Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 08:38, реферат
Основные источники по истории времени Карла Великого - многочисленные капитулярии самого Карла и его биография, написанная Эйнхардом, но тем не менее не являющаяся достоверной, так как "Эйнхард мог широко заимствовать из жизнеописания цезарей Светония, полагая, что таков наилучший способ характеристики франкского государя, который не только подражал римским императорам, но и в собственных глазах и в глазах современников был таковым на самом деле".
Карл щедро раздавал церквам и монастырям денежные и земельные пожалования, проводил реформы в области обрядов и литургии и издавал бесчисленные указы, имевшие целью заставить священников, монахов и мирян соблюдать церковные правила в быту. Он проявлял заботу об образовании служителей церкви и старался искоренить многие злоупотребления в церковных делах, возникшие еще при его предшественниках. В то же время Карл приобщал завоеванные народы к церкви, в походах его войско сопровождали миссионеры, и он принял уверения в покорности саксонцев, славян и аваров лишь тогда, когда те приняли христианство.
В 804 году был положен конец изнурительной саксонской войне. Карл прибыл в Голленштедт и переселил из Нордальбингии 10 тысяч саксонских семей во внутренние области государства. Обезлюдевшая Нордальбингия была передана ободритам. В 808 году датский король Готфрид в союзе с полабскими славянами напал на ободритов и обложил их данью. Перед уходом он разрушил Рерик. Император отправил против датчан сына Карла. В Нордальбингии, вновь отобранной у ободритов, построили несколько крепостей; тем самым было положено начало Датской приграничной марке. Для отражения норманнских набегов Карл велел строить корабли на реках, которые протекали по Галлии и Северной Германии. Во всех портах и устьях судоходных рек по его приказу были устроены стоянки для судов и выставлены сторожевые корабли, дабы предупредить вторжение неприятеля. Это была последняя большая война при жизни Карла Великого. За сорок лет, прошедшие после принятия им власти, он почти вдвое расширил пределы державы франков.
Внутренняя политика Карла.
"Важнейшей
причиной всех успехов Карла
Великого была поддержка,
Ле Гофф говорит о том, что церковный собор в Туре, созванный в 811 году, отмечал: "Во многих местах разными средствами имущество бедных людей сильно урезано, и это имущество тех, кто является свободным, но живёт под властью могущественных особ". Далее, Ле Гофф говорит, что новыми владельцами этого имущества становятся церковные магнаты и латифундисты. Ле Гофф в качестве примера приводит полиптик, составленный в девятом веке по велению Ирмиона, аббата Сен-Жермен-де-Пре - инвентарь земельных владений и повинности держателей земли. В нём описаны двадцать четыре владения, девятнадцать из которых находились в районе Парижа, между Мантом и Шато-Тьери. Эта экономическая мощь открыла земельным магнатам путь к публичной власти во многом благодаря процессу, начатому Карлом Великим и его наследниками. Как уже было сказано, Карл Великий увеличил число бенефициальных дарений, обязывал приносить себе клятву и вступать в вассальные отношения. Это делалось с целью укрепления франкского государства, Карл рассчитывал вассальными связями привязать к себе не только значительных людей, земельных магнатов, но и менее крупных землевладельцев, поэтому он поощрял своих вассалов, чтобы они так же имели вассалов, а всех свободных обязал выбрать себе сеньора [8]. Действия Карла возымели практически обратное действие. В капитулярии Карла Великого 811 года говорится, что "бедняки жалуются на лишение их собственности, одинаково жалуются на епископов, и на аббатов, и на попечителей, на графов и на их сотников". Крестьяне разорялись из-за церковной десятины, тяжёлых налогов, высоких судебных штрафов [9]. Кроме того, после проведённой Карлом военной реформы, четверо крестьян должны были в складчину выставлять одного воина. Подобная практика была не только сама по себе разорительна для крестьянства, но и надолго отрывала его от хозяйства, а так как Карлом Великим велась активная завоевательная политика, то подобная военная практика была постоянной. Разорившиеся крестьяне отдавали свои владения земельным магнатам в обмен на покровительство и защиту, особое распространение получает начавшаяся ещё при Меровингах практика передачи земли в прекарий - земельное владение, которое магнат передавал разорившемуся крестьянину при условии выполнения определённых повинностей: несения военной службы, выполнения барщины или выплаты оброка - это способствовало усилению земельных магнатов, именно с этим связано то, что, как пишет Ле Гофф, "С 811 года Карл Великий жаловался