Инквизиция в Испании с 6 по 17 век

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 13:20, реферат

Краткое описание

Цель работы - исследование вопроса инквизиции в Испании, ее появление и влияние на мировую историю в целом.
Задачи работы:
- определить причины создания церковью «новой» истории.
- проанализировать задержку инквизиции в Испании до XIX века.
- кто были главные подозреваемые судебных актов.
- актуализация вопроса инквизиции в наше время.
- минусы и плюсы влияния церковных судов на литературу и искусство.

Содержание

Введение…………………………………………………3
Глава 1: Происхождение инквизиции…………………5
§ 1 Генезис инквизиции…………………………...5
§ 2 Средние века…………………………………...12
§ 3 Судебная процедура……………………….......14
Глава 2: Инквизиция в Испании………………………..20
§ 1 Торквемада - великий инквизитор……………20
§ 2 Особенности инквизиции в Испании…………23
Глава 3: Закат былого величия…………………………26
Заключение………………………………………………29
Литература ……………………………………………...31

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВИК- ЧЕРНОВОЙ ВАРИАНТ 1.docx

— 72.95 Кб (Скачать файл)

11 декабря 1474 года умирает законный  монарх Кастилии, родной брат  Изабеллы, Энрике IV Бессильный. Придворная  борьба за трон была выиграна  Изабеллой Кастильской, и она  становится королевой. Вскоре  умирает отец Фердинанда Арагонского и тот становится королём Арагона, и Испания номинально объединяется. Вот тут власть получает и Торквемада – он становится инквизитором. Как только Торквемада получил власть и высокое положение, он начал твердить Изабелле о плохом положении церкви, о том, какую низкую роль играет католическая церковь в жизни государства. Укреплять же положение церкви кроме как через инквизицию Торквемада и не думал12. В самом деле, до него инквизиция хоть и существовала, но как-то очень уж слабенько, во второй половине на территории Кастилии вовсе не было ни одного инквизитора. И вот он становится инквизитором, выдвинутую Изабеллой и Фердинандом кандидатуру своей буллой утверждает папа Сикст IV. Само учреждение этой организации, с бюрократической точки зрения, велось без столь сильного участия Торквемады. В этом преуспевали как папа Сикст IV, так и испанские доминиканцы, причём папа советовал, кого именно назначить судьями, то есть старался усилить своё влияние в Испании, у него это не совсем получилось. Главным действующим лицом суждено было стать именно Торквемаде, потому что именно он был ближе всех к королеве Изабелле I Кастильской

Томас Торквемада прожил достаточно долго – 78 лет. И почти всю жизнь  был одинок. И хотя власть его  была велика, но и страх его был  велик. Личная охрана Торквемады составляла 250 человек: 200 пехотинцев и 50 всадников! Невообразимо, но без этой охраны он нигде не появлялся. Его дом напоминал  крепость, сам он постоянно ждал ножа в спину или подсыпанного яда. Его ненавидела вся страна, и  он знал это. И так до самого конца.. но! «пес господень» таки выполнил свою миссию охранял церковь от ереси и просвещал мир проповедью истины. Но, к сожалению, идея жива, пока жив лидер, а с приходом его кончины, интенсивность постепенно спадала, продвижение цели встречало все большее сопротивление.

§ 2 Особенности инквизиции в Испании

Не сразу начались массовые сожжения еретиков. Томас Торквемада постепенно начинает говорить Изабелле и Фердинанду о том, что надо бы получше бороться за веру, прочнее  её укреплять, преследовать еретиков. И самое интересное, что он говорит  и о конфискации их имущества – то есть какой-то корыстный умысел, либо политический расчёт.  
Прежде всего, Торквемада вводит множество правил и инструкций: кого именно считать еретиком, как допрашивать, продолжительность пыток, всё досконально прописано. Инквизиция карала за помыслы. Помыслы эти вытягивали из людей на пытках – никто не мог устоять перед пытками инквизиции. Изначально инквизиция преследовала ересь внутри христианской веры и её полномочия не распространялись на иудеев и мусульман, но потом они стали врагами.

 Начали с иудеев, их  заставляли принимать христианство, кто не хотел этого делать  добровольно – принуждали силой,  прямо перед костром давали  выбор: либо принимай христианство, либо мы тебя сейчас сожжём  на костре. Естественно, многие  принимали христианство лишь  бы спасти себе жизнь. До  этого многие тысячи евреев  просто покидали территорию Испании,  опасаясь за свою жизнь. Но  просто так они уехать не  могли. Все деньги конфисковывались, с собой они могли брать  только жалкий домашний скарб.  Тоже произошло и с мусульманским населением. Обращённые мусульмане получили прозвище мориски, а обращённые евреи – мараны (на староиспанском, старокастильском означает «свиньи»). Если бы они знали, что для них приготовил Торквемада, то они бы ещё раньше уехали из Испании. Начали преследовать морисков и маранов. Основным обвинением было, что они только с виду христиане, а на самом деле придерживаются своей веры. Арестованные под пытками подтверждали это обвинение. Действия инквизиции в Испании достигло огромного размаха, люди, спасаясь от неё, бежали в Португалию, на север Африки. Римский папа Сикст IV указывал Испании недопустимость таких действий, но колесо уже закрутилось в полную силу. Как только началось преследование иудеев, то еврейская община собрала огромную сумму, чтобы откупиться от преследования. Они предложили её Фердинанду. Тот был не против принять деньги. И вот здесь произошёл знаменитый эпизод. Узнав об этом, Торквемада вошёл к королям и швырнул перед ними распятие, закричав, что однажды уже Иуда предал Христа за 30 серебряников, теперь же вы хотите его предать снова. Набожная Изабелла приняла это очень близко к сердцу. А так как Фердинанд не имел полноценной власти и считался с мнением супруги, то и здесь Торквемада победил. Многие полагают, что Томас Торквемада фанатик веры, совершивший все свои многочисленные преступления во имя бога. Но прослеживая его жизнь в этом можно усомниться.13

