Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2015 в 10:43, контрольная работа
Конец Х века, преддверие образования древнерусского государства, Киевской Руси, — период особенный. Происходит переход от варварства к цивилизации, возникают крупные города на важнейших торговых путях. Вместо прежних грабительских походов на Византию под предводительством норманнских конунгов, с ней устанавливаются добрососедские отношения. И на этом фоне языческий пантеон Владимира предстает анахронизмом: он слишком неоднороден по составу, как, впрочем, и само язычество, не спаян единой системой догм и ритуалов.
Введение ----------------------------------------------------------------------------------- 3
1. Знакомство восточных славян с христианским вероучением --------------- 4
2. Политические события, предшествующие принятию христианства ------- 5
3. Крещение Руси ------------------------------------------------------------------------- 8
4. Русская православная церковь ----------------------------------------------------- 11
5. Значение принятия христианства -------------------------------------------------- 13
Вывод --------------------------------------------------------------------------------------- 18
Литература -------------------------------------
Негосударственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Камский институт гуманитарных и инженерных технологий»
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
« История »
Выполнил студент группы ЗЭ – 13
Проверил: Баутина С.Л
Ижевск 2013 - 2014
Содержание:
Введение ------------------------------
1. Знакомство восточных славян с христианским
вероучением --------------- 4
2. Политические события, предшествующие
принятию христианства ------- 5
3. Крещение Руси ------------------------------
4. Русская православная церковь ------------------------------
5. Значение принятия христианства ------------------------------
Вывод ------------------------------
Литература ------------------------------
Конец Х века, преддверие образования
древнерусского государства, Киевской
Руси, — период особенный. Происходит
переход от варварства к цивилизации,
возникают крупные города на важнейших торговых
путях. Вместо прежних грабительских походов
на Византию под предводительством норманнских
конунгов, с ней устанавливаются добрососедские
отношения. И на этом фоне языческий пантеон
Владимира предстает анахронизмом: он
слишком неоднороден по составу, как, впрочем,
и само язычество, не спаян единой системой
догм и ритуалов. Объединить племена, создать
сильное государство на такой зыбкой основе
было невозможно.
Мне эта тема интересна тем,
что принятие христианства оказало огромное
влияние на дальнейшее развитие Русского
государства, на формирование мировоззрения
и быта наших далеких предков, на каждого
русского человека. Здесь очень интересна
и поучительна позиция церкви, которая
чтобы примирить славян с новой религией
сохранила некоторые языческие праздники,
но решительно запретила жертвоприношения,
многоженство, кровную вражду и другие языческие традиции.
Христианство возвысило человека
над его повседневным бытием, придало
земной жизни смысл, вселило надежду на
вечную жизнь души. Под воздействием православия
русский характер психологически трансформировался,
в корне изменился менталитет народа и
в том числе — представления о человеке
и его месте в обществе, воззрения о природе
и Боге как творце всего сущего. Христианство
выделило человека из окружающей среды
как высшее творение Бога, созданное по
его образу и подобию.
Знакомство восточных славян
с христианским вероучением началось
задолго до официального крещения Руси Владимиром Святославичем
(ок. 988 г.) История распорядилась так, что
восточная ветвь славянства крестилась
позднее других. Постоянные контакты с
западными и южными соседями (прежде всего
с Болгарией и Византией) не могли не затронуть
и самую сокровенную сферу жизни общества
- духовную. Одним из следствий этого стало
приобщение к письменной культуре. Уже
первые из дошедших до нас свидетельств
о знакомстве славян с письменностью достаточно
красноречиво.
По преданию, первым проповедником
христианства на Руси был Андрей Первозванный
- один из двенадцати апостолов, брат апостола
Петра, первым призванный Иисусом Христом.
Он проповедовал христианство балканским
и причерноморским народам и был распят
по распоряжению римского магистрата
на кресте, имевшем форму буквы "Х"
(Андреевский крест). Уже в "Повести
временных лет" рассказано, что Андрей
Первозванный из Корсуни дошел в своей
миссионерской деятельности до мест, где
в будущем предстояло возникнуть Киеву
и Новгороду, и благословил эти места (а
заодно имел возможность подивиться русскому
обычаю хлестать себя в бане вениками).
