Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 13:20, реферат
Цель работы - исследование вопроса инквизиции в Испании, ее появление и влияние на мировую историю в целом.
Задачи работы:
- определить причины создания церковью «новой» истории.
- проанализировать задержку инквизиции в Испании до XIX века.
- кто были главные подозреваемые судебных актов.
- актуализация вопроса инквизиции в наше время.
- минусы и плюсы влияния церковных судов на литературу и искусство.
Введение…………………………………………………3
Глава 1: Происхождение инквизиции…………………5
§ 1 Генезис инквизиции…………………………...5
§ 2 Средние века…………………………………...12
§ 3 Судебная процедура……………………….......14
Глава 2: Инквизиция в Испании………………………..20
§ 1 Торквемада - великий инквизитор……………20
§ 2 Особенности инквизиции в Испании…………23
Глава 3: Закат былого величия…………………………26
Заключение………………………………………………29
Литература ……………………………………………...31
11 декабря 1474 года умирает законный монарх Кастилии, родной брат Изабеллы, Энрике IV Бессильный. Придворная борьба за трон была выиграна Изабеллой Кастильской, и она становится королевой. Вскоре умирает отец Фердинанда Арагонского и тот становится королём Арагона, и Испания номинально объединяется. Вот тут власть получает и Торквемада – он становится инквизитором. Как только Торквемада получил власть и высокое положение, он начал твердить Изабелле о плохом положении церкви, о том, какую низкую роль играет католическая церковь в жизни государства. Укреплять же положение церкви кроме как через инквизицию Торквемада и не думал12. В самом деле, до него инквизиция хоть и существовала, но как-то очень уж слабенько, во второй половине на территории Кастилии вовсе не было ни одного инквизитора. И вот он становится инквизитором, выдвинутую Изабеллой и Фердинандом кандидатуру своей буллой утверждает папа Сикст IV. Само учреждение этой организации, с бюрократической точки зрения, велось без столь сильного участия Торквемады. В этом преуспевали как папа Сикст IV, так и испанские доминиканцы, причём папа советовал, кого именно назначить судьями, то есть старался усилить своё влияние в Испании, у него это не совсем получилось. Главным действующим лицом суждено было стать именно Торквемаде, потому что именно он был ближе всех к королеве Изабелле I Кастильской
Томас Торквемада прожил достаточно долго – 78 лет. И почти всю жизнь был одинок. И хотя власть его была велика, но и страх его был велик. Личная охрана Торквемады составляла 250 человек: 200 пехотинцев и 50 всадников! Невообразимо, но без этой охраны он нигде не появлялся. Его дом напоминал крепость, сам он постоянно ждал ножа в спину или подсыпанного яда. Его ненавидела вся страна, и он знал это. И так до самого конца.. но! «пес господень» таки выполнил свою миссию охранял церковь от ереси и просвещал мир проповедью истины. Но, к сожалению, идея жива, пока жив лидер, а с приходом его кончины, интенсивность постепенно спадала, продвижение цели встречало все большее сопротивление.
§ 2 Особенности инквизиции в Испании
Не сразу начались массовые
сожжения еретиков. Томас Торквемада
постепенно начинает говорить Изабелле
и Фердинанду о том, что надо бы
получше бороться за веру, прочнее
её укреплять, преследовать еретиков.
И самое интересное, что он говорит
и о конфискации их имущества – то
есть какой-то корыстный умысел, либо политический
расчёт.
Прежде всего, Торквемада вводит множество
правил и инструкций: кого именно считать
еретиком, как допрашивать, продолжительность
пыток, всё досконально прописано. Инквизиция
карала за помыслы. Помыслы эти вытягивали
из людей на пытках – никто не мог устоять
перед пытками инквизиции. Изначально
инквизиция преследовала ересь внутри
христианской веры и её полномочия не
распространялись на иудеев и мусульман,
но потом они стали врагами.
Начали с иудеев, их
заставляли принимать
Во-первых, то, как он держался Изабеллы, был не самым последним участником её воцарения в Кастилии, всячески способствовал устроению брака с Фердинандом.14
Во-вторых, обязательная конфискация имущества у арестованных инквизицией. Конфискация тоже не просто так нужна была: то ли корысть здесь, то ли понимание, что Фердинанд не согласится на такие действия, не видя выгоды.15 В любом случае уже это можно назвать расчётом, а не голым религиозным фанатизмом.
