Искусство саков Казахстана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2012 в 19:11, лекция

Краткое описание

Cакский, или сакско-скифский «звериный стиль» сложился как закономерное выражение мировоззрения сакских племен, как воплощение в изобразительном искусстве их мифологии, как особая знаковая система для выражения идеологии кочевников.

Вложенные файлы: 1 файл

искусство саков.docx

— 24.02 Кб (Скачать файл)

Искусство саков Казахстана

 

Акишев К.А. «Курган Иссык. Искусство  саков Казахстана».

 «Современное искусство Казахстана». 

Одежда, наборный пояс и обувь

 

 Ввиду хорошей сохранности  в первоначальном положении предметов  украшения форма одежды, порядок  размещения бляшек на ней устанавливаются  легко. Погребенный был одет  в короткий кожаный кафтан  без отложного ворота и лацканов. Судя по сохранившимся кусочкам  кожи, она была окрашена в коричневый  или красный цвет. Весь катан  был обшит фигурными треугольными  золотыми бляшками, имевшими твердую  основу из тонких медных (бронзовых)  пластинок. В размещении бляшек  прослеживается определенная система:  они расположены горизонтальной  линией, составляя цепочку бляшек  вершинами вверх, соприкасающихся  друг с другом нижними концами,  а следующий нижний ряд бляшек  касается предыдущего (верхнего) вершинами в месте соединения  их концов. В таком порядке  размещены бляшки по всей поверхности  кафтана. Ворот, борта кафтана  и низ полы, линия предплечья  и низ рукавов орнаментированы  бляхами четырехугольной формы  с изображения миморды хищника кошачьей породы. Как уже говорилось, они двух разновидности: с горизонтальными и вертикальными планками. Причем бляхами первой разновидности украшались части кафтана(низ полы, низ и предплечья рукавов), требующие горизонтального размещение блях. При таком расположении верхние и нижние планки блях составляли две сплошные горизонтальные полосы. Бляхи же с вертикальными планками украшали сверху вниз ворот(линию вокруг шей) и борта таким образом, что боковые планки составляли две непрерывные вертикальные линии. Примерный размер кафтана 46-48.

 

 

По хорошей сохранности первоначального  положения блях с горизонтальными  и вертикальными планками устанавливается, что кафтан запахивался налево и  не доходил до колен.

 

Верхняя одежда с застежкой налево характерна для большинства сакских и скифских племен, по крайней мере на всех известных антропоморфных изображениях этого времени у одежды правая пола заходит на левую. В одежде с запахом налево изображены саки на персепольских рельефах, скифы-воины на золотом гребне из кургана Солоха, скиф с кубком в руках на золотой пластине из Куль-Обы и скифы в композиционных сценах на золотом сосуде из Куль-Обы: скифы за врачеванием, беседующие скифы, скиф, натягивающий лук.

 

На всех изображениях кафтаны облегающие, с узкими рукавами, но удлиненные, доходящие  до колен или немного ниже. Этим они отличаются от иссыкского короткого кафтана, не закрывающего колен.

 

Однако известна находка остатков короткого кафтана (длиной 90 см) из второго  Пазырыкского кургана. Пазырыкский кафтан сшит из собольего меха. Его наружная сторона выделена, как замша. Кафтан украшен по спине и подолу кожаными аппликациями с закрепленными на них золотыми бляшками. Известны другие находки остатков верхней одежды из меха и тонкого белого войлока, происходящие из других Пазирыкских и Катандинского курганов.

 

Таким образом, иссыкский кафтан, в отличие от всех известных, был роскошной одеждой, сплошь украшенной золотыми бляхами, и скорее напоминал сверкающий чешуйчатый панцирь, чем просто кафтан.

 

 

 Под слоем бляшек, украшавших  перед кафтана и лицевую сторону  рукавов, было обнаружено множество  мелких бляшек разных форм, лежащих  поверх оборотных треугольных  бляшек, украшавших спину и локтевые  стороны рукавов кафтана. Особенно  много их в области груди  и рук, даже у левой руки  частично сохранился мотив узора,  представляющий собой сочетание  бляшек различных форм. Все это  дает основания полагать, что  на погребенном под кафтаном  была нательная рубаха. Она не  сохранилась. По расположению  мелких золотых бляшек можно  утверждать, что рукава ее были  расшиты узорами из сочетания  бляшек разных форм, а низ рукавов  и ворот были украшены фигурными  бляхами прямоугольной формы.  По-видимому, нательная рубаха заправлялось  в штаны. 

 

 Существование нательных мужских  рубах у племен алтайско-семиреченской зоны доказывается находками одной цепной рубахами и остатков от другой во втором кургане Пазырыка. С. И. Руденко пишет, что они были сшиты из тонкой и толстой белой ткани из волокон конопли или кендыря, а по швам были окантованы красной шерстяной тесьмой.

