Земства и их деятельность в конце

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 22:21, курсовая работа

Краткое описание

12 июня 1890 г. Было опубликовано новое Положение о земских учреждениях, утвержденное Александром III, восстановившее сословность избирательных групп и благодаря изменению ценза еще более усилившее консульство от дворян. По новому Положению в первую избирательную группу входили дворяне потомственные и личные, во вторую - остальные избиратели и юридические лица, в третью - фермеры. Губернские гласные, как и до этого, избирались на уездных земских собраниях. В губернское собрание с 1890 г. Непременно включались все уездные предводители дворянства и председатели уездных земских управ.

Содержание

Введение
Формирование уездных и губернских органов в
60-70 гг….........................................................................5 страница
Контрреформы земских учреждений в 90 г. XIX в. …..9 страница
Планы реорганизации земств и попытки их осуществления
в начале XX в……………………………………………...12 страница
Заключение……………………………………………….18 страница
Список использованной литературы……………………20 страница

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по истории.docx

— 38.21 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

    Введение

  1. Формирование уездных и губернских органов в

60-70 гг….........................................................................5 страница

  1. Контрреформы земских учреждений в 90 г. XIX в. …..9 страница
  1. Планы реорганизации земств и попытки их осуществления

в начале XX в……………………………………………...12 страница

  1. Заключение……………………………………………….18 страница
  2. Список использованной литературы……………………20 страница

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ІІ. Контрреформы земских учреждений в 90-х годах XIX века

 

Годы царствования Александра III выдвинули на политическую арену  идеи централизации и укрепления принципа самодержавия. "Российское самодержавие, - писал М.Н. Катков, - не может и не обязано вытерпеть  никакой неподчиненной ему либо не от него исходящей власти в стране, никакого страны в государстве... Самое  основное — устроить на жестких  началах и поставить в правильное отношение к центральному правительству  земство и местное управление".

12 июня 1890 г. Было опубликовано  новое Положение о земских  учреждениях, утвержденное Александром  III, восстановившее сословность избирательных  групп и благодаря изменению  ценза еще более усилившее  консульство от дворян. По новому  Положению в первую избирательную  группу входили дворяне потомственные  и личные, во вторую - остальные  избиратели и юридические лица, в третью - фермеры. Губернские  гласные, как и до этого,  избирались на уездных земских  собраниях. В губернское собрание  с 1890 г. Непременно включались  все уездные предводители дворянства  и председатели уездных земских  управ. Реформа 1890 г. Дала дворянам  абсолютное преобладание. Так, состав губернских гласных в 1897 г. По сословиям складывался следующим образом: дворяне и чиновники - 89,5%, разночинцы - 8,7%, фермеры - 1,8%. Но, увеличив количество гласных дворян, новое Положение в то же время уменьшило общее число гласных более чем на 30%. Сокращение гласных было проведено таковым образом: от каждого уезда число гласных было уменьшено на одного, причем каждый уезд обязан был иметь не менее двух губернских гласных.

Новое земское Положение практически  отрицало всякую связь с идеей  местного самоуправления. По Положению 1890 г. Избирательных прав были лишены: духовенство, церковный притч, крестьянские товарищества, фермеры, владевшие в уезде частной землей, лица, имевшие купеческие свидетельства, владельцы торговых и промышленных заведений, а также иудеи. Сельские избирательные съезды были упразднены, гласные назначались губернатором из числа кандидатов, избранных волостными сходами. Был по существу уничтожен принцип выборности управ, вводился порядок утверждения не лишь для председателя управы, но и для всех её членов, причем земские собрания лишались права обжаловать не утверждение.

Из положительных приобретений, привнесенных Положением 1890 г., Нужно  отметить: а) расширение круга лиц, подлежавших  избранию в председатели и члены  управ (ими могли быть не лишь гласные, но и вообще лица, имеющие избирательный  ценз); б) некое увеличение компетенции  земств, списка предметов, по которым  земства могли издавать обязательные постановления (ст. 108); В) восстановление практически в полном объеме прав земств на бесплатную пересылку корреспонденции. К ограничительным мерам, направленным на уменьшение самостоятельности земских  органов, относится лишение уездных  собраний права непосредственных, кроме  губернского земства, ходатайств перед  правительством.

Можно сказать, что после реформы 1892 г. Не осталось самоуправления Реформа 1890-1892 гг. Отбросила устройство местной власти в России далеко Положение 1870 г. Во многом напоминало тот порядок, который существовал в городах Западной Европы, то законы 1890-1892 гг. Внесли такое ограничение избирательного права и такое вмешательство со стороны администрации, каких не понимало в то время ни одно цивилизованное правительство. Реально действующее земство не продержалось и 25 лет... Официозные "Московские Ведомства" тех лет писали: "Земство необходимо лишь нашим конституционалистам.

