Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2013 в 09:58, курсовая работа
Актуальность темы. Изучение вопроса о межкультурном взаимодействии сегодня представляет особый интерес в контексте рассмотрения наиболее актуальных проблем международных отношений, таких как сложность национальной самоидентификации в поликультурном обществе, сохранение традиционной культуры коренного населения. Особенно остро вопрос о сохранении традиционных культур встал в современную нам эпоху складывания постиндустриального общества, когда вследствие процессов глобализации быстрыми темпами идет процесс растворения национальной культуры в «общемировой», подмены национальных и этнических культурных ценностей некими «общечеловеческими».
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ИНДЕЙЦЫ СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ И КОЛОНИЗАТОРСКАЯ ПОЛИТИКА США……………………………………………………………………..12
ГЛАВА 2. МЕЖКУЛЬТУРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В СОЦИАЛЬНО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И ДУХОВНОЙ СФЕРАХ
2.1. Изменения в социально-экономической организации у колонизаторов и автохтонного населения Северной Америки………………………………………..28
2.2. Религия, художественное творчество североамериканских индейцев……..42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..50
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………
Политика патерналистской опеки привела к тому, что индейское общество превратилось в обособленное, изолированное меньшинство Соединенных штатов, за которым прочно закрепилось место внизу социальной лестницы страны. Этого положения не изменил и принятый в 1924 г. закон, провозгласивший всех индейцев полноправными американскими гражданами, который вместе с тем знаменовал собой формальное завершение опеки над ним со стороны конгресса [Тишков, 1990, с. 56].
Таким образом, сначала Британская империя, а затем и молодое Американское государство проводили целенаправленную политику экспроприации земельных владений индейцев путем определения правового статуса коренного населения, прямых вооруженных захватов, сталкивания интересов индейских племен, заключения неравноправных договоров об уступке земель.
Провозглашение доктрины «вакуум доминиум» в 1629 г. означало ревизию легальности аборигенного права на занимаемые земли, следствием чего явилось ожесточенное сопротивление индейцев. Смягчение политики метрополии нашло отражение в прокламации короля Георга III,, гарантировавшей индейцам земли от Аллеган и Р. Миссисипи. Издание этой прокламации было вазвано не столько индейской угрозой, сколько стремлением Британской империи укрепить свою власть в колониях накануне Войны за независимость. Для более успешного контроля над коренным населением и его землями колониальные власти использовали механизм сталкивания интересов индейских племен. Междоусобные конфликты изрядно подрывали силы индейцев, в результате чего происходил практически безболезненный захват индейских территорий.
С появлением Соединенных Штатов Америки в 1787 г. вышло издание Северо - Западного ордонанса, декларировавшего независимый статус индейских народов. Пересмотр политики, зиждившейся на праве завоевания произошел из-за присутствия на континенте Испании и Англии, которые могли использовать для борьбы с США мощное сопротивление индейцев прямому захвату их земель американцами. Для этого периода характерен всплеск политической активности аборигенного населения, как то возникновение идеи «индейской унии», как противовеса США, появление конституции и демократического управления в племени чироки. Однако в 1830 г. выходит закон о переселении индейцев, на специально созданную для них Индейскую территорию к западу от 98 з.д. В составе министерства внутренних дел создается Бюро по делам индейцев. В пределах Индейской территории вводятся ограничения в отправлении правосудия, устанавливается государственный арбитраж в случаях конфликтов между какими-либо индейскими народами, создаются военные форты и гарнизоны.
Законом 1871 г. ограничивается право индейских племен считаться независимыми нациями. Их статус был определен как подопечных конгресса, не имевших права голоса и возможности через избирательный механизм влиять на действия правительственных органов. Индейцы были расселены по резервациям и были лишены права владеть свободными землями.
В 1924 г. вышел закон, провозгласивший всех индейцев полноправными американскими гражданами. Однако изменение их правового статуса не означало, что индейский вопрос был решен окончательно, как того хотели в свое время сторонники политики патернализма. Проблема коренного населения и по сей день стоит перед американскими властями, уходя своими корнями в экспансионистскую политику, осуществлявшуюся в отношении индейцев на протяжении всей истории Соединенных Штатов.
Индейцы, в свою очередь, находившиеся на более низкой ступени общественного развития, не имевшие государственности не могли противопоставить европейскому законодательству свое. Политическое взаимодействие европейцев и индейцев изначально не было равноправным, однако механизмы построения политических взаимоотношений, использованные индейцами, оказали влияние на европейскую политику. Переняв у европейцев тактику ведения боя (на уничтожение), играя на противоречиях между европейскими соперниками по колонизации Северной Америки и наметив тенденцию к укреплению старых (Лига ирокезов) и складыванию новых племенных союзов, играя на противоречиях между колониальными державами, то есть, используя в борьбе против европейцев европейские методы, индейцы стали представлять реальную угрозу колонистам что вылилось в ряд победных войн аборигенов над белыми и смягчение земельной политики Британской метрополии, а затем США. Однако по мере усиления Американского государства и физического истребления коренного населения племенные союзы перестали быть преградой на пути захвата индейских территорий. Так и не была воплощена в жизнь идея «индейской унии», объединившей все восточные и юго-восточные индейские племена, из-за жестокого подавления восстания ее автора Текумсе, а являвшаяся наиболее мощной индейской политической организацией - военно-демократическая конфедерация Лига ирокезов, потерпела сокрушительное поражение в Войне за независимость, сражаясь на стороне Британской империи.
