Исследование причин и последствий полиэтничности Пермского края

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 10:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы проанализировать причины и последствия полиэтничности Пермского края.
Для достижения заявленной цели необходимо решение следующих задач:
1) выявить сущность категории «этнос»;
2) охарактеризовать категорию этничности, выделить полиэтничность, описать причины её возникновения и последствия существования;
3) исследовать исторический предпосылки полиэтничности Пермского края;
4) проанализировать современный этнический профиль Пермского края, выявить проблемы и обозначить пути их решения.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Исторические предпосылки полиэтничности Пермского края 6
1.1.Складывание населения Пермской земли в Х-ХV вв. 6
1.2.Национальный состав населения региона в ХVII- ХХ вв. 7
Глава 2. Последствия полиэтничности региона 12
2.1.Социальная идентичность жителей Пермского края 12
2.2. Восприятие мигрантов жителями региона 14
2.3. Полиэтничность региона сегодня – проблемы и перспективы 15
Заключение 20
Список использованных источников и литературы 22

Вложенные файлы: 1 файл

Ibragimova_Lyaysan_-_Kursovaya_TON_31_05_2012.doc

— 148.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и  науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение высшего  профессионального образования

Пермский национальный исследовательский политехнический  университет

 

Факультет гуманитарный

Специальность 080504 «Государственное и муниципальное управление»

Кафедра государственного управления и истории

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Территориальная организация  населения

НА ТЕМУ

Исследование  причин и последствий полиэтничности Пермского края

 

Выполнил:

Студент факультета ГУМ группы ГМУ10-1

Ф.И.О. Ибрагимова Ляйсан Маратовна

Подпись (___________)

Проверил:

ассистент кафедры ГУиИ

Ф.И.О. Шевилева Екатерина Евгеньевна

Оценка  

Подпись (___________)

 

 

Пермь 2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

Введение 3

Глава 1. Исторические предпосылки полиэтничности Пермского края 6

1.1.Складывание населения Пермской земли в Х-ХV вв. 6

1.2.Национальный состав населения региона в ХVII- ХХ вв. 7

Глава 2. Последствия полиэтничности региона 12

2.1.Социальная идентичность жителей Пермского края 12

2.2. Восприятие мигрантов жителями региона 14

2.3. Полиэтничность региона сегодня – проблемы и перспективы 15

Заключение 20

Список использованных источников и литературы 22

Приложение 25

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

 

В последней четверти ХХ в. развитые страны активно продвигали идеи толерантности, в том числе и в национальной политике: поддержка национальных меньшинств, наделение их равными правами, финансовая и др. поддержка мигрантов и др.

Однако сегодня ситуация усугубилась. Яркий пример тому конфликты во Франции, всемирная угроза терроризма, которая исходит от исламского мира и др.

Сегодня перед полиэтничными  странами остро стоит проблема поиска такой интеграции, которая учитывала  бы и устраивала доминирующее большинство  и этнокультурные меньшинства. Безусловно, признание, включение нации в общество другой страны, получение гражданских прав часто сопровождаться конфликтами (в том числа и в экономически благополучных развитых странах). В нашей стране проблема интеграции усложнена тем, что Россия исторически многонациональная территория.

Цель работы проанализировать причины и последствия  полиэтничности Пермского края.

Для достижения заявленной цели необходимо решение следующих  задач:

1) выявить сущность  категории «этнос»;

2) охарактеризовать категорию  этничности, выделить полиэтничность, описать причины её возникновения и последствия существования;

3) исследовать исторический  предпосылки полиэтничности Пермского  края;

4) проанализировать современный  этнический профиль Пермского  края, выявить проблемы и обозначить пути их решения.

Объект исследования является этничность, а предметом - полиэтничность как сущностная характеристика исторического развития территории. Исследование проводилось на примере Пермского края.

Методологическую основу исследования составили концепции толерантности и мультикультурализма. Базовым тезисом концепции толерантности является утверждение, что группы людей должны иметь возможность мирно сосуществовать. Толерантность в данном случае – это принятие других, как они есть, и взаимодействие, основанное на понимании и согласии1. Концепция же мультикультурализма предполагает равенство культур и равенство прав на существование, а также интеграцию культур без ассимиляции.

Основными методами исследования выступили традиционный анализ документов, синтез, дедуктивный метод, социологический опрос.

Источниковую базу исследования составили работы зарубежных и отечественных  авторов. Так, одними из первых в отечественной науке проблемы культурной принадлежности страны подняли западники и славянофилы. Первые идентифицировали Россию как европейскую цивилизацию, другие в рамках самобытности и самодостаточности.

Советские историки, этнографы, социологи, политологи и др. исследователи  обратились к данной проблеме после  смерти Сталина И.В. Гумилев Н.2, Джунусов М.С. 3, Рогачев П.М.4 и др. разрабатывали теоретическую базу и такие термины как «интернационализм» и «советский народ».