Впоследствии Киевская Русь (и Россия
в дальнейшем) превратила Андрея Первозванного
в покровителя русской государственности.
В Киеве христианство известно
было уже давно, так же как и его основные
догмы, очень хорошо отвечавшие нуждам
феодального государства. Первые сведения
о христианстве у руссов относятся к 860-870-м
годам, но к середине Х века уже ощущается
постепенное утверждение христианства
в государственной системе. Если при заключении
договора с греками в 911 году русские послы
клянутся только языческим Перуном, то
договор 944 года скрепляется двоякой клятвой,
как Перуну, так и христианскому Богу.
Церковь святого Ильи в летописи названа
"соборной", то есть главной, что предполагает
наличие и других христианских храмов.
Христианство представляло в то время
значительную политическую и культурную
силу в Европе и на Ближнем Востоке. Принадлежность
к христианской религии облегчала торговые
связи с Византией, приобщала к письменности
и обширной литературе.
Византия была для Киевской
Руси рынком, куда сбывались мех и рабы
и откуда привозились дорогие ткани и
предметы роскоши. Византия, со своей стороны,
пыталась втянуть могущественную Киевскую
Русь в свою политическую систему, стремясь
ослабить опасность со стороны северян
и радимичей (восточнославянские союзы
племен) и использовать "великий народ"
руссов для защиты собственных интересов.
Византия пыталась обратить
руссов в христианство с того момента,
как подверглась их нападению. Но первые
норманнские княжества в Причерноморье
не отличались долговечностью, и достижения
миссионеров христиан превращались, ни
во что вместе с крушением самих княжеств.
Ольга пыталась учредить в Киеве епископство,
но потерпела неудачу. Норманнская дружина
признавала авторитет предводителя-единоверца
и отказывалась перейти в подчинение князя-христианина.
Для князя-воина Святослава мнение дружины
было законом, и он решительно отклонил
все домогательства матери.
Князю Владимиру пришлось преодолеть
большие трудности, прежде чем Русь приняла
крещение из Византии. Сближению Руси
и Византии сопутствовали драматические
события.
В 987 г. в войсках императора
Василия II вспыхнул мятеж. Полководец
Варда Фока провозгласил себя императором,
и его власть признали провинции в Малой
Азии. В то время Византия находилась во
враждебных отношениях с Русью. Тем не
менее, Василий II, оказавшись в безвыходном
положении, отправил в Киев послов с просьбой
о помощи. Князь Владимир согласился послать
войско в Византию, но потребовал, чтобы
император отдал ему в жены свою сестру
царевну Анну. Василий II выдвинул непременным
условием, чтобы князь Владимир принял
христианство и крестил всю свою страну.
После того, как дело о браке было кончено,
русское войско прибыло в Византию. Служба
в императорской армии сулила значительно
большие выгоды, чем служба киевскому
князю. Отряды руссов не имели стимула
для возвращения на Русь.
Историки давно ведут спор о
времени крещения Руси. Полагают, что события
развивались в следующем порядке. Русское
войско прибыло в Константинополь в 988
г. Тогда же князь встретил невесту у днепровских
порогов. После княжеской свадьбы Русь
в том же 988 г. приняла христианство, а через
год киевский князь по просьбе императора
разгромил Херсонес (Корсунь), причастный
к мятежу.
Эта схема требует уточнений.
В византийских источниках не удается
отыскать никаких данных об участии корсунян
в мятеже против императора. Предположение,
будто киевский князь разгромил Корсунь
по просьбе Василия II противоречит всему,
что известно о русско-византийских отношениях.
Византийские дипломаты старались любой
ценой обезопасить Корсунскую фему от
нападения руссов и хазар, свидетельством
чему служит договор с князем Игорем 944
г. Заняв Корсунь, русские получили самую
удобную базу для последующих нападений
на империю с моря. Какой бы ни была ситуация,
Василий II не имел причин отдавать богатейший
византийский город на разграбление варварам.