За восемнадцать лет своей «работы» Торквемада, по данным Льоренте, «десять тысяч двести двадцать жертв сжег живыми, шесть тысяч восемьсот шестьдесят фигурально - после их смерти или по причине отсутствия и девяносто семь тысяч триста двадцать подверг общественному позору и исключению из службы на общественных и почетных должностях ». Сюда не включены те люди, которые по своим связям с осужденными разделяли их несчастье и горевали, как друзья или родственники…16
То, что устроил Томас Торквемада во второй половине XV века в Испании – настоящая трагедия, последствия которой до сих пор ещё чувствуются. Торквемада наверно самый страшный и зловещий инквизитор за всю историю этой ужасной организации. И у него по сей день есть поклонники…
.
Глава 3: Закат былого величия
С 1451 года в компетенцию инквизиции передаются дела о еврейских погромах. Инквизиция должна была не только наказывать погромщиков, но и действовать превентивно, предупреждая насилие.
Особенно гибельным становится влияние инквизиции на умственное развитие Европы в XVI в., когда ей, вместе с иезуитским орденом удалось овладеть цензурой книг. В XVII в. число её жертв значительно уменьшается. XVIII-й в. с его идеями религиозной веротерпимости был временем дальнейшего упадка и наконец, полной отмены инквизиции во многих государствах Европы: пытки совершенно устраняются из инквизиционного процесса в Испании, а число смертных казней сокращается до 2 — 3, и даже меньше, в год.
. 19 марта 1808 года Фердинанд VII
вступил на престол, но
В 1812 году, 22 февраля, кортесы со своей стороны отменили трибунал святой инквизиции, возвращая тем самым управление церковными судами в руки епископов, а управление светскими королевскими судами - мирским судьям. Так что отныне судебные разбирательства против еретиков должны были вестись согласно правилам доинквизиционного суда и другим законам, принятым по этому случаю. Для лучшего понимания и более легкого принятия этой меры они пустили в хождение по королевству некий Манифест, в котором отчасти объясняли населению мотивы своих действий.
Кортесы получали в большом
количестве письма и послания
со словами благодарности за
благо, которое они сделали
для всего народа, их поздравляли
с победой над фанатизмом, невежеством,
суевериями и предрассудками. Среди
этих писем были некоторые,
подписанные и служащими
Но все меры по отмене инквизиции скоро стали бесполезны. Фердинанд вернулся в Испанию в марте 1814 года и в скором времени в Валенсии оказался в окружении людей, одержимых (за исключением небольшой группы лиц) средневековыми идеями и предрассудками веков рыцарства, людей бездарных и отставших от своего времени. Одним из первых результатов их правления стал королевский указ о восстановлении инквизиции, изданный в Мадриде 21 июля 1814 года. В нем говорилось, что Фердинанд VII делал это, дабы исправить зло, причиненное католической вере армией инакомыслящих, дабы впредь предотвратить распространение еретических взглядов, увлекших многих испанцев, и дабы оградить Испанию от внутренних раздоров и сохранить ее мир и спокойствие, как об этом просили некоторые ученые, добродетельные прелаты и многие важные люди, и значительные корпорации, как церковные, так и светские. Они напомнили ему о том, что в XVI веке инквизиция спасла Испанию от еретической заразы и от заблуждений, которые затронули другие европейские государства, в то время как в Испании под покровительством людей безупречных в принципах веры процветали науки и разные жанры литературы. Поэтому, дабы посеять раздор, столь выгодный французам, Бонапарт не придумал ничего лучше, чем распустить инквизиционный трибунал под предлогом его отсталости в свете достижений нашего века. В указе также говорилось, что хунта, присвоив себе впоследствии название внеочередных всеобщих кортесов, продолжила это дело.
