Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 13:20, реферат
Цель работы - исследование вопроса инквизиции в Испании, ее появление и влияние на мировую историю в целом.
Задачи работы:
- определить причины создания церковью «новой» истории.
- проанализировать задержку инквизиции в Испании до XIX века.
- кто были главные подозреваемые судебных актов.
- актуализация вопроса инквизиции в наше время.
- минусы и плюсы влияния церковных судов на литературу и искусство.
Введение…………………………………………………3
Глава 1: Происхождение инквизиции…………………5
§ 1 Генезис инквизиции…………………………...5
§ 2 Средние века…………………………………...12
§ 3 Судебная процедура……………………….......14
Глава 2: Инквизиция в Испании………………………..20
§ 1 Торквемада - великий инквизитор……………20
§ 2 Особенности инквизиции в Испании…………23
Глава 3: Закат былого величия…………………………26
Заключение………………………………………………29
Литература ……………………………………………...31
Охота на ведьм в Европе поднимала в народе злобу, ненависть и страх по отношению к церкви. Она совпадала с эпохой Возрождения и выражала в себе противостояние «новых веяний» сил прогресса и старых верований и устоев. И ведьмы служили «камнем преткновения» этих противоборствующих сил, на которые можно было свалить всю вину. Охота на ведьм была доведена до стадии коллективного безумия, под прикрытием которого казнили за каждую мелочь. В течение 2-х с лишним столетий эта эпидемия охватывала все страны Европы, и за это время было осуждено 200000 человек. Закончилась эта эпидемия тогда, когда в ведомстве инквизиторов стали обвинять в еретиканстве уже членов семьи правительства.
Католическая церковь не терпела инакомыслия. На протяжении столетий в феодальном мире костры инквизиции пылали там, где пробивались ростки нового, передового, возникала надежда на социальную справедливость.
Таким образом, авторитет и тоталитарная сущность католической церкви держались в основном на инквизиции весь период феодализма в Европе. В XIII веке инквизиционные трибуналы были учреждены на юге Франции, в Италии, Германии, Испании, Португалии, позже в других странах Европы. Испанцы и Португальцы ввели их в своих американских владениях. Верховным главой инквизиции являлся папа римский. Члены инквизиционных трибуналов не подчинялись светской власти и целиком зависели от папы.
§ 2 Средние века.
Нужно заметить, что Испанская церковь была во всем верна общей дисциплине при владычестве римских императоров. При готах она увидела установление среди нее могущества ариан, но с тех пор, как готские короли приняли вселенскую религию, законы и постановления испанских соборов знакомят нас с тем, как испанская церковь пользовалась ими применительно к еретикам. На четвертом Толедском соборе, созванном в 633 году, на котором присутствовал св. Исидор, архиепископ Севильский, занялись еретиками иудействующими. С согласия короля Сисенанда было издано постановление о том, что они будут отданы в распоряжение епископов для наказания и принуждения, по крайней мере, страхом, вторично отказаться от иудаизма: у них должны были отнимать детей и освобождать их рабов. Детей воспитывали по всем католическим правилам, полностью искореняя иудейское начало(за исключением обрезания у кого оно уже было). Потом соборы собирались еще и еще, суровость отцов Испании нарастала. Сначала просто отлучали от церкви, потом наказывали штрафами, били, лишали имущества.
Однако испанская ересь несмотря на все Но была чрезвычайно слаба, хотя рядом с католиками жили в значительном количестве и мусульмане и евреи. В 1278 доминиканскому ордену поручено распространением католицизма среди евреев и мавров. Проповедническая деятельность сопровождалась по отношению к отказавшимся переходить в христианство. Вскоре в стане под влиянием этой агитации возникло сильное движение против евреев и арабов, которое заставило многих из них принять католичество. Новообращенные получили название новохристиан или марранов1. Пока велась борьба между королями и арабами религиозные преследования могли значительно ослабить силу христианского оружия. А по - сему все старания инквизиции встречали отпор со стороны светской власти. С воцарением Фердинанда и Изабеллы католическая победа над маврами была обеспечена и Рим начинает настаивать на введении инквизиции. Но Фердинанд стремился к абсолютизму и не допускал мысли о предоставлении папе исключительных прав и не желал делиться богатством. Этим и объясняют замедленное введение инквизиции. Но, тем не менее сопротивление было преодолено (на то она и есть римская власть) в 1480 году в Испании учреждена инквизиция, получившая новую организацию плюс огромное политическое значение. И все-таки Испания наиболее благоприятная территория для развития инквизиции, ибо многовековая борьба с маврами способствовала развитию в народе религиозного фанатизма, которым с успехом воспользовались водворившиеся здесь доминиканцы. Нехристиан, именно евреев и мавров, было много в местностях, отвоеванных от мавров христианскими королями Пиренейского полуострова. Мавры и усвоившие их образованность евреи являлись наиболее просвещенными, производительными и зажиточными элементами населения. С одной стороны убрав их с дороги можно было получить богатства, а с другой стороны разгромив и опустошив районы неверных граждан, тем самым был нарушен баланс культуры, ибо больше некому было заниматься виноградарством и основным ремеслом. Именно после этих событий в стране наблюдается упадок культуры.
