Идейно-политическое основы строительства американской государственности (1775-1787 ГГ.)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 12:20, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной работы проследить эволюцию американской идеологической мысли и оформление в ходе ее государственно-правовых доктрин.
Задачи:
- установить основные этапы развития государственно-правовых доктрин в США в 1775-1787 гг.
- проанализировать влияние различных направлений американской и европейской общественной мысли на становление и р

Содержание

Введение 3
1 Анализ историографии и источников 5
2 Идейно-политическое обоснование американской
государственности в условиях войны за независимость 1775-1783 гг. 8
3 Отражение идейно-политических основ американской
государственности в Конституции 1787 г. 28
Заключение 46
Список источников и литературы 48

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.doc

— 316.50 Кб (Скачать файл)

        Тенденции к ограничению исполнительной власти оказали влияние и на первую конституцию - «Статьи конфедерации», принятую в 1777 г. и вступившую в силу в 1781 г.

        Американская революция привела  к значительным политическим  и социальным изменениям, расширила  права и возможности народа, и  его влияние на политику возросло. Однако власть в стране сохранялась  в руках крупных собственников - блока буржуазии и плантаторов, и это было важнейшим итогом американской войны за независимость. Активность народа заставила буржуазию и плантаторов пойти на уступки во имя главного - сохранения власти в своих руках. Буржуазно-плантаторский блок сохранил руководящую роль на всем протяжении революции.

        Послевоенные проблемы и противоречия  явились причиной возникновения  острой борьбы, сменившей единство  периода войны за независимость.  Во всей сложной картине столкновения  противоречивых интересов отчетливо обозначались два направления, два лагеря, водоразделом между которыми стал вопрос о характере и форме власти и государства. После окончания войны стремления верхушки отразились в ее борьбе за новую форму государственного устройства. Борьба за реорганизацию государственной власти стала ключевой проблемой послевоенного периода.

        Буржуазно-плантаторский блок завоевал  власть в ходе войны за независимость, и теперь перед ним стояла задача укрепить эту власть, придав ей соответствующую, отвечающую интересам господствующих классов форму. Блок буржуазии и плантаторов включал в себя различные группировки, которые придерживались различных, порой противоречивых взглядов на формы правительства. Взгляды этих группировок испытывали на себе влияние народных масс, также стремившихся создать такую государственную систему, которая в наибольшей степени отвечала бы их интересам. Поэтому борьба за реорганизацию государственной власти носила острый характер, где в сложном клубке противоречий переплелись различные мотивы и стремления.

        Подавляющее большинство господствующих  классов был единодушно в одном:  государственная система в рамках  «Статей конфедерации» не в  состоянии обеспечить их цели, не отвечает их интересам. Действительно у американцев были основания быть недовольными состоянием и положением государственной власти.

        Эффективность конгресса как  органа центральной власти с  окончанием военных действий  стремительно падала. Члены его  назначались штатами на короткое  время, иногда на 2-3 месяца. Поэтому его состав постоянно менялся. Очень часто он не мог принимать решений из-за отсутствия необходимого кворума. Бывали дни, когда на заседания являлся один делегат или вообще никто не приходил, за исключением председателя и секретаря [9]. Центрами политической жизни были штаты, поэтому назначаемые делегаты, весьма неохотно участвовали в работе конгресса, предпочитая находиться дома, в своих штатах, где действительно могли решаться и решались многие злободневные проблемы.

       В стране фактически не было единой» политической и государственной системы. Она представляла собой союз 13 суверенных государств, слабо связанных экономически, с различным уровнем развития, с различными законами, с разным соотношением политических и классовых сил. В этом союзе штаты, как подчеркивало решение конгресса, «обладают суверенной и независимой властью действовать так, как им покажется целесообразным» [9]. В сложившейся системе отсутствовал центральный, сильный государственный аппарат как орудие тех, кто владел основными богатствами страны. Буржуазии и плантаторам, крупным собственникам нужно было правительство, которое закрепило бы завоеванные ими позиции, гарантировало бы их имущественное положение от любых случайностей.

        Однако централизация государственной власти в США отвечала не только интересам верхов, хотя и была подчинена при ее конкретном воплощении в первую очередь их интересам. Централизация объективно способствовала укреплению североамериканских штатов, являлась условием сохранения и развития их экономической независимости, политического престижа на международной арене, где властвовали европейские монархии. Этот смысл и направленность государственной централизации постепенно стали понимать и народные массы, преимущественно и в первую очередь городские слои. Сторонниками централизации, по словам пенсильванского демократа Д. Брайана, выступало «большинство горожан», то есть за усиление  центрального правительства ратовали как имущие «верхи», так «низы» — рабочие и ремесленники [40].