В 1820 г. временно восторжествовала революция и была провозглашена либеральная конституция. В день ее провозглашения толпа бросилась на здание инквизиции, ее мрачные тюрьмы были разбиты, орудия пытки сломаны, огромный архив пущен по ветру. То была, как казалось, последняя минута жизни ужасного судилища. В тот же день инквизиция была отменена королевским указом. Общественная радость проявилась во множестве картин, стихов и памфлетов, прославлявших кончину "дамы с зелеными свечами". Для увековечения позорной памяти была издана на испанском языке в 1822 г. в 11 небольших томах "Критическая история испанской инквизиции" Льоренте. 1823 г. снова восторжествовала реакция, и Фердинанд VII одним росчерком пера 1 октября отменил все распоряжения "так называемого конституционного правительства". Хотя инквизиция не была восстановлена с "должной торжественностью", как того требовала апостолическая партия, она скромно продолжала существовать под именем религиозных судов хунт веры. 1 июля 1835 г. религиозным судам было приказано немедленно прекратить их деятельность. На этот раз отмена инквизиции была действительно окончательной. В историографии инквизиции Льоренте принадлежит исключительно большое место; по существу, он является первым по времени историком инквизиции Испании, так как все предшествующие труды в этой области лишь с большими оговорками можно считать историческими исследованиями. В Испании в течение долгого времени ничего вообще не писали об инквизиции и строго придерживались правила: молчи о короле и инквизици
Заключение
Подводя итог исследованной работы необходимо отметить следующее:
В Испании инквизиция возникла, как орудие борьбы с неверными. Она стала примером, эталоном для учреждений такого же рода во всём “христианском” мире, задействовав все слои населения. По некоторым данным цель инквизиции частично была в смещении верхушки правительства. Нигде инквизиция не действовала так жестоко и всеобще, нигде она не соединяла в себе в такой “совершенной” форме черты церковной и политической (государственной) полиции, как это было в Испании, управляемой католическими монархами. Она была во всех странах Европы. Восстав из пепла в XV веке и усовершенствовав теорию управления и наказания, благодаря грамотным ревностным носителям религии именно здесь религиозному фанатизму было суждено пролиться в такую кровопролитную борьбу, своего рода бумеранг из эпохи правления исламской Испании. 1492 год завершился внешним политическим воссоединением страны, логично было бы предположить, что искоренение внутреннее, которое последовало за внешним, в связи с сопротивлением еретиков иноверцев в католической стране не могло не привести к борьбе и дальнейшему их уничтожению.
По словам Льоренте: «Возможно найдутся честные люди и чувственные души, которые будут обвинять нас в том, что мы обнародовали ужасные карины…они спросят какое удовлетворение можно от этого получить?...чтобы отвести их упреки..достаточно отметить: именно потому, что эти картины являются отвратительными, нам необходимо выставить их напоказ, дабы они вызывали ужас»17. Ведь эти жестокости находили столетиями поддержку среди народа, кроме того, в некоторых странах Европы эти порядки еще сохраняются и только лишь недавно было разрешено подвергать их критике. Наследие доминиканцев, твердое следование уставу дома Господа позволяло на протяжении восьми веков держать в страхе страну и Европу в целом, основной причиной окончания влияния принято считать изменение культуры и эпохи, век научных открытий вытеснил религиозную боязнь в широких слоях населения.
Но и у каждого минуса есть свои плюсы, как известно Всевластие и цензура инквизиции повлияло на литературу 16 века. Зародился весьма своеобразный жанр - «Плутовской роман», где главными героем является пройдоха, который любыми путями пытается добиться удачи в суровом безжалостном для него мире. Величайшим писателем этой эпохи является Мигель Сервантес де Сааведра(1547-1616). Его бурная жизнь дала возможность близко познакомиться с испанской действительностью. Его перу принадлежит произведение «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский». Представляющее вершину испанской литературы. В то время когда в стране упадок не только культура, но и искусство находятся на вершине своего величия к примеру Диего Веласке де Сильва (1599-1660), придворный живописец , его кисти принадлежат портреты короля, его семьи, придворных, с каждым разом совершенствуя свою технику , ему удалось передать не только зрительный образ но и внутреннее состояние души : «Менины» фрейлины, «пряхи». Разве позже мы не найдем в истории подобные примеры18..