Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 16:42, реферат
Инженерная деятельность занимает одно из центральных мест в современной культуре. Ведь все, что нас сегодня окружает, - небоскребы и автомобили, вычислительные устройства и космические корабли, атомные электростанции, железные дороги и самолеты - все это было бы невозможно без ее достижений.
Введение......................................................................................................................................... 2
1. Техническая деятельность в эпоху Древнего мира и античности........................................ 3
2. Техническая деятельность в Европе Х-XII в........................................................................... 3
3. Становление инженерной деятельности................................................................................ 3
4. Возникновение профессии инженера..................................................................................... 3
5. Инженерная деятельность в эпоху машинного производства.............................................. 3
6. Инженерная деятельность и проблемы возникающие перед ней на современном этапе ее развития. 3
Литература..................................................................................................................................... 3
В период античности отношение к мифу как к господствующей форме общественного сознания начинает постепенно меняется. Из безусловного участника реальности он превращается в художественный образ, способ выражения мысли и чувств художника или поэта.
Важнейшее завоевание древнегреческой философской мысли состояло как раз в отказе от религиозно-мифологических объяснений и образов и в создании принципиально нового типа мышления - философского, основанного на рациональном рассуждении, на стремлении получить истинное знание. Древне греческие натурфилософы впервые задаются вопросом - что является истинной причиной вещей и процессов природы, что лежит в основании мира? Именно они начали размышлять о природе в понятиях (а не только в мифопоэтических образах), создавая новые понятия, осмысляя с помощью них окружающую действительность. Они впервые стали объяснять явления природы естественными причинами и создавать для этого абстрактные понятия, без которых невозможна ни одна из наук. Многими из которых наука пользуется до сих пор.
Научное познание в этот период отождествлялось с созерцанием природы, всматриванием, вслушиванием в нее. Подлинная цель науки виделась в усмотрении истины в природе, а всякое практическое действие с природными объектами рассматривалось как мешающее ему, затемняющее истину. В античности теоретическая и практическая деятельности были четко разграничены. Аристотель по этому вопросу говорил так: «Целью теоретического знания является истина, а целью практического - дело»*. Именно в античной культуре были впервые сформулированы ценность и реальность чистой науки. Получение «знания ради знания» рассматривалось как высшая форма человеческой деятельности. «Из наук считается мудростью та, которая избирается ради нее самой и в целях познания, а не та, которая привлекает из-за ее последствий» (Аристотель)*. Так сложилось противоречие теории и практики.
Однако это вовсе не
значит, что античная философия и
наука никак не были связаны с
практическими нуждами
Так были ли в античности инженеры в том смысле слова, в котором оно понимается сегодня? Этот вопрос лучше всего рассмотреть на примере всем известного древнегреческого механика и геометра Архимеда.
Архимеда соотечественники считали отрешенным от земных проблем геометром-мудрецом. Решая математическую задачку, он даже не заметил, как римляне ворвались в его родной город Сиракузы, и был убит римским воином, несмотря на просьбу дать ему возможность дорешать геометрическую задачу. В своих трудах Плутарх писал о нем: «Архимед был человеком такого возвышенного образа мыслей, такой глубины души и богатства познаний, что в вещах доставивших ему славу ума не смертного, а божественного, не пожелал написать ни чего, но, считая сооружение машин и вообще всякое искусство, сопричастное повседневным нуждам, низменным и грубым, все свое рвение обратил на такие занятия, в которых красота и совершенство пребывают не смешанными с потребностями жизни.… И нельзя не верить рассказам, будто он был тайно очарован некой сиреной, не покидавшей его ни на миг, а потому забывал о пище и об уходе за телом, и его нередко силой приходилось тащить мыться и умащаться, но и в бане он продолжал чертить геометрические фигуры на золе очага и даже на собственном теле проводил пальцем какие-то линии - поистине вдохновленный музами, весь во власти великого наслаждения».**
Такое представление не совсем
соответствует
Иногда удивительные достижения Архимеда в практической области подвергаются сомнению. Например, сообщения древних авторов о том, как он один с помощью механических приспособлений (системы блоков) сдвинул с места полностью груженый корабль, или легенда о сожжении им неприятельского флота с помощь зеркал.
