Инженерная деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 16:42, реферат

Краткое описание

Инженерная деятельность занимает одно из центральных мест в современной культуре. Ведь все, что нас сегодня окружает, - небоскребы и автомобили, вычислительные устройства и космические корабли, атомные электростанции, железные дороги и самолеты - все это было бы невозможно без ее достижений.

Содержание

Введение......................................................................................................................................... 2

1. Техническая деятельность в эпоху Древнего мира и античности........................................ 3

2. Техническая деятельность в Европе Х-XII в........................................................................... 3

3. Становление инженерной деятельности................................................................................ 3

4. Возникновение профессии инженера..................................................................................... 3

5. Инженерная деятельность в эпоху машинного производства.............................................. 3

6. Инженерная деятельность и проблемы возникающие перед ней на современном этапе ее развития. 3

Литература..................................................................................................................................... 3

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по механике.docx

— 53.44 Кб (Скачать файл)

 

Средневековые ремесленники и архитекторы тоже могли пользоваться и действительно пользовались чертежами  и математическими пропорциями, но они выполняли тогда иную функцию. Между языками ремесла и современного проектирования, в структуру которого действительно входит наука, есть принципиальная разница. Пропорция для античного  и средневекового мастера была не научным или даже не эстетическим средством, а живой методикой  делания вещи, начиная с выбора материала, всей технологической последовательности выполнения работ и кончая определением строя вещи в целом и каждой ее части. Когда современный архитектор, желая придать фасаду здания эстетичый вид, расчерчивает его по так называемому "золотому сечению", то это совсем иной научно-рациональный подход, чем это было в прошлом. Не следует забывать, что сегодня техническое черчение — это воплощенная наука, применение начертательной и проективной геометрии к решению практических задач машиностроения, строительства и т. д. Одним из создателей этого графического языка инженеров был французский инженер и ученый Гаспар Монж.

 

Монж был математиком  и инженером одновременно. Он одним  из первых понял и создал строго научную, математически точную систему  графических изображений для  нужд техники. В этом смысле он был  продолжателем учения о перспективе  художников-инженеров эпохи Возрождения. Но Монж пошел дальше их, сделав язык чертежа, с одной стороны, более  строгим и научным, а с другой - пригодным для решения практических инженерных задач [2, с. 103]. Очень скоро техническое черчение стало центральным пунктом инженерного образования, графическим языком инженеров. В других отраслях техники и технической науки также сложились свои особые графические средства для выражения инженерных идей, хотя и не всегда тесно связанные с геометрией, как, например, электрические схемы в электротехнике и радиотехнике.

 

Таким образом, на протяжении веков сформировались три особенности  инженерного мышления - художественная, техническая (практическая) и научная. И хотя инженеры более охотно рисуют чертежи и схемы, а ученые пишут  формулы и тексты (статьи, учебники), современное инженерное мышление глубоко  научно. И чертеж, и схема, эти  языки инженера, насквозь пронизаны  наукой, прежде всего математикой.

 

Научная картина мира, вырабатывавшаяся на протяжении XVII-XVIII столетий, только в XIX в. начала медленно входить в  повседневный обиход рядового инженера. В XVIII в. галилеева экспериментальная математизированная наука так и не дошла еще до всех «уголков» практической инженерной деятельности, продолжавшейся оставаться инженерным искусством. Подлинное проникновение науки в сферу инженерной деятельности и промышленности начинается лишь с развитием машинного производства.

4. Возникновение профессии  инженера.

 

Первые инженеры появляются в эпоху Возрождения. Они формируются  из среды ученых, обратившихся к  технике, или ремесленников, приобщившихся  к науке. Именно в это время  на историческую арену выходит фигура «техника-специалиста», одним из основных занятий которого является выполнение гражданских и военных технических  сооружений. Первые инженеры - это одновременно художники-архитекторы, математики, врачи, алхимики, естествоиспытатели и изобретатели. Таковыми были Леонардо да Винчи, Батиста  Альберти, Никколо Тарталья, Джироламо Кардано и другие. Тогда не было ни одного крупного человека, который бы не совершил далеких путешествий, не говорил бы на четырех или пяти языках, не блистал бы в нескольких областях творчества. Леонардо да Винчи был не только великим художником, но и знаменитым математиком, механиком и инженером. Он считается изобретателем парашюта и первым человеком, создавшим эскиз прообраза вертолета. Альберт Дюрер был живописцем, гравером, скульптором, архитектором и создателем систем фортификаций.

