Искусство эпохи палеолита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 10:05, курсовая работа

Краткое описание

Цель: охарактеризовать особенности искусства первобытного общества. Задачи:
-Рассмотреть основные теории возникновения искусства.
-Рассмотреть виды палеолитического искусства.
-Раскрыть особенности палеолитического искусства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПЕРВОБЫТНОГО ИСКУССТВА 4
ЗАЧЕТКИ ИСКУССТВА 6
ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ИСКУССТВА 11
ВИДЫ ПЕРВОБЫТНОГО ИСКУССТВА 16
ИСКУССТВО РАННЕГО ПАЛЕОЛИТА 19
ИСКУССТВО ПОЗДНЕГО ПАЛЕОЛИТА 22
ИСКУССТВО ЭПОХИ МЕЗОЛИТА 24
ИСКУССТВО ЭПОХИ НЕОЛИТА 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30
ПРИЛОЖЕНИЯ 31

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСАЧФИНАЛЛАСТ2.docx

— 136.61 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ         3

  1. ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПЕРВОБЫТНОГО ИСКУССТВА   4
  2. ЗАЧЕТКИ ИСКУССТВА       6
  3. ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ИСКУССТВА    11
  4. ВИДЫ ПЕРВОБЫТНОГО ИСКУССТВА     16
  5. ИСКУССТВО РАННЕГО ПАЛЕОЛИТА     19
  6. ИСКУССТВО ПОЗДНЕГО ПАЛЕОЛИТА    22
  7. ИСКУССТВО ЭПОХИ МЕЗОЛИТА     24
  8. ИСКУССТВО ЭПОХИ НЕОЛИТА      26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ         28

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ       30

ПРИЛОЖЕНИЯ         31

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Вопрос о возникновении искусства  и его значении в жизни человека это одна из тех проблем, над которыми человечество ломает голову не одну сотню  лет. Начало становления изобразительного творчества, отдаленное от нас десятками тысячелетий, видится всем по-разному, и на сегодняшний день существует большое количество теорий, часто противоречащих друг другу. Первобытное искусство всегда вызывало большой интерес. Первобытное искусство раскрывает перед нами зарождение всех видов изобразительного творчества и архитектуры. Современная история искусства не может пренебрегать исследованием его состояния у простых, примитивных народов и у доисторических первобытных племен.

Обращение первобытных людей  к новому виду деятельности, искусству, одно из величайших событий в истории  человечества. Первобытное искусство  отразило первые представления человека об окружающем мире, благодаря ему  сохранялись и передавались знания и навыки, происходило общение  людей. В духовной культуре первобытного мира искусство стало играть такую  же универсальную роль, какую заостренный  камень выполнял в трудовой деятельности [10 стр. 362].

 
Цель: охарактеризовать особенности искусства первобытного общества. Задачи:

-Рассмотреть основные теории возникновения искусства.

-Рассмотреть виды палеолитического искусства.

-Раскрыть особенности палеолитического искусства.

 

1. ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПЕРВОБЫТНОГО ИСКУССТВА

 

 

 

Отсчет первобытной эпохи начинается со времени появления человека примерно 2,5 млн. лет назад и доводится до третьего-первого тысячелетий до новой эры. Большая часть этого периода приходится на палеолит, который закончился только за 12 тыс. лет до н.э. За ним последовали относительно короткий период мезолита, (12 - 8 тыс. лет до н.э.) и, наконец, период неолита, который продолжался с восьмого до третьего тысячелетия до новой эры. Именно в этот последний период произошла так называемая неолитическая революция, означавшая переход от присваивающего хозяйства (собирательство,  охота)  к  производящему (земледелие, скотоводство). В некоторых районах Европы к первобытной эпохе относятся и пришедшие на смену неолиту сначала медный, а затем бронзовый век, когда древние люди стали использовать орудия труда не только из камня, но и из этих металлов. [12 стр. 34]

Первобытное искусство зародилось на территории Европы еще во время  позднего палеолита примерно за 30 тыс. лет до н.э. Речь идет прежде всего  о наскальных изображениях - древних  рисунках на стенах пещер, на открытых каменных поверхностях и на отдельных  камнях. Наскальная живопись достигла расцвета в пятнадцатом - тринадцатом  тысячелетиях до новой эры. Именно в  эту эпоху так называемого  вюрмского оледенения древние люди стали покрывать стены  и  своды  пещер  настоящими  живописными  «полотнами»,  хорошо передававшими  форму, пропорции, цвет и объем изображаемых объектов. Самые яркие образцы  такого первобытного искусства были обнаружены в пещерах Южной Франции  и Северной Испании. Они в первую очередь и вошли в Список Всемирного наследия. [12 стр. 34]