на то, что некоторые отказываются от военной службы под тем предлогом, что их сеньор не призван на неё и они должны оставаться при нём" [10]. Ситуация усугублялась и таким явлением, как иммунитет, заключавшемся в том, что магнат на принадлежащих ему территориях получал права сбора налогов и податей, пользовался верховной судебной властью и являлся предводителем созываемого на его территории военного ополчения. Не в силах препятствовать этому процессу, государство легализировало его особыми грамотами, согласно которым иммунитетные земли выходили из подчинения графам. Подобная практика, получившая большое распространение при Каролингах, началась, однако, ещё во времена Меровингах. К тому же, после судебной реформы Карла Великого свободные крестьяне были лишены активной роли в суде, поэтому не могли воспрепятствовать усилению магнатов через государственные судебные органы. "Свобода этих людей перестаёт подразумевать полноправие". Нередко они объединялись и поднимали мятежи, впрочем, это было неэффективно, и остановить "наступление" магнатов они не могли. Карл во многих своих капитуляриях предписывал не допускать притеснения крестьян, впрочем, это не оказывало должного воздействия [11]. Если говорить о связанной с описанными выше процессами экономике, то во время правления карла - с конца VIII до середины IX века превалирующей была тенденция экономического подъёма, о чём говорит существование в крупных поместьях избытка продукции, который реализовывался на рынке, подтверждением чего является некоторое возрождение имевших римские корни городов, по сравнению с их упадком во времена Поздней Римской империи. В несколько раз увеличивается число монетных дворов, что побудило Карла ограничить право городов на чеканку монеты. Рост денежной массы свидетельствует о большом масштабе торговли [12].
Культура и отношения с церковью.
Карл был истинным христианином. "Он свято почитал христианскую религию, в которой был наставлен с детства. Вот почему он воздвиг в Аахене исключительной красоты базилику, украсив её золотом, серебром, светильниками, а так же вратами и решётками из цельной бронзы. Поскольку колонны и мрамор для этой постройки нельзя было достать где-либо ещё, он позаботился о том, чтобы его привезли из Рима и Равенны. Он ревностно и часто посещал церковь и утром, и вечером, и даже в ночные часы и на заутреню, насколько позволяло здоровье и весьма заботился, чтобы всё, что в ней совершалось, проходило наиболее достойно" [13]. Карлом была предпринята попытка реформировать монашество в соответствии с бенедиктинским уставом, тогда же была проведена реформа литургии и составление единого сборника проповедей. В общем, отношение к нему церкви было сервильным, об этом говорит хотя бы то, что папа Лев III после своего избрания на папский престол переслал Карлу ключи святого Петра и папское знамя в знак признания его власти. Карл стал защитником ортодоксии на западе, он хотел опротестовать решение Никейского собора 787 года.
Касательно церкви Карлом было издано множество капитуляриев. В одном из них говорится: "Пусть ни святым церквам Божьим, ни сиротам, ни паломникам (...) не чинят обиды и грабежа: ибо сам государь император, после Бога и его святых, объявлен их защитником и покровителем" [14]. Во многих капитулярных актах Карл Великий напоминает графам, епископам, что их поведение должно быть благочестивым: пусть они прощают долги своим должникам, выкупают пленных, помогают угнетённым, защищают вдов и сирот [15].
Культурные устремления Карла были связаны с политикой - культура Франкского государства должна была соответствовать наименованию "империя". Сам Карл был весьма образован для своего, во многом ещё варварского времени: "Не довольствуясь лишь родной речью, он старался изучить иностранные языки. Латинский он изучил так, что обыкновенно говорил на нём, словно на родном, но по-гречески он больше понимал, нежели говорил. (...) Карл много времени уделил изучению риторики, диалектики, а особенно астрономии. Он изучал искусство вычислений и с усердием мудреца пытливо выведывал пути звёзд. Пытался он писать и для этого имел обыкновение держать на ложе, у изголовья дощечки или таблички для письма, чтобы, как только выпадало свободное время, приучить руку выводить буквы, но труд его, начатый слишком поздно и несвоевременно, имел малый успех" [16]. Культурным центром была придворная Академия в Аахене, куда стекались наиболее образованные люди Европы - Алкуин, основатель школы святого Мартина в Туре, Теодульф, поэт и писатель, Эйнхард, придворный биограф Карла, Рабан Мавр, ученик Алкуина, продолживший его дело, Ангильберт, автор исторических поэм, Нитхард, автор "Истории в четырёх книгах", и другие.