 

 Быстрое развитие государственности  и торговли стимулировало совершенствование  военного дела, прежде всего укреплений  и артиллерии, строительства гидротехнических  и архитектурных сооружений. Совершенствование  артиллерии и фортификации было  жизненно необходимо для существования  самостоятельных городов-республик  Италии: от точности и дальнобойности  их орудий зависела и их  независимость. Одним словом инженеры-консультанты  везде были нужны и высоко  ценились королями, герцогами и  горожанами. В молодые годы Леонардо  да Винчи, нанимаясь к герцогу  миланскому Лодовико Моро, писал в своем письме к нему, что умеет делать легко переносимые и наводимые мосты, штурмовые лестницы, тайные подкопы, спускать воду из рвов осажденных городов, мортиры, катапульты и огнеметы оригинальной конструкции с превосходной баллистикой, а также знает способы нападения на неприятельские корабли без их повреждения выстрелами и т.д. Кроме того, пишет да Винчи, в мирное время он может с любым соперничать в постройке зданий и гидросооружений, скульптуре и живописи.

 

Список инженерных изобретений  и возможных работ, предлагаемых в письме Леонардо, не является пустой похвальбой, или не выполнимой инженерной фантазией, хотя и неизвестно, что  именно он успел воплотить в действительности. В процессе своей жизни он реализовал некоторые из них. Что же касается не реализованных проектов, то в  его записках содержатся подробные  описания  и рисунки, из которых  можно уже понять, как можно  воплотить их в конкретных сооружениях  и устройствах. Эти записи являются своеобразными эскизными проектами.

 

Само существование нереализованных  проектов наряду с реализованными - первый признак проектной культуры, в которую вступило человечество в эпоху Возрождения. Для инженеров этой эпохи характерно стремление не делать свои достижения недосягаемыми - достоянием узкого круга мастеров данного ремесленного цеха, а совершенствовать уже существующие образцы, улучшать их, вносить изменения и делать всеобщим достоянием,  обнародовать, опубликовать их под своим именем, которое эти изобретения, в свою очередь, могут прославить. Теперь хитроумные архимедовы машины стали создаваться многими и повсеместно. Им не просто удивляются, теперь они нужны, труд по их созданию оплачивается и есть многочисленные их заказчики и потребители.

 

Начиная с эпохи Возрождения, появляется большое количество инженеров  отстаивающих свои авторские права  и положение в обществе. Заново переоткрываются, но уже с именем, многие известные в древности изобретения, например порох, который давно применялся китайцами. Этот процесс обусловлен тем, что средневековые изобретатели, чтобы обеспечить распространение своего нововведения, часто скрывали свое авторство, приписывая его какому-либо авторитету. Теперь же клеймо Мастера становится значимым, а сам он - личностью. Изменяется социальный статус мастера и отношение к нему общества. Это хорошо видно на примере русского пушечного мастера Андрея Чохова.

 

Андрей Чохов всю жизнь  проработал на Московском Пушечном Дворе - крупном ремесленно-промышленном предприятии Руси того времени. Россия крупно преуспела ко времени Ивана  Грозного в этом искусстве. Крупные  литые орудия становились именными и выпускались с личным клеймом  мастера. Например, на одном из них  отчеканено: «Божею милостию Иван, царь и великий князь, государь всея Руси. Пищаль Волк. Делан в лето 7085. Делал Андрей Чохов».

 

Социальный статус такого Мастера был относительно высок. На Пушечном Дворе все мастеровые люди не платили налогов, им регулярно  выдавалось жалованье, выделялось жилье. А сам Чохов получал денежное жалование даже больше чем глава Пушечного приказа. Жаловал его царь и отдельно по выполнению крупных работ [3, с. 70].

 

В эпоху Возрождения сформировывается особое отношение к Инженеру не просто как к технику или ремесленнику. Он теперь Творец. В центре мироздания становится Человек, созданный отчасти  божественным, он является высшим творением  бога и ему подчинены все другие создания. А художник-инженер из рядового члена ремесленного цеха превращается в придворного «князя» искусств, во всеми ценимого творца, носителя божественного таланта, владеющим  великим даром, равного в искусстве  самом богу.

5. Инженерная деятельность  в эпоху машинного производства.

 

Со становлением машинного  производства происходит дифференциация инженерной деятельности, которая на первых этапах включает в себя лишь изобретательство, конструирование  и технологию производства. С возникновением технических наук к ним добавляются  еще инженерные исследования и проектирование.

 

Конструктор изменяет приемы своей работы в зависимости от каждого конкретного случая, но они  не выходят за пределы конструктивных вариантов и представляют собой  применение известных, уже выработанных искусственных приемов и простых  стандартных расчетов. Поэтому его  задача заключается в том, чтобы  произвести такое видоизменение, чтобы  получилась лишь новая конструкция, а не новое изобретение. Прогресс в технике как раз и заключается  в том, что нововведение усваивается  и переходит из разряда изобретений  в разряд конструкций. Конструкторская  деятельность становится особенно необходимой  с развитием серийного и массового  производства технических изделий. Проектирование же занимает промежуточное  положение между изобретением и  конструированием и более тесно  связано с научной деятельностью.