Можно ли утверждать, учитывая заслуги Архимеда, что он был инженером? Ведь при всем этом он не считал эти достижения для себя решающими и не стремился закрепить за собой их авторство. Как и другие античные философы и механики он следовал в своей деятельности идеалу построения научного знания. Работа Архимеда «О плавающих телах» построена строго в соответствии с научными нормами: выдвигаются аксиомы, на основе которых доказываются теоремы, при доказательстве которых используется знание предыдущих теорем. В этой работе не приведены описания практических моделей, наблюдений или опытов. Тем не менее, Архимед использовал практические знания о реальных жидкостях и телах, осуществляя в некотором смысле действия схожие с постановкой современного опыта. Так широко известен ставший классикой случай с золотой короной царя Гиерона, когда великого геометра попросили определить количество золота, ушедшего на ее изготовление.
Архимед строго различает
доказательство определенного положения,
проведенное математически (теоретическое
обоснование), и практическое усмотрение
того же положения с помощью
Фактически сформулированное Архимедом основное уравнение плавучести нашло практическое применение только в XVII в. Тогда (в 1666 г.) английский корабельный инженер А. Дин «предсказал» углубление корабля до спуска его на воду. Он был настолько уверен в своей правоте, что приказал еще на стапеле вырезать во внешней обшивке корпуса отверстия пушечных портов, которые после спуска корабля на воду возвышались над ее поверхностью на расстоянии, которое было заранее вычислено строителем.
Как видно на примере Архимеда, в период античности можно говорить лишь об отдельных «образцах» инженерной деятельности. Архимеда нельзя назвать инженером в современном смысле этого слова. Конечно, без сомнения, он опередил свое время, и его потомки склоняют голову перед его светлым гением.
Сегодня кажется обычным
требовать от науки прикладных результатов.
Да и сама современная наука без
технической практики просто не мыслима.
Однако такое соотношение науки
и практики существовало не всегда.
В период античности, даже если полученные
в результате ремесленной практике,
использовались в науке, то они подвергались
переработке и
Прикладные исследования, направленные на специальное исследование техники, по существу, отсутствовали, как и многочисленные сегодня технические науки. В них тогда просто не было необходимости. Кроме того, рабский труд (хотя в классический период доля его в Древней Греции не была уж столь велика, да и положение рабов было не таким однородным, как иногда думают) не способствовал развитию техники и целенаправленному приложению к ней техники. Свободный же ремесленник был заинтересован в высоком качестве производимой им продукции. В античности ремесленное производство - это прежде всего художественное производство. Оно не ориентировалось на науку, хотя и использовало научные знания. Различные механические изобретения служили лишь демонстрацией мощи научного знания. Но повсеместного применения в ремесленном производстве они не находили. Поэтому и не возникла в тот период профессиональная инженерная деятельность, без которой немыслим современный инженер, а сами изобретения зачастую служили лишь украшением частных библиотек.
2. Техническая деятельность в Европе Х-XII в.
В это время в Европе
зарождаются одни из первых профессиональных
ремесленных структур - цехи. В момент
своего зарождения цехи были прогрессивны.
Они формировались как
Однако в цех мог вступить не «кто хочет». Правила вступления были строго регламентированы: крупный денежный взнос, происхождение и др. Кроме того, необходимо было пройти испытание - теоретический экзамен и изготовить образцовое произведение, шедевр. К тому же переход из одного цеха в другой был затруднен, а часто просто невозможен. Строгая регламентация сопровождала каждого его члена от вступления в цех и до момента смерти.
Как уже говорилось, будучи
в момент зарождения прогрессивными,
постепенно цехи стали тормозом в
развитии технической деятельности
и ремесленного производства. Жесткая
регламентация ремесленной
3. Становление инженерной деятельности.
Становление инженерной деятельности
было связано с развитием высших
технических школ, которые начинают
целенаправленную научную подготовку
инженеров. В них проводятся и
первые научно-технические
Технический стиль мышления
близок художественному, поскольку оба
они связаны с очеловечиванием природы.
В эпоху Возрождения эта связь получает
новое выражение в деятельности великих
мастеров того времени. И хотя у них уже
намечается четкая ориентация на науку,
все же преобладающим является художественный
стиль мышления. Мифологическая картина
мира средневекового ремесленника в эпоху
Возрождения сменяется художественной
картиной реальности, стремлением к научному
познанию окружающего человека мира [3,
с. 57]. В отличии от научного и технического
мышления основной функцией художественного
является культурная - проблема ценностей
и идеалов выражающих замысел и пути развития
мира по законам красоты. В свою очередь
инженерное мышление несет в себе черты
как практического технического мышления
предшествующих эпох, переработанного
художниками-архитекторами Возрождения
в новый художественно-научно-