Краткая летописная заметка,
включенная монахом Яковом в сочинение
"Память и похвала Владимиру", является,
быть может, самым ранним известием о крещении
Руси и потому заслуживает наибольшего
доверия. Из заметки следует, что сначала
Владимир принял крещение, на второе лето
после крещения ходил к порогам, на третье
предпринял поход на Корсунь. Определенно
известно, что Корсунь была взята русскими
в 989 г., а значит, Владимир стал христианином
в 987 г.
Почему Владимир нарушил союзный
договор и, будучи христианином, напал
на владения своего союзника Василия II?
Причина заключалась, по-видимому, в том,
что император нарушил договор первым
и не прислал на Русь сестру Анну в 988 г.,
когда Владимир ждал ее у днепровских
порогов.
Взяв Корсунь, князь пригрозил
Василию II, что теперь он сделает с Константинополем
то же, что сделала с этим знаменитым городом
в Крыму, если император откажется прислать
в Киев сестру Анну.
Византия с успехом насаждала
христианство в варварских странах, попадавших
таким образом в орбиту политического
влияния империи. Крещение Руси отвечало
высшим интересам Византии, но политические
цели пришли в столкновение с династическими,
что на два года задержало крещение.
Нарушение договора не было
следствием прихоти или произвола императора
Василия II. У князя Владимира было много
языческих жен и десять сыновей от них,
которые претендовали на киевский престол.
Император не желал, чтобы его сестра пополнила
гарем языческого князя. Он мог отпустить
царевну в Киев при одном непременном
условии. Все предыдущие браки князя Владимира
должны быть расторгнуты, с тем, чтобы
христианский брак был признан единственно
законным. Однако скандинавское семейное
право оказалось несовместимым с христианским
правом Византии. С точки зрения христианской
религии сыновья Владимира, рожденные
вне христианского брака, были незаконнорожденными
и не имели никаких прав на трон. Для Владимира
такая точка зрения была неприемлема:
старшие сыновья были опорой его власти.
Переговоры о брачном контракте, по-видимому,
закончились провалом, после чего Владимир
разорвал союз в Василием II и обрушился
на Корсунь. Падение главного опорного
пункта византийцев в Крыму сделало киевского
князя хозяином полуострова. Византия
не могла допустить того, чтобы русы, закрепились
на Крымском полуострове и получили удобные
гавани для нападений на империю. Как только
Владимир согласился передать Корсунь
как выкуп ("вено") за невесту ("царицы
деля"), препятствия для мира были устранены.
Крещение руссов затянулось
вследствие сопротивления влиятельных
сил в самом Киеве. Вопрос о перемене веры
не мог быть решен вопреки воле "мужей"
из княжеской дружины. Христианский летописец
повествует, что князь послал за рубеж
послов для "испытания веры", а по
возвращении велел им выступить с отчетом
перед дружиной: "Скажите пред дружиною".
Дружина будто бы сразу приняла решение
о крещении, сославшись на авторитет княгини
Ольги. Ольга приняла христианство в зрелом
возрасте. Ее сын Святослав провел детство
и возмужал в языческой среде. Он решительно
отверг все предложения матери о перемене
веры. В семью внука Ольги Владимира христианство
проникло благодаря его многочисленным
бракам. Одной из его старших жен была
"грекиня", похищенная руссами из
православного монастыря на Балканах.
Жены "болгарыня" и "чехини",
вероятно, также были христианками. Однако
брак с ними не был освящен церковным обрядом,
а христианская религия запрещала многоженство.
3. Крещение Руси.
Крещение Владимира в 987 г. было
выдающимся государственным актом и должно
было привлечь всеобщее внимание. Между
тем современники проявляли редкую неосведомленность,
коль скоро речь шла о крещении их князя.
Даже вопрос, где крестился князь, ставил
их в тупик. Одни были уверены, что Владимир
принял таинство крещения в Корсуни в
Крыму, другие - "в Киеве, инии же реша
в Василеве, друзии же инако скажют".
Отмеченный факт может иметь лишь одно
объяснение. Владимир крестился как частное
лицо, без лишней огласки. Он следовал
примеру бабки, отправившей христианские
обряды втайне от языческого окружения.
Пока княжеская дружина держалась
веры предков, ни мудрая Ольга, ни Владимир,
самолично принявший христианство, не
могли принудить Русь к отказу от язычества.
