Искусство саков Казахстана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2012 в 19:11, лекция

Краткое описание

Cакский, или сакско-скифский «звериный стиль» сложился как закономерное выражение мировоззрения сакских племен, как воплощение в изобразительном искусстве их мифологии, как особая знаковая система для выражения идеологии кочевников.

Вложенные файлы: 1 файл

искусство саков.docx

— 24.02 Кб (Скачать файл)

 В ювелирном искусстве широко  использовали способ обкладки  листовым золотом фигурок и  украшений, вырезанных из дерева. О том, что обработка дерева  и резьба по нему были у  саков очень развиты, свидетельствуют  деревянная посуда, деревянные фигурки  зверей и животных, различные  застежки. Наряду с резьбой по  дереву развивалось ремесло, связанное  с обработкой кости и производством  костяных поделок — застежек, пряжек, пуговиц. 

 Уже отмечалось, что сакские мастера вытачивали и вырезали из мягких пород камня великолепные жертвенники, украшая их богатым резным орнаментом. Из цветного камня — сердолика, халцедона, агата, бирюзы сакские ювелиры изготавливали бусы.

 Саки, как и другие народы, поклонялись силам природы —  солнцу, ветру, грозе, грому, которые  представлялись им в образе  богов. А боги, по их понятиям, воплощались и в фантастических  зверей, птиц и животных, таких,  как крылатые кони, конегрифы, Популярность этих образов в мифологии и фольклоре вызвали к жизни своеобразный «звериный стиль» в искусстве евразийских степей.

 Конь в мифологии саков  связывался с солнцем и огнем.  Верховное божество 

 Митра, который сотворил мир,  выезжал, согласно «Авесте», на  четверке лошадей. К коням имели  отношение боги Сурья, Яма, Агни, Индра. Изображения крылатых коней на головном уборе царя из кургана Иссык — это солнечная колесница. Образ крылатого коня как образ солнца есть в мифологии других народов. У греков крылатые кони влекли по небу колесницу солнечного бога Аполлона.

 Изображения хищных орлов  тоже были символами бога солнца. В представлении индоиранских  народов солнце предстает в  виде колесницы с одним колесом,  которую мчат по небу четыре  коня или четыре орла.

 Саки имели свое понятие  об устройстве мира (космоса). Порядок  в космосе представлялся понятием  арта, который ассоциировался с Солнцем, движением солнечной колесницы. Порядок в космосе, гармония, организаторами в которых были боги Митра, Варуна, Индра, модель мира представлялась как сочетание трех миров — подземного мира — низа; середины — земли, и верхнего — неба. У мира было четыре стороны — правая, левая, передняя и задняя.

 Примером символического представления  саков о космосе является головной  убор сакского царя из Иссыка. Орнаменты на нем разделены на три вертикальных яруса. Колпак по кругу обрамляет изображение цепи золотых гор и деревьев. У подножия гор помещены «земные звери»: тигры, козлы. На вершинах — птицы, крылатые тигры. Орнаментальный фриз означает мировой горный хребет, по представлениям саков, окружавший мир со всех сторон.

 Орнамент символизирует трехчастную  организацию мира снизу вверх:  подземный мир — земля —  небеса. На четырех крестообразно  расположенных точках кольцевых  фризов помещены изображения  зверей — охранителей сторон  света; востока и запада, севера  и юга. Впереди головного убора  имеется солнечная эмблема —  символ всего космоса в целом:  четыре крылатых коня и четыре  золотых стрелы. Это своеобразный  знак власти над всеми тремя  мирами и четырьмя углами света,  которые солнце обходит на  своем пути. Переднюю сторону  саки считали восточной стороной  света, заднюю — западом. Возложение  такого колпака-короны осмысливалось  как передача вождю власти  над всем мифологическим Космосом. Вождь олицетворял ось вселенной,  ее центр, и все символы на  его одежде это мифологическое  представление. 

 В целом, сакский, или сакско-скифский «звериный стиль» сложился как закономерное выражение мировоззрения сакских племен, как воплощение в изобразительном искусстве их мифологии, как особая знаковая система для выражения идеологии кочевников.


Информация о работе Искусство саков Казахстана