Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 08:38, реферат
Основные источники по истории времени Карла Великого - многочисленные капитулярии самого Карла и его биография, написанная Эйнхардом, но тем не менее не являющаяся достоверной, так как "Эйнхард мог широко заимствовать из жизнеописания цезарей Светония, полагая, что таков наилучший способ характеристики франкского государя, который не только подражал римским императорам, но и в собственных глазах и в глазах современников был таковым на самом деле".
Несметных ратей предводитель,
Племен владыка и отец,
Науки друг и покровитель,
Законодатель и Мудрец…
Итоги завоеваний и реформ Карла Великого.
Империя, созданная Карлом Великим, распалась уже в течение следующего столетия. При немощных государях, которыми оказались его сын и внуки, центробежные силы феодализма разорвали ее на части.
Однако осуществленный
им союз государства и церкви предопределил
характер европейского общества на столетия
вперед. Образовательные и церковные
реформы Карла сохраняли
Оценивали военную деятельность монарха по-разному. Часто Карла обвиняли в жестокости и экспансионизме, которые упомянуты выше. «Экспансионизм» -- это, конечно, модернизация; а что до жестокости... Ф. Кардини верно писал, что не нам, людям ХХ столетия, судить Карла Великого.
Можно, конечно, решить, что Карл настоящим-то полководцем не был и возмещал жестокостью недостаток таланта. Вот, скажем, Л.Н.Гумилев писал о короле в тоне весьма пренебрежительном: Великим-де прозвали его за победы, но побеждал он успешно только своих же «немцев» (непонятно, правда, какие в то время были «немцы»), Барселону якобы взял лишь потому, что она арабам была и не нужна вовсе, а «с одной маленькой Аварией» воевала вся огромная империя, причем захватили лишь кусок страны.
Надо заметить: «вся империя» не могла воевать с аварами не только потому, что самой империи тогда еще не было, но и из-за саксов. Недаром Карл привлек славян к антиаварскому походу -- король при всем желании не мог сосредоточить все силы против аваров. Прошлый опыт всякого научил бы, что противников бывает больше одного.
Кстати, жестокость Карла объяснима как реакция на угрозу окружения (сразу оговорюсь, что от моральных оценок здесь лучше воздержаться). Монарх не имел права ошибиться, ибо неограниченными военными силами не располагал.
Великим Карла прозвали все-таки не зря. Ведь его деятельность по франкизации Германии и Италии, тяжелая задача и сама по себе, происходила на фоне длительной Саксонской войны, причем параллельно велись еще испанские и аварские кампании.
Повторю: франки вели превентивную войну. Именно такая тактика и принесла успех. Атаковать, дабы предотвратить худшее, наступать в оборонительных целях, -- это было для Карла правилом всей жизни. Но -- только там, где это необходимо. Пример ободритов тут достаточно показателен.
К главным же итогам военной деятельности Карла Великого следует, как то сделал уже в прошлом веке русский историк Т.Н.Грановский, отнести прекращение сотрясавших Европу переселений народов и племен и объединение германских народов (за исключением скандинавов и англосаксов) в одном государстве.
Франкская держава стала сильнейшим государством на Западе Европы. Даже самого опасного прежде противника -- арабов, франкам приходилось теперь опасаться разве что на море, так как своего военного флота у Карла не было. Известный арабский халиф Гарун-аль-Рашид установил отношения с Карлом и подарил ему место гроба Господня в Иерусалиме, где король собирался поставить церковь. Византия в конечном счете фактически согласилась с признанием Карла императором, что потребовало известной ломки тамошних идеологических установок. Ибо, что бы там ни говорили впоследствии историки, законным наследником прежней Римской империи была именно Византия, и никто до Карла этого не оспаривал и императорского титула не принимал. Почему же все-таки появился противовес государству ромеев -- империя Карла Великого?
Карл, судя по всему, совершенно не собирался быть императором и никого не принуждал таковым его провозглашать. Он прежде всего считал себя королем франков (с Божьего соизволения, разумеется).