В мировой науке сложилась  специализированная отрасль исследований управления полиэтничными сообществами - этнополитология. Ее концептуальные основы созданы в работах Ротшильда Дж., Геллнера Э. 5, Хобсбаума Э. 6, Келласа Дж., Хоровитца Д. и др.

Работы европейских  и американских ученых, Альтера П., Вебера М., Ландау И., Пайпса Р. Парентса М., Поппера К., Ротшильда И.7, Тойнби А., Хоскинга Дж., Шилза Ф., Ясперса К., наводят на мысль, что Россия в оценках западных коллег есть «вещь в себе», интеллектуальное осмысление которой связано с международными проявлениями, но не всегда с внутренней жизнью и закономерностями этнического и социального бытия.

Из современных отечественных  авторов, обратившихся к проблемам  сочетания социального и этнического  в обществе следует отметить Арутюняна Ю.В., Бромлея Ю.В., Здравомыслова В.А., Коротеевой В.В., Мнацаканяна М.О., Седовой H.H. и И.А. и др.. В нашем регионе данные проблемы изучали историки Нечаев М.Г.8, Черных А.В.9.

 

ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ  ПОЛИЭТНИЧНОСТИ РЕГИОНА

 

 

 

1.1.Складывание населения Пермской земли в Х-ХV вв.

 

 

 

По оценкам историка Черных А.В. «Пермский край занимает особое место в этнокультурном ландшафте Евразии. Его положение на границе нескольких этнокультурных зон – Европы и Азии, Великого леса и Великой степи, удобные транспортные водные и сухопутные пути, определили судьбу Прикамья как исторического «перекрёстка», где в прошлом и настоящем переплелись судьбы многих народов».

Население региона по хозяйственно-культурным типам, языковой принадлежности в этот период можно разделить на три большие группы:

1) аборигенное население,  издревле проживавшее на Урале  и говорившее на языках пермской ветви финно-угорской семьи. В хозяйстве преобладали пашенное земледелие и лесное скотоводство в сочетании с развитой охотой и рыболовством. Это предки коми-премяков и удмуртов. Население угорской ветви языков — предки манси и хантов — занималось таежной охотой и рыболовством в сочетании со скотоводством северного типа (оленеводство и собаководство);

2) смешанное население,  сформировавшееся позднее аборигенного  за счет переселений из других  районов и включавшее в свой  состав часть аборигенов. Преимущественно это было тюркское по языку население — предки башкир, казанских и сибирских татар, большая часть которых занималась кочевым и пастушеским скотоводством и охотой с зачатками земледелия, а часть была уже оседлыми пашенными земледельцами. К этой группе можно отнести и небольшие группы самодийцев — предков ненцев: тундровых охотников и оленеводов;

3) поздние переселенцы,  появившиеся на Урале до русских  и продолжавшие переселяться  во время русской колонизации,  иногда вместе с русскими. По  языку и типу хозяйственной деятельности они были близки или аборигенному (коми-зыряне, мари, мордва), пли смешанному населению (чуваши, казахи, калмыки). Они или сливались с близкими им по языку формирующимися народностями, или образовывали самостоятельные этнические группы.

В X—XV вв. они осваивали территории Урала. В этот период племена и группы размещались удаленно друг от друга. Большая часть территории Урала оставалась незаселенной, что создало условия для проникновения русского населения, поскольку они находились на более высоком уровне развития. Историки сходятся во мнении о том, что русские приняли активное участие в заселении и освоении края.

 

1.2.Национальный состав населения региона в ХVII- ХХ вв.

 

 

 

Безусловно, появление  русских в регионе оказало значительное влияние на все сферы жизни, в том числе культуру и быт жителей края. В XII—XVII вв. происходил обмен, взаимообогащение между коренным населением и русскими (большинство – крестьяне).

Это, например, по данным этнографов проявилось в развитии пашенного земледелия, влиянии на деревянное зодчество, распространении русского языка, письменности, православия (официальной религии феодального государства).

Но было и обратное - русские перенимали приемы охоты, рыбной ловли и другие элементы культуры.

Здесь важно отметить, что развитие русской культуры в регионе, оставаясь частью общерусского культурно-исторического процесса, но особенности освоения края придавало специфику, в силу социально-экономических отношений и контактов с другими народами.

К 19 в. консолидация коми-пермяков, удмуртов, башкир и других завершилась10. Несмотря на особенности культуры, быта, наличия языка они были включены в общероссийский процесс. Закономерности его определяли все стороны жизни страны и регионов, всего населения и отдельных народов, народностей, этнических групп. Все это обуславливалось взаимопроникновением и взаимовлиянием культуры хозяйствования народов. Происходила нивелировка национальных различий, особенно в земледелии, животноводстве, промыслах. Хозяйство народов Урала исподволь вовлекалось в товарно-денежные отношения. Катализатором этого процесса была бурно развивающаяся уральская промышленность. Территории расселения основных народностей Урала в XVIII в. почти совпадают с современными. Еще к концу XVII в. большая часть коми-пермяков, живших в верховьях Камы и по Вишере, переселилась в бассейн западных притоков Камы — Иньвы и Обвы, а также в бассейн Косы и Язьвы.

