Земская реформа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 11:13, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы являются:
1. определение места, роли и функции земского самоуправления в системе государственного управления в России;
2. определение влияния Земской реформы 1864 года на систему государственного управления в целом.
3. анализ сущности и значимости Земской реформы 1864 года.

Содержание

Введение
Глава 1. Земство – одна из форм местного самоуправления в России
1.1. История возникновения земского самоуправления
1.2. Предпосылки Земской реформы 1864 года.
Глава 2. Основные положения и особенности реформы
Глава 3. Историческое значение Земской реформы
3.1. Экономические и социальные последствия реформы
3.2. Формирование всесословного самоуправления
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Земская реформа(курсовая т.6).doc

— 312.00 Кб (Скачать файл)

Правительство, опасаясь влияния  земских учреждений, ограничило их компетенцию узким кругом чисто хозяйственных дел, из пределов которых земства не имели права выходить. Отделив хозяйственную область от общей администрации, правительство раздробило местное управление между различными коронными и земскими учреждениями, что пагубно отражалось на всем ходе местной деятельности. Часто одна и та же область местных дел была в ведении различных инстанций. Земства могли, например, нанять помещение для школы и взять на себя ее содержание, но не имели права, по закону, руководить обучением в этой школе, не могли составлять программы, контролировать учебно-воспитательный процесс, так как это считалось функцией государственных органов.

Несмотря на эти ограничения  и столь надежный состав земских  учреждений, правительство, предоставив  им заботу о местном хозяйстве, лишило их самостоятельности даже в указанных пределах. Земские учреждения не имели своих исполнительных органов, не обладали принудительной властью; они должны были действовать только через полицию. Они были лишены права общаться друг с другом, были поставлены под строгую опеку и контроль губернатора и министра внутренних дел, которые могли приостановить любое постановление земских собраний.

Но и в таком урезанном  виде земства внушали опасение самодержавию. Поэтому земская реформа была введена не одновременно и не повсеместно. Введение земских учреждений началось с февраля 1865 года и растянулось на длительный срок. К концу 70-х годов земства были введены только в 35 губерниях Российской империи.

земская самоуправление реформа

ГЛАВА 3. Историческое значение Земской реформ

 

3.1. Экономические и социальные последствия реформы

 

Земские учреждения оставили глубокий след в российской истории. До сих пор во многих селениях, малых и крупных городах сохранились здания школ, больниц, мосты, инженерные сооружения, построенные земствами. Их отличают простота и функциональность. К работе в качестве земских служащих привлекались врачи, учителя, агрономы, статистики, библиотекари и др. Это была подлинно демократическая национальная интеллигенция. Она создавала необходимые условия для развития народной культуры и экономики самых отдалённых территорий. Земскую службу прошли многие великие люди России. Так, всемирно известный писатель, лауреат Нобелевской премии Бунин И. А. начинал свою деятельность с земской службы.

Характерная черта пореформенных десятилетий — бурное экономическое развитие. Отсталая крестьянская Россия в короткие сроки превращалась в современную индустриальную державу. Рост экономики был обусловлен отменой крепостного права и реформами 60—70-х годов.

Первым крупным результатом явилась так называемая «железнодорожная лихорадка». Вливание частного российского и иностранного капитала стало главным толчком бурного железнодорожного строительства. К 1881 г. в стране уже было 17,6 тыс. верст.

Были построены линии Москва — Харьков — Севастополь; Москва — Киев — Одесса; Рига — Царицын; Москва — Нижний Новгород и др. Железнодорожная сеть связала крупнейшие хлебопроизводящие районы с портами на Черном и Балтийском морях, донецкий уголь получил выход в центральный промышленный район. Вдоль линии железных дорог появлялись новые города, менялся облик старых городов — Одессы, Харькова, Ярославля, Нижнего Новгорода. Москва превратилась в крупнейший узел железных дорог, индустриальный центр. Вокруг Москвы образовался промышленный район с годовым объемом производства, равным 775 млн. руб., в том числе 200 млн. руб. в Москве. Объем производства Петербургского промышленного района достиг в 90-х годах XIX в. 319 млн. руб. По переписи 1897 г., численность городского населения составляла 16,2 млн. человек, или 13% населения страны, а в 1858 г. — только 5,8%. В 1863 г. в стране было 10 городов с населением свыше 50 тыс. человек, а в 1897 г. — 44.