Наступил кризис земских учреждений. Лишенные инициативы, задушенные произволом администрации, земства работали как  бы по инерции. Многие из гласных так  утратили энтузиазм к собственной  публичной обязанности, к тому же достаточно обременительной, что закончили  посещать заседания земских собраний. Выполнение земских дел в управах при отсутствии подобающего контроля со стороны гласных воспринимало все более формальные рамки, не связанные с решением настоящих нужд населения. Земства скоро преобразовывались в еще одну «начальственную» надстройку, существовавшую за счет дополнительных поборов с населения.

К концу XIX в. Волнения "смутных" 60-80-х годов были забыты, формальное земство демонстрировало "верноподданичество", крестьянский мир, ведомый земскими участковыми начальниками, заменившими  в 1889 г. Разнобой деревенского самоуправления, был освобожден от "тягот" не прижившейся  демократии. Государственный механизм работал как часы. По крайней мере, так казалось царскому двору и хотелось правительству. Тем более что источник "смут и потрясений" - местное общество было благодаря усилиям усилиям Александра III сведено «на нет». В таковых условиях мыслить о реформе земского и городского самоуправления, расширении его прав и демократизации вряд ли было плодотворным.

 

 

 

 

 

 

 

ІІІ. Планы реорганизации земств и попытки их осуществления в начале XX века (1905 - 1917 гг.)

 

  Неожиданный для властей общественный подъем 1904-1905 гг. поставил вопрос о преобразовании всего государственного строя на конституционных началах. 6 августа 1905 г. было издано Положение о законосовещательной Государственной Думе, а 17 октября Высочайшим манифестом Николая II на правительство была возложена задача "установить, как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной Думы и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий поставленных от Нас властей".

С открытием деятельности новых законодательных органов  вопрос о реформе земского и городского самоуправления был выдвинут на первый план. Отдельными указами 1905-1913 гг. были урегулированы некоторые ее частности (Указ об изменении организации крестьянского представительства в земских учреждениях от 5 октября 1906 г., Указ о введении земства в западных губерниях от 12 марта 1920 г., принятие в 1912 г. Государственной Думой законопроекта о введении Городового Положения в Царстве Польском, так и не рассмотренного Государственным советом),  однако в целом вопрос не вышел из стадии составления проектов и их обсуждения. Ни первая, ни вторая Думы не успели дойти до рассмотрения вопроса о земской и городской реформе вследствие их преждевременного роспуска, хотя во вторую Думу правительством был внесен проект положения о поселковом и волостном управлении, а кадетами - о выборах земских гласных. Министерством внутренних дел подготавливался к внесению в Думу также проект общей земской реформы. Все проекты сходились в одном: необходимости учреждения первичной земской единицы (у правительства — поселок, волость, у кадетов - "участковое земство") для включения в самоуправление основного числа граждан Российской Империи. После роспуска второй Государственной Думы правительство переработало (значительно ухудшив) свои проекты о поселковом и волостном управлении и в конце 1908 г. внесло их в третью Государственную Думу. На обсуждение проекта волостного управления ушло в комиссиях и в Думе целых три года; проект поселкового управления так и застрял в комиссии, не поступив на обсуждение Думы. Принятый Думой с большими спорами и волокитой законопроект о волостном земском управлении (как и законопроект о введении Городового Положения в Царстве Польском) перешел затем в Государственный совет, где и пролежал без рассмотрения до 1914 г., когда на первый план вышли совсем другие, военные проблемы. 

По реформе городского и организации поселкового самоуправления: 1. Постановление о выборе городских  гласных и об участковых городских  думах (утверждено 15 апреля); 2. Наказ  о производстве городских выборов (3 мая); 3. Преобразование 41 поселения  в городские, с введением Городового Положения (30 мая); 4. Городовое Положение (9 июня); 5. Введение Городового Положения в дворцовых городах (26 мая и 14 июня); в городах Туркестана и в Темире Уральской области (14 июня); 6. Положение о поселковом самоуправлении (15 июля); Наказ по поселковым выборам и Наказ о выборе поселковых гласных (11 августа); 7. О порядке выделения городов из земств (сентябрь).

В итоге реформа охватила следующие основные группы вопросов:

  1. Усовершенствование городских выборов на демократических началах с введением в ряде городов впервые Городового Положения, пересмотр действовавшего Городового Положения с устранением опеки и подавления самостоятельности городских самоуправлении; улучшение городских финансов и кредита для городов; учреждение мелких городских единиц в крупных городах и составление правил о планах городов; выделение более крупных городов из земств и предоставление им самых широких прав по вступлению в союзы и с городами, и с земствами.
  2. Создавалось поселковое самоуправление, напоминавшее прежнее упрощенное городское устройство.
  3. Преобразовывались на широких демократических началах губернские и уездные земства, вводилась мелкая земская единица - волостное земство, было изменено Земское Положение, с устранением опеки и подавления самостоятельности земства; улучшены земские финансы и кредит для земств, последним предоставлено самое полное право образовывать союзы и товарищества с другими земствами и городами. Земство вводилось почти повсюду в стране с изменениями, вызываемыми местными особенностями.
  4. Было издано положение о преобразовании полиции в земскую и городскую (выборную) милицию. Введены административные суды, призванные охранять законность, подготавливалось преобразование губернского и уездного управления