Подводя итог данной главы, можно отметить, что инквизиция в средние века создавалась искусственно. По свидетельствам документов XVII у Лорентье мы читаем о том, что на территории Арагоны ересь не наблюдалась долгий промежуток времени, за исключением тех случаев, которые фактически создавались искусственно (пара обвинений в пять лет).Короли Арагона просто не поддерживали инквизиторов , конфискации давали мало денег, т.к. еретики были бедные люди. С наживой более менее повезло, когда бежали евреи. Что касается Кастилии и Леона, то находясь под протекторатом Рима, они вообще не знали средневековой инквизиции11, ну узнали конечно но позже с воцарением Изабеллы и Фердинанта. Да и вообще это было накладно для государства терять рабочую силу ради принципов, которыми в тот период могли оступиться так легко.
Еще можно отметить, что гонениями на евреев и мавров, страна лишила себя почти на век культурной прослойки, да и культуры в целом.
§3 Судебная процедура
Вначале инквизиторы были странствующими судьями, переходившими из одной провинции в другую и лишь позднее сделались оседлыми. Сфера их деятельности, организация судов и форма судопроизводства вырабатывалась постепенно путем указаний из Рима. Прибывший на место назначения инквизитор обращался к населению с воззванием покаяться и назвать имена еретиков; сделавшие это в течение «льготных дней» (обычно их 30) подлежали церковному наказанию, прочие подвергались тяжелым карам. Нужно заметить, что официально пытку употребили в 1114 году.
Первые инквизиционные трибуналы
появляются в Испании в 1232 году. По
повелению папы Григория IX арагонский
епископ Эспарраго поручил
По руководству Эймерика суду подлежали:
10) Всякий умерший в открытом или предполагаемом еретичестве.
11) Иудеи или мавры,
склонявшие христиан к
12)Всякий, прикосновенный к ереси словом, делом или сочинением
13)Все преступления против нравственности, незаконное сожительство, содомия и др.
Никому не удалось избежать ига инквизиции, но двоевластие ослаблявшее папство в конце XIV и в XV веке, привело к тому, что в 1460 году не было почти ни одного инквизитора. Повторному рождению положил начало человек по имени Томас Торквемада.
В 1481 Торквемаду не устраивают
постановления
Первые три пункта говорили об устройстве трибунала, шесть последних порядок чиноположения среди инквизиторов, остальные девятнадцать все случаи инквизиционного процесса.
В целом же все происходило так:
Инквизитор допрашивал свидетелей в присутствии секретаря и двух священников, которым было поручено наблюдать, чтобы показания, верно записывались, или, по крайней мере, присутствовать, когда они были даны, чтобы выслушивать их при чтении полностью. Это чтение происходило в присутствии свидетелей, у которых спрашивали, признают ли они то, что сейчас им было прочитано. Если преступление или подозрение в ереси было доказано на предварительном следствии, то оговоренного арестовывали и сажали в церковную тюрьму, в случае если в городе не было доминиканского монастыря, который обыкновенно заменял ее. Тюрьмы для таких несчастных составляли 5 шагов в длину и 4 в ширину, размещали там пять -шесть человек причем обоего пола(разделять стали позже).В случае неповиновения человека выводили в коридор раздевали до гола и бичевали.
После ареста подсудимый подвергался допросу (исключительно по собственному желанию), и против него тотчас же начиналось дело согласно правилам, причем делалось сравнение его ответов с показаниями предварительного следствия.