 

Одежду иссыкского сака дополняли штаны, также украшенные бляшками. В первоначальном положении сохранились мелкие прямоугольной формы узкие золотые бляшки, нашитые в виде продольного канта по линии внешних и внутренних швов штанин. Такие же бляшки украшали пояс штанов. По-видимому, штаны были сшиты из плотной ткани, возможно, из кожи, об этом говорит четкая сплошная линия расположения бляшек, сохранившихся в том положении, в каком они были нашиты на штаны. По расстоянию между внешней и внутренней полосами бляшек устанавливается ширина штанины. Она была равна 20-25 см.

 

Поверх кафтана находился наборный пояс. Парадный пояс, украшенный шестнадцатью золотыми бляхами-накладками, был тяжелый  и массивный.  Три большие прямоугольной  формы бляхи, выполненные в виде лежащей фигуры оленя, судя по месту  находки, были закреплены на концах ремня. Одна из них находилась с левой  стороны, а две, являющиеся зеркальными  отражениями первой, - с правой. Остальную  часть ремня украшали тринадцать малых блях в виде головы оленя с парными лопастями рогов. Причем пять из них – с оленьими головами, повернутыми направо, так же, как у двух больших блях-оленей, размещались с правой стороны на ремне. А восемь остальных малых блях являлись их зеркальными отражениями, размещались с левой стороны. Уже отмечалось, что все бляхи-накладки имели на обратной стороне припаянные прямоугольные петельки из четырехгранной серебряной проволоки. У больших блях их было по четыре, а малых по две.

 

 Реконструкция ремня представляется  в следующем виде. Основу составляла  длинная лента из толстой кожи, в которой прорезались отверстия,  по форме, количеству и порядку  расположения строго соответствующие  петельками на бляхах-накладках.  Затем петельки блях вставлялись  в эти отверстия, а через  них(петли) продергивались два  кожаных ремешка, длиной превышающие  основу. Узкие ремешки, таким образом,  служили и для закрепления  блях на основе и для завязывания  ремня на талии. Так как пряжек  для закрепления не найдено,  естественно предположить, что ремень  завязывался ремешками. Длина  ремня, полученная при реконструкции,  равна 0,95-1м.

 

 Наборный пояса типа иссыкского, украшенные серебряными и бронзовыми бляхами и подвесками, были широко распространены у евразийских кочевников с VII-VI вв. до н. э. вплоть до позднего средневековья. Они были излюбленной частью одежды у казахов, киргизов, башкир и других народов еще в XIX – начале XX в.

 

 Штанины брюк заправлялись  в сапоги с длинными голенищами.

 

Обувь тоже была богато украшена золотыми треугольными бляшками. Они сохранились  в непотревоженном положении на костях левой ноги. По расположению бляшек удалось реконструировать форму обуви, установить длину голенища. Несомненно, это были сапоги с длинными, немного не доходящими до колен голенищами, украшенными золотыми бляшками такой же формы, как на кафтане. Верх и них голенищ по линии головок окантован мелкими прямоугольными бляшками. По-видимому, полосы их таких же бляшек проходило по головке сапог вокруг стопы.

 

У евразийских кочевников штаны  и сапоги как часть одежды появляются еще в глубокой древности. Еще  Геродот в перечне одежды саков  указывает на их остроконечные шапки  и штаны.

 

У скифов, судя по изображениям на куль-обском сосуде, штаны были двух типов: узкие и широкие; они заправлялись в полусапожки с короткими голенищами.

 

На рельефе из ападаны в Персеполе видно, что обувь у саков-тиграхуда бескаблучная. На рельефе линия голенищ совпадает с линией полы кафтана, так что можно предполагать, что они доходили до колен. На золотых пластинах их Аму-Дарьинского клада саки изображены в орнаментированных кафтанах и сапогах с выделенными каблуками и длинными голенищами.

 

Меховая мужская обувь с длинными голенищами обнаружена в Каракольском кургане на Алтае, а в Пазырыкском кургане – длинные войлочные чулки с орнаментированным верхом.

 

Таким образом, по археологическим  находкам может быть установлено, что  сакская обувь была двух типов: с длинными и с короткими голенищами, шилась она из меха и войлока. Возможно, что их этих же материалов в сакское время шились и мужские штаны. Находки остатков их при раскопках курганов в Ноин-Уле (Северная Монголия) свидетельствуют о том, что в более поздний период, в эпоху хуннов, мужчины носили шерстяные и шелковые штаны и войлочные кафтаны. В Катандинском кургане на Алтае, относящемся к V-VI вв. н. э., также найдены штаны, сшитые из плотной шерстяной ткани, и сапоги из войлока. Таким образом, в результате проведенных реконструктивных работ мы представляем все одеяние иссыкского сака.

