Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 17:50, биография
Всего пять безмятежных лет было отпущено судьбой княжичу Ивану. 7 июля 1445 г. московские полки были разбиты в битве с татарами под Суздалем, а великий князь Василий Васильевич, отец Ивана, попал в плен. В довершение всего в Москве вспыхнул пожар, в связи с чем вся великокняжеская семья покинула город. После внесения огромного выкупа Василий (( возвратился на Русь. В феврале 1446 г., взяв с собой сыновей Ивана и Юрия, великий князь отправился на богомолье в Троице- Сергиев монастырь, надеясь отсидеться, т.к. в то время часть московского боярства строила планы возведения на престол Дмитрия Шемяки. Последний, узнав об отъезде великого князя, без труда захватил столицу. Тремя днями позже Василия II привезли в Москву и там ослепили.
1. Иван III: первые годы жизни.
2. Софья Палеолог и ее влияние на укрепление власти Ивана III.
3. Присоединение удельных княжеств и Великого Новгорода.
4. Внешняя политика Ивана III и освобождение Руси от татарского ига.
5. Внутренние преобразования Ивана III: Судебник 1497 г.
6. Значение деятельности Ивана III. Содержание «Завещания».
Поначалу верх взяла «партия» сторонников Дмитрия-внука, и он в 1498г. был коронован по неизвестному до того чину великокняжеского венчания, несколько напоминавшему обряд венчания на царство византийских императоров. Юный Дмитрий был провозглашен соправителем деда. Однако торжество «великого князя всея Руси Дмитрия Ивановича» продолжалось недолго. Уже в следующем году он и его мать Елена попали в опалу. А ещё через три года за ними сомкнулись тяжёлые двери темницы. Новым наследником престола стал княжич Василий. Ивану III, как и многим другим великим политикам эпохи средневековья, пришлось в очередной раз принести в жертву государственной надобности и свои родственные чувства, и судьбы своих близких.
В своем завещании, подобно предшественникам, Иван поделил волости между пятью сыновьями: Василием, Юрием, Димитрием, Семеном и Андреем, но старшему, Василию было дано 66 городов, в том числе самые значительные, тогда как всем остальным сыновьям вместе дано менее половины городов, а именно, только 30. Что же касается отношений старшего брата к младшим, повторяется обычное выражение: «Приказываю детей своих меньших, Юрия с братьею, сыну своему Василию, а их брату старшему: вы, дети мои, - Юрий, Димитрий, Семен и Андрей, держите моего сына Василия, а своего брата старшего вместо меня, своего отца, и слушайте его во всем; а ты, сын мой Василий, держи своих братьев младших в чести, без обиды».
В заключении хотелось бы подвести некоторый итог деятельности Ивана III, а также произвести оценку непосредственно личности великого князя.
Итак, одной стороной Иван стоит на рубеже двух эпох и принадлежит обеим. Он такой же князь-собиратель, как и его предшественники, у него те же цели, те же приемы, те же средства, как и у тех. Истинный потомок Калиты, он так же расчетлив, медлителен и осторожен в своих действиях, так же избегает решительных мер, всего рискованного и терпеливо ждет, пока плод не созреет вполне и не свалится сам.
Одно выделяет его от предков: он счастливее их. Он жил в ту пору, когда плод уже созрел, и цель была достигнута: ему не для чего выходить на Куликово поле и биться там с татарами, рисковать своим будущим – хан Ахмат постоит на берегу Угры и сам отойдет в свои приволжские степи; нечего осаждать Тверь – она сама отворит ворота и покорно признает его власть; стоит ему пригрозить и подойти к Новгороду – и конец вечевому колоколу, конец новгородской свободе.
Северо-Восточная Русь, став объединенной, превратила Ивана в государя и наделила его средствами в таких размерах, о каких предыдущие князья не смели и мечтать. Московское княжество начнет с той поры превращаться в Россию, начнет принимать участие в общеевропейской жизни – это создаст совершенно новые условия существования, породит новые цели, а для достижения этих целей заставит искать и новые средства.
Назвав себя царем и самодержцем, Иван III определил новое место независимой России в ряду других государств, подчеркнул ее самоценность; и, отказываясь от предложенного императором королевского титула, заявив, что «мы, божьей милостью, государи на своей земле изначала, от первых своих прародителей, а поставление имеем от Бога, и как прежде его ни от кого не хотели, так и не хотим и теперь», - он указал, что новая Россия не пойдет в хвосте других держав, но дорожит собственным Я и будет заботливо оборонять его, как святыню. Короче говоря, Иван III вывел Россию на новый путь международной жизни.
Однако в домашних делах, в пределах своего Московского княжества Иван полон противоречий. Так, сегодня он коронует на царство внука и сажает под стражу сына, а завтра низложит внука и его лишит свободы, а на его место поставит сына. Чувствуй Иван себя в эту минуту государем, он, наверное, поостерегся бы от подобного шага: ведь он наносил удар не только внуку, но и самой идее государства – идее столь еще молодой, едва начинавшей пускать первые ростки.
Таким образом, личность Ивана двоится: одной ногой он стоит уже в новом, будущем мире, другой – еще завяз в старом. Но это не отнимает у него права занимать одно из выдающихся мест среди деятелей русской старины. Это типичный представитель переходного времени. Уходя из прошлого, он не затворил за собой окончательно дверей, но он первый приотворил дверь туда, куда потом пришлось идти всей России. Но точнее всего роль этого государя в русской истории выразило одно его прозвище – Иван Великий.