Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 10:05, курсовая работа
Цель: охарактеризовать особенности искусства первобытного общества. Задачи:
-Рассмотреть основные теории возникновения искусства.
-Рассмотреть виды палеолитического искусства.
-Раскрыть особенности палеолитического искусства.
ВВЕДЕНИЕ 3
ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПЕРВОБЫТНОГО ИСКУССТВА 4
ЗАЧЕТКИ ИСКУССТВА 6
ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ИСКУССТВА 11
ВИДЫ ПЕРВОБЫТНОГО ИСКУССТВА 16
ИСКУССТВО РАННЕГО ПАЛЕОЛИТА 19
ИСКУССТВО ПОЗДНЕГО ПАЛЕОЛИТА 22
ИСКУССТВО ЭПОХИ МЕЗОЛИТА 24
ИСКУССТВО ЭПОХИ НЕОЛИТА 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30
ПРИЛОЖЕНИЯ 31
Религиозная теория
Данная теория основана на
том, что искусство возникло на почве
религии, то есть первобытные люди создавали
свои произведения, руководствуясь свой
верой в сверхъестественное. Возникновение
этой теории связано с тем, что на многих
палеолитических рисунках изображались
разнообразные религиозные и мистические
обряды. Однако, французский археолог, палеонтолог, и антро
Теория игры
Эта теория впервые была выдвинута Фридрихом Шиллером (1864–1937). Приверженцы данной считают главной причиной возникновения искусства необходимость расходования энергии, которая осталась нерастраченной в трудовой деятельности. Еще одной причиной возникновения искусства они называют необходимость "тренировки" для усвоения социальных ролей. Это положение обосновал Г. Спенсер (1820–1903). Й. Хейзинга (1872–1945) указывал, что культура в целом возникает в форме игры. [3 стр. 257] Основываясь на учении Дарвина, в котором говорится о том, что в животном мире красота это один из решающих факторов при половом отборе, они утверждают, что эстетические чувства являются врожденными и не признают познавательную функцию искусства. Один из сторонников игровой теории – Карл Бюхер утверждал: «игра древнее труда, искусство древнее производства полезных вещей». Несостоятельность этой теории заключается в том, что она рассматривает искусство как бесполезную трату времени и энергии, вызванную биологической необходимостью, в то время как искусство является осознанной и общественно значимой деятельностью человека.[4 стр. 130]
Божественная теория.
Божественная теория происхождения искусства связана с теорией происхождения человека, изложенной в Библии, согласно которой — «человек был создан Богом по его образу и подобию». Согласно божественной теории – фактором, предопределившим появление искусства, стало духовное начало человека, эта теория рассматривает искусство как божественный дар, а красоту как одно из имен Бога.
Теория художественного инстинкта.
Теория художественного
инстинкта рассматривает
Эротическая теория.
Эротическая теория зарождения
искусства, так же, как и теория
художественного инстинкта
Идеократическая теория.
Согласно этой теории искусство – плод изображения человеческого разума, то есть создано на основе сознательных идей. Однако несостоятельность этой теории можно объяснить тем, что искусство появилось на огромной территории и не может быть чьим-то изобретением.[4 стр. 131]
Теория подражания.
Согласно этой теории искусство
возникло в связи с стремлением
первобытных людей подражать
животному и растительному
Лингвистическая теория.
Эта теория объясняет происхождение искусства как стремление людей изобразить в письме, живописи и скульптуре.[4 стр. 132]
Психофизиологическая теория.
Кроме вышеперечисленных теорий возникновения искусства существует психофизиологическая теория. Согласно этой теории — искусство было необходимо человечеству для того чтобы сохранить себя и выжить в этом мире. Немецкий философ и психоаналитик Эрих Фромм писал о психологической потребности человека в творчестве: «В отличие от пассивного приспособления, присущего животному, люди стремятся преобразовывать мир. А это невозможно без тяготения к запредельному, без поиска идеального. Без этой внутренней изготовки к возвышенному, к романтическому порыву личность не может подняться над повседневной прозой жизни. Эта потребность продиктована наличием творческих сил в каждом индивиде, среди которых особое место занимает воображение, эмоциональность. В акте творчества человек соединяет себя с миром, разрывает рамки пассивности своего существования, входит в царство свободы».
Для того чтобы понять, как и благодаря чему возникло искусство, необходимо определить условия, способствовавшие возникновению художественного творчества, так как искусство существовало не всегда, а появилось в определенную эпоху.
Провести реконструкция культуры первобытного общества можно на основе изучения археологических находок, таких как обработанные камни, изделия из кости, керамики, наскальные рисунки и т.д., а также на основе этнографических материалов, свидетельствующих о развитии религии, мифологии, музыкального и художественного творчества. Георгий Валентинович Плеханов (1856 – 1918) писал, что в первобытном обществе «искусство есть непосредственный образ процесса производства». Одним из примеров изображения упомянутых выше процессов производства являются пляски. Опираясь на все это можно сказать, что «практически полезное предшествовало эстетически приятному».
Фридрих Энгельс, в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека», выделяет тот факт, что в ходе эволюции у человека наряду с развитием руки возникает членораздельная речь, появляются более совершенные органы чувств, вырабатываются эстетические чувства. Таким образом, искусство и трудовая деятельность развивались одновременно.