        Но инициатива централизации государственной власти, как и сама организация сильного федерального правительства, оказались делом рук политической элиты США, использовавшей в своих интересах «централизаторские» настроения части «низов». Во главе движения за централизацию стали деятели, известные своими консервативными взглядами, находившиеся в умеренном лагере периода войны за независимость, принадлежавшие к богатейшим кругам буржуазно-плантаторской верхушки. Среди них были такие влиятельные политические деятели, как Дж.Вашингтон, А.Гамильтон, Дж.Джей, Дж.Мэдисон. сторонниками централизации стали противники независимости, такие как Дж,Дикинсон, в свое время выступавший против отделения от Англии. Активную роль среди них играли крупные торговцы, достигшие влияния в годы войны, такие как Роберт Моррис, коммерсант из Пенсильвании.

        Движение за централизацию олицетворялось  с правыми, консервативными силами, но это не означало, что все  сторонники централизации стояли  на консервативных позициях. Это движение поддержали различные силы, которые руководствовались различными мотивами, различными взглядами по поводу форм и степени централизации союза штатов. Стремление к централизации отражало не только страхи перед народом, но и объективную тенденцию к экономической консолидации, к созданию единого национального государства, порожденную развитием капитализма и образованием американской нации. Рост национального самосознания был важным фактором движения за централизацию государства, который присутствовал в мотивах, как левого, так и консервативного лагеря. Многие представители демократического крыла американской революции были сторонниками более сильного правительства. Т.Пейн высказывался за усиление централизации в государстве, за создание новой конституции, которая более определенно и четко определяла «власть и полномочия конгресса» [16, с.233]. За усиление власти центрального правительства выступали ремесленники, которые считали, что сильное правительство защитит их от конкуренции английских товаров, будет способствовать развитию мануфактурного и ремесленного производства. 

        Однако тон в этом движении  задавали группировки, стоявшие на монархических позициях, поэтому противники централизации отождествляли это движение с наступлением на демократию, с планами и целями реакции, с борьбой против завоеваний революции. В планах и намерениях сторонников централизации явно просматривалось стремление ликвидировать демократические принципы построения государственной власти, и вернуться вновь на монархические позиции. Повсюду раздавались жалобы на то, что люди «разума и собственности» утратили свое влияние под воздействием демократического духа войны, что повсюду к власти пришли люди «порочных принципов и слабой морали». Широко звучали призывы защитить достойных людей от «деспотизма народа» [48, с.22].

        Противниками сильного централизованного  государства были, прежде всего,  фермеры. Они опасались, что  сильное, независимое правительство  окажется в руках крупных собственников,  и будет проводить политику, направленную против их интересов. Интересам фермеров больше отвечала децентрализованная система, в условиях которой они имели возможность оказывать влияние на местные органы власти. «Мелкая буржуазия, особенно фермеры, составлявшие большинство белого населения, действовала в рамках более локализованной экономики и выступала не только против необходимости более обширного рынка, но и с подозрением относилась к тем, кто стремился к этому» [33].

        Против централизации выступала  значительная часть плантаторов Юга. Плантаторы-рабовладельцы чувствовали себя увереннее по сравнению с буржуазией Севера, они контролировали положение в своих штатах и не в такой степени нуждались в помощи централизованного правительства.

        В стране сложилась напряженная  обстановка. По всем штатам в 1785-1787 гг. прокатилась волна фермерских выступлений. Особенно бурно и остро эти выступления проходили в Массачусетсе, Род-Айленде, Нью-Гемпшире, Вермонте, Нью-Йорке, Коннектикуте, Пенсильвании, в обеих Каролинах.

        Под воздействием депрессии, волнений фермеров конфедерация в конце 1786-начале 1787 г. переживала глубокий политический кризис. Конгресс как орган центральной власти фактически перестал функционировать. Штаты игнорировали его. Усилились сепаратистские тенденции, возникла угроза распада союза штатов. Широко стали обсуждаться планы создания трех конфедераций: штатов Новой Англии, среднеатлантических и южных.

        В обстановке всеобщей тревоги и беспокойства, охватившей господствующие классы, вопрос о правительстве стал главной проблемой, вовлекшей в борьбу все слои. Движение за пересмотр конституции усилилось, к нему примкнули новые силы, число сторонников коренной перестройки государственной системы значительно увеличилось. Сторонники сильного правительства стали выступать смелее и активнее. «Или у нас будет правительство, которое защитит нашу жизнь, свободу и собственность, или, в противном случае, давайте готовиться к худшему», - так Вашингтон ставил вопрос перед своими единомышленниками [48, с.37].

        Представители буржуазно-плантаторского блока склонны были даже согласиться с установлением монархии, лишь бы оградить свои интересы от посягательств низов. «Какие поразительные изменения способны произойти за несколько лет! - суммирует Вашингтон итоги борьбы в последние годы. - Мне говорят, что даже уважаемые люди рассуждают о монархических формах правления без ужаса. Мысли порождают разговоры, а от разговоров до действия часто один шаг» [48, с.37]. Особенно сильными монархические настроения были в северных штатах, в среде крупной буржуазии - там, где социальные конфликты отличались наибольшей остротой. Активными сторонниками монархии выступали генерал Нокс, правая рука Вашингтона, секретарь военной комиссии конгресса генерал Штойбен, а также Александр Гамильтон.