Бурный экономический  рост вызвал изменение социального  облика страны. Развивались два новых класса — рабочий класс и буржуазия. Численность рабочих на крупных и средних предприятиях увеличилась за 30 лет в 2 раза, а на железнодорожном транспорте — в 20 раз. К концу века на всех предприятиях, железных дорогах и в строительстве насчитывалось около 10 млн. наемных рабочих. Это был новый для России класс, формирующийся из крестьян. Почти половина из них были рабочими в первом поколении, только что пришедшими из деревни. Социальные права рабочих, их взаимоотношения с работодателями не были определены законами. До второй половины 80-х годов широко эксплуатировался женский и детский труд с самой низкой оплатой. Не был ограничен никакими законами рабочий день, существовала произвольная система штрафов. Российское законодательство запрещало создание рабочими профессиональных объединений для защиты своих интересов. Единственными формами протеста являлись стихийная стачка, бунт. Самая известная и организованная -стачка на Никольской мануфактуре Морозовых в Орехово-Зуеве и 1885 г. Среди рабочих выделяются свои вожаки — Петр Алексеев. Степан Халтурин, Петр Моисеенко. В конце 70-х годов возникли нелегальные рабочие организации в Одессе и Петербурге.

Под влиянием растущего  рабочего движения правительство было вынуждено издать ряд фабричных  законов. Была ограничена работа малолетних, учреждена фабричная инспекция  на крупных и средних предприятиях. После Морозовской стачки были изданы законы о штрафах и правилах найма на работу. Но все эти меры не решали рабочего вопроса. Следствием нерешенности социальных проблем стали превращение рабочего класса в мощную силу и усиление опасности социального взрыва.

В развитии сельского хозяйства  наблюдаются две противоположные тенденции. Первая — прогресс сельскохозяйственного производства, рост его производительности и товарности. Повышались урожайность, валовые сборы. Так, если в 1861—1870 гг. средняя урожайность зерновых в европейской части России составляла 29 пудов с десятины, то в 1891—1900 гг. — 39 пудов. В помещичьих имениях — соответственно 33 и 47 пудов. Посевные площади увеличились с 82,5 млн. десятин в начале 60-х годов до 103 млн. десятин в 1887 г. В черноземных губерниях прирост составлял более 50%. Валовые сборы зерновых увеличились за 30 лет после реформы с 2 млрд. до 3,3 млрд. пудов. Россия занимала второе место в мире после США по производству и экспорту сельскохозяйственной продукции. За 25 лет вывоз хлеба за границу увеличился в 2,7 раза и в 1896 г. достиг 516,3 млн. пудов. Характерными являлись специализация отдельных районов и развитие товарного сельского хозяйства. Черноземные, поволжские, южноукраинские губернии специализировались на производстве товарного хлеба. На Украине и в Курской губернии развивалось производство свеклы и на этой базе — сахарной промышленности: посевы сахарной свеклы здесь увеличились со 100 тыс. десятин в 60-х годах до 360 тыс. десятин в 1896—1898 гг., а количество переработанной свекловицы выросло за этот период с 4,1 млн. до 35 млн. берковцев (1 берковец составляет 10 пудов). Тверская, Смоленская, Псковская губернии стали крупнейшими производителями льна. В северных губерниях, близких к промышленным центрам, — Костромской, Ярославской, Тверской — развивалось молочное животноводство.

Одновременно просматривается  другая тенденция — отсталость сельского  хозяйства и социальных отношений  в деревне. Лишь часть помещичьих и крестьянских хозяйств перестроились  на базе рыночных отношений и товарного  производства. Многие помещики разорялись, продавали свои имения. Но большая их часть продолжали использовать полукрепостнические методы хозяйствования — сдавали часть земли в аренду за отработки или половину урожая (каждый второй сноп). Это было все то же барщинное хозяйство, лишь несколько измененное: отличие состояло в том, что крестьянин был лично свободен.

В конце XIX в. крестьяне составляли более 3/4 населения страны. На крестьянских полях выращивалось 78,4% зерновых.

Однако большинство крестьянских хозяйств были полунатуральными, обрабатывали землю при помощи отсталой техники и отсталых методов хозяйствования. По подсчетам профессора Ходского, лишь 32% крестьян при существующих условиях могли получить со своих наделов товарный излишек. Наделы 40-ка % были остаточными, чтобы прокормиться, но излишков они не имели.

Более четверти крестьянских хозяйств имели недостаточный надел, не могли  себя прокормить при среднем урожае и должны были искать дополнительные заработки или арендовать землю  у помещика. С ростом товарности сельскохозяйственной продукции росли арендная плата и рыночная стоимость земли. Вынужденная аренда усиливала зависимость крестьян от помещиков. Из 43-х губерний европейской части России в 17-ти преобладала отработочная система, а в 7-ми — смешанная (отработочная и денежная аренда). При отработочной системе для обработки помещичьих земель использовали примитивный крестьянский инвентарь и истощенный скот.

Все же земствам удалось внести значительный вклад  в развитие местного хозяйства, промышленности, средств связи, здравоохранения и народного просвещения.[2, с.100].