Во-первых, то, как он держался Изабеллы, был не самым последним участником её воцарения в Кастилии, всячески способствовал устроению брака с Фердинандом.14

 Во-вторых, обязательная конфискация имущества у арестованных инквизицией. Конфискация тоже не просто так нужна была: то ли корысть здесь, то ли понимание, что Фердинанд не согласится на такие действия, не видя выгоды.15 В любом случае уже это можно назвать расчётом, а не голым религиозным фанатизмом.

За  восемнадцать лет своей «работы» Торквемада, по данным Льоренте,  «десять  тысяч двести двадцать жертв сжег живыми, шесть тысяч восемьсот  шестьдесят фигурально - после их смерти или по причине отсутствия и девяносто семь тысяч триста двадцать подверг общественному позору и исключению из службы на общественных и почетных должностях ». Сюда не включены те люди, которые по своим связям  с осужденными разделяли их несчастье и горевали, как друзья или родственники…16

 То, что устроил Томас Торквемада во второй половине XV века в Испании – настоящая трагедия, последствия которой до сих пор ещё чувствуются. Торквемада наверно самый страшный и зловещий инквизитор за всю историю этой ужасной организации. И у него по сей день есть поклонники…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.  
Глава 3: Закат былого величия

С 1451 года в компетенцию инквизиции передаются дела о еврейских погромах. Инквизиция должна была не только наказывать погромщиков, но и действовать превентивно, предупреждая насилие.

Особенно гибельным становится влияние инквизиции на умственное развитие Европы в XVI в., когда ей, вместе с  иезуитским орденом удалось овладеть цензурой книг. В XVII в. число её жертв  значительно уменьшается. XVIII-й в. с его идеями религиозной веротерпимости был временем дальнейшего упадка и наконец, полной отмены инквизиции во многих государствах Европы: пытки  совершенно устраняются из инквизиционного  процесса в Испании, а число смертных казней сокращается до 2 — 3, и даже меньше, в год.

. 19 марта 1808 года Фердинанд VII вступил на престол, но поездка  в Байонну помешала ему приступить  к исполнению своих монарших  обязанностей. Продолжалось нашествие  французов, в течение которого  в Испании не было инквизиционного  трибунала, ибо Наполеон Бонапарт, считая себя завоевателем всего  государства, издал указ о его  упразднении. Наполеон поставил  королем своего брата Жозефа, после чего были открыты секретные  архивы трибунала, многие материалы  сожжены, 

В 1812 году, 22 февраля, кортесы со своей  стороны отменили трибунал святой инквизиции, возвращая тем самым управление церковными судами в руки епископов, а управление светскими королевскими судами - мирским судьям. Так что  отныне судебные разбирательства против еретиков должны были вестись согласно правилам доинквизиционного суда и  другим законам, принятым по этому случаю. Для лучшего понимания и более  легкого принятия этой меры они пустили  в хождение по королевству некий  Манифест, в котором отчасти объясняли  населению мотивы своих действий.

 Кортесы получали в большом  количестве письма и послания  со словами благодарности за  благо, которое они сделали  для всего народа, их поздравляли  с победой над фанатизмом, невежеством,  суевериями и предрассудками. Среди  этих писем были некоторые,  подписанные и служащими инквизиции, как, например, с Пальма – де - Майорки. Из Мадрида же писали: "Радостно видеть, что пал трибунал, который превращал в тигров тех, кто называл себя служителями Бога мира, и удалял от Испании науки, литературу и нормы морали". Итак, кажется, мнение испанского народа по этому поводу было весьма определенным.