Истории человечества известен ряд последовательно сменяющих  друг друга общественно экономических  формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая... Предмет  изучения  первобытной  истории  составляет первая из них, охватывающая весь огромный период времени от появления  на земле человека до  возникновения  классовых  обществ  и государств. История первобытного общества изучает  происхождение человека, зарождение и общественной деятельности, возникновение  и первые шаги его материальной и  духовной культуры. Важнейшей задачей  истории первобытного общества является установление основных особенностей первобытнообщинного  строя, выявление общих закономерностей  его становления, развития и распада, изучение условий и форм его превращения  в классовое общество. [12 стр. 34]

Первобытное искусство - только часть первобытной культуры, куда помимо искусства входят религиозные  верования и культы, особые традиции и обряды. [12 стр. 35]

Первобытное искусство - искусство  эпохи первобытного общества. Оно  возникло в позднем палеолите  около 33 тыс. лет до н. э., отражало воззрения, условия и образ жизни первобытных  охотников (примитивные жилища, пещерные изображения животных, женские статуэтки). У  земледельцев  и скотоводов неолита и энеолита появились  общинные поселения, мегалиты, свайные  постройки; изображения стали передавать  отвлеченные  понятия, развилось  искусство орнамента. В эпохи  неолита, энеолита, бронзового века у  племен Египта, Индии, Передней, Средней  и Малой Азии, Китая, Южной и  Юго- Восточной Европы  сложилось  искусство,  связанное с  земледельческой  мифологией (орнаментированная керамика, скульптура). У северных лесных охотников  и рыболовов бытовали наскальные изображения, реалистические фигурки  животных. Скотоводческие степные племена Восточной Европы и Азии на рубеже бронзового и железного веков создали звериный стиль. [12 стр. 35]

Подлинное возникновение  искусства антропологи связывают  с появлением homo sapiens, которого иначе  именуют кроманьонским человеком. Кроманьонцы (так назвали этих людей  по месту первой находки их останков - гроту Кро-Маньон на юге Франции), появившиеся от 40 до 35 тыс. лет тому назад, были людьми высокого роста (1,70-1,80 м), стройных, крепкого телосложения. У  них был вытянутый узкий череп  и отчетливый, чуть заостренный подбородок, который придавал нижней части лица треугольную форму. Почти во всем они походили на современного человека и прославились как отличные охотники. У них была хорошо развита речь, так что они могли согласовывать  свои действия. Они мастерски изготовляли  всевозможные орудия на разные случаи жизни: острые наконечники для копий, каменные ножи, костяные гарпуны с  зубцами, превосходные рубила, топоры и т. д. [12 стр. 35]

 

 

 

 

2. ЗАЧАТКИ ИСКУССТВА

 

 

Первобытное искусство территориально охватывает все континенты, кроме  Антарктиды, а по времени всю эпоху  существования человека, сохранившись у некоторых народностей, живущих в отдаленных уголках планеты, до наших дней.

Еще в начале прошлого столетия об изобразительных памятниках первобытности  было мало что известно. Примерно с  середины XIX века началась серия открытий, связанных с развитием научной  археологии. Почти во всех концах земли  были обнаружены и раскрыты очаги  материальной культуры первобытности: стоянки пещерных людей, их каменные и костяные орудия труда — копья, палицы, дротики, рубила, иглы, скребки. На многих стоянках найдены предметы, которые нельзя назвать иначе, как  художественные произведения. Силуэты  зверей, узоры и различные знаки, вырезанные на кусках оленьих рогов, на костяных 
пластинках и каменных плитах, человеческие фигурки из камня и кости, скульптуры животных, рисунки, резьба и рельефы на скалах. В потайных скалистых пещерах археологи находят целые «музеи» первобытной живописи и скульптуры. В пещере Монтеспан (во Франции) открыли глиняную фигуру медведя без головы, у ног этой статуи лежал череп настоящего медведя. Очевидно, к ней приставляли окровавленную голову убитого зверя. На стенах и потолках пещер — многочисленные изображения, часть из них вырезанные, а часть исполненные минеральными красками. Это тоже в основном изображения животных — оленей, бизонов, кабанов, диких коней, длинношерстых мамонтов, саблезубых тигров. Лишь изредка попадаются изображения человеческих фигур и голов. Позднее, в эпоху неолита, первобытные художники стали изображать сцены из жизни племени — охота, сражения, пляски и обряды. Такие композиции приблизительно датируются VI—IV тысячелетиями до н. э. Самые ранние изображения, на которых преобладают портреты зверей, относятся к верхнему палеолиту, то есть были созданы 40-20 тысяч лет назад [6].

Образ человека в искусстве  палеолита оказывается на втором месте по количеству памятников, уступая  образам зверей. Для территории Испании  и Франции, по данным А. Леруа-Гуруна, этот перевес выражается в соотношении: 1404 изображения животного к 118 изображениям человека [8].

