отсутствие средств к существованию и свирепствовавшая между горцами эпидемия тифа и оспы, делали положение их отчаянным. И действительно, чье сердце не содрогнулось бы при виде, например, молодой черкешенки, в рубищах лежащей на сырой почве, под открытым небом, с двумя малютками, из которых один в предсмертных судорогах боролся со смертью в то время как другой искал утоления голода у груди уже окоченевшего трупа матери. А подобных сцен
встречалось немало... Среди переселенцев началась массовая смертность, многие из них погибли по пути в Малую Азию. Изможденные голодом и болезнями переселенцы, - писал И. Дроздов, -едва поднимавшие ноги от слабости, падавшие от изнеможения и еще заживо делавшиеся добычею голодных собак... Живым и здоровым некогда было думать об умирающих; им самим перспектива была не утешительнее; турецкие шкиперы, из жадности, наваливали как груз, черкесов, нанимавших их кочермы до берегов Малой Азии и, как груз, выбрасывали лишних за борт при малейшем признаке болезни. Волны выбрасывали трупы этих несчастных на берега Анатолии... едва ли половина отправившихся в Турцию прибыла к месту. Такое бедствие, в таких размерах редко постигало человечество» .
В процессе выселения адыгов между правительствами России и Турции проводились переговоры. По сообщению российского посла Новикова, турецкое правительство не отказывалось принимать в свои переделы черкесов, но настаивало на расселении их не только в Стамбуле и Трапезунде, но и в других пунктах страны .
В апреле 1864 г, русско-турецкие переговоры по вопросу массового переселения адыгов завершилась. Новиков сообщал, что Порта была намерена «расселить черкесов небольшими группами в местах наиболее уязвимых его территории, как часовых на страже Оттоманской империи в будущих войнах» . Такую роль отводила Турция адыгам, покинувшим свою родину.
1 Барже А. П. Указ. соч. С. 362-363. Дроздов И. Указ. соч. С. 548. 5 АВПРИ. Ф. Главный архив. 1-9. Д. 19. Л.7. 4Тамже,Л.7Э.
С завоеванием Черкесии меняется и характер взаимодействия России с Англией. К 1864 г. Лондон вынужден был отказаться от продолжения своей политики на Северо-Западном Кавказе.
Царское правительство выделило для переселенцев часть черноморской эскадры и коммерческие суда. Оно определило небольшое пособие деньгами и продовольствием. Но эти меры были направлены лишь на ускорение переселения, так как были тесно связаны с вопросом об окончательном умиротворении Кавказа. В рескрипте наместника Кавказа М. Н. Романова на имя военного министра от 26 марта 1864 г. говорится: «Вопрос о времени окончания войны при настоящих обстоятельствах приводится к тому во сколько времени успеем мы отправить в Турцию враждебное нам население»10.
Чтобы ускорить переселение горцев в пределы Османской империи были созданы специальные комиссии: в Тамани, Анапе, в укреплении Константиновском, в Хосте и Адлере. К концу 1864 г. закончилось выселение в Турцию основной массы адыгов Северо-Западного Кавказа. К началу 1865 г. в Кубанской области оставалось всего 106798 адыгов, переселенных на плоскость .
2 Там же. С. 157.
Выселением основной массы закубанских адыгов в Турцию завершается покорение Черкесии царизмом. Переселение адыгов в пределы Османской империи явилось для них подлинной трагедией. Мухаджирство нашло широкое отражение в устном народном творчестве адыгов. Народ в своем творчестве показывал страдания, осуждал виновников переселения. В абадзехской песне о переселении адыгов в 1864 г. выводится образ генерала Евдокимова, который окружил абадзехов со всех сторон и им, как сказано в песне, ничего не осталось, как уйти в Стамбул11. Мухаджирство оставило большой след в сознании народных масс, как переселившихся в Турцию, так и оставшихся на Кавказе.
Сложные перипетии истории адыгского народа в XIX веке свидетельствуют о разрушительной силе, деструктивном воздействии Кавказской войны на систему жизнеобеспечения этноса. Потребовалось немало времени и усилий для нормализации их жизни и адаптации в новых исторических условиях.
Северо-Западный Кавказ после завершения Кавказской войны постепенно становится одной из сельскохозяйственных окраин и пунктов международной торговли России. Включение адыгов в административно-политическую систему Российской империи сопровождалось разрывом единого этнокультурного пространства, разрушением институтов политической и социорегулятивной инфраструктуры. Вместе с тем в сложившихся условиях налаживалось хозяйственное и культурное общение адыгов с казачеством и русскими крестьянами-переселенцами. Несмотря на горький осадок прошедшей войны, бытовые, языковые, конфессиональные и другие различия между ними медленно, но верно налаживаются мирные деловые отношения.
1 Военный сборник. СПб., 1866. № 1.С.43.
2 Смирнов Н. А. Мюридизм на Кавказе... С. 212.
3 Касумов А. X., Касумоо X. А. Указ. соч. С. 147.
4 Фадеев Р. А. Письма с Кавказа... С. 148.
Цит. по: Чирг А.Ю. Развитие общественно-политического строя... С. 171.
5 АКАК. Т. 12, С. 1006.
6 Касумов А. X., Касумов X. А. Указ. соч. С. 150.
7 А КАК. Т. 12. С. 1012.
8 Касумов А. X. Разные судьбы. Нальчик, 1967. С. 13.
Берзедж Н. Изгнание черкесов... С. 163.
10 Касумов А. X., Касумов X. А. Указ. соч. С. 156.
11 Аутлев П. У. Указ. соч. С. 248.
Информация о работе Западные адыги на последнем этапе Кавказской войны