 

Полная экипировка захороненного  в кургане Иссык представляется так: на голове была высокая стреловидная шапка с низом в виде треуха, застегнутая под подбородком, богато украшенная золотыми бляхами и пластинами; в мочке левого уха находилась золотая серьга с зернью и подвесками из голубой бирюзы; на шее золотая кольчатая гривна; на теле – нижняя рубаха, орнаментированная по груди и рукавам причудливыми узорами из сочетания золотых бляшек разных форм, поверх нее кожаный красноватого цвета короткий кафтан, сплошь обшитый золотыми бляхами и бляшками; на пальцах рук – два золотых перстня; кафтан подпоясан тяжелым наборным поясом, сверкающим шестнадцатью массивными бляхами-накладками, выполненными в зооморфном стиле; справа к нему подвешен длинный железный меч в красных ножнах, а слева – железный кинжал – акинак в ножнах, обложенных золотыми пластинами; на ногах узкие шерстяные или кожаные штаны, по швам обшитые золотые бляшками; штаны заправлены в войлочные или кожаные сапоги с высокими голенищами, украшенными золотыми фигурными бляшками. В таком сказочно богатом одеянии был захоронен иссыкский сак-тиграхауда.

Искусство и мифология саков 

 

 Исследователи сакского искусства считают, что оно было тесно связано с искусством Ахеменидского Ирана и Бактрии, с одной стороны, и искусством Китая эпохи Чжоу и Хань — с другой.

 В науке существуют разнообразные  предположения относительно места  и времени формирования сакского искусства «звериного стиля».

 Раскопки последних лет на  поселении Баба-джан и святилище Сурх-Дум дали новые образцы луристанских бронз: бронзовая булавка с фигуркой припавшей к земле пантеры, точильный камень с ручкой в виде головы барана, стилизованные головы орлов, фигуры хищников, оленей в «летящем галопе», коней, верблюдов. Однако, как полагают исследователи, сакское искусство нельзя сводить только к луристанскому — это два самостоятельных художественных стиля.

 Скорее всего, в начале I тыс.  до н. э. на территорию современного  Ирана стали проникать ираноязычные племена, под влиянием которых распространился ряд обычаев, новые типы вооружения и конского снаряжения. Вместе с иранцами и появились новые сюжеты в искусстве.

 В то же время, иранцы, познакомившись  с культурой Ассирии, Элама,  Урарту, восприняли достижения их  цивилизации. У них иранцы позаимствовали  некоторые черты композиции и  стиля. Так сложилось искусство  Ахеменидского Ирана, которое оказало сильное воздействие на искусство саков. А познакомились саки с искусством этих государств во время своих переднеазиатских походов.

 После разгрома их царства  мидийским царем Киаксаром, вернулись домой и унесли с собой многие образцы изобразительного творчества.

 При раскопках кургана Аржан в Туве — огромного сооружения диаметром 120 м и высотой 3 м, под насыпью кургана археологи обнаружили сложные деревянные конструкции: в центре находился сруб из огромных бревен лиственницы размерами 8 х 8 м, внутри которого стоял еще один сруб размерами 4,4 х 3,7 м. В нем в деревянной колоде был погребен вождь, а рядом лежали останки еще нескольких мужчин — родственников и сподвижников вождя, видимо, добровольно последовавших за ним в потусторонний мир. Вокруг по радиусу были поставлены срубы, в которых захоронены 160 коней в парадном снаряжении. Останки еще многих коней были найдены в кольцевых захоронениях, за пределами кургана.

 Все кони были светлой  и рыжей масти, т. е. цвета  царей и жрецов.

 Курган был разграблен в  древности, но многое досталось  и на долю археологов: самая  большая в мире бронзовая бляха  в виде свернувшейся в кольцо  пантеры или, скорее, барса, фигурки  горных баранов, кинжал с ручкой  в виде фигурки кабана, золотая  гривна, наконечники стрел. Курган  датируется 

VIII в., а найденные в нем предметы  сакского искусства являются самыми древними. Это позволяет предположить, что сакский звериный стиль появился в азиатских степях. Это тем более реально, что здесь для него имеются истоки.

 Уже в эпоху бронзы местные  мастера изготавливали фигурки  животных. Известны наскальные рисунки,  изображающие оленей, быков. Также  в конце II — начале I тыс. до  н. э. формировалось искусство,  которое, однако, еще не было 

 «звериным стилем». 

 Искусство «звериного стиля»  сформировалось под влиянием  южных традиций, с которыми саки  познакомились во время походов  в Переднюю Азию и Иран. Именно  тогда отсюда к сакам пришли  образы льва, льва-грифона, «древа  жизни». Эти образы вписались  в число местных животных, среди  которых были олень, баран,  верблюд, снежный барс, тигр, орел. Все перечисленные образы не  были только украшениями, саки  вкладывали в них определенное  содержание.

 Ювелирное искусство достигло  у саков высокого совершенства. Мастера- художники были знакомы  с литьем, штамповкой золота и  могли изготавливать удивительные  по изяществу, композиционному  построению изделия из золота, серебра, бирюзы, которые украшали  человека и его одежду, сбрую  коня, предметы быта. Это гривны, украшенные мордами животных, кольца, серьги с подвесками из граната  и бирюзы, наборные пояса с  золотыми бляхами, бляхи- нашивки  на одежду.

 Сакское ювелирное искусство наиболее полно представлено в кургане Иссык, по материалам которого удалось получить представление об одежде знатных саков, украшениях, которые они носили, оружии, с которым они шли в бой.

Информация о работе Искусство саков Казахстана