ГЛАВА 2. МЕЖКУЛЬТУРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И ДУХОВНОЙ СФЕРАХ
3.1. Изменения в социально-экономической организации у колонизаторов и автохтонного населения Северной Америки
В отличие от политических отношений двух рассматриваемых культур, где процесс взаимодействия был в большей степени односторонним, в сфере социально-экономических и духовных отношений происходит частичное сращивание культур, осуществляется достаточно активный обмен культурным опытом.
Торговля, поначалу помогавшая поддержанию связей лишь внутри индейского кочевого общества и интеграции его в единое целое, с началом колонизации континента стала способствовать установлению связей с представителями иной цивилизации - европейцами.
В начале так называемого контактного периода наибольшее распространение получила торговля пушниной, которая открыла для индейских племен атлантического побережья новое значение факта обладания землей, что вызвало стремление к установлению точных границ своих охотничьих участков. Кроме того, приобретение земли в частную собственность поощрялось европейскими торговцами. Все это повело к появлению семейных охотничьих участков в пределах племенной территории. Отношение к индейцу, занимавшемуся звероловством, в период торговли мехами можно сравнить с отношением к «мыслящей собаке», доставлявшей меха.
Участились межплеменные войны за торговые пути, за территории промысла пушнины. Локальные группы объединялись в конфедерации или племена и вели ожесточенные междоусобные войны [Брассер, 1978, c. 36].
Развитие пушной охоты привело к разрушению связей внутри общины. Интенсификация обменных отношений упразднила острую необходимость в объединении. Малая семья приняла на себя основные функции экономического производства и потребления. Изменилось и отношение к личности. Если в системе расширенной семьи наблюдалась тенденция подавления индивидуализма, то в системе малой семьи личность обрела возможности для своего самосознания и развития.
Торговля пушниной познакомила индейцев с новыми товарами, но вызвала необходимость значительной корректировки в социально-экономических обычаях. В гармоничной системе, предшествующей контакту с европейцами, труд был разумно разделен между полами. Однако с прибытием европейцев положение изменилось. Мужчины стали забрасывать свои традиционные занятия, чтобы заняться удовлетворением запросов торговцев. Так как большая часть времени мужчин уходила на промысел пушного зверя или же на изготовление вампума (от индейск. Wampumpeag-нити с нанизанными на них раковинами), средство запоминания и передачи сообщений у индейских племен Сев. Америки [Фурсенко, 1997, c. 34], то обязанности женщин в хозяйстве резко возросли. Таким образом, баланс в процессе заготовления продуктов был нарушен. Возросшая смертность населения и устранение мужчин от традиционной экономической деятельности, видимо, повели к изменениям в родственной системе индейцев в сторону матрицентризма [Брассер, 1978, c. 41].
В то же время у восточных и юго-восточных племен имелись признаки социального расслоения. У них существовали обычаи, представлявшие благодатную почву для неравенства, в случае взаимодействия этих племен с европейцами. Так у индейцев Каролины вожди имели особую привилегию торговать, а ранее вести обмен с иноплеменниками. У мускогов юго-востока вождь племени или селения ведал делами селения, племени, а также встречал гостей, вел переговоры с представителями других племен. В этом была возможность узурпировать право торговли с европейцами. Среди других обязанностей вождя селения была номинальная должность надзирателя за общественным хранилищем. Все эти функции вождей и старейшин могли быть источником личного обогащения должностных лиц. Вместе с накоплением богатств отдельными членами племен появляется желание передать это богатство своим близким. Наследование по отцовской линии, накопление богатств и выделение богатых семей из среды сородичей - все это признаки, свидетельствовавшие о далеко зашедшем разрушении матриархальных родовых норм [Гонионский, 1973, c. 116].
Ускорению процесса социального расслоения в индейских обществах восточной части Северной Америки способствовали европейцы-торговцы, которые поселялись в индейских деревнях, брали в жены девушек из правящего рода. Своим детям от таких браков они часто старались дать образование. И если впоследствии покидали индейскую деревню, то передавали индейской семье часть имущества. Если же европейцы не интересовались своими детьми, то род матери брал по обычаю заботу о детях на себя.
Дети от смешанных браков были, естественно, полноправными членами рода и племени. Метисная прослойка в среде восточных индейцев росла очень быстро. Но она могла сохранять свои богатства и командное положение только внутри индейского общества. Колониальное общество принимало метисов неохотно, да и, уходя к американцам, они лишались своего главного богатства – земли. Землей они могли пользоваться, но не могли изымать ее из общины. Это было одной из причин, по которой метисные семьи не порывали связи со своими родичами. Традиционные отношения родства были очень сильны; метисы опирались на сородичей, проводя проанглийскую или проамериканскую политику [Гонионский, 1973, c. 117].