 

Полный цикл инженерной деятельности включает изобретательство, конструирование, проектирование, инженерное исследование, технология и организация производства, эксплуатация и оценка техники, а  завершает этот процесс ликвидация устаревшей или вышедшей из строя  техники.

 

Изобретательство. Изобретательская деятельность, как правило, начинает цикл инженерной работы. В изобретательской деятельности на основании научных  знаний и технических достижений заново создаются новые принципы действия, способы реализации этих принципов или конструкции инженерных устройств и систем или же их отдельных  компонентов. Сложности в изготовлении, конструировании и техническом  обслуживании существующих технических  систем, а также необходимость  создавать принципиально новые  инженерные устройства и системы  стимулируют производство особого  продукта — изобретений, авторство  на которые закрепляется в виде патентов. Они имеют широкую сферу применения, выходящую за пределы единичного акта инженерной деятельности, и используются при конструировании и изготовлении новых технических систем или усовершенствовании старого оборудования.

 

   Вот как, например,   в своих записках характеризует  суть такой деятельности академик  Борис Николаевич Юрьев, разработчик  и исследователь вертолетной  техники:  «Основные этапы изобретательской  работы. Изобретения возникают лишь  в результате долгой и систематической  работы. Вдохновение, озарение и  т. п. приходят лишь тогда,  когда для них уже создан  солидный фундамент.

 

Обычно работа по изобретательству состоит из следующих четырех  этапов:

 

1. Четкая постановка задачи. Правильно поставить задачу - это  часто означает решить ее наполовину.

 

2. Анализ задачи. Разложение  ее на составляющие элементы. Теория. Часть элементов окажется  известной. Неизвестное встает  более ясно.

 

3. Комбинаторика (творчество). Классификация решений и заполнения  пустых классов. Аналогии. Смелые  скачки мысли. Фантазии. Теория  и наивыгоднейшие соотношения. Чем смелее, тем лучше!

 

4. Критический фильтр. Строгая  проверка п. 3. Проверка новизны,  целесообразности и пользы. Чем  строже, придирчивее, тем лучше»

 

Изобретение, по мнению Б. Н. Юрьева, - это открытие новых методов  использования явлений природы  для удовлетворения нужд человека, его потребностей наиболее рациональным или экономичным способом. И далее:

 

«Пути изобретательства.

 

Зарождение идеи.

 

1. От явления к применению. Узнав о каком-нибудь явлении  или открыв его, нужно попытаться  приложить его к практическим  целям. Списки не использованных  еще явлений природы.

 

2. От применения (задания)  к явлению. Наметив практическую  задачу, пытаться решить, подбирая  подходящие физические явления.  Списки неудовлетворенных технических  потребностей или удовлетворенных,  но плохо.

 

3. Подражание природе.

 

4. Дикие фантазии с последующим  отбором. Неожиданные решения,  делание наоборот. Рассуждения по  аналогии.

 

5. Научные исследования  вопроса и нахождение оптимальных  величин (максимума, минимума, экстремума, вариационные задачи и т. д.). Сначала - перевод задания на  математический язык. Анализ формул. Практические выводы.

 

6. Комбинирование известного  для получения нового эффекта»*

 

Конструирование. Инженерная деятельность направлена на создание нового, а не на слепое копирование  имеющихся образцов, как это было свойственно ремесленной практике. Однако только сформулировать идею еще  недостаточно. Идея изобретателя, даже воплощенная в виде опытного образца, требует работы целой армии конструкторов, меняющих детали и их расположение, упрощающих конструкцию и т.д. Результатом  конструкторской деятельности является готовая конструкция технического устройства или системы, материализуемая  затем в процессе изготовления. Эта  конструкция, как правило, состоит  из определенным образом связанных стандартных элементов, выпускаемых промышленностью. Если каких-либо элементов не достает или их параметры не соответствуют требованиям конструктора, они изобретаются и проектируются заново. Для целей массового производства и варьирования технических характеристик по требованию заказчиков на этой стадии проводятся дополнительные инженерные расчеты и учет ряда таких требований, как простота и экономичность изготовления, удобство использования, соблюдение определенных габаритов и возможность применения стандартных или уже имеющихся конструктивных элементов. Конструктор рассчитывает конкретные конструктивно-технические характеристики создаваемого устройства, учитывающие специфические условия его изготовления на данном производстве. Конструктор создает новые типы машин, имеющие общее устройство, но различающиеся характером отдельных деталей, их расположением, материалом и другими конструктивными особенностями.

Информация о работе Инженерная деятельность