Но со временем ситуация изменилась. Княжеская
дружина жила в окружении христианского
населения Крыма в течение полугода, пока
осаждала Корсунь.
Царевна Анна приплыла в Крым
на корабле, посланном из Константинополя
ее братом - императором. Не тратя времени
понапрасну, Владимир в 989 г. обвенчался
с Анной в кафедральном соборе Корсуни.
Церемония бракосочетания дала возможность
широко оповестить мир о разрыве князя
с язычеством. То, что не удалось Ольге
в языческом Киеве, удалось Владимиру
в христианском городе Корсунь.
Победоносный поход в Крым упрочил
престиж киевского князя, его воины получили
богатую добычу. Торжественный акт венчания,
который был для Владимира как бы вторым
крещением, произвел глубокое впечатление
на "мужей" из княжеского окружения:
"се же видевше дружина ево, мнози крестишася".
После штурма Корсунь подвергся
разграблению. Русы изъяли городскую казну,
множество всякого скарба, забрали из
церквей хранившиеся там мощи, иконы, церковную
утварь. Владимир вывез из Корсуни античные
статуи коней, украшавших городской ипподром.
В Киев русское войско явилось с несметными
богатствами. Согласие между дружиной
и князем упрочилось. Сопротивление язычников
было окончательно сломлено. Владимир
приказал разгромить капище в Киеве. Приняв
христианство, русы пустили в ход насилие,
чтобы навязать новую веру славянам. После
ниспровержения кумиров Владимир велел
собрать всех жителей Киева на берег Днепра,
где их крестили греки - "царицины попы"
и "Корсунские попы". В Новгороде,
куда были посланы Добрыня и епископ Аким
Корсунянин, все повторилось. Изваяние
Перуна было посечено и сброшено в Волхов.
Владимир избежал конфликта
с норманнской языческой знатью, поддержкой
которой дорожил. Некоторые личные качества
помогли ему сохранить мир в собственном
окружении. Дружинный эпос прославил своего
первого христианского князя за его щедрость
и тороватость, а более всего за роскошные
пиры, на которые дружинники сходились
во дворец даже в отсутствие князя.
Русы не могли дать завоеванным
ими славянам готовой государственности:
скандинавы были варварами, и у них господствовал
родоплеменной строй, как и у восточных
славян. Решающее влияние на эволюцию
русского общества оказал синтез военной
организации норманнов, общественных
институтов славян и византийского права,
ставшего известным на Руси благодаря
утверждению в Киеве византийской церковной
иерархии.
После крещения Владимир пожаловал
киевской митрополии десятую часть всех
княжеских доходов. "Царица" Анна
позаботилась о том, чтобы выписать знающих
архитекторов и мастеров из Константинополя,
и они построили первое в русской истории
каменное здание - собор Пресвятой Богородицы.
В народе его стали называть Десятинной
церковью. Ранее 1011 г. Владимир дал Десятинной
церкви грамоту, в которой писал: "Исгадав
аз со своею княгинею Анной, дал есмь Святей
Богородице" и пр. Приведенная грамота
подтверждает, что царевна Анна и ее окружение
играли важную роль в устройстве церкви
на Руси.
Греческие "попы", прибывшие
с Анной из Константинополя и привезенные
в качестве пленников из Корсуни, столкнулись
с трудной задачей. Им предстояло вести
проповедь в этнически неоднородной, многоязычной
стране. Миссионеры достигли цели, следуя
несложным принципам. Они исходили из
того, что религия должна быть единой для
всей страны и всего народа и вели проповедь
на славянском языке. Византия имела огромный
опыт просветительской деятельности в
Болгарии и других славянских странах.
Болгары сыграли выдающуюся роль в приобщении
Руси к духовным ценностям христианства.
Русская письменность и книжность возникли
на почве греко-болгарской христианской
культуры.
Константинополь посылал на
далекие глухие окраины не самых лучших
и образованных иерархов. В случае с Анной
все было иначе. С ней были отправлены
знающие и опытные люди, которым предстояло
управлять Русью вместе с наследниками
греческой царевны. Полагают, что русская
митрополия была организована между 996
и 998 гг.