В XVIII в. завершился процесс  консолидации северной и южной групп  удмуртов в единую народность. Небольшие  группы удмуртов жили в Осинском и Красноуфимском уездах Пермской губ. Татары в пределах Уральского региона расселялись несколькими группами. А также   марийцы, башкиры и др.

По переписи 1869 г. в регионе проживало русских – 506 724 человека, коми-пермяков – 62 130, татар – 19 130, башкир – 32 882, удмуртов – 3346, марийцев – 9815, манси – 424.

В 20 в. для Прикамья, его  этнокультурной истории были характерны в основном те же процессы, что протекали  и во многих других регионах России: массовые миграции, урбанизация, разрушение многих элементов традиционной культуры, ассимиляционные и интеграционные процессы, ссылки, высылки, депортации, выдворение и пр.

Наряду с репрессиями  целых народом национальным меньшинствам уделялось особое внимание власти. Так в 1920-1930 гг. национально-государственное строительство было связано со становлением государственности коми-пермяцкого народа. 26 февраля 1925 г. Президиум ВЦИК постановил образовать наряду с другими административными округами Уральской области Пермяцкий округ (с небольшими дополнительными правами). В 1930 г. все округа, за исключением Пермяцкого, были упразднены. В этот период на основе русского алфавита был создан язык для коми-пермяков. На основе азбуки были составлены первые национальные учебники для обучения грамоте коми-пермяков. К 1932 г. удалось ликвидировать неграмотность в округе11. Авторы А.Н. Зубов и М.П. Лихачев: ровесники, коми-пермяки, писатели.

М.П. Лихачев  работал в редакции окружной газеты «Пахарь», с 1934 г. член Союза писателей  СССР. А.Н. Зубов - основоположник коми-пермяцкой литературы и письменности, член Союза писателей СССР. Их работа продолжалась до ареста. В 1937 г. им предъявлено обвинение «за участие в контрреволюционной организации, объединении угро-финских народностей, коми-пермяцких народностей, коми-зырян, карелов и финнов и организации самостоятельной угро-финской федерации. Выход из Союза ССР, объединение с Финляндией, установление буржуазно-демократического строя государственного управления». Обвинение было абсурдным и недоказанным. Однако Зубов признал «полностью предъявленное ему обвинение, а Лихачев не признал ни одного из них». Для властей это не имело значения - ученые-пермяки были приговорены к высшей мере наказания. По иронии судьбы в этом же, 1937 г. состоялась окружная языковая конференция, после которой принятый проект алфавита был предоставлен на рассмотрение и утверждение в областных и центральных организациях. Надо отметить, что подобные обвинения – объединение угро-финских народностей, татаро-башкирские группировки в этот период приобрели массовый характер.

Массовые миграции населения  привели к заметному усложнению этнического состава населения. Так, если в 1890 г. в г. Перми проживали  представители 22 национальностей, то в 1989 г. – более 100. Хотя по-прежнему основную часть населения региона составляли народы, давно освоившие край.

Три магистральные культуры включены в Пермский регион – финно-угорская (коми-пермяки, удмурты, марийцы, манси), тюркская (татары и башкиры) и славянская (русские). Финно-угорская наиболее древняя для территории региона. Коми-пермяки являются народом, культура которого представлена прежде всего в регионе. Тюркский элемент позднее здесь формировался и вобрал черты угорского населения. Пермские татары и башкиры также являются одной из самых северных периферийных групп этих народов.

Для советской историографии  были характерны формулировки: "В  антифеодальной борьбе, как и в  совместном труде, закладывались и  крепли традиции сотрудничества и дружбы народов Урала с трудовыми  массами русского народа".

Действительно, этническая история региона многогранно. Безусловно, коренное население не всегда положительно встречало пришлых.  Одним из самых болезненным для язычников был процесс христианизации. Однако в целом серьезных конфликтов и противостояний не наблюдалось.

Более того, история ХХ в., когда на территории региона арестовывались по политическим мотивам наряду с  русскими коми-пермяками, башкирами, татарами литовцы, англичане, армяне, литовцы, латыши, китайцы, грузины, японцы и представители др. национальности с одном стороны подтверждает многонациональность региона, с другой стороны канва исторических событий может выступить тем связующим звеном в истории народов (общей, одной на всех истории) для преодоления конфликтов и установления взаимопонимания.

Информация о работе Исследование причин и последствий полиэтничности Пермского края