Но все меры по отмене инквизиции скоро стали бесполезны. Фердинанд  вернулся в Испанию в марте 1814 года и в скором времени в Валенсии оказался в окружении людей, одержимых (за исключением небольшой группы лиц) средневековыми идеями и предрассудками веков рыцарства, людей бездарных и отставших от своего времени. Одним из первых результатов их правления стал королевский указ о восстановлении инквизиции, изданный в Мадриде 21 июля 1814 года. В нем говорилось, что Фердинанд VII делал это, дабы исправить зло, причиненное католической вере армией инакомыслящих, дабы впредь предотвратить распространение еретических взглядов, увлекших многих испанцев, и дабы оградить Испанию от внутренних раздоров и сохранить ее мир и спокойствие, как об этом просили некоторые ученые, добродетельные прелаты и многие важные люди, и значительные корпорации, как церковные, так и светские. Они напомнили ему о том, что в XVI веке инквизиция спасла Испанию от еретической заразы и от заблуждений, которые затронули другие европейские государства, в то время как в Испании под покровительством людей безупречных в принципах веры процветали науки и разные жанры литературы. Поэтому, дабы посеять раздор, столь выгодный французам, Бонапарт не придумал ничего лучше, чем распустить инквизиционный трибунал под предлогом его отсталости в свете достижений нашего века. В указе также говорилось, что хунта, присвоив себе впоследствии название внеочередных всеобщих кортесов, продолжила это дело.

В 1820 г. временно восторжествовала революция и была провозглашена либеральная конституция. В день ее провозглашения толпа бросилась на здание инквизиции, ее мрачные тюрьмы были разбиты, орудия пытки сломаны, огромный архив пущен по ветру. То была, как казалось, последняя минута жизни ужасного судилища. В тот же день инквизиция была отменена королевским указом. Общественная радость проявилась во множестве картин, стихов и памфлетов, прославлявших кончину "дамы с зелеными свечами". Для увековечения позорной памяти была издана на испанском языке в 1822 г. в 11 небольших томах "Критическая история испанской инквизиции" Льоренте. 1823 г. снова восторжествовала реакция, и Фердинанд VII одним росчерком пера 1 октября отменил все распоряжения "так называемого конституционного правительства". Хотя инквизиция не была восстановлена с "должной торжественностью", как того требовала апостолическая партия, она скромно продолжала существовать под именем религиозных судов хунт веры. 1 июля 1835 г. религиозным судам было приказано немедленно прекратить их деятельность. На этот раз отмена инквизиции была действительно окончательной. В историографии инквизиции Льоренте принадлежит исключительно большое место; по существу, он является первым по времени историком инквизиции Испании, так как все предшествующие труды в этой области лишь с большими оговорками можно считать историческими исследованиями. В Испании в течение долгого времени ничего вообще не писали об инквизиции и строго придерживались правила: молчи о короле и инквизици

 

 

 

Заключение

Подводя итог исследованной работы необходимо отметить следующее:

В Испании инквизиция возникла, как орудие борьбы с неверными. Она стала примером, эталоном для учреждений такого же рода во всём “христианском” мире, задействовав все слои населения. По некоторым данным цель инквизиции частично была в смещении верхушки правительства. Нигде инквизиция не действовала так жестоко и всеобще, нигде она не соединяла в себе в такой “совершенной” форме черты церковной и политической (государственной) полиции, как это было в Испании, управляемой католическими монархами. Она была во всех странах Европы. Восстав из пепла в XV веке и усовершенствовав теорию управления и наказания, благодаря грамотным ревностным носителям религии именно здесь религиозному фанатизму было суждено пролиться в такую кровопролитную борьбу, своего рода бумеранг из эпохи правления исламской Испании. 1492 год завершился внешним политическим воссоединением страны, логично было бы предположить, что искоренение внутреннее, которое последовало за внешним, в связи с сопротивлением еретиков иноверцев в католической стране не могло не привести к борьбе и дальнейшему их уничтожению.

По словам Льоренте: «Возможно найдутся честные люди и чувственные души, которые будут обвинять нас в  том, что мы обнародовали ужасные карины…они спросят какое удовлетворение можно от этого получить?...чтобы отвести их упреки..достаточно отметить: именно потому, что эти картины являются отвратительными, нам необходимо выставить их напоказ, дабы они вызывали ужас»17. Ведь эти жестокости находили столетиями поддержку среди народа, кроме того, в некоторых странах Европы эти порядки еще сохраняются и только лишь недавно было разрешено подвергать их критике. Наследие доминиканцев, твердое следование уставу дома Господа позволяло на протяжении восьми веков держать в страхе страну и Европу в целом, основной причиной окончания влияния принято считать изменение культуры и эпохи, век научных открытий вытеснил религиозную боязнь в широких слоях населения.

 Но и у каждого  минуса есть свои плюсы, как известно Всевластие и цензура инквизиции повлияло на литературу 16 века. Зародился весьма своеобразный жанр - «Плутовской роман», где главными героем является пройдоха, который любыми путями пытается добиться удачи в суровом безжалостном для него мире. Величайшим писателем этой эпохи является Мигель Сервантес де Сааведра(1547-1616). Его бурная жизнь дала возможность близко познакомиться с испанской действительностью. Его перу принадлежит произведение «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский». Представляющее вершину испанской литературы. В то время когда в стране упадок не только культура, но и искусство находятся на вершине своего величия к примеру Диего Веласке де Сильва (1599-1660), придворный живописец , его кисти принадлежат портреты короля, его семьи, придворных, с каждым разом совершенствуя свою технику , ему удалось передать не  только зрительный образ но и внутреннее состояние души : «Менины» фрейлины, «пряхи». Разве позже мы не найдем в истории подобные примеры18..

Информация о работе Инквизиция в Испании с 6 по 17 век