Колониальное вмешательство в социальную организацию индейцев ослабило институт вождя, и он уже не имел такого значения как раньше [Там же, c. 48]. В индейской среде изменились критерии лидерства. После прихода европейцев лидером становился тот, кто мог свободно общаться с белыми. Для этого требовалось свободное владение английским языком, а также признание базовых ценностей европейской культуры, среди которых выделяются христианская традиция, азы протестантской этики.
Европейские колонизаторы подрывали позиции главных индейских сахемов - родовых старейшин, занимавшихся мирными делами племени, в отличие от военачальников, называвшихся вождями. Белые поддерживали связь лишь с подчиненными им местными вождями. К тому же колонизаторы возложили на сахема бремя ответственности, требуя от него применения власти в отношении индейцев (что не признавалось обычаем), поставили его как бы между двух огней; и он утрачивал престиж как среди своего народа, так и среди пришельцев. Белые старались сохранять индейцев как полузависимые группы во главе с ответственным вождем. К 1670 г. выборы любого вождя осуществлялись под контролем колониальных властей и белые больше не признавали верховенство сахемов [Брассер, 1978, c. 46].
Распространенным явлением стал найм европейскими переселенцами аборигенов на работу. Индейцы приобщались к европейской культуре посредством службы в качестве переводчиков, почтальонов при местных властях, аборигены помогали переселенцам ухаживать за скотом, занимались китобойным промыслом [Там же, c. 127].
В индейском обществе постепенно складывались и новые производственные отношения. Например, на юге страны товарное хозяйство у криков, чоктавов и других существовало в виде плантаций, на которых трудились негры-рабы. Наличие двух укладов в индейском обществе - первобытнообщинных отношений у основной массы индейцев и рабовладельческого хозяйства у родо-племенной верхушки - было важным следствием контактов индейского общества с колонизаторами. Своеобразие состояло в том, что новый уклад существовал в рамках родового общества. Первобытнообщинные отношения были в XVIII в. еще достаточно сильны, основная масса индейцев придерживалась старых обычаев. Росту производительных сил и разрушению первобытнообщинных отношений препятствовала постоянная угроза вторжения на индейские земли. Карательные экспедиции против индейцев прежде всего уничтожали посевы кукурузы – основу благосостояния индейцев. Теснимые на запад индейцы не могли упрочить свое хозяйство.
Постройка новых жилищ, обработка целины - все это требовало объединенных усилий и способствовало сохранению коллективизма в среде рядовых членов племени [Гонионский, 1973, c. 117].
Важным моментом в процессе культурной интеграции стало знакомство индейцев с лошадью. Лошадей в Северную Америку привезли с собой испанцы: в 1540 г. вице-король Новой Испании разрешил Васкесу де Коронадо со своим отрядом перейти Рио-Гранде и совершить вооруженный рейд в поисках сказочной Сиболы по неизведанной территории, лежавшей к северу от Мексики. Первыми лошадьми на континенте стали как раз лошади из отряда Коронадо, убежавшие и оставшиеся в прериях. Именно с европейской колонизацией континента в XVII - XVIII вв., с появлением лошадей и огнестрельного оружия связывают возникновение уникального хозяйственно-культурного типа конных охотников на бизонов, многочисленные стада которых паслись от южных границ канадской тайги до полупустынь Техаса. В результате продвижения европейских колонизаторов на запад континента, индейские племена, спасавшиеся от истребления в межплеменных и колониальных войнах, переправлялись через Миссисипи и уходили за стадами бизонов все дальше на запад. Индейцы быстро оценили преимущества конной охоты на этих громадных животных, дававших все необходимое для неприхотливой кочевой жизни [Браун, 1988, c. 16].
С прибытием европейцев на Североамериканский континент и развитием торговли все, что было свойственно материальной культуре аборигенов доколонизационного периода, постепенно уходило в прошлое, расчищая путь материальной культуре европейского образца.
В основе своей приспособление индейцев к вносимой извне европейской культуре носило избирательный характер. При любой возможности племена отказывались от всего, что могло разрушить важные элементы индейской культуры. Хотя аборигенные формы предметов материальной культуры имели тенденцию к устойчивости, но изготовлялись они из привезенного из Европы материала [Брассер, 1978, с. 41]. Особенно одежда и орудия труда свидетельствовали о быстром уменьшении использования индейцами традиционных материалов. Однако европейское влияние не ограничивалось только ввозом товаров. Часто посещая колонии, индейцы быстро овладевали новыми техническими приемами и методами. Разнообразная кухонная утварь (котлы, корзины, сита, формы для хлеба, тарелки, ложки) ирокезов была сделана из местных природных материалов - волокон американской липы, скользкого вяза, крапивы и дикой конопли, но согласно европейской технике изготовления.