        Однако сторонники монархии, разговоры  и слухи вокруг которой еще  возникали не раз в последующие  годы, не осмелились, открыто выступать со своими планами. Американский народ относился враждебно к монархии. Даже в консервативном лагере большинство было за республиканское устройство, которое выступало против монархических поползновений меньшинства.

        В условиях углубляющегося кризиса  сторонники конфедерации предпринимали  безуспешные попытки спасти ее. В августе 1786 г. конгресс внес  предложение дополнить Статьи конфедерации семью поправками, которые давали право конгрессу регулировать торговлю, вводить налоги на импорт, более четко определяли ответственность штатов в деле предоставления конгрессу финансовых средств [9]. Поправки несколько увеличивали власть конгресса, но не меняли характера Статей конфедерации.

        Однако предложение этих поправок  уже не могло что-либо изменить. В штатах усилились позиции  сторонников полной перестройки  государственной системы. И словами,  и делами они систематически подрывали авторитет конгресса, чтобы убедить народ в необходимости его реорганизации. Внесенные поправки не стали объектом серьезного обсуждения, так как в центре внимания находился другой вопрос - о созыве специального конвента для пересмотра и дополнения Статей конфедерации. Этот конвент должен был стать первым шагом на пути изменения Статей конфедерации.

        В 1786 г. вопрос о создании  сильного центрального правительства  был поставлен на повестку  дня. В январе этого года  ассамблея штата Виргиния разослала приглашения всем штатам назначить делегатов на совещание по вопросам регулирования торговли, и 11 сентября в г. Аннаполис (штат Мэриленд) собрались представители пяти штатов - Виргинии, Дэлавера, Пенсильвании, Нью-Джерси и Нью-Йорка. Все делегаты были сторонниками сильного правительства, и поэтому после трехдневного заседания они решили отложить вопрос о торговле до тех пор, пока не будет принята новая конституция. Для этой цели они предложили созвать конвент представителей всех штатов в Филадельфии в мае 1787 г. Было принято обращение к штатам

(копия была передана  конгрессу), в котором в общих  выражениях разъяснялась необходимость  приведения федеральной власти  «в соответствие с нуждами  Союза» [20, с.477].

        Члены законодательных собраний ряда штатов сочли созыв конституционного конвента незаконным, но лишь, после того как 21 февраля 1787 г. конгресс принял резолюцию, рекомендовавшую избрание делегатов конвента, подготовка к нему значительно ускорилась. К указанному сроку в Филадельфии собрались представители всех штатов, кроме Нью-Гэмпшера, делегаты которого прибыли лишь в июле, и Род-Айленда. Род-Айленд был единственным штатом, легислатура которого большинством голосов отказалась от всякого участия в выработке и принятии новой конституции.

        Придавая большое значение делу  создания новой конституции, буржуазия  и плантаторы послали на филадельфийский  конвент своих известных и  прославленных представителей. Среди  них были Джордж Вашингтон,  Джеймс Мэдисон, Бенджамин Франклин, Александр Гамильтон и другие. Восемь членов конвента участвовали в подписании Декларации независимости; 42 из 55 делегатов конвента были в разное время членами континентального конгресса и 18 из них - членами конгресса в период работы конвента. Конвент представлял собой цвет буржуазно-плантаторской аристократии, и среди его делегатов не было ни одного фермера, рабочего или ремесленника.

        Конвент открылся в Филадельфии  25 мая, но приступил к работе  лишь 29-го, когда был обеспечен  необходимый кворум. Председателем конвента был единогласно избран Джордж Вашингтон. Одной из первых резолюций 29 мая было решение о строгой секретности работы конвента и неразглашении его протоколов. Эта мера была нужна федералистам для ограждения своих действий от вмешательства извне и главным образом со стороны простого народа. Мысль о необходимости отстранить широкие народные массы от важнейших государственных дел была откровенно высказана в первых выступлениях делегатов, в которых они выразили свое недоверие к народу и демократическим учреждениям. 29 мая с большой речью выступил делегат Виргинии Э.Рэндолф, зачитавший проект новой конституции. Перечисляя недостатки Статей конфедерации, он подчеркнул, что «главная опасность проистекает от демократических частей наших конституций», ни одна из которых «не обеспечивает достаточных ограничений против демократии». Отстаивая на следующем заседании внесенный им проект, Рэндольф заявил, что все теперешние бедствия Соединенных Штатов являются «результатом беспокойств и безумств демократии» и правительство должно сдерживать ее «неистовство» [12].

Информация о работе Идейно-политическое основы строительства американской государственности (1775-1787 ГГ.)