Поход в Италию 800 г. был вызван очередным мятежом лангобардской знати, с которым следовало быстрее покончить в преддверии завоевания Барселоны: лангобарды всё никак не могли ужиться с папой. В Риме благодарный папа венчал Карла императорской короной, по собственным словам короля, неожиданно. Можно заподозрить, что тут монарх слукавил, однако прямой пользы в новом титуле для Карла не было. Рим -- лишь один из подвластных ему городов, жить там он не собирался.
Другое дело, что Карл считал себя ничем не ниже того, константинопольского императора, которого, кстати, упорно называл королем. Что из того, что тот -- священная особа? Управляет он преемницей последней языческой империи, да еще и иноверным арабам противостоять не может... А вот франки и сам Карл -- совсем другое дело: король-воитель, защитник христианства, вслед за Хлодвигом раздвигает границы христианского мира, мечом и словом обращает язычников...
Папа
Лев III не мог не знать о подобных
настроениях короля. Судя по всему,
именно римский первосвященник был
инициатором торжественной
Время для осуществления папского замысла было подходящее: в Византии на престоле оказался малолетний монарх, при нем -- мать-регентша. И был пущен слух, что императорская династия пресеклась. Но должен же быть император в христианском мире! А Карл -- владеет Римом, исконно императорским городом, деяния же его -- подтверждение того, что король -- наследник римских августов.
Карл дал себя уговорить. И после коронации, о дне которой его, судя по всему, заранее не предупредили (в этом и состояла та «неожиданность»), уехал в свой любимый Аахен.
В связи с этой коронацией следует обратить внимание на одно, как представляется, не в полной мере оцененное деяние Карла. Историки отметили, что итальянские походы (то в защиту папы, то для умерения его аппетитов) имели одно важное последствие: они окончательно разорвали политическую связь Италии с Византией и Рима с Константинополем. Италия стала частью Западной Европы.
Но есть
и другой момент: папа оказался главой
всей Церкви Каролингской империи, а
также так или иначе тяготевших
к ней Британии и христиан Испании.
Папа, короновав Карла, присвоил себе
прерогативу, которой ранее обладал
лишь церковный владыка
Именно коронацию 800 г. можно считать прелюдией разрыва, оформившегося в 1054 г.
Заключение.
Карл Великий - несомненно, фигура неоднозначная. Противоречивы его земельные реформы. С одной стороны, Карл не сделал здесь ничего нового - практика бенефициальных дарений существовала со времени правления Карла Мартелла, но именно при Карле достигла того размаха, который позволил усилится магнатам и приобрести иммунитет. Существует и ещё одно противоречие. Действия Карла Великого как бы подготовили почву для развития феодализма, да и при самом Карле уже существовала практика вассальных отношений. Феодальное общество - аграрное, сельское, с неразвитой торговлей, при Карле же, как уже было сказано, города процветали, а торговля была хорошо развита. Упадок роли городов и торговли, аграризация общества, усиление личных связей, наблюдаемые при феодализме, можно рассматривать как некоторую деградацию, следовательно, действия, приведшие к этой деградации - в том числе и действия Карла - можно назвать негативными. С другой стороны, во времена Карла неразвитость производства делала раскол на производящий и управляющий классы, на зависимых крестьян и сеньоров неизбежным, без него был бы экономический прогресс, о котором нами было сказано.
Другой аспект деятельности Карла - культура. С одной стороны, "Каролингское возрождение" - скачок вперёд по сравнению с культурой во времена, например, того же Карла Мартелла. С другой стороны, "Каролингское возрождение было лишь итогом серии мелких возрождений, которые после 680 года дали о себе знать в монастырях Корби, Сен-Мартен-де-Тур, Сен-Галлен, Фульда, Боббио, а так же в Йорке, Павии и Риме. (...) оно не было новаторским. Принятая им программа обучения была всего лишь программой прежних церковных школ, в соответствии с которой "в каждом епископстве и в каждом монастыре учили псалмам, пению, счёту, грамматике и заботились о переписке книг". Культура каролингского двора ничем не отличалась от культуры варварских королей, таких, как Теодорих или Сибесут. (...) Каролингское возрождение было, несомненно, неудавшейся попыткой двинуться вперёд, завершившейся тем, что пришлось свернуть с пути или остановиться"