Прения о вере, происходившие
в Киеве накануне крещения, не прекратились
в XI в. Сведения о посольствах, отправленных
в дальние страны для "испытания веры",
носят полулегендарный характер. Относительно
прений в Киеве можно полагать, что они
имели место. В спорах участвовали не только
язычники, вовсе не подготовленные для
богословских диспутов, сколько образованные
евреи из киевской иудейской общины.
Через некоторое время после
принятия христианства на Руси сложилась
четкая церковная организация. Во главе
церкви стоял киевский митрополит, присылавшийся
из Константинополя. Русь была разделена
на церковные округа во главе с епископами,
подчиненными митрополиту. Духовенство
подразделялось на белое и черное. К белому
относились священники, служившие в городских
и сельских церквях. Черное духовенство
жило в монастырях.
При Владимире был принят церковный
устав. Он предоставлял церкви широкие
права. Она имела свой собственный суд.
Церковные суды судили за преступления
против веры – ереси, языческие моления,
а также за все проступки нравственного
характера.
Христианство, если можно так
выразиться, было следующим после язычества
этапом развития религии. Оно отличалось
от язычества не столько своей религиозной
сущностью, сколько той классовой идеологией,
которая наслоилась за тысячу лет на примитивные
верования, уходящие корнями в такую же
первобытность, как и верования древних
славян. Христианские миссионеры не приносили
с собой ничего принципиально нового:
они несли лишь новые имена для старых
богов, несколько иную обрядность и значительно
более отточенную идею божественного
происхождения власти и необходимости
покорности ее представителям.
По мере распространения христианства
стало необходимым резкое увеличение
количества священнослужителей. Было
открыто большое количество школ, в которых
готовили главным образом священников
и прочих церковников, необходимых для
"совершения треб и для научного просвещения
паствы". Конечно, эти школы в значительной
степени содействовали общему делу просвещения.
Во главе русской церкви стоял митрополит,
назначаемый Константинополем. В крупных
городах находились епископы, ведавшие
всеми церковными делами большой округи
- епархии. С обособлением отдельных княжеств
каждый князь стремился к тому, чтобы его
столица имела своего епископа. Митрополит
и епископы владели землями, селами и городами.
У них были свои слуги, холопы, изгои и
даже свои полки. Князья на содержание
церквей давали десятину. Одной из важнейших
церковных организаций стали монастыри,
уклад жизни которых и идеология были
целиком перенесены из Византии.
Большинство монастырей и церквей
на Руси строились князьями и боярами
или в качестве официальных государственных
храмов, или в качестве фамильных усыпальниц,
или для обслуживания культов почитаемых
святых. Конечно, основатели церкви брали
их на свое содержание. Так, Владимир после
крещения поставил в Киеве церковь Богородицы,
на содержание которой отдал десятую часть
своих доходов и обязал своих преемников
под угрозой проклятия соблюдать это обязательство,
поэтому церковь и была прозвана Десятинной.
Преобладание светской власти над церковной
во многом определило особенность развития
Руси, где церковь никогда не стояла выше
государства.
Для русского народа, сравнительно
поздно вступившего на путь исторического
развития, принятие христианства означало
приобщение к многовековой и высокой культуре
Византии, но мы должны четко отделять
культуру (сложившуюся еще в языческий
период) от религиозной идеологии. Византия
не тем превосходила древних славян, что
была христианской страной, а тем, что
являлась наследницей античной Греции,
сохраняя значительную часть ее культурного
богатства.
Новая русская церковь стала
новым и обильным источником доходов для
ее духовной матери - константинопольской
церкви и новым орудием эксплуатации в
руках верхов киевского общества. За эти
материальные выгоды можно было заплатить
приспособлением христианской идеологии
к язычеству славян.
Русская церковь играла сложную
и многогранную роль в истории Руси. Несомненна
ее польза как организации, помогавшей
молодой русской государственности в
эпоху бурного развития феодализма. Несомненна
и ее роль в развитии русской культуры,
в приобщении к культурным богатствам
Византии, в распространении просвещения
и создании крупных литературно-художественных
ценностей.
Информация о работе Знакомство восточных славян с христианским вероучением