Помимо причины происхождения первобытного искусства, остается вопрос о его назначении. Здесь также нет определенного ответа. В советской историографии преобладало мнение, что искусство, как и знание, это одна из форм познания мира. Для древнейших этапов истории характерна нерасчлененность человеческого сознания, совмещающего в себе нравственные, религиозные и эстетические элементы.
Археологические исследования дают нам понять, что до того, как приобщиться к искусству, человек прошел достаточно продолжительный путь в своем развитии [3 стр. 142].
В палеолите первобытное искусство было представлено первобытной музыкой, танцами, песнями и обрядами, геоглифами (изображениями на поверхности земли), дендрографами (изображениями на коре деревьев) и изображениями на шкурах животных, разнообразными украшениями тела, создаваемыми при помощи цветных пигментов. Несмотря на все разнообразие видов первобытного искусства, не все они смогли продержаться до наших времен, сохранились и были обнаружены лишь некоторые знаки, выбитые на скальных поверхностях, анималистическая пещерная живопись, зооморфная и антропоморфная скульптура малых форм из кости и камня, гравировки и барельефы на кости, каменных плитках и роге, и многочисленные наскальные изображения на поверхностях скал. В этой связи изображения Верхнего палеолита можно поделить на следующие виды:
I. Первобытные рельефы
II. Скульптура(резьба по камню и кости)
III. Гравировка на камне и кости
IV. Живопись("монументальная" - украшающая
стены и своды пещер и "
I. Создавая "высокие" рельефы, первобытный человек часто использовал естественные выступы на стенах пещер. Позднее техника процарапанного рельефа будет развиваться в Древнем Египте. Рельефы делались не только на стенах пещер, но и украшали и орудия. Наряду с зооморфными рельефами узнаваемы и изображения людей. Предположительно женское и мужское изображения из Лосселя находятся в музее Бордо. Создание рельефа достаточно трудоёмкое занятие. Согласно легенде, первые живописные изображения возникли из абриса силуэта. Возможно, это относится и к рельефу. Внедряясь в камень, первобытный мастер впервые совершает попытку создания иллюзии не только двухмерного, но и трёхмерного пространства стены. Скорее всего рельефы имели свой изначальный, естественный цвет, поскольку, как свидетельствует сохранившаяся живопись, краски были достаточно прочны и не могли на этих изделиях исчезнуть бесследно.
II. Самой ранней первобытной скульптурой является "палеолитическая венера" из Виллендорфа(около 30тыс. лет до н. э.). Огромная, гипертрофированная нижняя часть и отвисшая от постоянного кормления грудь передавали идею материнства, плодородия, женственности. Лица на этой маленькой фигурке нет, оно закрыто шапкой кудрявых волос. Большинство «венер» того времени - безлики. Отсутствии черт лица в первобытной скульптуре так же характерно и для народного творчества, восходящего к заре человечества. У лица тоже отсутствовали. Скорее всего, это отражает восприятие статуэтки как материального воплощения божества или самого человека. Если дать ей портретные черты, она может стать лёгкой добычей злых духов и принести несчастье своему хозяину и всему его роду. Чем ближе к концу Верхнего палеолита, тем больше «венеры» начинали преобретать нормальные человеческие пропорции, как, например, савиньянская «венера» из Италии. Изоляция не многочисленных групп людей друг от друга была дгостаточно велика, поэтому говорить о влияниях, стилях и школах не имеет смысла. Однако аналогичных «венер» можно назвать достаточно много: «венеры» из Долни Вестонице, Мальты. Гагарино, Авдеево. Разный климат породил «северную» редакцию типологии виллендорфских «венер» - «венеру» из Костёнок. Её главной особенностью является то, что она одета в меховой комбинезон. Материалы, из которых создавалась первобытная скульптура, были различны. Это глина и зола, смешанные с пережжёнными костями и жиром. Первые изделия из глины найдены на стоянке охотников палеолита в Дольни-Вестоницы (Чехословакия). Маленькие скульптуры из глиняной смеси являются самыми древними образцами керамики. Кроме глины использовался, также стеатит, и кальцит, и кость мамонта. Именно из неё создаётся одна из самых ранних женских голов из Брассемпуи (ориньякский период, Франция, музей Сен-Жермен). Считается, что эта голова является фрагментом утраченной ныне древней «венеры». Данная голова также лишена черт лица. Персонажи первобытного искусства пока не обрели лиц, и в то же время они являются натуралистическим воспроизведением женских фигур и голов. Эти первые вещи нельзя назвать примитивами, напротив, они демонстрируют виртуозное владение материалом и реальное отношение к действительности. Показательно, что первым произведением первобытной пластики стала именно круглая скульптура.
III. Резьба по кости - излюбленное занятие
народов современного Севера и сегодня.
Зародилось оно в эпоху палеолита. Знаменитым
изображением на костяной пластинке, относящимся
к эпохе Мадлен, стала так называемая «Переправа
оленей через реку» (Франция, музей Сен-Жермен).
Композиция представляет собой происходящее
событие в "поперечном" разрезе, то
есть показан вид оленей «со стороны»,
как будто бы автор сам забрался в реку
и плывёт на некотором расстоянии от этих
животных. вместе с ними показан и косяк
рыбы, причём изображения этих рыб можно
назвать "рентгеновскими", поскольку
отчётливо виден их костяк. Головы рыб
касаются туловищ оленей, их чередование
позволяет воспринимать композицию как
орнамент, первый орнамент, где реальный
мир предстаёт перед нами отчётливо и
зримо. [5]