В первое время в
инквизиции не существовало
Если обвиняемому все же героически хватало сил соглашаться, то его примиряли с Церковью, накладывая на него каноническую епитимью одновременно с каким-нибудь другим наказанием. В противном случае он объявлялся упорным еретиком, и его предавали в руки светской власти с копией приговора. Смертная казнь, как и конфискация, была мерою, которую в теории Инквизиция не применяла. Её дело было употребить все усилия, чтобы вернуть еретика в лоно Церкви; если он упорствовал, или если его обращение было притворным, ей нечего было с ним более делать. Как не католик, он не подлежал юрисдикции Церкви, которую он отвергал, и Церковь была вынуждена объявить его еретиком и лишить своего покровительства. Первоначально приговор был только простым осуждением за ересь и сопровождался отлучением от Церкви или объявлением, что виновный не считается более подсудным Церкви; иногда добавлялось, что он передаётся светскому суду, что он отпущен на волю — ужасное выражение, обозначавшее, что окончилось уже прямое вмешательство Церкви в его судьбу. С течением времени приговоры стали пространнее; часто уже начинает встречаться замечание, поясняющее, что Церковь ничего не может более сделать, чтобы загладить прегрешения виновного, и передача его в руки светской власти сопровождается следующими знаменательными словами: debita animadversione puniendum, то есть «да будет наказан по заслугам». Лицемерное обращение, в котором Инквизиция заклинала светские власти пощадить жизнь и тело отпавшего, не встречается в старинных приговорах и никогда не формулировалось точно. При обилии виновных совершенствовалась техника смерти. В поле, загородом, где происходили казни, был построен мост (таблада), давшее название тому месту с которого произносились приговоры, поблизости же же для костра было воздвигнуто из камня лобное место. Этот эшафот назывался квемадеро- жаровня или крематорий, отличавшийся от современного одноименного сооружения тем, что они служили не местом сожжения трупов, умерших естественным путем, а еретиков, которых сжигали там живыми или после того, как в качестве особой милости инквизиторов их душили- гарротировали. На квемадеро возвышались четыре большие каменные статуи библейских пророков, к которым привязывали еретиков, приговоренных к сожжению. Статуи были сооружены на пожертвования одного ревностного католика, которого впоследствии так же сожгли на этом месте. Инквизиторы не задумывались признать, что это воззвание к милосердию было пустою формальностью, и объясняли, что к нему прибегали только с той целью, чтобы не казалось, что инквизиторы согласны на пролитие крови, так как это было бы нарушением канонических правил. Но в то же время Церковь зорко следила за тем, чтобы её резолюция не толковалась превратно. Она поучала, что не может быть и речи о каком-либо снисхождении, если еретик не раскается и не засвидетельствует своей искренности выдачей всех своих единомышленников. Неумолимая логика св. Фомы Аквината ясно установила, что светская власть не могла не предавать еретиков смерти, и что только вследствие своей безграничной любви Церковь могла два раза обращаться к еретикам со словами убеждения раньше, чем предать их в руки светской власти на заслуженное наказание. Сами инквизиторы нисколько не скрывали этого и постоянно учили, что осужденный ими еретик должен быть предан смерти. Это видно, между прочим, из того, что они воздерживались произносить свой приговор над ним в пределах церковной ограды, которую осквернило бы осуждение на смертную казнь, а произносили его на площади, где происходило последнее действие аутодафе. Один из их докторов XIII века, цитируемый в XIV веке Бернаром Ги, так аргументирует это: «Цель Инквизиции — уничтожение ереси. Ересь же, не может быть уничтожена без уничтожения еретиков, а еретиков нельзя уничтожить, если не будут уничтожены также защитники и сторонники ереси, а это может быть достигнуто двумя способами: обращением их в истинную католическую веру или обращением их плоти в пепел, после того, как они будут выданы в руки светской власти».
Глава 2: Инквизиция в Испании.
«В Испании, от страха онемелой,
Царили Фердинанд и Изабелла,
Но властвовал железною рукой
Великий инквизитор над страной .
Он был жесток как повелитель ада,
Великий инквизитор Торквемада »
С. Г.Лонгфелло.
§ 1 Торквемада- Великий инквизитор
Родился Томас Торквемада
в семье служителя
Начав же служение в ордене
(а это 1451 год) Торквемада сразу выделяется
– его ораторские выступления
приносят ему известность. Недолго
пробыв аскетом, он становится приором
монастыря Святого Креста (Convento de
Santa Cruz la Real) в Сеговии. Сеговия расположена
между Мадридом и Вальядолидом и
сравнительно недалеко от небольшого
местечка Аревало, где как раз
в то время подрастала инфанта
кастильского трона Изабелла. Она
воспитывалась под надзором своей
матери Изабеллы Португальской, довольно
мрачной и помешанной на религии
женщины. Изабелла Португальская вместе
со своей дочерью бывали в монастыре,
настоятелем которого был Томас
Торквемада. А Изабелле как раз
подыскивали духовного