Без сомнения, земства сыграли  выдающуюся роль в поднятии культурного  уровня русской деревни в распространении  грамотности среди крестьян. К 1880 году на селе было открыто 12 тыс. земских  школ, а за полвека своей деятельности земства открыли 28 тыс. школ. За это время в земских школах получили образование 2 млн. крестьянских детей. Земства подготовили за свой счет 45 тыс. учителей и значительно подняли материальный и общественный статус народного учителя. Земские школы считались лучшими. По образцу их стали действовать школы Министерства народного просвещения.

Не менее велика и роль земства в развитии здравоохранения  в Европейской России. Медицинские  учреждения на селе, хотя еще и малочисленные  и несовершенные, целиком были созданы земствами. Земские больницы были открыты для всех слоев крестьянства, до этого практически лишенного какой бы то ни было медицинской помощи. На средства земств были созданы фельдшерские курсы специально для села. Самоотверженный труд врачей, которые часто отказывались от выгодной столичной практики, чтобы лечить крестьян в провинциальном захолустье, – тема особого исследования. Земские врачи стали проводить на селе прививки от оспы. Они предотвратили распространение ряда эпидемических заболеваний. Благодаря усилиям земских врачей показатель смертности среди крестьян сократился с 3,7 до 2,8% (в расчете на 100 чел.).

Широкое распространение  в земствах получила организация  мелкого поземельного кредита для  содействия сельским общинам в покупке  и аренде земли. Многие земства организовывали ссудосберегательные товарищества, кустарные артели, выдавали продовольственные и денежные пособия голодающим крестьянам, ходатайствовали о понижении платимых крестьянами выкупных платежей, о замене подушной подати всесословным подоходным налогом, о содействии переселению крестьян. Но все эти меры не в состоянии были коренным образом облегчить положение деревни. Определенную роль здесь, конечно, сыграла нехватка земских средств (источники поступления которых, как указывалось выше, были ограничены), но главное все же заключалось не в этом. За редким исключением даже самые либерально настроенные земские деятели были помещиками, которым претила сама мысль о переделе земель.

Особенно хотелось бы сказать о земской статистике, благодаря которой впервые было проведено детальное обследование русской деревни, охватившее 4,5 млн. крестьянских дворов. Земские статистики применяли новейшие достижения статистической науки, а их обследования имели большое значение не только прикладное, но и научное значение. Российская земская статистика считалась лучшей в мире по богатству, точности и ценности собранных ею сведений.

 

3.2. Формирование всесословного самоуправления

 

Проведение крестьянской реформы  требовало неотложной перестройки  системы местного управления. В ходе этой реформы правительство стремилось создать необходимые условия для хранения власти в руках дворян - помещиков, и все дискуссии, вязанные с преобразованием местного управления, вращались вокруг этой проблемы. Если наиболее консервативные представители дворянства настаивали на создании открытых и существенных привилегий для своего класса в проектируемых земских органах, то группы либералов, ориентирующихся на Капиталистический путь развития России, предлагали создать всесословные земские организации. Только в марте 1863 г. специально созданная комиссия подготовила окончательные проекты положения о земских учреждениях и временных правил для них.

Круг вопросов, решение которых  предполагалось возложить на земские  органы, очерчивался исключительно пределами местного интереса и местного хозяйства. В предложенном комиссией проекте отмечалось: "Земские учреждения, имея характер местный и общественный, не могут входить в ряд правительственных - губернских или уездных инстанций, или иметь в своем подчинении какие-либо из правительственных мест". С самого начала земские учреждения проектировались как местные и общественные, не имевшие своих исполнительных органов и проводившие свои решения через полицейский и бюрократический аппарат государства.

Государство должно было осуществлять жесткий контроль за деятельностью  земств. Этот контроль носил либо форму  общего надзора правительственной  власти за законностью, принимавшихся  земскими органами решений и постановлений, либо форму прямого специального наблюдения и утверждения конкретных действий земских учреждений. Губернатор в семидневный срок мог наложить вето на любое распоряжение земского органа, для министерства внутренних дел этот срок был значительно увеличен. Сами распоряжения земских учреждений чаще всего могли быть реализованы при посредстве налогово-фискальных органов государства или через полицию, власть которой была значительно укреплена в ходе ее реорганизации.

Создание земских учреждений тормозилось  попытками правительства сосредоточить всю местную власть в руках бюрократических органов. В 1859 г. полицейская власть в уезде вручалась уездному земскому присутствию, состоявшему из исправника, дворянского и двух сельских заседателей. Управление всей городской и уездной полицией сосредотачивалось у исправника в уездном управлении. Правительство спешило сконцентрировать административно-полицейскую власть в бюрократическом аппарате на местах, чтобы оставить проектируемым земским учреждениям только узкий круг местных хозяйственных вопросов.

Информация о работе Земская реформа