Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 10:55, курсовая работа
Цель работы проанализировать причины и последствия полиэтничности Пермского края.
Для достижения заявленной цели необходимо решение следующих задач:
1) выявить сущность категории «этнос»;
2) охарактеризовать категорию этничности, выделить полиэтничность, описать причины её возникновения и последствия существования;
3) исследовать исторический предпосылки полиэтничности Пермского края;
4) проанализировать современный этнический профиль Пермского края, выявить проблемы и обозначить пути их решения.
Введение 3
Глава 1. Исторические предпосылки полиэтничности Пермского края 6
1.1.Складывание населения Пермской земли в Х-ХV вв. 6
1.2.Национальный состав населения региона в ХVII- ХХ вв. 7
Глава 2. Последствия полиэтничности региона 12
2.1.Социальная идентичность жителей Пермского края 12
2.2. Восприятие мигрантов жителями региона 14
2.3. Полиэтничность региона сегодня – проблемы и перспективы 15
Заключение 20
Список использованных источников и литературы 22
ГЛАВА 2. ПОСЛЕДСТВИЯ ПОЛИЭТНИЧНОСТИ РЕГИОНА
2.1. Социальная идентичность жителей Пермского края.
По мнению историка Черных А.В., этническая культура, оставаясь одной из важных составляющих историко-культурного наследия, продолжает сохранять свой потенциал в качестве важного ресурса для формирования имиджа региона и его современного развития.
Этническое развитие Пермского региона на протяжении последних двух десятилетий проходило в сложных условиях. Это рост этнической активности и самосознания. Но этот процесс растянулся: если национально-культурные центры у удмуртов, татар и башкир созданы в 1991 г., то у пермских чувашей в 2001 г. Ассимиляционные процессы явно выражены в городах12. Таким образом, история формирования населения Прикамья показывает, что на протяжении всей истории регион складывался как полиэтничный, его осваивали разные по происхождению, языку, хозяйственному укладу и традициям народы.
Идентичность – это понимания индивидом себя как части социальной группы. Поскольку группы сегодня чрезвычайно размыты, а в рамках работы заложен территориальный аспект возьмем за основу такой вид социальной идентичности – как территориальной.
Пермский регион можно рассматривать как исторически сложившуюся общность с определенной территорией, экономикой, особенностями быта и культуры.
Территория отражается на специфике взаимодействия индивидов, то есть происходит отождествление себя как части территориальной общности. Все это позволяет говорить о сложной структуре территориальной идентичности. Иерархия представляется в виде уровней:
1) микроуровень (городской район, микрорайон);
2) мезоуровень, включающий город или район области, края и собственно область, край, республику;
3) макроуровень, то есть уровень национальный (страна) и межнациональный (сообщество, содружество государств, часть света и т.п.).
Для анализа этнического профиля Пермского края автором было проведено исследование среди студенческой аудитории. Выборка составила 100 человек. Поскольку вопрос о национальности в настоящее время представляется не политкорректным, респондентам предлагалось идентифицировать себя с жителем Перми.
В итоге к категории «пермяки» было отнесено большинство (79%) – это те, кто родился здесь (не важно проживают или нет, живет в настоящее время, географически – все жители края, не только краевой столицы), а также прослеживалась взаимосвязь между произношением слова ПерЬмЬ и окающим произношением слов.
К категории «живу в регионе, но не могу себя отнести к пермякам» отнеслись 13%, причем у многих звучало «Ну я уже почти пермяк».
К категории «а кто это?» отнеслись 8%. Их позиция достаточно интересна, они не выделяют жителей региона из общероссийского контекста.
Также был задан второй вопрос – назвать отличительные черты, маркеры региона. «Пермяки» назвали культурные проекты, пермскую картошку, «не пермяки» промышленные предприятия, соль. Последняя категория в числе маркеров назвала коми-пермяков, реальных пацанов и др.
Примечательно, что представителей национальных меньшинств назвали лишь «чужие».
2.1. Восприятие мигрантов жителями региона
Для региона стал характерен
миграционный прирост, который сочетается
с быстрым снижением в
Толерантности здесь воспринимается как уважение и принятие новых членов общества. Показатели, характеризующие уровень толерантности в различных возрастных группах, указывают на то, что в наибольшей мере фобии распространены в молодежной среде.
Негативные моменты
связаны с тем, что представители
новых диаспор предпочитают жить
в рамках собственных социально-
Тем не менее присутствует скрытая напряженность. Отсюда, надо повышать уровень социального доверия для снижения негативных характеристик.
Проблема отношения к мигрантам в таком контексте выражена не только в регионе, но и в целом по стране.
Настроения в отношении мигрантов полярно. Есть положительная сторона –готовность общаться и сотрудничать, вступать во взаимодействие. Это касается сферы трудовых отношений. Респонденты отмечают положительные последствия присутствия мигрантов на территории Пермского края в различных сферах. Но все- таки существует и некоторое противоречие.
С другой стороны мигранты оцениваются негативно, в том числе по причине роста количества преступление, совершенных выходцами из стран СНГ.
Распространение информации о культурном своеобразии, о бытовых традициях народов, населяющих наш край исторически и появившихся в процессе миграционных передвижений, является залогом повышения уровня толерантности в межэтнических отношениях на территории нашего региона и преодоления существующих на сегодняшний день у части населения интолернтных социальных установок и настроений.
Преодоление негативного социоэтностереотипа возможно в том случае, если СМИ будут осуществлять конструирование социального сознания не на акцентировании негативных «образов» мигрантов и отрицательных последствий их проникновения на территорию проживания местного населения, но и освещать позитив обогащения общества новыми членами, знакомить с особенности их этнической культуры, то есть осуществлять деятельность по формированию «межкультурного диалога» на территории не только нашей «малой Родины».
Наличие в Прикамском социуме толерантно настроенной к мигрантам части населения13, среди разных возрастных, этнических и социально-статусных групп, дает основания для благоприятных прогнозов развития цивилизованного общества, демократических традиций в Пермском крае. Любая интеракция предполагает позитивную мотивацию и готовность к сотрудничеству двух и более сторон. При соблюдении правил социального и правового поведения, взаимопомощи в адаптации мы сможем сформировать позитивный не только диалог, но и полилог и от этого зависит будущее нашего общества, государства и подрастающего поколения.
2.3.Полиэтничность сегодня – проблемы и перспективы
Хотелось бы отметить, что региону удалось избежать межэтнических столкновений и в историческом опыте населения края отсутствует опыт решения межэтнических проблем силовыми методами. А полиэтничность, поликультурность и многоконфессиональность являются мощным потенциалом развития территории и наша задача – бережно сохранять мир и согласие между народами, сделать так, чтобы всем жилось комфортно.
В Прикамье активно происходило их взаимодействие. Традиционная культура каждого народа складывалась и развивалась в условиях диалога с культурами соседей. Характерной особенностью этнической культуры пермских народов являются межэтнические заимствования, явившиеся результатом этого диалога. Степень и формы взаимодействия оставались разными: от незначительных заимствований до полной ассимиляции.
Сегодня в Пермском крае проживают представители более 80 национальностей. Емкость национальных сегментов равна 15 % в Пермском крае и 11,4 % в Перми.
Национальный состав населения Перми, %:
Необходимо помнить, что каждый нуждается в:
Чем менее адаптирован представитель той или иной национальности к жизни в другой стране и чем сложнее будет для него проходить процесс ассимиляции, тем сильнее будут выражены эти потребности.
На территории региона функционируют 131 национальное образовательное учреждение, работают несколько национальных культурных центров, выпускается несколько газет на национальных языках, проводятся различные мероприятия.
В тоже время уникальный пермский опыт межконфессиональных отношений имел одним из результатов создание Межконфессионального консультативного комитета Пермской области, в который вошли главы традиционных конфессий города для обсуждения и решения социально-значимых проблем. Координируя свою деятельность с Межконфессиональным консультативным комитетом Пермской области (МКК), библиотека наладила с ним партнерские отношения в разработке и реализации проектов для участия в федеральных, областных и городских конкурсах. Библиотека участвует в конференциях МКК(«450-летие христианизации Прикамья»); программе «Этнический мир Прикамья в объективе видеокамеры», проводимой фондом «НАНУК» и МКК16.
В Перми нет национальных магазинов. Между тем, это свободная рыночная ниша, которая предполагает большие возможности для предпринимателей.
Национальный магазин — это торговая точка, которая предлагает товары и услуги для конкретного национального сегмента.
Так, например, сирийцы утверждают: «Если бы был супермаркет, где я могу купить товары от одежды, продуктов до музыки, он бы был невероятно популярен». То же наверно можно сказать и в отношении иных национальностей.
В целом на пермском рынке сейчас активно представлено 10-15 национальных кухонь. А если проживает около 80 национальностей, то рынок имеет огромный потенциал развития.
Далее - организация досуга - массовых мероприятий.
Это важно и актуально, поскольку происходит охват новых национальностей, появляются постоянные места для этого.
И, самое, важное - огромный комплекс услуг по языковой части. Открытого предложения по периодике и литературе на национальных языках почти нет (за исключением культурных центров и т.п.).
В связи с этим необходимо:
1) формирование предложений для удовлетворения спроса национальных единиц;
2) проведение тренингов, которые направлены на понимание национальных культур, повышение навыков общения с национальными сегментами.
В последние годы возрос интерес туристов к народным промыслам и ремёслам, при этом не только с целью знакомства с произведениями народных мастеров, но и знакомству и освоению традиционных технологий. Территории Пермского края, активно развивающие это направление народного творчества, также в ближайшее время могут включиться в активную туристическую деятельность, презентуя данное направление народной культуры. В настоящее время в этом регионе нет активно действующих туристических маршрутов, в то время как потенциал для развития этнокультурного туризма огромен. Регион отличает значительная сохранность традиций, бытование многих архаичных представлений и обрядов, что делает возможным развитие туристических маршрутов, сориентированных на знакомство с культурой и жизнью народа в местах их расселения, знакомство с мастерами и технологиями народных промыслов и ремесел, традициями национальной кухни, музейными коллекциями. Этнографический туризм может стать самостоятельным направлением туристических маршрутов региона.
Таким образом, в отсутствии существенных этнополитических конфликтов в регионе этот вопрос можно превратить в преимущество в развитии Пермского края, путем создания определенного набора услуг для представителей наций, а также создании экскурсионных маршрутов, культурных мероприятий и пр.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В Пермском крае на современном этапе существенных противоречий в этнополитической сфере нет. Это может быть связано с тем, что регион не является привлекательным для мигрантов. Местные жители не проявляют этнополитической активности (негативной), кроме националистических группировок среди русского населения. Угроза для коми-пермяков - это утрата собственной идентичности. Для этого, помимо поддержки региона и культуры необходимо, необходимо сохранить подготовку кадров – учителей коми-пермяцкого языка на базе ПНИПУ.
Самой активной и многочисленной является татарская диаспора. Другие народы не проявляют этнополитической активности. Наиболее сложная - группа выходцев из стран СНГ.
Информация о работе Исследование причин и последствий полиэтничности Пермского края