В искусстве палеолита  изображений человека сравнительно мало. Но все-таки они встречаются [6]. Самыми древними скульптурными изображениями на сегодняшний день являются так называемые «палеолитические Венеры» - примитивные женские фигурки. Они еще очень далеки от реального сходства с человеческим телом. Для них характерны некоторые общие черты: увеличенные бедра, живот и груди, отсутствие ступней ног, отсутствие четких черт лица. Их задача заключалась не в том, чтобы воспроизвести конкретную натуру, а в том, чтобы создать некий общий образ женщины, матери, символизирующую плодородие и сохранение домашнего очага. Мужские изображения в эпоху палеолита очень редки. Помимо женщин изображали животных: лошадей, коз, северных оленей и др. Почти все палеолитические скульптуры выполнены из камня или кости [10 стр. 217]. И в этих произведениях бросается в глаза одновременно и мастерство и примитивность. Мастерство заключается в том, как цельно и сильно почувствован объем, в том смысле, что фигуры достаточно выразительны. Но в них нет проблеска духовности, нет даже лица, оно не интересовало первобытных художников как предмет, достойный изображения. «Палеолитическая Венера» с ее вздутым животом, громадной грудью символизирует плодородие, и ничего кроме. Она более животна, чем сами животные, как они изображаются в искусстве палеолита [6]. Важно также обратить внимание на нарушение количественных пропорций между изображениями мужчины и женщины [8].

По данным З. А. Абрамовой, обобщившей в середине 60-х гг. по этой теме весь имеющийся на территории Европы и  Азии археологический материал, образ  человека передан 512 раз, в том числе  женщины – 266, мужчины 24, человека без  определенных признаков пола 128 раз; в 94 случаях изображены человекоподобные (зооморфные, антропоморфные) фигуры. Чем  вызван этот разительный контраст? Что скрыто за столь очевидной  ориентацией сознания древнего художника? [10 стр. 346]. В изображении зверей заметно, как сквозь инстинктивные, элементарные чувства прорывались «разумные» эмоции существ, начинавших мыслить и чувствовать по-человечески. Проявляется отношение к зверю не как к добыче, источнику питания, прослеживается восхищение его силой, почтение к нему как покровителю рода и высшему существу. Человек формировал свой духовный мир через познание и наблюдение внешней природы, мира зверей, который он тогда понимал лучше, осознавал яснее, чем самого себя [6].

До недавнего времени  ученые придерживались двух противоположных  взглядов на историю первобытного искусства. Одни специалисты считали древнейшими  пещерную натуралистическую живопись и скульптуру, другие – схематические  знаки и геометрические фигуры. Сейчас большинство исследователей высказывают  мнение, что и те и другие формы  появились приблизительно в одно время. Например, к числу самых  древних изображений на стенах пещер  эпохи палеолита относятся и  оттиски руки человека, и беспорядочные  переплетения волнистых линий, продавленных в сырой глине пальцами той  же руки [10 стр. 229]. Впрочем, и в этих примитивных орудиях, в этих обточенных осколках камня, уже таилось будущее искусства, как дуб таится в желуде. Любое развитое искусство является одновременно и созидание, и познание, и общение между людьми. По мере того как производство орудий формировало интеллект человека и пробуждало в нем волю к познанию, он начинал создавать вещи, все более похожие на произведения искусства в привычном для нас смысле. Первоначальный, слитный, комплекс разветвлялся, одной из ее ветвей было искусство. Постепенно в нем кристаллизуется и третья функция - общение людей, все более сознающих себя членами достаточно уже сложного коллектива. Она поступает более отчетливо в искусстве неолита, когда человеческое общество становилось обществом земледельцев и скотоводов [6].

В эпоху неолита искусство становится шире, разнообразнее, его формы претерпевают знаменательные перемены. Этот процесс был достаточно противоречивым, потому что что-то важное приобреталось, а что-то утрачивалось, в том числе утратилась первоначальная непосредственность видения, свойственная искусству охотников. Можно сказать, что искусство неолита более «условно», чем палеолитическое. В неолите преобладают не разрозненные изображения отдельных фигур, а связные композиции, где человек занимает главное место. Таких сцен много среди наскальных росписей в Африке, в Испании. Эти изображения достаточно живы и выразительны: стрелки с луками настигают бегущего оленя, летят и кружатся танцующие фигуры. Но сами фигуры – это только знаки людей, а не люди - тощие и черные силуэты. В упоминавшихся выше росписях в Африке много сцен с изображением различных ритуалов, здесь фигурируют люди с шарообразными головами, напоминающими скафандры, - что дало повод исследователю назвать эти изображения «марсианскими». Какая-то чуждая, бесконечно далекая жизнь отразилась в этих росписях, почти не поддающаяся расшифровке. Они полны дикой и странной выразительности [10 стр. 231]. 

3. ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ИСКУССТВА

 

 

Вопрос возникновения  искусства волновал лучшие философские  умы на протяжении многих столетий, вследствие чего возникло множество различных теорий, однако общей принятой теории, объясняющей возникновение первобытного искусства нет.

Информация о работе Искусство эпохи палеолита