Важно обратить внимание на наиболее существенные положения реформы. Выборы в волостное земство осуществлялись, как правило, по мажоритарной системе. Число гласных определялось по 29-50 на волость. Гласные составляли волостное  земское собрание. Председатель избирался  гласными из своей среды, исполнительным органом была волостная земская  управа во главе с председателем. Выборы в уездное земство проводились  обязательно по пропорциональной системе. Города составляли самостоятельный  избирательный округ. Города с населением не менее 50 тыс. жителей и губернские города не выбирали гласных в уездное  земство, так как сами приравнивались по правам к уездному земству. Гласные  губернии выбирались уездными собраниями или городскими думами.

В состав земских собраний входили только избранные гласные. От участия в них представителей ведомств и. должностных лиц полностью  отказались. Председатель избирался  гласными из своей среды на один год. Очередные собрания созывались раз в год, чрезвычайные - по мере надобности. Должностные лица управ  не утверждались. Выбирать в управу можно было любого гражданина, имеющего где-либо избирательное право. Срок полномочий управы составлял три года. Не допускалось совмещения земских должностей ни с какими другими платными должностями по государственной и общественной службе. Земские служащие перестали утверждаться в должности административным аппаратом и имели право на профсоюзную деятельность.

Земство получало новое место  и значение в общем строе государственного управления, ему передавалась вся  полнота власти на местах. К новым  функциям местного самоуправления следует  отнести оказание юридической помощи населению, заведование школьным делом  в учебном отношении, устройство бирж труда, меры по охране труда, заведование  милицией. Уездный и губернский комиссары  осуществляли надзор за деятельностью  губернских и уездных земств, а  также волостного земства. Он выражался  в форме протестов, вносимых в  административный отдел окружного  суда, и протесты допускались лишь в случае нарушения закона.

Закон от 22 сентября 1917 г. предусматривал пути упорядочения земских финансов. Устанавливались в пользу земств надбавка к государственному подоходному  налогу, обложение сельских построек, разрешалось предусматривать ряд  новых сборов. Закон от 17 июня 1917 г. определил, что волостные земства  могут взимать не более 30% уездных  сборов. Законом от 19 сентября 1917 г. касса городского и земского кредита  была преобразована в Государственный  банк земского и городского кредита. 15 июля 1917 г. было утверждено Положение  о поселковом управлении. Его предстояло ввести в железнодорожных, фабрично-заводских, рудничных, дачных и иных населенных местах, если там имелись достаточно выраженные местные потребности  в благоустройстве.

По закону о милиции  от 17 апреля 1917 г. задача охраны порядка  и безопасности становилась одной  из составных частей земской и  городской деятельности, а служащие в милиции - одной из категорий  земских служащих. Должность начальника милиции замещалась уездной или  городской управой, и он отвечал перед уездным земством или городом за работу милиции, выбирал себе помощников, которые заведовали отдельными участками. Милиционером по закону мог быть любой русский подданный, достигший 21 года, если он не состоял под следствием и судом, а также не являлся несостоятельным должником.

Особое внимание было уделено  коллективной деятельности земских  и городских учреждений. В предыдущие десятилетия стремление земских  учреждений объединяться в союзы  и товарищества для развития своей  деятельности тормозилось властью  из опасения политического объединения  земств. Однако жизнь брала свое, и такие земские союзы стали  возникать с конца 90-х годов  в виде товариществ земств, по закупке  сельскохозяйственных машин и др. В 1906 г. правительство признало, наконец, за земствами право образовывать такие товарищества, но только именно такие. Тем не менее во время Японской войны 1904-1905 гг. явочным порядком возникла обще земская организация, занявшаяся помощью больным и раненым воинам, а после войны — продовольственной помощью населению неурожайных мест. В 1906 г. возникла и переселенческая областная земская организация (при Полтавской губернской земской управе) для помощи переселенцам в Сибири. Наконец, с началом первой мировой войны земства явочным порядком образовали Всероссийский земский союз, который, объединившись с подобным городским союзом, создал мощнейшее в стране объединение - Земгор, работавшее на оборону, снабжение армии и организовавшее для этой цели целый ряд различных заводов и предприятий. Правительство упорно отказывалось признать его по закону и лишь как бы терпело до поры-до времени. Официально не запрещенные съезды земства удавалось устраивать тоже с большими препятствиями.

Информация о работе Земства и их деятельность в конце