Культурные реформы
были начаты с установления единого
канонического текста Библии, и вообще
проводились в союзе с
Карл Великий
целенаправленно поощрял
Мнение некоторых
историков о малой
К тому же Карл сам принимал деятельное участие в трудах основанной им академии: по его инициативе составлялся правильный текст Библии; монарх собирал древнейшие германские предания и песни (собрание, к сожалению, практически утрачено); он поручил ученым составить грамматику своего родного франкского языка (это повеление выполнено не было).
При нем возрождалось изучение классической латыни, поощрялась анналистика, а из-под пера талантливых придворных излился целый поток подражательной поэзии. Сам Карл брал у Алкуина уроки грамматики и начал составлять грамматику германского языка. Он работал также над исправлением текстов Евангелий и уже в преклонные годы пытался выучиться трудному искусству каллиграфии (упоминание об этом факте в принадлежащей Эйнгарду биографии Карла явилось основанием для возникновения ложного представления, что он якобы не умел писать). Заказанный им сборник традиционных коротких немецких героических поэм, к сожалению, не сохранился. Повсюду при монастырях и церквах открывались новые школы, было предусмотрено, чтобы образование получали и дети бедняков. Под руководством Алкуина в монастырях возрождались или учреждались скриптории (помещения для переписки и хранения рукописей), где для переписки использовался великолепный шрифт, именуемый "каролингским минускульным", причем копирование производилось столь быстрыми темпами, что львиная доля всего наследия античности дошла до нас усилиями именно той эпохи. Импульс, данный учености Карлом Великим, продолжал действовать на протяжении целого столетия после его смерти.
Развитие государства при Карле Великом.
Восстановление
и строительство дорог и
Он воздвиг мост через Рейн в Майнце и предпринял неудачную попытку соединить каналом Рейн с Дунаем. Дворец и капеллу в Аахене (последняя была возведена по образцу церкви Сан Витале в Равенне и украшена мозаикой и вывезенным из Италии мрамором) современники считали одним из чудес света. Карл ввел порядок и единообразие в господствовавший повсеместно хаос мер и весов, провел реформу финансовой системы. Часто перемещая своих сановников, когда лангобарды отправлялись в Аквитанию, франки в Баварию и т.д., Карл пытался пресечь злоупотребления графов и епископов властью и централизовать власть в государстве. Держава была разделена на missatica (округа), которые периодически посещали missi dominici, т.е. королевские посланцы. Комиссия, состоявшая из одного клирика и одного мирянина, изучала судебные решения и финансовые документы, выслушивала жалобы на местных правителей, искореняла ложь, коррупцию и алчность в администрации и обществе. В общем Карл издал 65 статей законов, которые содержали более 1000 отдельных постановлений. Все эти постановления учили народ, как воевать, как обрабатывать землю, как торговать, как судиться и тому подобное. Для того времени статьи - капитулярии Карла Великого имели огромное значение.
Последние годы Карла Великого.
Последние годы жизни Карла Великого были омрачены рядом трагедий и неудач. Здесь и возобновление нападений норманнов на северные окраины империи, и случившийся в крайне сжатые сроки уход из жизни жены и сестры Карла и его сыновей Пипина и Карла. В результате этого в конце 813 года Карлу Великому пришлось призвать к себе самого слабохарактерного сына Людовика Аквитанского, известного впоследствии как Людовик Благочестивый. Император, созвав торжественное собрание знатных франков всего королевства, назначил его с общего согласия своим соправителем и наследником, а затем возложил ему на голову корону и приказал впредь именовать его императором и августом.
Вскоре после
этого, сраженный сильной лихорадкой,
Карл слег в постель. В начале января
к лихорадке присоединился
Умер Карл Великий в Аахене 28 января 814 года. Тело его при глубокой скорби, охватившей все подвластные Карлу народы, было перенесено в построенный им Аахенский собор, и помещено в медный позолоченный саркофаг. Над саркофагом повесили золотую доску с надписью: "Здесь покоится тело Карла, великого и правоверного императора, который со славой расширил пределы государства франков и счастливо управлял им в течение сорока семи лет. Он умер 70-ти лет, в зиму Господню 814-е". В 1165 году, по настоянию Фридриха Барбароссы, антипапа Пасхалий III причислил его к лику святых. Немецкий поэт в кратком четверостишии охарактеризовал знаменитого короля франков так: