Исследование учебного псалтиря как исторического источника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2014 в 09:52, реферат

Краткое описание

Цель моей работы: исследование семейной реликвии (Псалтиря 1901 г.) семьи Смирновых и восстановление при помощи различных источников истории рода Комаровых. Задачи:
Узнать, что такое Псалтирь.
Определить место и время покупки Псалтиря.
Узнать о назначении Учебного Псалтиря.
Выяснить, как он появился в семье Смирновых.
Выяснить судьбу владельцев.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ….……………………………………………………………3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ……………………………………………………..4
1.1Исследование Псалтиря, как исторического источника……………4
1.2 Что я узнал о псалтире……………………………………………….6
2.1 История семьи Комаровых и реликвии, хранящиеся у потомков...6
2.2 Связь истории рода Комаровых с историей России………………13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….13
ЛИТЕРАТУРА….………………………………………………………..14
Словарик………………………………………………………………….15

Вложенные файлы: 1 файл

Работа.doc

— 98.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

«Исследование учебного псалтиря как исторического источника».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: Болошов Павел

ученики 9 класса Ермаковской средней

общеобразовательной школы

 

Научный руководитель: Петрова Е. В.

учитель истории и обществознания

Ермаковской СОШ

 

 

 

 

 

 

                   РМР, 2012

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

Стр.

 

ВВЕДЕНИЕ….……………………………………………………………3  

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ……………………………………………………..4

1.1Исследование Псалтиря, как исторического источника……………4

1.2 Что я узнал о псалтире……………………………………………….6

2.1 История семьи Комаровых и реликвии, хранящиеся у потомков...6

2.2 Связь истории рода Комаровых с историей России………………13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….13

ЛИТЕРАТУРА….………………………………………………………..14

Словарик………………………………………………………………….15

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………..17 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Предмет реферативной работы – псалтирь 1901 г. Используя его как исторический источник (вещественный и письменный), можно проследить историю рода Комаровых и семьи Смирновых, входящей в их генеалогическое древо, а по истории рода Комаровых можно проследить самые яркие события истории XX века.

Актуальность моей работы в том, что сейчас не в каждой семье есть предмет, которому уже более ста лет, и по которому можно проследить жизнь простых людей ХХ века.

Цель моей работы: исследование семейной реликвии (Псалтиря 1901 г.) семьи Смирновых и восстановление при помощи различных источников истории рода Комаровых.

Задачи:

  1. Узнать, что такое Псалтирь.
  2. Определить место и время покупки Псалтиря.
  3. Узнать о назначении Учебного Псалтиря.
  4. Выяснить, как он появился в семье Смирновых.
  5. Выяснить судьбу владельцев.

В работе применялись методы: беседа с учителем информатики Смирновой Валентиной Николаевной,  сыном священнослужителя Андреем Растопченым, изучение родословной семьи Смирновых, поиск информации в Интернете.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

 

1.1 Исследование Псалтиря, как исторического источника.

 

Учебная псалтирь. - СПб.: Издание училищного при Святейшем Синоде Совета, Синодальная типография, 1901. - 168, [1] л.: ил.; 21х14,2 см. В серой цельнотканевой орнаментированной издательской обложке. Имеются загрязнения обложки, надрыв корешка, распадение блока на тетрадки, загрязнения страниц, воск на страницах, возможны утраты, пометки сделанные химическим карандашом.

Псалтирь написана на церковнославянском языке. Год издания и страницы пронумерованы кириллицей. Раньше славянские числа записывались в непривычном нам виде: не арабскими цифрами, а буквами той же самой кириллицы. Для того, чтобы не перепутать число и слово, над числом ставится титло. Если же требуется записать число, содержащее тысячи, то к буквам, обычно означающим единицы, добавляется подстрочный знак, указывающий на увеличение в тысячу раз (см. Приложение 7).

Псалтырь в переводе с греческого  psalmom- обозначает религиозное песнопение. Церковная книга Псалтирь частично создавалась самим Иисусом Христом, но в основном его автором был царь пророк Давид. Эта книга рассказывает о самом Иисусе Христе от первого лица. Общее название старопечатных Псалтирей, выглядит так: пророка и царя Давида. Псалтирь создавался на церковнославянском языке. Из всех книг священного писания, книга псалмов была у христиан самой любимой книгой. В Псалтире содержится 150 псалмов.

Первый Печатный двор в России был основан около 1553 г. для того, чтобы проверить все писанные от руки церковные книги, в которые прокралось много ошибок, искажений, и заменить их печатными.

В 1721 г. печатный двор вместе с другими типографиями был передан Синоду, а в 1727 г. к Московскому печатному двору были присоединены все петербургские типографии, кроме типографии при Сенате, которая должна была печатать указы правительства, и типографии Академии наук. Сделано это было для того, чтобы церковные книги печатались в одном месте. В 1756 г. первый печатный двор, переименованный в Синодальную типографию (находился на Никольской ул. вместе с книжной лавкой), помог устроить книгопечатание при первом в России университете, отдав для этого часть своих станов, гравировальных досок, некоторых мастеров.

Типография постоянно перестраивалась, расширялась. Этот процесс наблюдался и в конце XVIII в., и в первой половине XIX в. Перестройка зданий велась с учетом архитектуры древних построек.

В Синодальной типографии работали крепостные, или, как их еще называли, типографские рабочие. Руководили работами типографская контора, директор, товарищ директора, фактор. На гербе типографии были изображены лев и единорог.

Синодальная типография, так же как и другие типографии, приобретала скоропечатные машины. В 1844 г. она имела их две, помимо 22 печатных станов, в 1857 г. — четыре.

Синодальная типография была одной из самых больших в России, она практически полностью удовлетворяла спрос на богословскую и богослужебную литературу. В ней печатались книги на старославянском, русском, французском, немецком, греческом, латинском, еврейском, грузинском и некоторых других языках.

Значительная часть издаваемой литературы была учебная: буквари, азбуки, псалтири учебные, грамматики, хрестоматии греческого и латинского языков.

Публиковались исторические памятники: сочинения Иоанна Златоуста, Василия Великого, русские летописи. Книги печатались церковной и гражданской печатью, украшались киноварью. Одна и та же книга могла выйти и в полном виде и в сокращенном, и богато украшенной и вообще без украшений.

Издавались и собрания сочинений святых отцов. Например, в 15 томах изданы сочинения Тихона, епископа Воронежского. Значительное место занимала литература по истории церкви, христианского учения. Ряд изданий можно отнести и к историческим исследованиям, например историческое описание храмов.

Потребность в изданиях Синодальной типографии в первой половине XIX в. оставалась высокой, прежде всего среди низших и средних слоев населения. Именно по книгам, вышедшим из Синодальной типографии, учились дети в церковноприходских школах, духовных академиях, семинариях. Распространена была церковная литература и среди купечества.

 

1.2 Что я узнал о  псалтире.

Исследовав Учебный Псалтырь, как исторический вещественный источник я узнал, что он начала ХХ века. Он использовался при изучении Закона Божьего, который был основным предметом в церковно-приходских и народных училищах. Узнали о синодальной типографии Санкт-Петербурга, которая занималась выпуском такой литературы. На страницах воск от свечи, пометки карандашом, отсюда можно сделать вывод, что её читали часто, особенно в годы войны.

 

2.1 История семьи Комаровых и реликвии, хранящиеся у потомков.

 

Комаров Алексей Дмитриевич родился в 1900 году в деревне Зубарево Пошехонского уезда. Эта деревня упоминается в книге Ярославской губернии по сведениям 1859 года в 1865 году. Родители сосватали его с простой девушкой Татьяной из соседней деревни. Молодожёны до свадьбы даже не были знакомы, что было обычным делом в царской России в крестьянской среде. Татьяна Алексеевна всю жизнь была очень набожным человеком. Родственники из города Санкт-Петербурга (много фотографий, см. Приложение 1) прислали девочке в подарок книгу «Учебный псалтырь», по которому она изучала Закон Божий, а так же учила церковно - славянский язык. Скорее всего, Татьяна Алексеевна училась в церковно-приходской школе Пошехонского уезда или получила домашнее образование, и Закон Божий был основным предметом, который как мы выяснили из Интернета «проходился семью уроками в неделю». 1 апреля 1902 г. Императором Николаем II утверждено «Положение о церковных школах ведомства православного исповедания». Положение являлось новой редакцией «Правил о церковно-приходских школах». Открывающиеся при церквах и монастырях с разрешения епархиального училищного совета, церковно-приходские школы принимали детей от 8 лет. Курс учения в одноклассных школах продолжался 3 года, а в двухклассных - 5 лет. Преподаваемыми предметами в них были: 1) Закон Божий (молитвы, священная история Ветхого и Нового Завета, объяснение богослужения и краткий Катехизис); 2) церковное пение; 3) церковно-славянская грамота; 4) русский язык (чтение церковной и гражданской печати); 5) письмо (чистописание); 6) начальная арифметика (обучение счислению) и 7) рукоделие (для девочек). В двухклассных школах, сверх того, преподавались: краткая церковная и отечественная история, география, в связи с краткими сведениями о явлениях природы, черчение и, по возможности, рисование. Положение узаконивало деятельность школ грамоты с 2-х-летним курсом обучения, открываемых по деревням и посёлкам, удалённых от храмов, но входящим в состав прихода, а также воскресных школ для лиц, не имеющих возможности обучаться ежедневно. В церковно-приходских школах на первом плане стояли вопросы воспитания, а затем уже образования. По словам историка просвещения в России Н. В. Чехова, эти школы должны были «больше воспитывать, чем учить, более сообщать навыков, чем знаний, больше развивать религиозные чувства, чем ум ребенка».

Алексей Дмитриевич был по тому времени образованным человеком, т.к. закончил четыре класса Зубаревского начального народного училища Пошехонского уезда  с похвальным листом (см. Приложение 2). Начальные училища Министерства народного просвещения действовали согласно Положений о начальных народных училищах 1864 г. и 1874 г.; учебный план в них выстраивался в соответствии с «Примерными программами предметов, преподаваемых в начальных народных училищах ведомства Министерства народного просвещения». Начальные училища имели «целью утверждать в народе религиозные и нравственные понятия и распространять первоначальные полезные знания». Предметами учебного курса начальных народных училищ служили: 1)Закон Божий в составе краткого Катехизиса и священной истории, 2) чтение по книгам гражданской и церковной печати; 3) письмо; 4) четыре действия арифметики и 5) церковное пение.

При внешнем сходстве учебных планов, по которым учились Татьяна Алексеевна и Алексей Дмитриевич  и составляющих частей Закона Божия в начальных училищах и церковно-приходских школах, - легко увидеть разницу. Во-первых, в начальных училищах целью обучения ставилось «утверждение в народе религиозных и нравственных понятий», а в церковно-приходских школах цель обучения состояла в утверждении «православного учения веры и нравственности христианской». Утверждение «религиозных понятий» и утверждение «учения веры» - это не одно и то же. Во-вторых, в состав Закона Божия, изучаемого в начальных училищах входил только краткий Катехизис и священная история, а курс Закона Божия церковно-приходских школ был намного полнее и солиднее (молитвы, священная история Ветхого и Нового Завета, объяснение богослужения и краткий Катехизис). Естественно и объяснимо, что в церковной школе был усилен религиозный момент. В третьих, помимо указанных предметов в начальных светских и церковных школах изучались рукоделие (для девочек), а в двухклассных школах, сверх того, преподавались: краткая церковная и отечественная история, география, в связи с краткими сведениями о явлениях природы, черчение и, по возможности, рисование.

 К учителю начальной школы предъявлялись высокие требования. В программе испытаний на звание учителя (1896 г.) отмечено, что помимо знания русского языка, счисления, истории и многих других предметов, преподаваемых в начальной школе, учитель её должен был проявить знания и по предмету Закона Божия, который им хотя и не преподавался, но религиозная настроенность учителя обязывала к соблюдению требований, в число которых входило: 
«1) Знание молитв, помещённых в конце учебного часослова, изданного по благословению Св. Синода.

2) Священная история ветхого и нового завета, по одному из учебников, одобренных для городских и уездных училищ.

3) Краткий катехизис, по книге  «Начатки христианского учения»
4) Учение о богослужении, по одному из учебников, одобренных для городских и уездных училищ.

5) Церковная история, по книге "Краткая  церковная история по программе  городских и уездных училищ" П. Смирнова или другому учебнику, одобренному для городских и  уездных училищ».

Все преподаватели средних учебных заведений давали присягу, которая ко многому обязывала учителя, вступающего в должность. Для православного учителя много значили начальные слова присяги: «Я, нижепоименованный, обещаюсь и клянусь Всемогущим Богом, пред Святым Его Евангелием ...». Присяга давалась по написанному лично тексту и приводилась в исполнение чтением «клятвенного обещания» и завершалась целованием «слов и Креста Спасителя», в присутствии директора учебного заведения. К присяге учителя приводил, как правило, священник домовой (училищной, гимназической) или приходской церкви. Наёмные отношения предполагают лишь соблюдение условий и требований договора и не имеют в виду нравственный долг присягающего. Текст присяги как раз глубже и значительнее обычного трудового договора и обращался к нравственной совести присягающего. Клятвенное обещание давалось во исполнение правил, предписанных ст. 186 (Уст. о служ[ебных]. Прав[илах]., Т. III. Изд. 1896). А присяжный лист отправлялся попечителю учебного округа.

Алексей Дмитриевич в бога верил, потому что получил религиозное образование, да, и в семье, скорее всего, соблюдали посты, ходили в церковь, отмечали церковные праздники. После прихода к власти большевиков отношение к церкви у Алексея Дмитриевича изменилось, т.к.  началась пропаганда, направленная на «отлучение человека от церкви». Закрывались храмы, священников убивали, ссылали в Сибирь, сжигались церковные книги, иконы, распродавалось за границу церковное имущество, запрещалось справлять церковные обряды, например, крестить детей. Уверовав в новую власть Советов, Алексей Дмитриевич сам не молился, но молиться жене не запретил, поэтому в их доме были иконы, книги.

В семье Комаровых родились два мальчика близнеца и две девочки погодки. Был построен дом, подрастали дети, расширялось хозяйство. Трудные времена пережила семья в период коллективизации.

По решению XV съезда ВКП(б) 1927 года объединение индивидуальных хозяйств в колхозы рассматривалось как «основная задача партии в деревне». Тем не менее в 1928 году из 24,9 млн. крестьянских дворов были коллективизированы лишь 416 тыс. (1,7%).

В Ярославском округе по решению областного руководства намечалось вовлечь в 1930 году в колхозы 27% хозяйств, в Рыбинском – 35%. Для обеспечения скорейшего выполнения поставленных планов в крае был организован набор рабочих – т.н.  двадцатипятитысячников. В Ярославле и Рыбинске для кандидатов были организованы специальные курсы, по окончании которых рабочие направлялись в колхозы на руководящие должности. В ходе осуществления коллективизации организаторы колхозов допускали многочисленные, подчас вопиющие, нарушения, угрожая крестьянам, которые отказывались вступать в колхоз, изъятиями земельных наделов, конфискацией имущества, выселением, арестами.

Информация о работе Исследование учебного псалтиря как исторического источника